12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сабитова Миляуша Фаиловна43

Пояснительная записка.

Полное название

конкурса

 «Лучшая разработка дидактической игры (пособия) по коррекции и развитию речи»

Полное название образовательной организации;

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Тюндюковская средняя общеобразовательная школа»

Краткое название

Дидактическое пособие «Лепбук» «День Рождение у Шипуньи»

ФИО автора

Сабитова Миляуша Фаиловна

Возрастная группа

Дети с ОВЗ 5-7 лет



Цель

В игровой форме автоматизировать звук [Ш] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи при работе с детьми ОВЗ.

Задачи

- способствовать речевому развитию детей: закрепить правильное произношение звука Ш в слогах, словах, фразах;

- расширить, обогатить и активизировать словарь детей;

- развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников;

- развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада.

Содержание игры


Содержание пособия включает 15 заданий на автоматизацию звука «ш». Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному: переход от произнесения звука в слогах, словах, к произнесению словосочетаний и предложений. Одновременно происходит развитие мелкой моторики рук и фонематического слуха. Каждое задание включает в себя яркий наглядный материал, что способствует активизации внимания ребенка. При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность произнесения ребенком звука «ш». Каждый раз в конверты, кармашки можно класть различный материал в соответствии темой, и каждый раз ребенок будет узнавать новое и закреплять изученный материал.



Актуальность.

В современных условиях массовый детский сад (общеразвивающей направленности) посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. Большую часть этой категории детей составляют дошкольники с нарушениями речи – дети с общим недоразвитием речи разного уровня. ФГОС ДО учитывает индивидуальные потребности детей с ОВЗ, согласно пункта 3.2.2.«Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условиях в максимальной степени способствующие получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ» Логопеды, как и все педагоги детского сада, находятся в постоянном поиске новых идей, форм и методов педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и при этом эффективно решали коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому, важнейшей задачей является: создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях. В моей логопедической группе есть традиция - «День рождения звука». Это праздник, когда я слышу детскую фразу: «Ура! У меня родился звук!». Такие радостные слова (и очень приятные для меня) я слышу каждый год по много раз. А это значит, самый тяжёлый для ребёнка этап вызывания звука позади. Впереди его ждёт более длительный этап автоматизации этого звука в слогах, словах, предложениях, связной речи и наконец, введение звука в разговорную речь. Моя задача как можно быстрее автоматизировать звук в речи ребёнка. Сделать это возможно лишь в том случае, когда ребёнку интересно, он увлечён и играет.  Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю дидактическое пособие (Лепбук) «День рождение у Шипуньи» по воспитанию звуковой культуры речи посредством дидактических игр и упражнений.

t1653038089aa.gift1653038089ab.jpg



Лэпбук - это такая самодельная книжка - раскладушка или тематическая папка с разными кармашками и подвижными деталями. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом готовый лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап работы над звуком, которую ребенок проделал по теме. На каждом этапе работы над закреплением звука по моему заданию дети вместе с родителями делают кармашки для игр, подбирают игры, загадки, скороговорки, картинки и другой материал для игр. В дидактическом пособии лэпбуке «День рождение у Шипуньи» представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [ш], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики. Данное пособие предназначено для работы с детьми ОВЗ 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:

- как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда в процессе индивидуальной коррекционной ООД;

- в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда).

Цель данного пособия: в игровой форме автоматизировать звук [Ш] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи.

Задачи, реализуемые в процессе использования учебно - дидактического пособия ««День рождение у Шипуньи»»:

- способствовать речевому развитию детей: закрепить правильное произношение звука Ш в слогах, словах, фразах;

- расширить, обогатить и активизировать словарь детей;

- развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников;

- развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада. Содержание пособия включает задания на автоматизацию звука «Ш». Обеспечивается постепенное усложнение материала от простого к сложному.

1. Артикуляционная гимнастика в картинках. Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука. Упражнения: «Маляр», «Чашечка», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели», «Грибок», «Лошадка», «Парус», «Чистим зубки».

t1653038089ac.gif

2. Дидактическая игра «Как ветерок путешествует?»

 

Цель: закрепить артикуляцию звука [Ш] с опорой на зрительный анализатор и кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата.

Ребёнку предлагается сделать вдох через нос, а на выдохе сказать звук [Ш]. Какие препятствия встречает ветерок на своём пути? Проверь, дрожат ли голосовые связки, для этого приложи руку к горлу. Что делает язык? На что он стал похож? Есть ли щель между зубами? Что делают губы? Приблизь ладонь ко рту, почувствуй струю воздуха. Это ветерок вернулся из путешествия.

 

3. «Звукоподражания»

Цель: автоматизировать изолированный звук [Ш].

Ребёнку предлагается показать, как шипит гусь, как «шипит» проколотая шина, как шипит змея. Произнесение звука ребёнком сопровождается движением пальцев. Например, эта змея очень добрая, погладь её по спинке и пошипи: «ш-ш-ш».

t1653038089ad.gif

 4. Дидактическая игра «Собери звёзды»


Цель: формировать умение давать характеристику звуку [Ш].

