12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Olga17
5

«Лэпбук — инновационное средство обучения английскому языку в условиях внедрения ФГОС»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

" Средняя школа № 2 г.Вельска"











Авторская методическая разработка по английскому языку

Тема:

«Лэпбук — инновационное средство обучения английскому языку в условиях внедрения ФГОС»










Лашко Ольга Анатольевна,

учитель английского языка,















г .Вельск,

Оглавление





Аннотация


стр.

Актуальность

4

Особенность обучения детей с ЗПР иностранным языкам

5

Современное интерактивное наглядное пособие, как метод обучения английскому языку обучающихся с задержкой психического развития.

7

Литература ………………………………………………………

11

Приложения


Название технологии для организации урока (мероприятия с воспитанниками) с позиции системно-деятельностного подхода

Используемые

Методы

Приемы

Здоровьесберегающая

технология


- построение урока с учетом работоспособности учащихся;

- смены видов деятельности обучающихся

обучение   с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися;

- индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

- благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разядки;

- работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку 

Игровая технология

Эвристический метод

- прием поиска нужной информации для отработки данной информации:

- прием ролевых игр по отработке диалогов и отдельных речевых конструкций:

-

игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.


Технология

коррекционно-развивающего

обучения

Метод модульного

обучения

Метод ассоциаций

Метод наглядности


- прием систематизации материала по блокам, лексическим темам

- разноуровневая подача материала

- прием многократности повторений материала

- работа в парах, группах

- показ образца, инструкции

Элементы

технологии

индивидуализации обучения

Метод дифференцированного подхода

- прием дозированной помощи

- индивидуальный темп работы

- прием успеха и уверенности в своих возможностях

Элементы

технологий

личностно-ориентированного обучения

Метод творческого развития личности ребенка

- прием самостоятельного выбора дизайна и изготовления шаблона



Введение

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит совершенствование педагогической системы коррекционно - развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70—80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

В начале 70-х гг. XXв. обратили на себя внимание дети, которые плохо успевали, имели различные нарушения в психическом развитии, но которые при диагностике не были признаны интеллектуально отсталыми. Так что же такое «задержка психического развития»? ЗПР – сборная группа отклоняющегося развития, в основе которой негрубая органическая патология ЦНС или функционально-динамические нарушения, дефект, как правило, обратим.

Современное российское общество предъявляет к системе образования новые требования, связанные с необходимостью подготовки выпускников школы к жизни в современном, очень динамичном социуме. В соответствие с этим, главная задача работы нашей школы заключается в создании в образовательном учреждении условий, так называемой социальной образовательной среды, обеспечивающей коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процессов, направленную на всестороннее развитие личности и коррекцию недостатков, позволяющую воспитанникам усвоить и освоить коммуникативные модели поведения соответствующей возрастной группы.

Школьники с диагнозом ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития. Основное (базовое) образование является для них обязательным и дает право продолжить обучение в любом образовательном учреждении среднего уровня.

В связи со всем вышеизложенным, а также исходя из специфики конкретного предмета - иностранного языка, изучаемая проблема - обучение детей с задержкой развития иностранному языку - представляется чрезвычайно актуальной.

Одним из способов решения этой проблемы и одной из форм коррекционно-развивающего воздействия на ребенка с проблемами в обучении, как учитель-дефектолог, я вижу в использовании на уроках английского языка современного интерактивного наглядного пособия - лепбука.

Цель моей статьи, рассказать и показать, как метод лепбуков может повысить мотивацию учения, улучшить усвоение материала и, соответственно, повысить качество знаний обучающихся с проблемами в развитии.

Данная статья могла бы быть интересной тем педагогам и специалистам, кто в своей работе встречается с проблемой обучения особого ребенка. Данный метод обучения может быть перенесен и использован и на другие предметы и темы изучения.


Особенность обучения детей с ЗПР иностранным языкам

В самом общем виде задержка психического развития – ЗПР - состоит в следующем: раз­витие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоциональ­но-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.

У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать внимание, работать по образцу) не позволяет школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, класси­фицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих.

Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Учитель в работе с такими детьми должен не только видеть указанные ограничения, но и правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР: при индивидуальной помощи (дополнительном объяснении) они правильно понимают учебную информацию, адекватно используют предлагаемую помощь. Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержки, интеллектуальной стимуляции, общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.

При изучении английского языка дети с ЗПР испытывают определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических конструкций и их активное использование в устной речи; затруднено восприятие грамматических категорий и их применение на практике. Грамматически сложно построенную речь им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но они смогут говорить на другом языке, на уровне своего развития.

Дети с диагнозом ЗПР овладевают основными видами речевой деятельности: чтением, говорением (устной речью), аудированием, но надо признать уровень развития таких навыков несопоставим с нормативными учащимися. Основная цель изучения иностранных языков - развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка у учащихся развиваются: память, речь, восприятие, мышление, кругозор.

С методической точки зрения, особенностью обучения детей с задержкой развития так же является многократность повторения изученного материала, цикличность, т.е. возвращение вновь и вновь к материалу для более успешного его закрепления. А этому способствует определенная систематизация материала, которая успешно решается методом лепбуков.

Современное интерактивное наглядное пособие,

как метод обучения английскому языку

обучающихся с задержкой психического развития

Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти учащегося на долгое время, чтобы он не только научился пользоваться знаниями, которые получил в ходе урока, но и старался уделять внимание сохранению собственного здоровья.

