Лэпбук для дошкольников «Звук Л»
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 3 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования
«Детский сад №60»
расположенное по адресу: г. Сызрань, пр. Гагарина, д. 12
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по теме
«Лэпбук: Звук Л»
Выполнил: учитель-логопед СП «Детский сад №60» ГБОУ СОШ №3 г.Сызрани
Баринова Елена Владимировна
2021 год
Введение
В последнее время количество детей с ТНР постоянно увеличивается и речевые патологии становятся все более сложными. Кроме имеющихся речевых проблем в работе с такими детьми учитель-логопед неизбежно сталкивается и с другими трудностями, которые усложняют коррекционно-развивающую работу. В числе наиболее распространенных можно назвать неусидчивость детей, низкий познавательный интерес к занятиям, плохая концентрация внимания. К тому же дети с ТНР плохо воспринимают речевую инструкцию и в работе с ними необходимо зрительное подкрепление.
Решением этих проблем может послужить создание лэпбука или интерактивной папки, в которой собирается и накапливается материал по определенной теме. Такая форма организации позволяет хранить весь материал в одной месте и всегда иметь его под рукой.
Созданный мной лэпбук «Звук Л» содержит следующий материал:
изображение с артикуляционной позицией звука Л и изображение буквы Л;
комплекс артикуляционной гимнастики;
тактильная звуковая дорожка;
задания на автоматизацию звука;
задания, направленные на развитие фонематического анализа и синтеза;
задания, направленные на профилактику оптической дисграфии.
2
Методические рекомендации к лэпбуку «Звук Л»
Описание: На обложке лэпбука «Звук Л» - изображение буквы Л и слогов. На левой части разворота имеется изображение правильной артикуляционной позиции звука Л, вырезанное из цветной бумаги изображение буквы Л, книжечка с комплексом артикуляционной гимнастики, картинка самолета с тактильной звуковой дорожкой и кармашек с чистоговорками. На правой части разворота наклеены кармашки для с заданиями для автоматизации звука Л. Лэпбук выполнен из картонной папки (основа), оклеен обоями. Кроме этого в работе по созданию лэпбука был использован клей ПВА, клей «Момент», акриловые краски, лак для акриловых красок, крупа, цветная бумага.
Цель: постановка и автоматизация звука Л
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательная, речевая
Актуальность: лэпбук рассчитан для решения ряда образовательных, развивающих, воспитательных задач в совместном взаимодействии взрослого и ребенка. Предназначен для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
Требования к лэпбуку:
Лэпбук (lapbook) - это тематическая папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
Лэпбук информативен. Внутри собраны материалы для работы со звуком Л на разных этапах: от постановки звука до развития фонематического анализа и синтеза слов;
Лэпбук вариантивен, т.е. имеющийся материал можно использовать для других заданий;
Лэпбук пригоден к использованию одновременно в индивидуальных и подгрупповых занятиях, а также в самостоятельной деятельности детей.
Лэпбук обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с речевым материалом;
Структура лэпбука и содержание доступно детям дошкольного возраста;
Лэпбук обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников.
Содержание лэпбука
Лэпбук содержит следующий материал для коррекционно-развивающей работы:
3
Артикуляционная позиция звука
Цель: напомнить положение органов артикуляционного аппарата, необходимое для правильного произношения звука;
Изображение буквы Л
Цель: запомнить графическое изображение буквы Л;
Комплекс артикуляционной гимнастики
Цель: Выработка движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука;
Тактильная звуковая дорожка «Самолёт летит»
Цель: Произнесение изолированного звука Л, развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительной пальцев
Чистоговорки
Цель: автоматизировать поставленный звук в речи и улучшить дикцию детей;
Юла
Ла-Ла-Ла – веселая юла.
Лу-Лу-Лу– купили мы юлу.
Лу-Лу-Лу – новую юлу.
Мила- помощница
Ла-ла-ла – как-то Мила пол мела.
Ло-ло-ло – видит, на полу стекло.
Лу-лу-лу – сто осколков на полу.
Лы-лы-лы – Мила подмела полы.
Ла-ла-ла – Мила маме помогла.
О футболе
Ол-ол-ол – очень любим мы футбол.
Лы-лы-лы – забиваем мы голы.
Ол-ол-ол – вот какой забили гол!
