Лэпбук по развитию речи для детей 5-7 лет «Шипелочка»
Описание пособия.
Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть использовано в разных вариантах:
- как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда в процессе индивидуальной коррекционной ООД;
- в ходе индивидуальной работы воспитателя с детьми по закреплению изучаемого звука (по заданию логопеда).
Цель: в игровой форме автоматизировать звук [Ш] изолированно, в прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, в чистоговорках, стихах, предложениях, связной речи.
Задачи, реализуемые в процессе использования учебно - дидактического пособия «Лэпбук «Шипелочка»:
- способствовать речевому развитию детей, а именно: закрепить правильное произношение звука Ш в слогах, словах, фразах;
- расширить, обогатить и активизировать словарь детей;
- развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух, навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников;
- развивать сотрудничество между детьми, учителем-логопедом и воспитателями детского сада.
В Лэпбуке представлены игры и речевой материал по автоматизации звука [Ш]. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения, как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Лэпбук - это не только интересное и полезное, но и универсальное пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на автоматизацию звука [Ш], но и задания для развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматики. Вся работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа: умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Возникает необходимость разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.
Исходя из вышеизложенного, данное учебно – дидактическое пособие позволяет логопеду совместно с воспитателями и детьми творчески подойти к автоматизации поставленных звуков.
Содержание пособия на автоматизацию звука «Ш»
1. Артикуляционная гимнастика в картинках.
Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произнесения звука.
Упражнения: «Маляр», «Чашечка», «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Качели», «Грибок», «Лошадка».
2. Игры со звуком Ш.
Цель: развитие фонематического слуха.
«Помоги Мишке собрать предметы, в названии которых есть звук Ш».
Ребенку нужно найти предметы, в словах которых есть звук Ш.
«Помоги Наташе найти слова со звуком Ш».
Ребенку нужно найти слова со звуком Ш.
«Выбери картинки, в словах которых есть звук Ш».
Ребенку предлагается показать картинки, в которых есть звук Ш.
3. Игра «Определи место звука в слове».
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине, конце).
Логопед называет слова, где звук Ш находится в начале, середине или конце. Ребенок должен определить место звука в слове и передвинуть машинку в нужный квадрат (начало, середина, конец).
4. Игра «Сделай букву сам».
Цель: закрепить зрительный образ буквы Ш, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.
Прослушай стихотворение и выложи букву Ш из полосок бумаги.
Одна палочка лежит,
Три на ней стоят –
Это буква Ш
Смотрит на ребят.
Обведи букву Ш пальчиком и повтори стихотворение.
5. Книжка-раскладушка.
Цель: развивать внимание, память, мышление.
«На что похожа буква Ш?»
Ребенку предлагается рассмотреть букву и сказать на какой предмет она похожа.
«Найди все буквы Ш»
Ребенку нужно найти и показать все буквы Ш.
«Сказка про букву Ш»
6. Игры со слогами.
Цель: автоматизировать произношение звука Ш в слогах.
«Помоги медвежонку спуститься к ежику»
Ребенок должен назвать слог в облачке и нажать на него.
Чтение открытых и закрытых слогов.
Ребенку предлагается прочитать открытые и закрытые слоги (по стрелочке приставить к букве Ш гласную букву и наоборот).
7. Игры со словами.
Цель: автоматизировать произношение звука Ш в словах, развивать обобщающую функцию речи, грамматику, фонематический слух, обогащать словарный запас.
«Найди тень»
Ребенок должен найти тень предмета и назвать слово.
«Один – много»
Ребенок называет существительное в единственном числе, а затем во множественное.
«Подарки для змейки»
Ребенок «дарит» подарок змейке, четко произнося звук Ш в слове.
«Назови предметы»
Ребенок должен назвать все предметы на картинке со звуком Ш.
«Пройди по дорожке и собери предметы»
Ребенку предлагается вести пальчиком по дорожке, называя предметы, которые встречаются на пути.
8. Чистоговорки и стихи.
Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением.
«Повтори чистоговорки»
Ребенок повторяет за логопедом чистоговорки, четко произносит звук Ш.
9. Расскажи.
Цель: автоматизация звука Ш в связной речи.
«Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь»
Чтобы Даша научилась правильно произносить звук Ш бабушка пообещала купить ей игрушки и игры, в названиях которых есть этот звук. Это мишка, машинка, башенка, шашки, петушок. Расскажи о том, как бабушка и Даша покупали эти игрушки в магазине. Следи за правильным произношением звука Ш.
Цепной текст «Кошки-мышки», «Каша»
Логопед читает ребенку рассказ. Для того, чтобы он мог пересказать текст нужно помочь ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.
10. Собери пазлы, придумай рассказ.
Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи, способствовать развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки и мелкой моторики.
Ребёнок собирает пазлы, чётко называет слова со звуком [Ш]. Составляет предложения с этими словами. После уточнения смысла, составленные предложения объединяются в рассказ.
13. Игра «Змейка».
Цель: автоматизация изолированного звука Ш.
«Пошипи как змейка»
Ребенку предлагается провести пальчиком по дорожке к домику и шипеть как змейка.
Ниже предлагаю ознакомиться с фото готовой работы:
Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!