Элективный курс по литературе для учащихся 9-11 классов «Театральное искусство и литература»

0
0
Материал опубликован 27 January 2019

Элективный курс по литературе для учащихся

9-11 классов /34 часа/

«Театральное искусство и литература».

Авторская программа учителя русского языка и литературы

ГОУ ЛНР «Перевальская школа № 12» Максимик Оксаны Анатольевны

Пояснительная записка

Немалое значение в приобщении учащихся к искусству приобретают уроки литературы, для которых обращение к другим видам искусства является обязательным условием успешности работы. Данный курс помогает педагогу-практику найти пути изучения драматических произведений, которые приблизили бы школьников к пониманию их родовой и жанровой специфики, их предназначенности и для чтения и для сценического воплощения.

К сожалению, мы часто встречаемся с учащимися, которые не умеют читать драматический текст.

Поверхностное, чисто логическое восприятие школьниками драматургического произведения является неизбежным следствием такой системы его изучения, когда не учитывается художественное своеобразие драмы и сложившиеся в процессе чтения эпического произведения методы и приемы анализа, механически переносятся в совершенно иную область искусства слова, требующую особых умений, особых ориентаций. «Структурные отношения драмы таковы, что ее целесообразно не читать, а «смотреть», даже если мы остаемся наедине с книгой, по крайней мере, читать не иначе, чем, например, роман. Точка зрения из «зала», в рамке предполагаемого портала, без заглядывания за кулисы, без рассмотрения обратной стороны декораций, дает возможность избегать смещений в чуждые области эпоса или прозы» - так выразил мысль о необходимости специальных умений читать и воспринимать драму С. В. Владимиров». Организация школьной драматической самодеятельности, тесно связана с уроками литературы, когда происходит критическое знакомство с пьесой и ее сценическими возможностями.

Драматическая самодеятельность непосредственно не входит в учебный процесс, но, сопровождая его, оказывает очень большое влияние на эстетическое и литературное развитие учащихся, активно формируя их интерес к театру и сообщая школьникам новые литературные знания.

Методические и организационные формы содружества между преподаванием литературы и театром складывались на протяжении многих лет и нередко видоизменялись в зависимости от реальных условий (изменением программы, характера преподавания, особенностей и интересов того или иного классного коллектива), но основной принцип – принцип связи изучения литературы с формированием зрительского опыта – всегда оказывается чрезвычайно плодотворным и вполне оправдывает те усилия, которые тратит учитель на его осуществление. В центре внимания данного курса особенности восприятия учащимися драматургического текста и поиски таких приемов работы, которые, отвечая художественной специфике драмы, облегчали бы школьникам ее освоение в единстве формы и содержания.

 

Цели данного курса:

 

– подготовка школьников в процессе учебной работы к сознательному чтению и анализу драматического произведения.

– анализ драмы, учитывающий ее специфические художественные свойства. Здесь имеется в виду зависимость драматического произведения от художественных законов, которым подчиняется драма как особый вид литературы.

– понимание учащимися индивидуальной художественной манеры драматурга и определение своего отношения к нему.

– предпрофильная подготовка учащихся по филологии; подготовка к

олимпиадам по литературе, подготовка к ГИА.

– обращение к профессиональному театру, в соответствии с задачами

литературного оборудования и развития школьников.

Задачи данного курса:

– привить ученикам любовь к искусству театра, познакомить с его выразительно-изобразительными средствами и сформировать те умения, которые необходимы для восприятия и оценки театрального спектакля, обогащение словарного запаса учащихся;

– формирование нравственно-эстетической оценки;

– развитие и обогащение навыков изложения мыслей в письменной и устной форме;

– развитие самостоятельности и обоснованности суждений.

Содержание курса /34 часа/

Место и значение театра при изучении драматических произведений. Театральные интересы учащихся, система сообщения или знаний о театре в связи с задачами литературного образования. Подготовка школьников в процессе учебной работы к чтению и анализу драматургического произведения. Чтение драмы. Анализ драмы в ее художественной специфике. Теория драмы в России. Театральный словарь. Художественные формы их содержание.

