Статья «Развитие детской одарённости на уроках английского языка (обобщение опыта работы)»
Поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач системы образования. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми детьми и подростками становится все более актуальной и очевидной. Работа с одаренными детьми – одна из первостепенных в деятельности любого учителя сегодня.
Одаренность представляет собой системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. [3, c. 576]
Предлагаемая мною система работы с одарёнными детьми имеет строгую структуру и включает три основных аспекта:
Выявление одаренных детей.
Создание условий для оптимального развития и поддержки одаренных детей.
Результативность работы с одаренными детьми, реализация их потенциальных возможностей.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Для этого я направила все усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения. [2, c. 40]
Задачей развития и поддержки детей и подростков с признаками одаренности заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение образовательных программ по разным предметам, но и в том, чтобы продвинуть детей в развитии. Моя приоритетная функция как учителя английского языка - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. [4, c. 30]
Английский язык, как учебный предмет, обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Определив одаренных ребят, я стараюсь интересовать их своим предметом, его значимостью в современном мире, научить их логически мыслить, обогатить их познания, словарный запас, занимать их творческими, проблемными заданиями, дать толчок творчеству и пробудить воображение, предпринимать все возможное для развития их одаренности. [4, c. 27]
Склонность к изучению английского языка выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания. [4, c. 33]
План работы с одаренными детьми
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми. |
сентябрь |
Создание базы данных одаренных детей в области изучения английского языка. |
октябрь |
Обеспечение учащихся дополнительными развивающими материалами. |
в течение года |
Самообразование, саморазвитие педагога. |
в течение года |
Систему работы с одаренными детьми по английскому языку разделяю на три части:
1) урочная деятельность - уроки с использованием современных образовательных технологий (разноуровневое обучение, проектная и исследовательская деятельность, ИКТ и др.) круглый стол, дискуссия, дебаты, пресс-конференция, брейн-ринг, ролевая игра.
2) внеклассная работа – олимпиады по английскому языку, неделя английского языка, индивидуальные консультации, творческие домашние задания;
3) система дополнительного образования – дистанционные олимпиады и конкурсы, самостоятельная работа учащихся.
Заключение
За период работы с одаренными и высокомотивированными учащимися мною были сделаны следующие выводы:
работа должна носить систематический характер на протяжении всего процесса обучения;
работа с одаренными учащимися должна проводиться как на уроке, так и во внеурочное время;
целесообразно проводить занятия, как с группой учащихся, так и индивидуально;
ученикам должна быть предоставлена возможность реализации собственных идей.
Список литературы
1.Бекетова З.Н. Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы // Завуч, 2004.-N 7.- С.83-87.
2. Бискер Л.М. Программа "Одаренные дети" // Завуч, 2001.-N 4.-С.39-44.
3. Подласый И.П. Педагогика. – Москва: Владос, 2003.- С.576.
4. Шишова И.Е. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе. Москва, 2007. – №3 – С. 27-33.
Жила Людмила Ивановна