Методическая разработка урока по географии в 5 классе «Вулканы»
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка урока «Вулканы» по географии в 5 классе
Тема урока: Вулканы.
Учитель: Ляхова Наталья Владимировна
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний о вулканах
Задачи:
образовательная:
формирование представления у учащихся о строении вулкана, причине вулканизма, типах вулканов;
выявить районы вулканизма;
развивающие:
способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов;
продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями и Интернетресурсами;
развивать память, воображение, логическое мышление;
развивать творческие способности, способствовать формированию навыков исследовательской работы.
воспитательные:
воспитание умения высказывать своё мнение, уважение к ответам одноклассников; формирование у школьников отношения к планете Земля как к объекту красоты, изучения и охраны окружающей природы
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельность; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Предметные: знать строение вулкана, их виды, уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами, объяснять причины возникновения вулканов, приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий. Определять и показывать на карте вулканы. Умение работать с картографическими источниками географической информации.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная и индивидуальная
Средства обучения: проектор, настенные карты, атлас для 5 класса, презентация, учебник, контурные карты.
Базовый учебник: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений/И.И. Баринова, А.А.Плешакова, Н.И. Сонин
Технологическая карта
№ п/п |
Этап |
УУД |
Деятельность |
Эл.образовательныересурс |
||
учителя |
обучающихся |
|||||
1 |
Орг. момент |
Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные: Умение слушать. |
Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха. Добрый день друзья! Я рада вас видеть и хочу начать урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и скажите добрые слова. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Повторяйте за мной: «Мы хотим быть здоровыми, мы можем быть здоровыми, мы будем здоровыми! Мы все здоровы!» Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство, злость. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения к себе и друг к другу. |
Готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм. Приветствуют учителя. |
Презентация |
|
2 |
Создание мотивационной установки |
Познавательные: Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Выделение и осознание пройденного материала, умение обрабатывать информацию, представлять её в схематичной форме. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. |
Учитель загадывает обучающимся загадки. 1. Носит бабка Снежную шапку Каменные бока, Закутанные в облака. (гора) 2. В огне горы родился – От огня убежал С огнем разлучился И в небе пропал. (дым) 3. Жевать – не жую А все поедаю, сжигаю. (огонь) Знаете ли вы такой географический объект, который объединял бы все три слова- отгадки: гора, дым, огонь? (вулкан) Просмотрите видеофрагмент. Вулканы и гейзеры Камчатки и Курил.Учебный фильм https://www.youtube.com›watch?v=G08xiZkAC3g Попробуйте определить тему урока.. |
Отгадывают загадки, просматривают видеофрагмент с помощью которых определяют тему урока. |
Презентация
Видео |
|
3 |
Актуализация полученных знаний
|
Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности. Коммуникативные: Умение находить общее решение; учёт разных мнений и умение обосновывать своё, |
Определение темы. Ответы на вопросы. Скажите, о чем был сюжет видеофильма? А что произошло с вулканом? Скажите ребята, извержение вулкана чем сопровождалось ? А чем еще извержение вулкана сопровождалось?(гейзерами) Можем ли мы ребята сформулировать тему урока? Какова тема нашего урока? Какую цель мы можем поставить себе на этот урок? Попробуйте сформулировать цель нашей работы на уроке |
Обучающиеся после ответов на вопросы учителя формулируют тему и выводят цель урока; после чего записывают тему в тетрадь.
2.Высказывают свои предположения. Определяют цель работы на уроке. |
Презентация |
|
4. |
Формулирование задач урока |
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные: умение слушать собеседника, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные: анализ, синтез, построение речевого высказывания |
Из чего состоит явление «извержение вулкана»? - Где зарождается процесс извержения? Это означает: что нам надо ответить на вопрос: Как устроен вулкан? Т.е. изучить его …..? Таким образом, наша первая задача состоит в том, чтобы … 2. Именно особенности строения вулкана определяют условия его образования и конкретные места их появления. Нам надо ответить на вопросы: В каких уголках планеты проявляется вулканизм? Как часто происходят извержения? Итак, какая вторая задача встает перед нами? 3. Изучение строения вулкана и районов их образования можно предположить причины извержения. Вот мы и подошли к нашему ключевому вопросу: Почему происходят извержения вулканов? Можно смоделировать процесс извержения? Если да, то как? Третья задача, которая позволит нам достигнуть поставленную цель, заключается в следующем. |
Участвуют в поиске ответов на вопросы и формулируют задачи урока:
1.Изучить внутреннее строение вулкана.
2.Определить места размещения вулкана.
3.Смоделировать процесс извержения вулкана |
||
5 |
Изучение нового материала 1. Образование и строение вулканов
2.Виды вулканов |
Познавательные: Узнавать, называть географические объекты; поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины |
1.Как вы считаете, как образовалась наша планета? Учитель. Во время извержения вулканов со временем образовался ландшафт Земли. Какие оболочки Земли нам известны? Как по-другому называют эти оболочки? Вулканы, которые существуют, находятся только на суше?
Где больше океанов, на суше или в океане? А почему больше в океане, чем на суше?