Эпос. Лирика. Театр. Драма как эстетическая проблема. Опыты литературного анализа. Нравственные искания русских писателей. Коллективное посещение театра как одно из условий восприятия драмы. Театральная программа. Школьная рецензия на спектакль. Драматургия А. С. Грибоедова, А. П. Чехова, Д. И. Фонвизина, А. Н. Островского, Н. В. 

Гоголя.

Календарно-тематическое планирование /34часа/

п/п

Темы и разделы курса

Примечание

1.

2-4

5

6

7-14.

15-17.

18-21.

22-24.

25-27.

28-32.

33-34.

Раздел № 1.

Место и значение театра при изучении драматургических произведений (24 часа).

Драматургия А. Н. Островского, Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина (художественное совершенство, глубина, значимость, идейно-художественное содержание).

Театр Островского – лучшие традиции русской реалистической драматургии.

Драматургия Островского как завершение большого периода развития русской драмы.

Великий драматург и его «пьесы жизни». Чтение и анализ пьес А.Н.Островского «Семейная хроника» (1847 г.); «Гроза» (1859 г.); «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866 г.); «Комик семнадцатого столетия» (1873 г.); «Бесприданница» (1878 г.); «Не от мира сего» (1885 г.)

Посещение театральных спектаклей, инсценирование отрывков из пьес.

Раздел № 2.

Театральные интересы учащихся. Система сообщения им знаний о театре в связи с задачами литературного образования.

Театральная рецензия на спектакль, жанр рецензий – отношение рецензента к спектаклю как произведению театрального искусства.

Теория драмы в России. Театральный словарь.

Театральная программа.

Театральная афиша.

Драматургия А.П.Чехова. Чтение и анализ пьес: «Предложение»; «О вреде табака»; «Татьяна Репина»; «На большой дороге»; «Вишневый сад».

Выступление учащихся. (Спектакли, монологи, диалоги, полилоги, выступление школьного театра.

Завершение эпохи классицизма

Педагог знакомит учащихся с передовым русским театром второй половины ХIХ века.

 

Новая система художественных средств, трагический конфликт в социально-психологическом развитии.

Рецензирование, отзывы учащихся.

(приложение №1)

Таблица для учащихся VII-XI классов. «Форма и методы написания театральной рецензии».

(приложение №2)

Словарь театральной лексики, упражнение на закрепление. (приложение №3)

Составление театральных программ и афиш (проекты учащихся).

Учитель может менять репертуар пьес для изучения и постановки.

