12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Черемисина Юлия Викторовна36
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Технологическая карта открытого урока окружающего мира по УМК «Перспективная начальная школа»

учителя начальных классов

ЧОУ «Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского»

Черемисиной Юлии Викторовны

Дата:

Предмет: окружающий мир

Класс 3

Тема урока: «Лес и его обитатели»

Учебник и учебные пособия:

для учителя: 1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. 2 ч. 144с. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

для обучающегося: .Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. 2 ч. 144 с. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Цели урока:

познавательные УУД:

- начать знакомство с лесом как с природным сообществом;

- обобщить и систематизировать знания о лесе;

- сравнивать свои возможности и возможности сквозных героев (Кости Погодина)

- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;

- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:

- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

- использовать словарь учебника;

личностные УУД:

- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

- работать над формированием рефлексивного отношения к учёбе;

регулятивные УУД:

- учить ставить цели предстоящей работы;

- учить различать учебные задания разного типа;

- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

- учить оценивать себя и своих товарищей;

коммуникативные УУД:

- совершенствовать умение работать в паре, в группе;

- учить осуществлять учебное сотрудничество;

- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, плакат с изображением дерева, листочки для рефлексии, аудиозапись «Звуки леса», окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А.. - М.: Академкнига/ Учебник, 2013.-Ч.2. 144, толковый словарь Ожегова С.И и Шведова Н.Ю, Красная книга Новосибирской области: Животные, растения и грибы, Зеленая книга Сибири: Редкие и нуждающиеся в охране растительные сообщества.

Этап урока

Метод и приемы

слайды

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

 

Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

Слушать учителя.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

2.

Мотивационный

Слов.: определение темы и цели урока.

2 ,3

-Послушайте песню (звуки леса)

- Чью песню вы услышали? (птиц)

- Где больше всего живёт птиц? (в лесу)

- Ребята, определите тему урока (Лес – и его обитатели.)

- Откройте учебник с.43 и сравним тему урока, которую вы определили.

- Какие цели урока мы поставим.

Формулируют тему и цель урока.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П:Обобщают.

3.

Актуализация знаний

Уст.: фронтальная беседа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Постановка учебной задачи и её решение

Слов.: фронтальная беседа.

Практ.: исследование и наблюдение


 

4.

5.

6.

7.

-Что такое лес? Лес – это особое сообщество жизни на Земле. Это: деревья, травы, кустарники, поляны, просеки, опушки, грибы, лишайники, лесные звери и птицы, лесные запахи, голоса, даже солнечные зайчики и лесное эхо!

стр. 43 учебник (вопросы в учебнике)

- О каких растениях и животных леса ты знаешь из книг? 

- Какие леса же есть в нашем крае? - Это тайга,  смешанный лес или лиственный лес? (сноска на словарик)

- Наша Новосибирская область - расположена в зонах южной тайги, смешанных лесов и лесостепи.

На севере области - заболоченная тайга (пихта, ель, сосна, кедр с примесью березы, осины, редко лиственницы); южнее - лиственные леса и типичная лесостепь с березовыми колками и сосновыми борами.

-Какие растения встречаются в наших лесах?

- Животные?

-А как нужно себя вести в лесу? (правила)

- Обратите внимание на Зеленую книгу Сибири, где представлены редкие и нуждающиеся в охране растительные сообщества.

-А это Красная книга Новосибирской области, в неё внесены названия редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

Вывод: Лес-это наше богатство! Берегите природу!

Лес нередко называют «царством деревьев». Почему? Что сказано в учебнике? (Читают текст на с. 43-44) Что такое лишайники? Найдите определение в словаре. Как деревьям удается жить рядом и не мешать друг другу?

- К нам в гости пришёл мальчик. А кто это? (Костя Погодин). Что можете рассказать о нем?

- Прочитайте в учебнике на с. 44, что заметил Костя Погодин? Кто согласен с ним поднимите руку. Что об этом сказано в учебнике?

- Рассмотрите рисунок на с. 44, что вы можете сказать? Прочитаем в учебнике и узнаем, какие деревья, какой ярус занимают.

 Комментированное чтение. Презентация «Какие деревья живут на разных ярусах»

Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые.

Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель.

Ниже – Низкорослые деревья – теневыносливые.

Рябина, черёмуха, ива.

Третий ярус – кустарники.

Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина.

Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы – ландыш, кислица.

Самый нижний ярус - мхи и лишайники.

- Что помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу.( ярусность )

Слушать учителя, Отвечать на вопросы учителя.


 


 


 

Исследовать почву; отвечать на вопросы учителя.


 


 

Отвечать на вопросы учителя, пользуясь материалом учебника.

Отвечать на вопросы учителя,


 


 


 

пользуясь материалом учебника.

Читать параграф.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания
Р.: осмысляют учебный материал.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

4.

Физминутка

8.

Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо) 
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону) 
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз) 
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)

Выполнять движения из физминутки

 

5.

6.

Слов.: фронтальная беседа.

Практ.: исследование и наблюдение за обитателями леса

Рефлексия учебной деятельности на уроке

9-14.

15-16.

- Как люди в большом доме живут, так и животные в лесу проживают на разных “этажах” и квартирах, в зависимости от того, чем они питаются и где находят себе укрытия.

 с. 47-48

Работа в группах.

Группа №1 – животные леса: верхний ярус

Группа №2 – животные леса: средний ярус

Группа №3 – животные леса: нижний ярус

Группа №4 – животные леса: лесная подстилка и почва

План работы в группах (на экране)

Прочитать текст учебника на стр.47 – 48.

Выписать из текста животных леса своего яруса.

Подготовиться к ответу у доски.

-На прошлом уроке я попросила вас поискать в словаре С.И. Ожегова определение слова «сообщество». (Сообщество-группа растительных или животных организмов, живущих вместе.)


 

- Закончите предложения

Раньше я не знал(а), а теперь знаю, что…»

«Я работал(а) на уроке с … настроением, потому что …»

«Я …доволен(льна) собой, потому что …»

«Я хочу похвалить…»

-А вот успех урока я бы хотела определить сейчас с помощью вот этих листочков, которыми предлагаю украсить это дерево

Листок зелёного цвета скажет нам о том, что урок понравился, доволен своей работой.

Листок жёлтого цвета – урок понравился, не совсем доволен своей работой.

Листок красного цвета – урок неинтересный, не доволен своей работой.

Таким образом, дерево “оживает”.

- Спасибо за урок, урок окончен!

Работать по учебнику в группах


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Делают выводы

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

 

Дополнительная литература:

  1. Зеленая книга Сибири : редкие и нуждающиеся в охране растит. сообщества / под ред. И.Ю. Коропачинского ; Рос. акад. наук. Сиб. отд-ние, Центр. сиб. ботан. сад, Рос. фонд фундам. исследований. – Новосибирск : Наука. Сиб. издат. фирма РАН, 1996. – 397 с. :

    Красная книга Новосибирской области/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. - 2-е изд. - Новосибирск: Арта, 2008. - 528 с.

    Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.ОО:Темп,2010. – 874 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.