Лепбук для работы на логопедическом занятии со старшими дошкольниками по теме «Деревья»
Автор: Гусева И.С. (учитель-логопед)
ЛЕПБУК
для работы на логопедическом занятии
со старшими дошкольниками по теме «Деревья».
Тема «Деревья»
Формы работы с лепбуком: Фронтальные занятия, индивидуальные занятия.
Материальное содержание лепбука:
Картинный материал (цветной и заламинированный)
Дорожки из шнуровки и дорожка-молния.
Карточки с тексами и инструкциями к здаровьесберегающим технологиям (физминутки, пальчиковые игры)
Папки для хранения раздаточного картинного материала
Задачи, решаемые при работа с лепбуком:
Закрепить и расширить предикативный и предметный словарь по теме «Деревья» (части дерева: ствол, корни, ветви, листья, плоды, крона), названия деревьев (дуб, береза, сосна, ель, осина, клён, яблоня, каштан).
Закрепить у детей обобщающее понятие «Деревья»
Формировать сукцессивные функции (Выкладывать последовательность выращивания дуба)
Формировать навык образования относительных прилагательных (березовый, дубовый, осиновый, кленовый, каштановый, сосновые, лесное, садовое)
Формировать навык согласования существительного с числительным
Формировать навык составления описательного рассказа по схеме.
Автоматизировать звук [Ш] изолированно и в слогах.
Организовать работу со здаровьесберегательными технологиями.
Игры лепбука:
Игра «Вырасти дуб»
Ход игры:
Дети раскладывают последовательность этапов роста дерева (от жёлудя до взрослого дерева). Все действия детьми озвучиваются.
Игра «Части дерева»
Ход игры:
- Дети по очереди выкладывают части дерева, называя их (ствол, корни, ветви, листья, плоды, крона).
- При выкладывании листьев дерева проводится работа над счетом (числительное+существительное)– один лист, два листа, три листа, четыре листа, пять листов, шесть листов.
Игра «Без чего дерево»
Ход игры:
Педагог прячет одну из, выложенных частей дерева. Детям даётся инструкция: «Без чего это дерево?». (например: Дерево без корня)
Игра «Какой лист»
Ход игры:
Дети узнают с какого дерева лист и образуют от существительного имя прилагательное. (березовый, дубовый, осиновый, кленовый, каштановый, сосновые)
Игра «Лес для гнома и для гномика»
Ход игры:
Дети «высаживают» лес из больших деревьев для большого гнома, а из маленьких для маленького гномика. В процессе игры дети учатся образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (береза-березка, сосна-сосенка, ёлка-ёлочка, дуб-дубок, яблоня-яблонька)
Описание дерева по схеме.
Правила составление рассказа:
Дети, опираясь на мнемосхемы, рассказывает о разных характеристиках дерева.
Опорные схемы: (вид описываемого дерева – хвойное или лиственное; где растет дерево – в лесу(лесное) или в саду(садовое); В чём польза для животных и птиц – семена и плоды с деревьев это корм птицам и животным, на деревьях птицы вьют гнезда, а животные живут в дуплах деревьев т.д.; какая форма листьев на данном дереве (лист широкий/узкий, края острые/круглые и т.д.); Какие плоды у дерева – жёлуди, шишки, серёжки и т.д.; В чём польза для человека (дерево человек использует для строительства; листья деревьев вырабатывают кислород, которым люди дышат; плоды деревьев используют в пищу т.д.)
Игра «Ветерок»
Правила игры:
- Ребенок проходит по дорожке-шнурку (показывает как летит листочек на ветру) и произносит длительно звук «ветра» [Ш]. Так же ребенок проходит дорожку-молнию, застегивая её.
«Звуковые гномики»
Ребенок знакомится с каждым из красных гномиков. Вместе с логопедом обсуждают какой звук произносит каждый из гномиков, опираясь на их артикуляцию. Затем называет каждого гномика по имени (ША, ШО, ШУ, ШИ).
Комплекс пальчиковых игр и физминуток по теме «Деревья» представлен ниже в фотографиях
НИЖЕ ФОТОГРАФИИ ЛЕПБУКА
Лепбук полностью
Игра «Вырасти дуб»
Части дерева
Деревья для образования уменьшительно-ласкательных прилагательных
Листья для образования относительных прилагательных
Схема для описательного рассказа
Дорожки и гномики для автоматизации звука
Комплекс пальчиковых игр и физминуток