Лэпбук «Физкультура и спорт»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 7 имени Героя Советского Союза Сергея Николаевича Судейского», учебный корпус № 4
ПАСПОРТ
ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
ЛЭПБУК «ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ»
для детей старшего дошкольного возраста
Инструктор по физической культуре
Новикова И.В.
2022 год
Содержание
1. Актуальность
2. Цель
3. Задачи (Обучающие, развивающие, воспитательные).
4. Содержание пособия
5. Место использования
6. Зачем нужен лэпбук? 7. Материально – техническое обеспечение 8. Рекомендовано
1.Актуальность.
Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время.
Развивающая педагогика, основанная на требованиях ФГОС к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, здоровое. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми я отдаю практическим методам обучения. Для общего развития детей дошкольного возраста в образовательной области «Физическое развитие» нужно использовать не только практические занятия, праздники и развлечения, но и наглядный материал, такой как лэпбук. Это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. Лэпбук «Физкультура и спорт» позволит познакомить детей с многообразием видов спорта, спортивными атрибутами, тренировать познавательные процессы, речь, обеспечит следующие технологии: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
2. Цель: Формирование системы знаний, умений и навыков детей по теме физкультура и спорт. Поддержание интереса детей старшего дошкольного возраста к разным видам спорта. Развитие познавательной активности и интеллекта детей в процессе создания лэпбука, путем внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ.
3. Задачи:
Образовательные:
-Познакомить с историей возникновения спорта.
-Повторить и закрепить знания детей о видах спорта, спортивном инвентаре и атрибутах, развивать умение их классифицировать.
Развивающие:
-Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, положительную мотивацию к занятиям физкультурой и спортом.
- Повышать уровень интеллектуального развития, формировать у детей познавательные интересы.
Воспитательные:
- Воспитывать навык самостоятельной и совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми; любовь к своему здоровью через физкультурные занятия.
Мы, педагоги призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Воспитательная и образовательная функция лэпбука «Физкультура и спорт» состоит в том, что он изготовлялся мною вместе с детьми и их родителями. Дети вместе с родителями собирали информацию, картинки по заданной теме. С детьми мы рассортировывали собранный материал, придумывали, какие игры оформить, вырезали картинки. Таким образом, в ходе проектной деятельности решались задачи, которые соответствуют требованиям ФГОС: формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности.
4. Содержание пособия:
Лэпбук «Физкультура и спорт» включает в себя информацию познавательного характера и дидактические игры для закрепления у детей знаний о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах. Многие составляющие лэпбука могут заменяться и пополняться, например: карточки с изображением видов спорта, карточки с раскрасками, загадки, карточки в кармашках «Найди отличия» и «Собери картинку».
Создавая пособие, я придерживалась некоторых правил, так как лэпбук должен отвечать требованиям ФГОС ДО к предметно - развивающей среде:
1. Информативность. Информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребёнка. 2. Прочность. Учитывая, что с ним будут заниматься дети, то он должен быть достаточно крепким. 3. Эстетичность. Пособие аккуратно, красочно и эстетично оформлено (все составные части распечатаны на цветном принтере, заламинированы, удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком). Таким образом, лэпбук является средством художественно-эстетического развития ребёнка. 4. Вариативность. Желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части. 5. Доступность. Его структура и содержание доступно для детей дошкольного возраста. Ребёнок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться. Минимум подписей. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации. 6. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра).
Это интерактивное пособие поможет закрепить и систематизировать изученный материал, способствует развитию внимания, памяти, мышления, а заинтересовавшимся детям рассматривание папки поможет расширять и обогащать знания о спорте.
Итак, лэпбук «Физкультура и спорт» - это интерактивная папка для детей, то есть самодельная книжка – копилка и книжка-сокровищница. Содержание лэпбука «Физкультура и спорт» представлено на трех страницах в формате А3. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, конверты, круги Луллия, мини-книжки, книжки – гармошки, в которых собрана информация по теме. На титульном листе расположены: название лэпбука, стихотворение, призывающее дошкольников к занятиям физкультурой и спортом, по краям вертикально ленты с изображением спортсменов и символов разных видов спорта.
Лэпбук «Физкультура и спорт» включает в себя следующие элементы:
Конверт «Когда и как возникли физкультура и спорт». Это краткая информация на карточках, сопровождающаяся картинками. Цель: Познакомить детей с историей возникновения спорта (от древности до современности).
Мини-плакаты «Назови спортсменов, их атрибуты», «Назови спортивные снаряды», «Найди снаряд для спортсмена».
