Методическая разработка к лепбуку по географии «Вулканы Земли»

17
3
Материал опубликован 12 January 2018 в группе

Методическая разработка к лепбуку по географии

Тема «Вулканы Земли»

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Кузнецова Наталья Владимировна

Область

Нижегородская

Место работы

МБОУ Фокинская средняя школа

Должность

Учитель географии

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Общественно-научные дисциплины, география

Класс

5 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Рабочая программа по географии, составленная на основе программы авторского коллектива под руководством А.А. Летягина (сборник «География: программа: 5-9 классы. – М.: Вентана-Граф, 2017г).

 

Тема учебного занятия

Вулканы Земли

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок практикум

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Урок является 12 в содержании планирования 5 класса. Вторым в теме «Внутреннее строение Земли» и является завершающим.

 

 

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся определять причинно-следственные связи между движением литосферных плит и зонами сейсмической активности.

Обучающиеся получат возможность самостоятельно проводить поиск географической информации об опасных гидрологических природных явлениях, создавать новый продукт (карта-схему )

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умением распределять обязанности при работе в группах, работать с различными источниками информации.

Обучающиеся получат возможность самостоятельно приобретать новые знания и формировать умения при работе в группах с различными источниками географической информации, научатся учитывать разные мнения, обосновывать свою точку зрения.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся осознают значимость знаний об вулканах Земли, и последствиях движения литосферных плит.

Обучающиеся получат возможность для формирования и понимания основных процессов происходящих в литосфере.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Учащиеся имеют опыт индивидуальной и групповой работы, анализа различных источников географической информации. Знают основные слои Земли. Могут показывать и находить по карте основные объект литосферы. Могут выделять признаки объектов и явлений друг от друга, сравнивать эти объекты.

Могут планировать свою работу и оценивать свою деятельность.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Карта схема «Литосферные плиты и вулканы Земли»

Умение строить монологические высказывания, участвовать в обсуждение , распределять работу в группе

Осознание знаний о процессах происходящих в земной коре и их влияние на природу и жизнь человека

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Обучающиеся в ходе работы с лепбуком для достижения предметной цели узнают о видах вулканов, оформляют схему «Строение вулкана» далее заполняют Схему «Строение литосферных плит, вулканы Земли»

-

-

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Интернет - ресурсы

Учебник, А.А. Летягин География. Начальный курс. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией члена-корреспондента РАО В.П. Дронова. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2013 г.

Атлас география 5 класс Летягин. Издательство: АСТ Пресс Год публикации: 2013

 

Техническое обеспечение

Учебник, атлас, карта «Физическая карта мира», мультимедийный проектор, экран., Лепбук «Вулканы Земли»


 


 

 

Сценарий проведения учебного занятия с использованием лэпбука «Вулканы Земли»

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Учитель читает стихотворение.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Мы урок начнём сейчас.

 - Здравствуйте ребята! Кто сегодня отсутствует?

Ребята встают, здороваются, садятся и проверяют наличие у себя на партах необходимого оборудования к уроку.

- староста класса называет отсутствующих.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Обратите внимание на экран, подумайте по ходу просмотра ролика чему сегодня будет посвящен наш урок?

Видеоролик:

https://www.youtube.com/watch?v=VtgGS9XX-So

Извержение вулкана Синабунг

Фронтальная беседа:

- Ребята, о каком опасном природном явлении говорится в ролике?

- Что вы знаете о вулканах?

- Давайте заглянем в наш Лепбук и посмотрим интересные факты о вулканах

- Есть еще оно уникальное явление в природе, которое зачастую сопутствует вулканам это гейзер. Давайте посмотрим на 1 стр. Лепбука его действие

- В результате каких процессов происходит извержение вулкана?

Обучающиеся смотрят ролик

- Извержение вулкана

-……..

-

Интересные факты о вулканах

Около 20 вулканов извергаются прямо сейчас

Где-то в мире порядка 20 действующих вулканов извергаются, пока вы читаете это. Некоторые только начинают, другие продолжают. 50-70 вулканов разгорелось в прошлом году и 160 были действующими в течение последнего десятилетия. Геологи считают, что за последние 10 000 лет было порядка 1300 извержений. Три четверти всех извержений произошло на дне океана, и большая их часть продолжает действовать, но геологи об этом не знают. Если добавить подводные вулканы, в общей сложности за последние 10 000 лет произошли извержения порядка 6000 вулканов.

Высочайший вулкан Солнечной системы находится не на Земле

Самый высокий вулкан Солнечной системы находится не на Земле, а на Марсе. Гора Олимп — это гигантский щитовой вулкан, который вздымается в высоту на 27 километров и составляет 550 километров в поперечнике. Ученые считают, что гора Олимп смогла стать такой большой, потому что на Марсе вообще нет никакой тектоники плит. Даже одна горячая точка могла раздуваться в течение миллиардов лет, вытягивая вулкан все выше и выше.

