Авторское дидактическое пособие «Лэпбук на логопедических занятиях с учащимися 1–2 классов с ОВЗ»
Пояснительная записка.
Авторское дидактическое пособие
«Лэпбук на логопедических занятиях с учащимися 1-2 классов с ОВЗ».
Актуальность. В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) учителю-логопеду приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям информации, применение компьютерных технологий, электронных игрушек оказывает сильное влияние на развитие младших школьников с ОВЗ и их восприятие окружающего мира.
Важным аспектом современного образования является « научить учиться самому. Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.
Ребенок, имеющий нарушения в развитии, чаще всего усваивает только ту информацию, которая больше всего его заинтересовала, стала для него наиболее близкой и знакомой, вызвала приятные и комфортные чувства.
Известно, что процесс коррекции речи детей с ОВЗ требует длительного времени воздействия и отнимает много сил. Из-за однообразного характера образовательной деятельности интерес к коррекционной работе у учащегося со временем утрачивается. Поэтому считаю, что возникла необходимость внедрения современных информационных практик в работу обучающихся младших школьников.
Ориентируясь на требование ФГОС, педагог может самостоятельно отбирать содержание образования, адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и находить современные подходы к своей педагогической деятельности.
Одной из форм подачи речевого материала младшему школьнику может стать использование на логопедических занятиях совершенно новое и современное дидактическое средство – лэпбук.
Это незаменимое методическое пособие с помощью которого можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание, познавать новое.
Лэпбук(от анг. -Lep, book-книга) – небольшая самодельная интерактивная папка, книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которых находится информация в виде рисунков, небольших текстов, а также все материалы и задание на определенную тему. Таким образом, можно сказать, что лэпбук это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать в рамках заданной темы. Поэтому я и решила в своем дидактическом пособии (лэпбуке) использовать и применить все направления логопедической работы для детей с речевыми нарушения 1-2 –х классов с интеллектуальными нарушениями.
В своем лэпбуке я придерживалась темы «Совершенствование навыков чтения и письма младших школьников».
Логопедическая тема: развитие языкового анализа и синтеза.
Лексическая тема: дикие животные.
Цели:
- Совершенствовать навык чтения и письма.
- Продолжить знакомство с дикими животными.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формирование навыка чтения и понимания прочитанного;
- упражнять в умении строить предложения из 3-4 слов;
- упражнять в умении пересказывать текст;
- закрепить в речи обобщающее понятие «дикие животные».
Коррекционно-развивающие:
- развивать навык речевого общения;
- развитие логики, мышления, внимания;
- развитие мелкой моторики рук.
В лэпбук я включила следующее :
- работу на уровне букв (Игра «Ребусы» (реши примеры из букв и слогов и получи названия животных); кроссворды (реши примеры из букв и получи слово);
- работа на уровне слова (Игра «Угадайка» (прочитай зашифрованные слова», Игра «Цепочка слов», «Пиши и вытирай», «Ребусы»);
- слоговой анализ слов, постановка ударения;
- работа над формированием лексико-грамматических категорий (игра «Лото», «Скажи наоборот», игра «Прятки», «Предлоги»);
- развитие связной речи («Придумай историю», «Рассказ о диких животных»);
- отгадывание загадок о диких животных:
- развитие мелкой моторики рук (шнуровка «соедини слова», шнуровочка «Ёжик», а также завязывание и развязывание шнурочков, бантиков, отрывание и закрывание конвертиков, собирание пазлов).
На примере игры «Скажи наоборот» можно увидеть ход всей моей работы.
Игра «Закончи предложение и назови слова «неприятели» («скажи наоборот»).
Инструкция: «Мы с тобой будем придумывать предложения по картинке. Я придумаю начало, а ты конец».
1. Комар маленький, а слон …….
2. Черепаха ползает медленно, заяц скачет …(быстро) и т. д.
Таким образом, лэпбук с одной стороны, призван привлечь интерес к самой папке, а с другой – это прекрасный способ подать всю информацию в компактной форме.
Чепелева Татьяна Александровна
Савкун Галина Николаевна