Ребёнок рассматривает звёзды и говорит, что означают изображённые символы: красный круг – гласный звук, синий круг – твёрдый согласный, камень – твёрдый звук, вата – мягкий звук, колокольчик – звонкий звук, колокольчик зачёркнут – глухой звук. Затем ребёнок подбирает звёзды для звука [Ш], даёт ему характеристику: согласный, твёрдый, глухой.

t1653038089ae.gif




5. «Определи место звука в слове». Дидактическая игра «Улитка».

Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце).

Логопед называет слова, где звук Ш находится в начале, середине или конце. Ребенок должен определить место звука в слове и передвинуть улитку в нужный квадрат (начало, середина, конец).

t1653038089af.jpg


6. Игры со звуком Ш.

Цель: развитие фонематического слуха.

«Помоги Мишке собрать предметы, в названии которых есть звук Ш».

Ребенку нужно найти предметы, в словах которых есть звук Ш.

«Помоги Наташе собрать предметы, в названии которых есть звук Ш Ребенку нужно найти предметы со звуком Ш.

«Выбери картинки, в словах которых есть звук Ш».

Ребенку предлагается показать картинки, в которых есть звук Ш.

t1653038089ag.gif








7.Игры со слогами.

Цель: автоматизировать произношение звука Ш в слогах.

Дидактические игры:

«Помоги змее добраться до болота»

Логопед читает слоги, а ребенок повторяет.


Чтение открытых и закрытых слогов.

Логопед читает открытые и закрытые слоги , а ребенок за ней повторяет.t1653038089ah.gif


8. Игры со словами.

Цель: автоматизировать произношение звука Ш в словах, развивать обобщающую функцию речи, грамматику, фонематический слух, обогащать словарный запас.

Дидактические игры:

«Найди тень»

Ребенок должен найти тень предмета и назвать слово.

«Один – много»

Ребенок называет существительное в единственном числе, а затем во множественное.

«Подарки для змейки»

Ребенок «дарит» подарок змейке, четко произнося звук Ш в слове.

«Назови предметы»

Ребенок должен назвать все предметы на картинке со звуком Ш.

«Пройди по дорожке и собери предметы»

Ребенку предлагается вести пальчиком по дорожке, называя предметы, которые встречаются на пути.

t1653038089ai.gif

9. Чистоговорки и стихи.

Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением.

«Повтори чистоговорки»

Ребенок повторяет за логопедом чистоговорки, четко произносит звук Ш.

t1653038089aj.gif


10.Предложения.

Цель: автоматизировать звук Ш в предложениях.

«Повтори предложение»

Ребенок должен повторить предложение, четко произнеся звук Ш.

«Рассмотри картинку и составь предложение»

Ребенку предлагается рассмотреть картинку и составить по ней предложение.

t1653038089ak.jpg


11. Расскажи.

Цель: автоматизация звука Ш в связной речи.

«Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь»

Чтобы Даша научилась правильно произносить звук Ш бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинка, башенка, шашки, петушок. Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине. Следи за правильным произношением звука Ш.

Цепной текст «Кошки-мышки», «Каша»

Логопед читает ребенку рассказ. Для того, чтобы он мог пересказать текст нужно помочь ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.

t1653038089al.jpg

12. Дидактичсекая игра «Логопедическая гармошка».

Цель: формирование правильного произношения звука Ш.

«Логопедическая гармошка»

Ребёнок рассматривает картинки и проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звук Ш.

t1653038089am.jpg t1653038089an.jpg

13. Собери пазлы, придумай рассказ.

Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи, способствовать развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки и мелкой моторики.

Ребёнок собирает пазлы, чётко называет слова со звуком [Ш]. Составляет предложения с этими словами. После уточнения смысла, составленные предложения объединяются в рассказ.

t1653038089ao.jpg

14. «Ходилки».

Цель: автоматизация звука Ш в словах.

«Ходилки»

В игре принимают участие два игрока.  Игра начинается со слова старт, заканчивается словом финиш. Для игры понадобится кубик, фишки (машинки). Первый игрок бросает кубик и отсчитывает то количество квадратов, сколько выпадет, при этом называя предмет, который изображен на картинке. Далее вступает в игру второй игрок.

t1653038089ap.jpg


15. Книжка-раскладушка.

Цель: развивать внимание, память, мышление.

«На что похожа буква Ш?»

Ребенку предлагается рассмотреть букву и сказать на какой предмет она похожа.

«Найди все буквы Ш»

Ребенку нужно найти и показать все буквы Ш.

«Сказка про букву Ш»


Книжка-раскладушка.

t1653038089aq.jpg















Заключение

Результатом использования учебно-дидактического пособия является осмысление ребенком необходимости правильного произношения звука «Ш» в речи.

Критерии оценки успешной автоматизации звука «Ш»:

- самостоятельность повторения (с помощью взрослого, с небольшой помощью, без помощи взрослого);

- скорость произнесения чистоговорок (произносит медленно или быстро, с запинками или без);

- чистота произнесения (во всех ли словах правильно произносится звук «Ш»).

При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность произнесения ребенком звука «Ш» в самостоятельной речи.

Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме. 

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проведённая работа с лэпбуком, внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:

1. Объединит детей, родителей и педагогов, то есть будет социально направлена.

2. У детей будет успешнее происходить процесс автоматизации звука. Они научатся находить информацию самостоятельно.

3. У детей развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.

4. Все игры в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.


































Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.