Приложение №1

Школьная рецензия на спектакль

Умение письменно оценить спектакль, обосновав эту оценку сознательно отобранными наблюдениями за сложной художественной структурой театрального зрелища, достигается медленно и с большим трудом. Серьёзную рецензию с выражением своего отношения к спектаклю, в единстве его формы и содержания, может написать лишь учащийся, не только овладевший формальными навыками такого жанра ученических сочинений и обладающий определённым объёмом специальных знаний, но прежде всего определивший свою общую идейно-художественную позицию. К сожалению, мы, учителя, очень просто подходим к решению этой задачи; на какой-то ступени обучения, посетив с коллективом школьников театр, предлагаем им написать отзыв или рецензию по схеме: что произвело особое впечатление и что не понравилось в спектакле, хорошо ли играли актёры, удачно ли оформление спектакля и т.п. А между тем – какой опыт имеет наш ученик в понимании искусства театра, судьёй которого ему предстоит стать? Чаще всего – никакого. На первых порах накопления зрительного опыта наш воспитанник, независимо от возраста, относится к театру как к развлечению – и только. Обязать его оценивать постановку спектакля, актёрский труд – значит дать некоторым из них, более начитанным и развитым, право судить о большом и серьёзном искусстве как о чём-то всем и сразу доступном, не требующем особой подготовленности, особых знаний. В результате появляются крайне поверхностные, но легко овладевшие специальной «театральной» терминологией бойкие юные “критики”, “судьи всему везде, над ними нет судей”. Содержание спектакля уже не радует и не печалит их, всё внимание их поглощено “критикой”, на которую они великие специалисты.
С другой стороны, некоторые ученики, получив задание написать отзыв о спектакле, сразу становятся в тупик, не обладая никакими умениями, никакими средствами, чтобы его выполнить. Это заставляет их искать “источники” для списывания (чаще всего “интернет”), причём наспех, зачастую невпопад, - и результат оказывается крайне печальным – такие ученики уже не научаться говорить о своём восприятие и отношении к театру, а если даже это отношение сможет развиваться, - вряд ли оно будет положительным. Сочинения на темы, связанные с романтическими спектаклями, с театральными впечатлениями, особенно строго требуют соблюдения одного условия: школьники должны хотеть писать их. Не всегда мы отдаём себе отчёт в том, что, предлагая учащимся – категорически и обязательно – тему, подсказанные спектаклем, мы порой не только называем непосильную и неприятную работу, но и восстанавливаем наших воспитанников против сценического искусства вообще, вызываем нелюбовь к театру, посещение которого грозит такими тяжкими для них последствиями. О накоплении знаний и художественных впечатлений, о возникшем или отсутствующем интересе к театру убедительнее всего нам расскажут ученические сочинения. Вот почему так важно постоянно обогащать и разнообразить сферу мыслей, чувств и ощущений “маленького взрослого человека”, знакомя его с нашей литературой, с искусством. Последнее – самое значительное. Скромная школьная письменная работа является результатом, материализацией сложнейших умственных и психологических процессов. Новая тема, новая форма сочинения – это всегда новый опыт мысли и чувства учащегося, это всегда новое умение, ступенька в овладении родной речью, приносящая не только удовлетворение, радость, но и возбуждающая интерес к завтрашней работе. Отсюда следует, что наши стремления пробудить у школьника серьёзный и стойкий интерес к искусству театра должны выражаться в известной системе, которая, в зависимости от возраста и уровня знаний учащихся, содержала бы разнообразные методы и приёмы работы и тесно связала бы их с системой сообщения знаний по литературе. Выделяя из сложившейся в течение многолетней преподавательской деятельности систему вопросов письменной оценки спектакля, я убеждена в том, что именно этот вид школьных сочинений – один из самых сложных и ответственных – наиболее полно и убедительно обнаруживает результаты усилий учителя в приобщении школьников к искусству театра. К высшему виду этой оценки – театральной рецензии учащиеся обращаются в последних классах школы, IX-XI, когда накапливается достаточный запас знаний и умений, когда создаётся чёткая оценочная позиция, определённая мировоззрением. И главное – в рецензии старшеклассника должно быть выражено отношению к спектаклю как произведению театрального искусства, причём отношение достаточно мотивированное. Только в IX-XI классах ученики, при соответсвующей подготовке, могут оценить удачу или неудачу режиссёрского замысла и своеобразие постановки спектакля, судить об актёрской игре и качествах литературной основы спектакля, без того самоуверенного дилетантизма или той художественной слепоты и беспомощности, которые абсолютно несовместимы с истинной любовью к искусству, к его пониманию. Поощряя стремление учащихся к самостоятельности суждений и системы аргументации, к поискам новых форм изложения, наиболее соответствующих главной мысли работы, учитель терпеливо, но и непримиримо разоблачает лёгкое отношение к искусству, необоснованное, поверхностное критиканство, претенциозность, ложную красивость и чувствительность в сочинениях своих учеников. Особенно много приходится трудиться учителю над выявлением и бережным «развитием» личного стиля, письменной речи каждого своего ученика – остропублицистического у одного, образного – у другого, задушевно-лирического – у третьего. Очень важно, чтобы рецензия на спектакль не превратилась для учеников в какую-то устойчивую, традиционную форму, лишённую внутреннего движения. Разнообразие должно создаваться не только тематикой и видом произведения (классическая пьеса - современная пьеса, комедия-драма), но и расширением художественного кругозора учащихся, привлечением для рецензирования таких видов искусства, как опера или балет. Рецензии, которые пишут старшеклассники, должны быть очень разнообразны и по содержанию и по форме.

Приложение №2
 

Путь, который подводит ученика к овладению жанром рецензии, воспроизводится в нижеследующей таблице, где указывается виды специальных самостоятельных письменных работ, предлагаемых в зависимости от возраста учащихся, объёма их знаний по литературе и от цели, которую ставит учитель.