Как вы думаете, откуда произошло название «вулкан»? Познакомьтесь с легендой происхождения слова «вулкан» - Какие ассоциации у вас вызывает слово «вулкан»? 2. -Для того чтобы дать определение понятию вулкан нам необходимо установить как он устроен и как действует? 1.Демонстрация опыта «Извержение вулкана» (дихромат аммония,спички(лучина),тарелка). 2.Демонстрация опыта «Модель вулкана» (Пластилин, сода, уксус, пищевой краситель, банка). - Что же такое Вулкан?
3.Знакомство со строением вулкана и продуктами его извержения Подпишите части вулкана на схеме.
Работа с учебником (стр 101). Прочитайте и ответьте на вопрос: какой формы бывают вулканы? - От чего зависит форма вулкана? - А вы знаете, что вулканы бывают действующие (Везувий, ключевая сопка) и потухшие. (Эльбрус) Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называются действующими. Если же извержения прекратилось совсем, их называют потухшими. Правды, потухшие вулканы иногда могут неожиданно проснуться, вновь ожить. Однажды в Исландии проснулся вулкан, который по мнению ученых, не извергался 5 тыс. лет.
|
Высказывают свои предположения.
По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. В его кузнице было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывает двери в свое царство (образуется отверстия на поверхности земли) и оттуда вырывается огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.
Наблюдение за демонстрацией опытов. Выявляют причинно- следственные связи
Высказывают свои предположения Запись определения в тетради Работа со слайдами презентации и с рисунком учебника Заполнение схемы«Части вулкана» . Формы вулканов. - Вулканы бывают : конические, щитовые. -Отвечают на вопрос Форма вулкана зависит от температуры и свойств извергающейся лавы |
Презентация
|
|
6 |
Физкультминутка |
Формирование ответственного отношения к своему здоровью. |
Ребята у вас на партах пазлы «Вулкана». Возмите пазлы и соберите картинку вулкана. |
Ребята двигаются и собирают пазл «Вулкан». |
|
|
|
3. Причина образования вулканов |
Регулятивные: Умение обрабатывать информацию, выбирать действие в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины |
Отдохнули, теперь продолжим урок.
1. А как вы думаете, что является причиной извержения вулкана? В тексте учебника (стр. 100-101) найдите ответ на вопрос и сравните его со своим.
2.Рассмотрите рисунок 122 на стр. 103 учебника. Назовите основные районы распространения вулканов?
|
1.Высказывают свои предположения. Находят ответ в тексте. Вулканы образуются в тех районах Земли, где глубокие трещины в земной коре создают пути для выхода магмы на поверхность. в результате уменьшения давления раскаленная мантия не может оставаться в твердом состоянии и переходит в жидкое Извержение начинается тогда, когда расплавленная магма накапливается в очаге магмы и устремляется вверх по жерлу, изливаясь на земную поверхность. 2.Рассматривают рисунок и делают вывод , что больше всего вулканов именно в тех районах, где сходятся литосферные плиты Земли: районы Тихоокеанского побережья, Средиземноморья, Атлантического океана. |
Работа с учебником. |
|
7 |
Работа с контурными картами |
Познавательные: Формирование умения смысловой организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля. Регулятивные: Умение работать по картам атласа, применять полученные знания, осуществлять пошаговый контроль. Коммуникативные: Умение работать самостоятельно, оценивать результаты. |
Организация работы по закреплению первичных знаний. - обучающимся предлагается подписать на контурной карте названия вулканов с использованием текста учебника и карт атласа
|
- Выполняют задание на контурной карте: - Обозначают вулканы на контурной карте. |
|
|
8 |
Закрепление |
Познавательные - анализ, синтез, моделирование, смысловое чтение
Коммуникативные - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
1.Блиц-опрос. Вам будет задано 5 вопросов, на которые вы должны ответить «да» или «нет» поднятием карточки. 1.Вулканический пепел- это кусочки раскаленной лавы менее 2 мм.(ДА) 2.Вулкан-это бог огня. (ДА) 3.Самый высокий действующий вулкан России- Везувий на полуострове Камчатка. (НЕТ) 4.Люди могут препятствовать извержению вулкана.(НЕТ) 5.Вулканическая бомба-это каменная глыба(ДА) 2. Составить логическую цепочку образования вулкана: 1.Литосфера разбита на литосферные плиты;(1) 2.Выбрасывается вулканический пепел и бомбы, изливается лава; образуется конус вулкана; (4) 3.Магма вскипает, образуется очаг магмы; (3) 4.Литосферные плиты сталкиваются; (2) 5.Движение магмы внутри конуса происходит по трещине-жерлу; (5) |
-Отвечают на вопросы поднятием карточки
-Составляют логическую цепочку образования вулкана
|
Презентация |
|
9 |
Рефлексия Домашнее задание |
Познавательные: Оценка процесса и результата деятельности Регулятивные: Волевая саморегуляция, осознание учащимися того, что уже усвоено. Коммуникативные: Уметь выражать свои мысли. |
Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Учитель отмечает наиболее активных учащихся класса на каждом этапе урока. Задает домашнее задание: Пар. 21,п 2-3 Творческое задание (по желанию) |
Сегодня я узнал….. Было интересно…. Было трудно…. Я выполнял задания…. Я понял, что…. Я научился… Меня удивило… Я смог… Оценивают работу на уроке всего класса
Записывают домашнее задание в дневник |
Презентация |