Лэпбук по развитию речи «У Шипелочки в гостях» для детей 5–7 лет
Лэпбук «У Шипелочки в гостях»
учитель-логопед высшей категории
Богатикова Лидия Юрьевна
Самый длительный этап в коррекции речевых нарушений - это автоматизации любого звука в слогах, словах, предложениях, связной речи и наконец, введение звука в разговорную речь. Быстрее всего автоматизировать звук в речи ребёнка возможно лишь в том случае, когда ребёнку интересно, он увлечён и играет.
Лэпбук - это тематическая папка с разными кармашками и подвижными деталями. В ней собирается материал по любой теме. Лэпбук «У Шипелочки в гостях» - это учебно-дидактическое пособие, которое является интересным материалом для автоматизации звука [Ш] у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.
Лэпбук содержит игры и упражнения по автоматизации звука Ш. Материал можно использовать как во время индивидуальной деятельности, так и в подгрупповой деятельности. В лэпбуке «У Шипелочки в гостях» представлены игры и упражнения, направленные не только на автоматизацию звука [ш], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, речевого дыхания, грамматического строя речи и связной речи. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Пособие предназначено для логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Целевая аудитория: дети 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Лэпбук «У Шипелочки в гостях» включает в себя игры:
1. «Кто в окошке?»
Цель: закрепить длительный и плавный выдох.
Ребёнку предлагается подуть на шторку из дождика и узнать кто в окошке.
2. Комплекс артикуляционных упражнений для шипящих звуков.
Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, выработка правильного артикуляционного уклада. + Артикуляционная сказка про «Трудолюбивую божью коровку», с помощью которой ребёнку будет интереснее выполнять артикуляционные упражнения.
3. «Звукоподражание»
Цель: автоматизация изолированного звук [Ш].
Ребёнку предлагается сделать вдох через нос, а на выдохе произнести звук [Ш]. Какие препятствия встречает выдыхаемая воздушная струя на своём пути? Проверь, дрожат ли голосовые связки, для этого приложи руку к горлу. Что делает язык? На что он стал похож? Есть ли щель между зубами? Что делают губы? Приблизь ладонь ко рту, почувствуй струю воздуха.
4. «Помоги змее доползти до предмета»
Цель: автоматизация изолированного звука [Ш].
Ребёнку предлагается показать, как шипит змея, и помочь ей доползти до шарика чётко произнося звук (Ш) (до шубы, до шоколадки)
5. «Игры со слогами»
Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах.
Ребёнку предлагается помочь ежу собрать грибы, правильно произнося звук (ш) в слогах.
6. «Игры со словами»
Цель: автоматизация произношения звука [Ш] в словах; развивать обобщающую функцию речи, грамматику, фонематический слух, обогащать словарный запас.
«Пятачок и воздушные шары»
Цель: развитие фонематического анализа (выделение звука (ш) на фоне слова).
Пятачок идёт на день рождение к ослику, ему нужно выбрать только те шары, в названии которых есть звук (ш).
«Логопедическая ходилка-бродилка»
Цель: закрепить произношение звука [Ш] в словах.
7. Игра «Посчитай-ка»
Цель: согласование числит. с сущ.
8. Игра « Малинка по корзинкам»
Цель: формировать навыки звукового анализа.
Ребёнок достаёт малинку из кармашка, называет слово, выделяя голосом звук Ш. Затем определяет позицию звука (Ш) и кладёт малинку в нужную корзинку.
9. Игра «Больше - меньше».
Цель: автоматизация звука (ш) в предложениях.
Ребёнку предлагается посмотреть на картинки и сказать, кто больше, а кто меньше, выделяя голосом звук ш. Например: кошка больше мышки, а мышка меньше кошки.
10. «Что в камышах?», «Что в шкафу?».
Цель: автоматизация звука (ш) в словосочетаниях.
Отработка ориентировки в пространстве и отработка предлогов:
-что находится в левом вернем углу?
-кто находится в правом нижнем углу?
-назови предмет справа от мишки;
-назови предмет, который находится между пушкой и катушкой;
-назови предмет, который находится над башмаком;
-назови предметы, которые стоят на второй полке сверху и т.д.
11. «Помоги Маше дойти до Мишки»
Цель: дифференциация звуков (ш)-(с).
Ребёнку нужно помочь Маше дойти до Мишки, идти нужно только по тем картинкам, в названии которых есть звук (ш).
12. «Чистоговорки»
Цель: автоматизация звука [Ш] в чистоговорках; развивать темп, ритм, чёткость и громкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением.
13. «Фонетические рассказы»
Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; развитие памяти, контроля над звукопроизношением. Рассказы: Бабушкины пышки, Новогодний подарок, Живая шляпа, Злая шутка.
14. «Что сначала, что потом? Придумай рассказ по серии сюжетных картинок».
Цель: автоматизация звука [Ш] в связной речи, учить устанавливать причинно-следственные связи.
Работа с лэпбуком помогает систематизировать материал по теме, помогает детям усваивать знания в игровой форме.
Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!
Столика Светлана Евгеньевна
Богатикова Лидия Юрьевна
Борисова Ольга Александровна
Богатикова Лидия Юрьевна
Ефимова Алла Ивановна
Кияйкина Наталья Федоровна
Бойко Светлана Владимировна
Лариса
Богатикова Лидия Юрьевна