К вопросу о формировании коммуникативной компетенции на уроках английского языка

3
0
Материал опубликован 2 December 2015
Учитель английского языка: Т.В. Малыгина

Тольятти, 2015

Работая в начальной школе, я поняла, что важной частью обучения английскому языку является развитие интереса к предмету, так как хорошо может получиться то, чем увлекаешься, что нравится делать.

Возрастные индивидуальные и образовательные особенности младших школьников потребовали использования более эффективной методики преподавания. Мои ученики с радостью встречали меня, с энтузиазмом выполняли задания, но по прошествии времени, к следующему занятию становилось очевидным, что мои детки почему-то всё забыли… Результат не тот, традиционные методы не работают.

Поэтому, в своей преподавательской деятельности за основу я взяла коммуникативный подход обучения английскому языку в начальной школе. Коммуникативная методика преподавания была разработана в Кембридже более 50 лет назад, и в настоящее время отлично работает в Европе и США, её эффективность подтверждается результатами применения в европейских странах.

Условиям формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка посвящена данная работа. Я постараюсь дать характеристику коммуникативной компетенции, и раскрыть способы и виды формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальной школе, но не уверена, что смогу лично в должной мере описать полученные образовательные результаты, так как речь идет только о начальном этапе обучения иностранному языку и данная работа представляет собой попытку учителя-практика разобраться в правильности выбора метода обучения., тем самым, сделать важный шаг в процессе повышения собственной квалификации.

В общих чертах коммуникативный подход представляет собой систематизированное обучение английскому языку как средству общения в условиях моделируемой на учебных занятиях речевой деятельности, речевого общения, системы овладения английским языком, системного соотнесения родного и английского языка и системы речевого поведения человека. Таким образом, в результате вышеописанного подхода к обучению формируется и действует владение английским языком как средством общения в широком смысле этого слова.

В процессе приобретения коммуникативной компетенции и учитель, и ученик проходят несколько ступеней, к которым мы можем отнести толерантность, понимание и принятие иностранного языка, а также способы поведения в проблемных коммуникативных ситуациях, знание грамматики и лексики. Из четырёх составляющих, на которых держится любое преподавание языку: чтение, письмо, разговорная речь и восприятие речи на слух: особое внимание я уделяю именно двум последним.

На моих уроках в начальных классах не используются сложные конструкции и или сложные слова., а используются игровые элементы, общение с преподавателем и друг с другом, аудио- видео- материалы, что позволяет создать непринужденную, оживленную атмосферу, пробудить интерес к изучению английского языка, развить языковое мышление, преодолеть пресловутый языковый барьер.

В изучении английского языка в начальной школе я разрабатываю каждый урок, исходя из практической задачи – способности вступать в общение. Весь процесс обучения английскому языку подчиняется основной задаче - формированию коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция – это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и создания своих систем речевого поведения, соответствующих целям и ситуациям общения. Коммуникативная компетенция носит сложный комплексный характер, это совокупность речевой, языковой лингвистической и учебно-познавательной компетенций.

Наиболее приоритетными направлениями, определяющими коммуникативный подход к обучению английскому языку в начальной школе считаю:

- отбор и организация учебного материала;

- моделирование в учебном процессе ситуаций общения и способы

- формирования речевых навыков обучающихся;

- самоанализ и управление учебной деятельностью на занятиях с

  учителем;

- самостоятельная работа.

Систематизация языка как средства общения должна отвечать трем основным требованиям:

созданию лингвистических основ обучения английскому языку с учетом языкового опыта обучаемых и владения ими родным языком;

обучению их определенному (полному или избирательному) варианту английского языка;

соответствию условиям, в которых реализуется обучение коммуникативной функции английского языка и овладение ею учащимися

Систематизация овладения английским языком предполагает учет и использование в обучении объективных и субъективных закономерностей усвоения английского языка на основе родного языка и его соотнесения с английским. Поэтому, я считаю формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальной школе ключевой. Это подтверждается общественным запросом от взрослого профессионального делового мира, спросом родителей младших школьников. Известный специалист в методике преподавания иностранного языка С.Г. Тер-Минасова, по учебно-методическим пособиям которой я работаю, справедливо отмечает: «Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранных языков оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства. Их не интересует ни теория, ни история языка – иностранные языки, в первую очередь английский язык, требуются им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран».