 

Классы

Формы ученических работ

Общее направление работы учителя

8-9 классы

9-11 классы

1.Ответы на вопросы, касающиеся содержание спектакля: воспроизведение основной линии действия (письменный пересказ),элементарные характеристики персонажей по их поступкам с выражением личного отношения к ним .

2.Ответы на вопросы, требующие простейших наблюдений над спектаклем: описание обстановки действия (декоративное оформление сцены), описание внешнего облика лица, его костюма.

 

3.Письменный пересказ развития действия. Воспроизведение отдельных сцен и осмысление их значения.

 

4.Описание поведения, поступков и переживаний одного-двух героев в небольшом сценическом эпизоде, такое же описание группы персонажей в массовой сцене.

5. Ответы на простейшие вопросы проблемного характера по содержанию спектакля и его идейно-нравственной направленности.

6. Ответы на вопросы, связанные с композиционными особенностями пьесы и спектакля. 7.Отзыв о спектакле, включающий рассмотрение одного из следующих вопросов или их комплекса: общая оценка спектакля(«нравится - не нравится») в связи с его главной мыслью. Более углубленная характеристика персонажа через его жизнь на сцене (элементы

« действенной характеристики») . Сопоставление действующих лиц, определение их места и значения . 8. Сопоставление инсценировки с оригиналом произведения.

Закрепить, полученные от спектакля впечатления. Помочь осознать главную мысль пьесы через анализ основных эпизодов спектакля. Развить нравственный опыт учащихся при помощи личной оценки поступков положительных и отрицательных персонажей спектакля.

Положить начало опыту наблюдения за специфическими театральными средствами спектакля: декорацией,

бутафорией, гримом, костюмом. Первая встреча с театральной условностью.

Понятие о пьесе. Актер и роль. Углубление в идейно-нравственное содержание спектакля. Мотивировка отношения – оценки воспроизведением сценических эпизодов.

Наблюдение за игрой актеров как за поведением и переживаниями сценического персонажа. Первое представление о композиции пьесы и спектакля, о развитии драматического действия, о драматическом конфликте.

Уяснение отношений между пьесой и спектаклем, драматургом и авторами спектакля.

Смысловая роль декоративного оформления.

Условность театра. Комедия. Народная трагедия.

Театральная инсценировка эпического произведения.
 

Приложение № 3

Театральный словарик

На этом этапе школьники знакомятся с театральной лексикой и выполняют разнообразные упражнения на ее закрепление.

авансцена гример комедия

акт действие композитор

актер действующее лицо костюм

актриса декорация костюмерная

амфитеатр диалог костюмер

анонс дирижер кулисы

аншлаг драма либретто

артист драматург ложа

артистка задник ложа бенуара

афиша занавес монолог

бель этаж зритель оркестр

бинокль зрительный зал осветитель

бутафория инсценировка

галерея исполнитель роли парин

гардероб капельдинер парикмахер

грим режиссер (театральный)

партер реквизит спектакль

персонаж реплики суфлер

представление реплика в сторону сцена

программа роль художник

пьеса софит эпизод

публика явление

рамка

Задание:

1. Какая разница между словами «артист» (артистка) и «актер» (актриса)?

2. Составить алфавитные словарики по темам: 1) Сцена. 2) Зрительный зал.

3)Пьеса. 4)Лица, причастные к театру.

3. Найти в списке слова синонимы.

4. Кто делает спектакль? Выпишите эти слова.

5. Какое значение имеют слова: «драма», «действие», «исполнитель»?

6. Какая разница между пьесой и инсценировкой?

7. Кто действует в пьесе»? А в спектакле?

8. Описать зрительный зал перед началом спектакля?

9. О чем рассказывают нам декорации?

10. Что добавляет к нашему представлению о действующем лице театральный костюм и грим актера? И т.д.

Список литературы

Владимиров С.В. Действие в драме. Л. 1982 с.116.

Ремез О.Я. Рассказы о театре М.1974.

Чеботаревская Т.Я. Путешествие по театральной программке. Л.1972.

Тесты пьес А.Н.Островского, А.П.Чехова, С.А.Грибоедова, Д.И.Фонвизина .

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.