Всем известно, что лучше и быстрее запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, то, что сделано своими руками. Одним из решений в данном направлении является использование на уроках разнообразных дидактических материалов. Создание лэпбуков является наиболее ярким тому примером. Лэпбук активно распространен в Америке среди педагогов и родителей, обучающих своих детей на дому.

Лэпбук (lapbook) - это сравнительно новый дидактический материал для обучения, представляющий собой одну из разновидностей проекта. В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях». Это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.

Предпосылками создания данного пособия послужила низкая мотивация наших учеников к изучению английского языка, плохое усвоение материала, несмотря на активную работу на уроке, и, как следствие, низкие результаты тестирования.

Метод лэпбуков предоставляет широкие возможности для педагогов: лэпбук может быть изготовлен самим педагогом, а можно его сделать совместно с учащимися. Этот интересный творческий процесс невероятно захватывает и позволяет детям проявить креативность и творческое начало. К изготовлению лэпбуков можно также привлечь родителей. Лэпбук можно использовать как при индивидуальном, так и при групповом обучении.

Постепенно, после прохождения темы в папку- заготовку помещаются основные моменты пройденного материала. Каждый ребенок имеет возможность взять папку домой, чтобы еще раз проработать и закрепить изученный материал самостоятельно, может во время урока обратиться к ней для уточнения каких-либо сведений.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде: информативен, полифункционален (способствует развитию творчества, воображения), пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера), обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части), его структура и содержание доступно детям, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Значение пособия для педагога:

- способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- способствует сисиематизации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

- помогает учителю в отработке, закреплении и повторении материала;

- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;

- способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.

Значение пособия для ребёнка:

- способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме,

- способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;

- помогает повторению и закреплению материала по пройденной теме;

- служит "шпаргалкой", подсказкой при возниконовении сомнительных вопросов.

Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у школьника, таких как:

- уверенность в собственных силах;

- любознательность;

- способность к волевым усилиям;

- самостоятельность;

- инициативность и коммуникабельность.

Нетрадиционный прием (использование лэпбука) в познавательном  развития, позволяет: уточнить,   активизировать, обогатить словарь, а так же развить психические функции такие, как память, внимание, мышление.

Лэпбук — это интересный и полезный инструмент в работе учителя с детьми с ОВЗ.

В своей практической работе я использую лепбук, (Приложение 1) разработанный мною по УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) 2 класс. Пособие включает основной теоретический и практический материал по изучаемым модулям. В системе Интернета можно встретить множество вариантов лепбуков по различным предметам и темам, множество шаблонов для их изготовления, но сисмематизации материала по данному УМК нет. Этот учебный комплекс вошел в нашу школу с недавнего времени и приходится прорабатывать большой объем материала, чтобы ребенок с низкими познавательными потребностями усваивал материал достаточно доступно, наглядно интересно и быстро.

Лепбук разделен на зоны, которые охватывают определенные темы. Так весь лексический материал за курс 2 класса располагается в зоне "Словарь" (Приложение 2) Здесь собран весь лексический минимум по всем изучаемым модулям 1-5 и отдельные слова в картинках. Ребенок может в любой момент обратиться к словарю за помощью, а педагог использует это в качестве закрепления или повторения материала.

Зона "Нумерация" и "Алфавит" (Приложение 3) удобны учителю для контроля знаний этих тем ребенком в разбивку, а также для дополнительной отработки навыков счета и знаний букв.

Темы "Дом", "Семья, "Погода" (Приложение 4) отрабатываются как самостоятельные, так и в совокупности. Возможно объединение ролевой игрой. Ребенок соотносит картинки с карточками-словами, отрабатываются элементарные фразы. Учитель, в зависимости от возникшей у ребенка проблемы в усвоении тем, подбирает форму работы.

Весь грамматический материал можно повторить и закрепить по сводным таблицам (Приложение 5)

Упражнения на формирование первоначальных навыков и умений чтения (Приложение 6) Карточки с картинками становятся опорой для достижения результата. Многократность повторений, яркий наглядный материал перед глазами ребенка способствуют более успешному овладению данными навыками.

Идея использования лэпбука в классе имеет несколько сложностей. Это, конечно же трудоемкость (как в создании шаблонов, так и в создании самого лэпбука), времязатратность. Поэтому подвидом лэпбука с некоторыми детьми с ОВЗ я использую интерактивную тетрадь. В эту тетрадочку также вклеиваются подобные блоки, схемы, карточки для более доступного усвоения материала.(Приложение 7)

Таким образом, я считаю, что идея обучения детей с задержкой развития с помощью интерактивного наглядного метода Лепбука ведет к повышению учебной мотивации ребенка в изучении английского языка, исчезает страх, появляется опора-помощник в освоении нового, и как следствие, повышается качество знаний по предмету.

Список литературы:

1. Бим И.Л., Садомова Л.В. Некоторые актуальные проблемы организации обучения иностранным языкам// Иностр. языки в школе.-1998.-№2

2. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Изд-во «Аркти», 2004г.

3. Переслени, Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: дошкольный и младший школьный возраст. - М. Айси - пресс. 2006. – 72 с.

4. Статья "Лэпбук для особых детей" http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ ?id=5592

5. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.



Скачать шаблоны данного пособия можно на Яндекс-диске по ссылке https://yadi.sk/d/6dQCJHLC_lP7yw

Приложение 1.

Лt1654537035aa.jpg епбук «Английский в фокусе» (Spotlight) для 2 класса

t1654537035ab.jpg

t1654537035ac.gifПриложение 2.


Систематизация материала по теме "Лексика"


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.