Учитывая вышеизложенное, считаю возможным работать над коммуникативными навыками на уроках английского языка уже в начальных классах. В своей деятельности я стараюсь не только научить детей говорить на английском языке, но обращаю внимание на личность учащегося. Можно очень долго и поэтапно тренировать отдельно взятое умение и навык, но гораздо интереснее осмысленная деятельность на уроках английского языка, где надо решать проблемы, искать их способы решения, а не получать их в готовом виде. Взяв коммуникативный метод за основу, использую наряду с ним различные методики: я провожу традиционные уроки, уроки-соревнования, уроки-беседы, игровые уроки, уроки-праздники. Такие уроки позволяют каждому учащемуся проявить себя в осмысленной деятельности, почувствовать себя немного актером, использовать свои знания по теме, написать свое сочинение и т.п. Коммуникативный метод, в первую очередь, призван снять страх перед общением.

Использование игры как ведущей формы деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе особенно актуально. Мною собран и используется довольно обширный банк грамматических игр и приемов в изучении и закреплении грамматического материала на уроках английского языка в начальной школе.

Проблема изучения грамматики в начальной школе – одна из актуальных, так как не существует на сегодняшний день единого мнения о том, «как должно учить». «Как можно?», каждый учитель найдёт ответ в методических разработках, где-то сам интуитивно выберет правильные формы, но всестороннего исследования на эту тему и однозначного ответа пока нет. Лишь немногие учащиеся в силу своих возрастных особенностей способны выдерживать грамматические правила, большая часть обучаемых испытывают серьёзные затруднения, более того, возникает угроза отбить желание учить язык на долгие годы, поэтому, изучение грамматической стороны английского языка должно происходить в начальной школе в тесной связи с задачами коммуникативного общения на занятиях, то есть грамматика рассматривается как одно из средств для решения конкретно взятой задачи общения на уроке.

Чтение произведений англоязычных авторов позволяет младшим школьникам впервые соприкоснуться с элементами новой «чужой» культуры, формирует представление о многообразии языков, позитивное отношение к языковым различиям. Это благодатный материал для проведения уроков-праздников. Декорации, музыка, костюмы – всё это создает атмосферу праздника, позволяет задействовать всех учащихся, развивает умение работать с другими людьми и уважение к их способностям.

Текст, который берется как образец речи, сообщения или речевого общения (диалог), я использую на уроках домашнего чтения как средство обучения всем аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике, интонации) и видам англоязычной речевой деятельности (всем видам чтения, говорению, аудированию, письму). Поэтому, текст представляет особую ценность. Диалогические тексты, особенно специально составленные, могут стать основой самостоятельного коммуникативного тренинга, то есть самообучения англоязычному общению.

В начальной школе я считаю важным обучение англоязычному общению в основе обучения беру модель или образец речевого поведения типичного носителя английского языка, к которой следует стремиться;

Реализация коммуникативного подхода намного упрощается, если уделять внимание некоторым техническим аспектам методики обучения английскому языку, т.е. должна иметься определенная база технических средств, используемая грамотно и эффективно.

В дополнение к учебно-методическим комплектам мною разработаны различные виды раздаточных материалов для работы: карточки с разноуровневыми заданиями для парной и индивидуальной форм работы, картинки или рисунки, подобранные к темам, таблицы с речевыми образцами для тренировки новой лексики и грамматики; карточки с текстами для чтения, подобранные с учетом индивидуальных знаний учащихся и др.

Таким образом, коммуникативная методика обучения английскому языку в настоящее время представляется наиболее эффективной в обучении иностранному языку, в том числе и в начальной школе. На уровне начальной школы необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством общения, что позволяет разрешать жизненные, практические ситуации, в том числе и коммуникативные. В отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе, развитие компетенции требует включение всего комплекса способностей и мнений сразу.

Я уверена, что за коммуникативной методикой будущее. В дальнейшей работе намерена использовать вышеописанный и понимаемый мною в представленном виде коммуникативный подход, использование которого позволяет:

- создать благоприятную оживленную атмосферу на уроке;

- повысить мотивацию к обучению;

- пробудить интерес к изучению как английского языка, так и повысить значимость родного языка;

- преодолеть языковый барьер;

- передавать язык в личностном общении;

- с уважением относиться к представителям других культур;

- развить способность вступать в межкультурное общение;

- развить способность принимать правильные решения в конкретной ситуации.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации