Статья на тему «Проектная деятельность учащихся»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
на лучшую статью «Техническое оснащение
современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»
ТЕМА СТАТЬИ
«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»
Подготовила:
Социальный педагог, учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 413 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Снакина Наталья Викторовна
Как и каждая школа сегодня ГБОУ СОШ № 413 Петродворцового района
г. Санкт-Петербурга имеет много различных достижений в области информационно-компьютерныхных технологий.
В школе создана информационно-образовательная среда, вопросы информатизации отражены в программе развития школы. В школе есть локальная сеть, связывающая все кабинеты. Проведён скоростной интернет. Школа обладает хорошими кадровыми ресурсами: все педагоги владеют ИКТ- компетенциями на среднем и высоком уровнях. Все педагоги прошли обучение и используют в своей педагогической деятельности проектную деятельность. Проектной деятельности в нашей школе уделяется большое внимание. Учащиеся школы так же активно участвуют в проектно-исследовательской деятельности по истории, краеведению, МХК, физике, биологии, экологии и другим предметам.
Средства ИКТ активно используются в школьном музейном деле для исследовательской деятельности: это архивы об истории школы, об истории родного края, о знаменитых людях района, о воинах-интернационалистах района, об учителях района, о ветеранах войны, блокадниках и т.д.
У школы есть сайт, который соответствует всем требованиям государственных документов. В школе есть база данных методических и дидактических материалов педагогов и обучающихся. 100% педагогов ведут электронный журнал. Для родителей предоставляется услуга «Электронный дневник». В школе много различных направлений
использования ИКТ в образовательной деятельности:
•Учебная деятельность
•Внеурочная деятельность
•Управленческая деятельность
•Проектная деятельность
•Использование цифровых образовательных и Интернет-ресурсов
•Статистическая ЭБД школы
•Методическая база школы
•Делопроизводство
•Дистанционные Интернет- олимпиады, викторины, проекты
•Электронный журнал
•Работа в экспериментальных площадках различного уровня
•Школьный сайт
•Оформление школы
•Электронный дневник
•Дистанционное обучение.
Уже много лет на своих уроках я активно использую мультимедийную установку: компьютер и проектор. Систематическое использование персонального компьютера и информационных технологий на уроках истории и обществознания приводит к целому ряду положительных результатов:
Повышение положительной мотивации к предметам.
Использование наглядности на уроке.
Повышение производительности труда.
Организация проектной деятельности учащихся.
Повышение уровня знаний учащихся.
Установление межпредметных связей с информатикой.
Таким образом современный учитель, использующий информационные технологии, вынужден обращать большое внимание на подачу учебного материала. Ведь использование информационных технологий способно существенно углубить содержание материала и оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала, более глубокую заинтересованность предметами.
А значит использование ИКТ на уроке положительным образом сказывается на образовательном процессе в целом.
В нашей школе есть хорошая учебная традиция – это проектная деятельность. Ежегодно весной проходит школьная научно-практическая конференция, на которой учащиеся представляют свои исследовательские работы - проекты над которыми трудились весь учебный год. Темы проектов учащиеся выбирают самостоятельно, учителя-предметники являются наставниками и помогают ребятам осуществить исследовательскую работу.
Расскажу о своих учениках, которые не только принимали участие в научно-практической конференции, но и заняли в ней почётные I и II место.
