Статья «Моделирование деятельности обучающихся в процессе овладения ораторским мастерством в рамках поточно-группового метода обучения на уроках английского языка»

3
0
Материал опубликован 29 November 2015

Моделирование деятельности обучающихся в процессе овладения ораторским мастерством в рамках поточно-группового метода обучения на уроках английского языка.

         Приступая к работе по поточно-групповому методу в 5 классе,  перед преподавателями иностранных языков нашего лицея встал вопрос о специфике каждого потока. Поскольку  основным методом моей педагогической деятельности всегда был коммуникативный подход, то я остановила свой выбор на обучении ораторскому мастерству. Содержание данного курса  многопланово и охватывает  различные аспекты речевых умений. И снова я задалась  вопросом: как построить процесс обучения и  организовать деятельность моих учащихся, чтобы достичь образовательного результата? В данной статье я постараюсь  описать  несколько практических приемов и методик, которые помогают  учащимся  овладеть  первоначальными навыками  ораторского мастерства.

         Как заметил более ста лет тому назад А.П. Чехов: «Дурно говорить,  должно бы считаться для интеллигентного человека таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следует считать неизбежным».

Прежде всего, разберемся в значении термина «ораторское мастерство».  Целью «ораторского искусства является  публичная (ораторская) речь, которая  произносится с целью информирования слушателей, оказания на них желаемого воздействия,  путем убеждения и внушения». Это  знание «что» и «как» говорить в любых ситуациях. Это умение общаться в  разных  аудиториях  и  перед любой публикой. И даже умение говорить один на один — это тоже частный случай ораторского мастерства. Это мастерство владения речью в любой ситуации, это речевая харизматичность личности, умение производить сильное впечатление. Убедительная и выразительная речь является основой  для всех видов коммуникации, для личного общения, переговоров и дискуссий — мы становимся ораторами во всех случаях, когда открываем рот и начинаем говорить. Очевидно, что для овладения этим умением оратор должен обладать  рядом практических навыков.  Составные части ораторского мастерства :

  1.  Четкое формулирование и изложение мыслей
  2.  Умение иллюстрировать речь (слайды, презентации)
  3.  Красивая выразительная речь
  4.  Преодоление страха и стеснения
  5. Четкая дикция и безупречное произношение
  6. Грамотный стиль написания текстов
  7.  Умение владеть аудиторией
  8.  Навыки публичного выступления
Безусловно, ораторское мастерство интернационально, а стало быть,  говорить красиво и правильно на английском языке мечтает каждый. Однако скептики могут задать закономерный вопрос: А насколько востребовано данное умение человеку, который не связан с носителями языка? Во-первых, навыки публичного выступления – метапредметны,  то есть универсальны для любой деятельности. Во-вторых, не стоит забывать об устной части единого государственного экзамена по иностранным языкам, который в скором времени станет обязательным.  То есть, хотим мы этого или не хотим, но обучение основам ораторского искусства становится одной из задач,  в том числе и преподавателя иностранного языка.

  К приемам работы по совершенствованию английского произношения и дикции моих учащихся, которые  я активно использую, можно отнести:

- разучивание скороговорок и рифмовок на английском языке, 

- использование  роликов видеокурса по правильному  английскому произношению и интонации,

- произношение лексических единиц повышенной сложности на распев,

- выполнение упражнений на имитацию иноязычной речи диктора,

- фонетическое чтение текстов разной степени сложности,

- драматизация мини-диалогов для радио спектаклей. 

Основными методами и приемами работы по формированию умения точно формулировать и излагать свои мысли являются:

- настольная игра «Ты мне – я тебе», когда учащиеся задают вопросы друг другу по карточкам (в парном или групповом режиме);

- настольная игра «Что? Где? Когда?», в которой учащиеся задают вопросы на расширение информации по картинке;

- описание картинки по плану или по вопросам;

- составление краткого пересказа по прочитанному тексту;

- расширение сжатого предложения до распространенного;

- сжатие предложения с избыточной информацией до ключевой;

- поиск в тексте доказательств истиной или ложной информации;

- мини - сочинения на креативные и не стандартные темы.

Описывая систему работы по развитию навыка публичного выступления и умения иллюстрировать свою речь,  я должна упомянуть о модульно-рейтинговой системе оценивания учащихся в нашем лицее. Закономерно считая, что публичное выступление является умением повышенной сложности, я отвожу 10 баллов в четверть на оценку этого образовательного результата.

Критерии оценивания публичного выступления.

Содержание

(согласно плану)

Фонетический аспект и манера речи

Лексико-грамматический аспект речи

Иллюстрация речи

Мнение слушателей

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

2 балла

В данной шкале я постаралась объединить все основные аспекты, входящие в ораторское мастерство. Содержание отражает результат  работы над четким формулированием и изложением мыслей. Хочу заметить, что на подготовку публичного выступления учащимся дается две недели. За это время они имеют возможность  на индивидуальные консультации с учителем, внесение уточнений и дополнений в составленную речь, к которой всегда дается очень подробный план. Фонетический и  лексико-грамматический аспекты и манера речи оценивают сформированность умений корректного произношения, грамотности  речи, а так же такого психологического аспекта как уверенное речевое поведение. Нам взрослым кажется, что же сложного в том, чтобы выступить перед классом с неким сообщением? Но как показывает практика, ребята невероятно волнуются, они плачут, заикаются, повторяют одну и ту же мысль несколько раз или забывают содержание рассказа. Задача  учителя быть внимательным, терпеливым и понимающим и уметь подбодрить ребенка, чтобы он справился со своей задачей как можно успешнее. Иллюстрация речи предполагает использование компьютерных презентаций, качество которых является мощным эмоциональным инструментом для владения аудиторией, а для оратора хорошим помощником в логическом изложении содержания. Нужно отметить, что мы давно ушли от идеи выноса текста на слайд, но точная и орфографически корректная  формулировка заголовка или ключевых фактов и выбор правильной экстралингвистической информации (картинка, схема, диаграмма, ролик и т.д.) является отличным средством передачи излагаемой информации. Хочу сказать несколько слов о  мнении слушателей. С одной стороны это помогает снять вопрос о дисциплине, так как дети внимательно слушают друг друга. Во – вторых, они критически оценивают сообщение одноклассника и сравнивают со своим. Бывали случаи, когда прослушав несколько выступлений,  некоторые учащиеся просили перенести свое на другой урок, так как считали, что сделали его не достаточно хорошо. А тот факт, что они могут оценить работу одноклассника является мощным мотиватором в осознании собственной значимости. Как показывает практика, чем младше аудитория, тем взыскательнее она к оратору и роль учителя объяснить,  что выставляемыми баллами они оценивают не свое отношение к однокласснику, а качество проделанной им работы.

         В заключении хотелось бы отметить, что поточно-групповое обучение дает педагогу шанс обобщить и привести в систему те методы, приемы и технологии, которые через  деятельностный подход  позволяют ему достичь положительных образовательных результатов. Безусловно,  моделируя деятельность учащихся,  нужно четко видеть конечный результат и если выбираемые нами методы на практике оказываются не эффективными, нужно быть готовым предложить то, что будет работать. Представленный мною в этой статье подход не является чем-то универсальным, скорее всего это был шанс проанализировать свою деятельность и решить,  куда двигаться дальше.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации