Статья «Исследовательская деятельность — один из видов самостоятельной работы обучающихся»
Исследовательская деятельность – один из видов самостоятельной работы обучающихся
Немцева М.В., педагог дополнительного образования
В настоящее время происходят изменения содержания образовательного процесса в сторону повышения его качества и эффективности. Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению. Школьников, занимающихся исследовательской деятельностью, характеризует познавательная активность, желание не просто приобрести важные знания и умения, но и исследовать образовательный процесс через использование инновационных методов и форм обучения и воспитания; способность к дивергентному поиску решения выявленных проблем. Решающая роль в организации исследовательской деятельности школьников принадлежит педагогам. От уровня готовности педагога к исследовательской деятельности, понимания ее значимости, активного участия в индивидуальных и коллективных исследовательских проектах, в работе научно-практических конференций, профессиональных конкурсах во многом зависит уровень сформированности исследовательских умений и способов деятельности обучающихся.
Педагог, будучи сам исследователем, способен увлечь и своих учеников экспериментально-поисковую исследовательскую деятельность, сформировать профессиональную потребность строить образовательный процесс на основе полученных диагностических данных об особенностях учащихся, о характере их познавательной деятельности, эффективности применяемых образовательных технологий или форм и методов обучения и воспитания, что позволит существенно повысить эффективность образовательного процесса и качество подготовки обучающихся.
Исследовательская деятельность – особый вид интеллектуально-творческой деятельности, проявлениями которой являются поисковая активность и исследовательское поведение педагога и обучающегося. Исследовательская деятельность обучающихся, направлена на формирование исследовательских умений и навыков, как универсального способа познания окружающей действительности, развитие познавательной мотивации, приобретение знаний о методах и методиках освоения действительности.
Исследовательский метод обучения - это организация поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся - процесс совместной творческой деятельности обучающегося и педагога (научного руководителя) по выявлению сущности изучаемых явлений или процессов, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.
Целью учебно-исследовательской деятельности является развитие у обучающихся исследовательского типа мышления.
Задачи учебно-исследовательской деятельности обучающихся:
-привить первоначальные систематические навыки выполнения теоретических и экспериментальных исследовательских работ в единстве образовательного и творческого процессов;
- развить творческое, аналитическое мышление, способности к творческой работе, расширить теоретический кругозор;
- выработать умения по применению теоретических знаний для решения конкретных практических задач;
- формировать умение работать со справочниками и определителями;
- способствовать профессиональной и социальной адаптации.
Любое исследование имеет следующую структуру: выбор темы; постановка цели и определение задач; гипотеза исследования; организация исследования; подготовка к защите и защита работы.
Приобщение школьников к исследовательской работе является важнейшим компонентом образования и необходимым условием формирования мировоззрения. Индивидуальная внеурочная исследовательская деятельность – наиболее оптимальная форма развития интеллектуальных способностей обучающихся. Это объясняется наличием практически неограниченного времени общения педагога с обучающимися, их заинтересованностью конкретными вопросами, определенной проблемой, свободой выбора темы по содержанию, а также конкретными результатами этой деятельности. Педагоги имеют возможность работать с детьми самого широкого диапазона, образовательный процесс не имеет фиксированных сроков.
Считаю важным включение обучающихся в познавательную деятельность на каждом занятии. На каждом занятии предлагаю проблемные ситуации , которые по своему содержанию приближены к жизни. Предполагается исследовать жизненно важные объекты: воздух, воду, пищу. На занятиях обучающиеся определяют качество водопроводной и речной воды, исследуют качество различных пищевых продуктов. После таких занятий обязательно появляются, желающие продолжить мини исследования, которые затем перерастают в исследовательские работы. Темы этих работ: «Анализ содержания витамина С в натуральных и консервированных продуктах»; «Музыкальный шум и его воздействие на организм человека»; «Влияние автомобильного транспорта на загрязнения окружающей среды»; «Роль железа в организме человека»; «Загрязнённость атмосферы в разных районах города», «Изучение качества воды в реке Нива»; «Влияние пищевых добавок на здоровье крысы».
В кабинете не удаётся решить задачи исследовательской деятельности в полном объёме. На протяжении нескольких лет являюсь руководителем летней экологической экспедиции в Кандалакшский заповедник, во время летних каникул обучающиеся объединения «Юный эколог» могут участвовать в работе экспедиции.
Работа в экспедиции ведётся по заданию Кандалакшского государственного природного заповедника, это повышает актуальность экспедиционной работы. При подготовке к экспедиции обучающиеся знакомятся с методами полевых исследований, встречаются с сотрудниками заповедника, собирают литературу по проблеме.
В вовремя экспедиции школьники осуществляют сбор и регистрацию первичных данных. Направления исследований самые разнообразные. После экспедиции на занятиях обучающиеся проводят обработку данных опытов и наблюдений, оформляют результаты исследования.
Мои учениками были выполнены следующие работы: «Сроки гнездования морских птиц в Кандалакшском заповеднике»; «Особенности размножения большой синицы
на юге Мурманской области»; «Влияние абиотических факторов на динамику численности полихеты arenicola marina на литорали кордона Лувеньга»; «Биология и морфология трёхиглой колюшки gasterosteus aculeatus в Кандалакшском заливе
и др.
Итогом этой работы является участие обучающихся в научно - практических конференциях различного уровня.
Учебно-исследовательские работы – шаг к получению качественно нового образования.