Много лет в нашей школе работает педагог - житель блокадного Ленинграда. Вместе с ребятами мы решили к её 85-летию сделать подарок. Подготовили проект «Дети блокадного Ленинграда» и рассказали на школьной научно-практической конференции о жизни всей её семьи в блокадном городе, о мирных послевоенных буднях и трудовых достижениях нашего уважаемого педагога. Учащиеся с большим желанием работали над проектом несколько месяцев. Ребята самостоятельно готовили вопросы для интервью педагога и её коллег, собирали по крупицам старые фотографии, статьи, изучали материалы жизни людей в блокадном Ленинграде. Для того, что бы более глубоко проникнуться темой своего проекта, учащиеся побывали на тематических экскурсиях нашего города. Ребята посетили музей Хлеба, мемориальный комплекс Пискарёвское кладбище, памятник "Блокадный репродуктор" и место с надписью "Опасная сторона" на Невском пр., мемориал "Разорванное кольцо блокады" в Ленинградской области, памятник "Блокадный трамвай. Собранный материал был представлен в презентации и в печатном виде на конференции. В выступлении учащиеся использовали стихи и музыкальное оформление. На защиту проекта пригласили учителя, о которой подготовили свою творческую работу. Учащиеся были заинтересованы данным проектом, проявили активность, творческий подход и самостоятельность. Работа получила I место. Проектная работа хранится в архиве школьного музея. Проект используется в проведении музейных экскурсий для младших школьников. Важно, что после защиты творческой работы, учащиеся понимают, что их труд не прошёл даром и проект востребован в музейном деле. В данном примере я представила свой опыт, как учитель – предметник.
Как социальный педагог на базе 10 класса я организовала волонтёрскую группу. В 2016-2017 уч. г. группа получила задание – «социальный проект», разработать и провести для учащихся 5-х классов профилактическое мероприятие в форме интерактивной игры-викторины "Правила и нормы поведения обучающихся в общественных местах». Волонтёрство для школьников – это возможность быть вовлеченными в общее дело, которое приносит пользу обществу. Старшеклассники – волонтёры с большим желанием и чувством ответственности за младших школьников, за полученное задание приступили к работе, которая состояла из нескольких этапов.
1 этап – создана творческая группа старшеклассников - волонтёров, которые получили «социальный заказ» для разработки и проведения профилактического мероприятия для учащихся 5- х классов.
2 этап - творческая группа определила тему, цели, задачи и форму проведения будущего профилактического мероприятия.
3 этап - поиск материала в интернет - пространстве, справочной литературе; изучение и обработка полученной информации.
4 этап - разработка сценария, создание компьютерной презентации, музыкальное оформление.
5 этап - отработка материала (репетиционный процесс).
6 этап - проведение Интерактивной игры – викторины "Правила и нормы поведения обучающихся в общественных местах".
Интерактивная игра-викторина успешно была проведена. И о своей огромной работе учащиеся 10 класса рассказали на школьной научно – практической конференции. Тема защитного проекта звучала так: Социальный проект «Формирование социальных норм и правил поведения обучающихся в общественных местах» (на примере интерактивной игры-викторины для учащихся 5-х классов).
Очень важно то, что старшеклассники – волонтёры, участвуя в подобных проектах, не только учат младших школьников социальным нормам и правилам поведения, но и сами становятся более степенными, ответственными, более воспитанными. Эти мероприятия и для них являются полезными, профилактическими. Такие проекты объединяют старших и младших школьников.
Данная проектная деятельность носила социальный характер. Работа получила II место. Старшеклассники – волонтёры продолжили использовать свой опыт в школьном летнем лагере для профилактики поведения обучающихся в общественных местах. Вновь работа учащихся не прошла бесследно. Она востребована и сегодня.
В своей статье я поделилась своим опытом работы - проектной деятельностью. Уверена, что проектная деятельность – одно из самых важных направлений учебного процесса в современной школе. Именно проектная деятельность даёт возможность проявиться каждому учащемуся, раскрыть свои скрытые возможности. Зачастую ученик, который стесняется отвечать на уроке, робок и застенчив, именно в проектной деятельности проявляет свои творческие способности. Именно проектная деятельность помогает учителю-предметнику заинтересовать учащихся своим предметом и более глубоко изучать предметный материал.
В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование, право на совместную творческую деятельность учителя и ученика. Сегодня учитель, действующий в рамках традиционной технологии - "мел и доска", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием информационно - компьютерных технологий.
Сегодня современный образовательно-воспитательный процесс трудно представить без использования технического оснащения.
г.Санкт-Петербург-2018 г.
Овчинникова Ольга Николаевна