 

Вулканы опасны

Некоторые из самых смертоносных вулканов включают Кракатау, который извергался в 1883 году, породив цунами, унес жизни 36 000 человек. В 79 году н. э. взорвался Везувий, похоронив города Помпеи и Геркуланум, убив 16 000 человек. Вулкан Гора Пели на острове Мартиника уничтожил город с 30 000 человек в 1902 году. Самый опасный момент в извержении вулкана — пирокластические потоки, которые движутся по стороне вулкана со скоростью в сотни километров в час с температурой более 1000 градусов по Цельсию.

Супервулканы

Достаточно мощное извержение супервулкана вполне может полностью изменить климат на Земле.

Всего на нашей планете около двадцати супервулканов. Учёные утверждают, что извергаются они примерно раз в сотню тысяч лет.

Для заметок

 

Литература

1. http://xn--80aexocohdp.xn--p1ai/26-% Сайт Сто фактов

2. https://lifehacker.ru/2016/01/11/7-facts-about-volcanoes/

- Смотрят работу гейзера

- Смотрят работу гейзера

1.3. Создание проблемной ситуации

- Да, ребята, вы абсолютно правы. Все эти явления литосферы очень интересны и опаны. А как вы думаете возможно ли извержение вулкана в нашей местности?

- Не знаем

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

-Но прежде чем мы начнем с вами основную работу, скажите пожалуйста какова будет у нас тема урока?

 

- Правильно. Запишите себе тему урока в тетрадь.

- А о чем вы сегодня узнаете?

- Совершенно верно.

- Сегодня мы будем работать в группах так и индивидуально

- Вулканы Земли

- Фиксируют тему урока в тетрадь «Вулканы Земли»

-Узнают о роли вулканах и причинах их извержений, местах их расположения.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

1. задание для групп

С помощью лепбука познакомьтесь с видами вулканов стр.

 

2. Изучите с помощью учебника стр. 35, рис. 17 строение вулкана и в Лепбуке составьте схему строения вулкана стр. 2

3. задание. В результате каких процессов происходит извержение вулкана?

Соберите пазл. На контурную карту приклейте литосферных плиты на 3 стр. лепбука.

На получившуюся карту-схему литосферных плит приклейте Материки

- Ребята , а кто знает названия вулканов.

Задание индивидуальны е для учеников.

Каждому ученику раздается по 2 названия вулкана. Зад. С помощью физической карты атласа вам нужно найти предложенный вулкан и наклеять его название на карту-схему в лепбуке стр. 3

- Ребята, а вулканы несут нам пользу или вред

- Это не совсем верно, есть и польза от вулканов, в вулканах и после их извержения добывают полезные ископаемые вулканического (магматического) происхождения, которые использую в различных видах промышленности.

Зад. Используя лепбук стнр. 3 познакомьтесь с полезными ископаемыми вулканического происхождения.

Обсуждают задание в своих группах, анализируют и собирают информацию от каждого члена группы.

Текст из лепбука

Ключевская Сопка

Действующие вулканы,

к которым относятся те,

об извержении которых есть

достоверные исторические источники

Вулкан Везувий

Уснувшие вулканы, не проявлявшие активности за исторический временной период, но извержение которых с научной точки зрения вероятно

Эльбрус

Потухшие вулканы,

извержение которых

практически невозможно


 

- Составляют схему «Строение вулкана»

- движение литосферных плит

- составляют пазл-карту Литосферных плит

- на кату-схему литосфернных плит наносят Материки

- Называю известные вулканы


 

- Работают индивидуально с атласами и лепбуком.

- Вред. Он разрушают города, губят природу.


 


 


 

- Рассматривают горные породы

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Учитель координирует работу в группах, контролирует правильность выполнения поставленной задачи.

Оформляют страницу стенгазеты по своим явлениям и таблице «Вода – добро или зло?», объединяя все в общую стенгазету «Гидросфера и опасные природные явления». Озвучивают результаты своей работы.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Тестирование потеме


 

Учитель комментирует успешность выполненных учебных задач. Предлагает им провести взаимооценку и самооценку работы по парам.

Выставление отметок в дневник

Задает Домашнее задание

Вы выполняют задания по теме каждый письменно.

Учащиеся оценивают работу, проделанную на уроке, свои результаты, исходя из поставленных целей.

Проводят самоанализ: освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Записываю домашнее задание:

П.7,


 

Лепбук «Вулканы Земли» - можно использовать так же при изучении тем: «Слои «твердой» Земли», «Из чего состоит земная кора» в 5 классе, так же при изучении тем литосферы , материков и океанов в 6 и 7 классах. Данную модель можно использовать на уроках Окружающего мира в начальной школе, во внеурочной деятельности при рассмотрение вопросов по карте мира.Формы работы с Лепбуком могут быть как групповая , так и индивидуальная, особенно хорошо использование лепбука для работы с детьми обучающимися по адаптированным образовательным программам.

 

Форзац лепбука
Содержание лепбука
Лепбук в работе 1 стр.
Лепбук в рабочем состоянии с выполненными заданиями
Лепбук в действии

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Молодцы, отличная работа!

21 January 2018

Спасибо, красиво. Поздравляю с победой!

2 February 2018

Спасибо большое,для меня очень важна ваша оценка!

9 February 2018