Статья «Моделирование деятельности обучающихся в процессе овладения ораторским мастерством в рамках поточно-группового метода обучения на уроках английского языка»
Моделирование деятельности обучающихся в процессе овладения ораторским мастерством в рамках поточно-группового метода обучения на уроках английского языка.
Приступая к работе по поточно-групповому методу в 5 классе, перед преподавателями иностранных языков нашего лицея встал вопрос о специфике каждого потока. Поскольку основным методом моей педагогической деятельности всегда был коммуникативный подход, то я остановила свой выбор на обучении ораторскому мастерству. Содержание данного курса многопланово и охватывает различные аспекты речевых умений. И снова я задалась вопросом: как построить процесс обучения и организовать деятельность моих учащихся, чтобы достичь образовательного результата? В данной статье я постараюсь описать несколько практических приемов и методик, которые помогают учащимся овладеть первоначальными навыками ораторского мастерства.
Как заметил более ста лет тому назад А.П. Чехов: «Дурно говорить, должно бы считаться для интеллигентного человека таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следует считать неизбежным».
Прежде всего, разберемся в значении термина «ораторское мастерство». Целью «ораторского искусства является публичная (ораторская) речь, которая произносится с целью информирования слушателей, оказания на них желаемого воздействия, путем убеждения и внушения». Это знание «что» и «как» говорить в любых ситуациях. Это умение общаться в разных аудиториях и перед любой публикой. И даже умение говорить один на один — это тоже частный случай ораторского мастерства. Это мастерство владения речью в любой ситуации, это речевая харизматичность личности, умение производить сильное впечатление. Убедительная и выразительная речь является основой для всех видов коммуникации, для личного общения, переговоров и дискуссий — мы становимся ораторами во всех случаях, когда открываем рот и начинаем говорить. Очевидно, что для овладения этим умением оратор должен обладать рядом практических навыков. Составные части ораторского мастерства :
- Четкое формулирование и изложение мыслей
- Умение иллюстрировать речь (слайды, презентации)
- Красивая выразительная речь
- Преодоление страха и стеснения
- Четкая дикция и безупречное произношение
- Грамотный стиль написания текстов
- Умение владеть аудиторией
- Навыки публичного выступления
Безусловно, ораторское мастерство интернационально, а стало быть, говорить красиво и правильно на английском языке мечтает каждый. Однако скептики могут задать закономерный вопрос: А насколько востребовано данное умение человеку, который не связан с носителями языка? Во-первых, навыки публичного выступления – метапредметны, то есть универсальны для любой деятельности. Во-вторых, не стоит забывать об устной части единого государственного экзамена по иностранным языкам, который в скором времени станет обязательным. То есть, хотим мы этого или не хотим, но обучение основам ораторского искусства становится одной из задач, в том числе и преподавателя иностранного языка. |
К приемам работы по совершенствованию английского произношения и дикции моих учащихся, которые я активно использую, можно отнести:
- разучивание скороговорок и рифмовок на английском языке,
- использование роликов видеокурса по правильному английскому произношению и интонации,
- произношение лексических единиц повышенной сложности на распев,
- выполнение упражнений на имитацию иноязычной речи диктора,
- фонетическое чтение текстов разной степени сложности,
- драматизация мини-диалогов для радио спектаклей.
Основными методами и приемами работы по формированию умения точно формулировать и излагать свои мысли являются:
- настольная игра «Ты мне – я тебе», когда учащиеся задают вопросы друг другу по карточкам (в парном или групповом режиме);
- настольная игра «Что? Где? Когда?», в которой учащиеся задают вопросы на расширение информации по картинке;
- описание картинки по плану или по вопросам;
- составление краткого пересказа по прочитанному тексту;
- расширение сжатого предложения до распространенного;
- сжатие предложения с избыточной информацией до ключевой;
- поиск в тексте доказательств истиной или ложной информации;
- мини - сочинения на креативные и не стандартные темы.
Описывая систему работы по развитию навыка публичного выступления и умения иллюстрировать свою речь, я должна упомянуть о модульно-рейтинговой системе оценивания учащихся в нашем лицее. Закономерно считая, что публичное выступление является умением повышенной сложности, я отвожу 10 баллов в четверть на оценку этого образовательного результата.
Критерии оценивания публичного выступления.
Содержание (согласно плану) |
Фонетический аспект и манера речи |
Лексико-грамматический аспект речи |
Иллюстрация речи |
Мнение слушателей |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
2 балла |
В данной шкале я постаралась объединить все основные аспекты, входящие в ораторское мастерство. Содержание отражает результат работы над четким формулированием и изложением мыслей. Хочу заметить, что на подготовку публичного выступления учащимся дается две недели. За это время они имеют возможность на индивидуальные консультации с учителем, внесение уточнений и дополнений в составленную речь, к которой всегда дается очень подробный план. Фонетический и лексико-грамматический аспекты и манера речи оценивают сформированность умений корректного произношения, грамотности речи, а так же такого психологического аспекта как уверенное речевое поведение. Нам взрослым кажется, что же сложного в том, чтобы выступить перед классом с неким сообщением? Но как показывает практика, ребята невероятно волнуются, они плачут, заикаются, повторяют одну и ту же мысль несколько раз или забывают содержание рассказа. Задача учителя быть внимательным, терпеливым и понимающим и уметь подбодрить ребенка, чтобы он справился со своей задачей как можно успешнее. Иллюстрация речи предполагает использование компьютерных презентаций, качество которых является мощным эмоциональным инструментом для владения аудиторией, а для оратора хорошим помощником в логическом изложении содержания. Нужно отметить, что мы давно ушли от идеи выноса текста на слайд, но точная и орфографически корректная формулировка заголовка или ключевых фактов и выбор правильной экстралингвистической информации (картинка, схема, диаграмма, ролик и т.д.) является отличным средством передачи излагаемой информации. Хочу сказать несколько слов о мнении слушателей. С одной стороны это помогает снять вопрос о дисциплине, так как дети внимательно слушают друг друга. Во – вторых, они критически оценивают сообщение одноклассника и сравнивают со своим. Бывали случаи, когда прослушав несколько выступлений, некоторые учащиеся просили перенести свое на другой урок, так как считали, что сделали его не достаточно хорошо. А тот факт, что они могут оценить работу одноклассника является мощным мотиватором в осознании собственной значимости. Как показывает практика, чем младше аудитория, тем взыскательнее она к оратору и роль учителя объяснить, что выставляемыми баллами они оценивают не свое отношение к однокласснику, а качество проделанной им работы.
В заключении хотелось бы отметить, что поточно-групповое обучение дает педагогу шанс обобщить и привести в систему те методы, приемы и технологии, которые через деятельностный подход позволяют ему достичь положительных образовательных результатов. Безусловно, моделируя деятельность учащихся, нужно четко видеть конечный результат и если выбираемые нами методы на практике оказываются не эффективными, нужно быть готовым предложить то, что будет работать. Представленный мною в этой статье подход не является чем-то универсальным, скорее всего это был шанс проанализировать свою деятельность и решить, куда двигаться дальше.