Цель: закреплять умение узнавать по картинкам и правильно называть спортсменов, их снаряды и атрибуты. Развивать внимание, мышление, речь.
Дидактическая игра «Кому это принадлежит?»
Цель: закрепить знания детей о разных видах спорта; спортивном инвентаре;
пополнить словарный запас новыми словами; создать у детей мотивацию заниматься физической культурой и спортом.
Конверт с карточками «Веселая зарядка» (повтори движение).
Цель: Создать развлекательную, благоприятную атмосферу; снять напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга (релаксация); объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой (коммуникация). Развивать координацию движений, двигательные возможности детей за счет освоения разных движений
Конвертик «Поможем Крошу определить вид спорта и подобрать инвентарь». Цель: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; продолжать знакомить детей
с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта, снаряды и инвентарь; развивать
воображение, мышление, логику, мелкую моторику рук.
6 Конвертик с карточками «Пословицы и поговорки о спорте»
Цель: Прививать интерес и уважение к спорту с помощью поговорок, пословиц. Развивать память, речь.
7. Дидактическая игры «Спортивный инвентарь». Цель: Обогащать и систематизировать знания детей о видах спорта; правильно подобрать картинки к каждому виду спорта и заполнить карточку. Объяснить, почему именно эти картинки. Развивать логическое мышление речь дошкольников.
8. Конверт «Собери картинку». Цель: закреплять умение складывать из частей картинки, называть виды спорта, спортсменов, спортивные снаряды.
9. Мини-книжка «Спортивные загадки». Цель: Закреплять знания детей о спорте, спортсменах, спортивных снарядах. Обогащать словарный запас детей по спортивной тематике. Создавать положительный эмоциональный настрой, желание заниматься спортом. Воспитывать целеустремленность и любовь к спорту, развивать смекалку, логическое мышление, внимание, слуховую память при помощи загадок.
10 Карман «Спортивные раскраски»
Цель: Закрепить знания о разных спортсменах, добиваться аккуратного раскрашивания, используя разные средства выразительности.
11.Мини-буклет «Угадай вид спорта».
Цель: Побуждать детей к рассматриванию картинки, составлению рассказа о том, какими видами спорта занимаются зверята; каким спортивным инвентарем пользуются, о пользе этих занятий для здоровья; формировать потребность в здоровом образе жизни, желание заниматься физкультурой и спортом.
12.Книжка-раскладушка «Мультфильмы о спорте». Цель: Вспомнить мультфильмы о спорте, закрепить знания о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутах.
13. Мини-книжка «Спорт. Зимние виды». Цель: Закреплять и обобщать представления детей о зимних видах спорта, спортивных снарядах и атрибутах, символах, обозначающих виды спорта. Развивать внимание, память, мышление.
14. Конвертик и мини-книжка «Веселые задания». Цель: Формировать у детей умение творчески использовать имеющийся запас знаний, пробуждать в желание думать и добиваться верного результата. Помочь ребятам интересно и весело отдохнуть. Учить быть внимательными, логически мыслить, становиться сообразительнее.
15. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Цель: закреплять знания детей о видах спорта, умение находить лишнюю картинку, называть и обосновывать свой выбор.
16. Дидактическая игра круги Луллия «Найди спортивный инвентарь и символ для каждого спортсмена». Ребёнок, вращая диск с изображением спортивного инвентаря, должен расположить его так чтобы спортсмен, инвентарь и символ совпали, правильно назвать их. Формировать интерес к определенному виду спорта, развивать познавательные, речевые способности.
5. Место использования лэпбука в педагогическом процессе:
Данный лэпбук можно использовать в свободное от основной деятельности время. Работа с лэпбуком является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации. Его можно использовать в подгрупповой и индивидуальной работе, а так же в самостоятельной работе ребенка.
6. Зачем нужен лэпбук?
- Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал - Это отличный способ для повторения изученного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая яркую книгу. - В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию. - Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому. - Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
7. Материально – техническое обеспечение: для создания лэпбука мне понадобился компьютер, цветной принтер, ламинатор, интернет ресурсы. Для изготовления и сборки кармашков, конвертиков, мини – книжек я использовала цветной картон, скотч, различные виды клея.
8.Рекомендовано:
инструкторам по физической культуре и воспитателям дошкольных образовательных учреждений при организации образовательной, совместной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Вывод: Можно сказать что ЛЭПБУК – это собирательный образ раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Виктория Александровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Фоминова Елена Владимировна