Ол-ол-ол – забил я гол.
Про Клаву и Аллу
Кла-кла-кла- Клава булки испекла.
Эла-эла-эла-Алла булки съела.
Еловая чистоговорка
Ол-ол-ол – с ёлки улетел щегол.
Ал-ал-ал – мимо ёлки конь скакал.
Ул-ул-ул – волк под ёлкою уснул.
Ил-ил-ил – лось у ёлочки ходил.
Эл-эл-эл – голубь к ёлки подлетел.
Скала
Ла-ла-ла – вот стоит скала.
Лу-лу-лу – заберемся на скалу.
Ло-ло-ло – ой, куда нас занесло!
Лы-лы-лы – как слезем со скалы?
Луша
Ла-ла-ла — цветы Луша полила.
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Ла-ла-ла — девочка мала.
Ала-ала-ала — бабочка летала.
Школьная история
Ола-ола-ола – за вокзалом наша школа
Ала-ала-ала – шла из школы Алла.
Ила-ила-ила – Алла двойку получила.
Ала-ала-ала – Алла книжки не читала.
Ула-ула-ула – только Алла в класс шагнула.
Ала-ала-ала – нашей Алле стыдно стало!
Великан
Ил-ил-ил – великан в пещере жил.
Ыл-ыл-ыл – он большущий очень был.
Ал-ал-ал – стал ему костюмчик мал.
Ол-ол-ол – и к портному он пошел.
Ел-ел-ел – сшить костюм портной сумел.
Скакалка
Алка-алка-алка — у девочки скакалка.
Алку-алку-алку — купили ей скакалку.
Алка-алка-алка — новая скакалка.
Самосвал
Ал- ал- ал — мне купили самосвал.
Ал- ал- ал — новый самосвал.
Ал- ал- ал — едет самосвал.
Ала- ала- ала — кузов есть у самосвала.
Скороговорки
Цель: автоматизировать поставленный звук в речи и улучшить дикцию детей;
Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.
Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал
Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.
Наш Полкан попал в капкан.
д/и «Ребусы»
Цель: Развивать фонематический анализ и синтез;
По первым звукам картинок определить зашифрованное слово (лампа, слон, лось, стол, стул, волк)
д/и «Назови, что нарисовано»
Цель: Профилактика оптической дисграфии и автоматизация звука Л;
д/и «Подбери схему»
Цель: Определять позицию звука Л в слове;
Возможны несколько вариантов использования материала (лошадь, лопата, полка, лук, булавка, стол, стул, слон):
Подбирать к заданной картинке схему слова
Подобрать все картинки к заданной схеме слова
Распределить все картинки по 3 трем схемам (в начале, середине и конце слова)
Кроме того представленные изображения можно использовать в дидактических играх:
«Назови ласково»
Цель: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
«Чего не стало?»
Цель: Употребление существительных в родительном падеже
Положить перед ребенком 3-5 изображений, после этого ребенок закрывает глаза, взрослый убирает одну картинку и ребенок называет предмет, которого не стало.
«Что я загадала?»
Цель: Развитие умение выделять основные признаки предмета.
Взрослый даёт описание предмета, а дети угадывают. При правильном ответе показывает картинку с изображением. Затем дети сами учатся 6 придумывать загадки к картинкам.
Лэпбук «Звук Л» можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико - грамматических категорий, развитию фонематического анализа и синтеза, а также в свободной деятельности детей.
Лэпбук предназначен для длительного использования в работе над звуком, может обновляться и дополняться новым материалом. Это дает возможность поддерживать у детей стойкий интерес во время занятий.
7
Заключение
Не вызывает сомнения, что работа с лэпбуком помогает в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ТНР. Необычная подача материала привлекает внимание детей, помогает вызвать интерес к занятиям, а меняющееся содержание и добавление нового материала помогает поддерживать интерес на высоком уровне. Кроме того ребенок всегда может самостоятельно возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть в нее, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Кроме того можно вовлекать детей в процесс обновления материала, придумывать новые игры и дизайн интерактивной папки.
Таким образом, лэпбук позволяет ускорить и сделать более привлекательным процесс автоматизации звука Л.
8
Список литературы
https://logoped-online.by/raskraski-na-zvuk-l-avtomatizaciya-zvuka-l/
https://vse-skorogovorki.ru/na-bukvu-l/
Приложение