Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Лес и его обитатели» (3 класс)
Технологическая карта открытого урока окружающего мира по УМК «Перспективная начальная школа»
учителя начальных классов
ЧОУ «Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского»
Черемисиной Юлии Викторовны
Дата:
Предмет: окружающий мир
Класс 3
Тема урока: «Лес и его обитатели»
Учебник и учебные пособия:
для учителя: 1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. 2 ч. 144с. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
для обучающегося: .Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. 2 ч. 144 с. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Цели урока:
познавательные УУД:
- начать знакомство с лесом как с природным сообществом;
- обобщить и систематизировать знания о лесе;
- сравнивать свои возможности и возможности сквозных героев (Кости Погодина)
- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;
- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:
- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
- использовать словарь учебника;
личностные УУД:
- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;
- работать над формированием рефлексивного отношения к учёбе;
регулятивные УУД:
- учить ставить цели предстоящей работы;
- учить различать учебные задания разного типа;
- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;
- учить оценивать себя и своих товарищей;
коммуникативные УУД:
- совершенствовать умение работать в паре, в группе;
- учить осуществлять учебное сотрудничество;
- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, плакат с изображением дерева, листочки для рефлексии, аудиозапись «Звуки леса», окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А.. - М.: Академкнига/ Учебник, 2013.-Ч.2. 144, толковый словарь Ожегова С.И и Шведова Н.Ю, Красная книга Новосибирской области: Животные, растения и грибы, Зеленая книга Сибири: Редкие и нуждающиеся в охране растительные сообщества.
№ |
Этап урока Метод и приемы |
слайды |
Содержание урока. Деятельность учителя. |
Деятельность ученика |
УУД |
1. |
Орг. момент |
Ребята вы готовы к уроку? |
Слушать учителя. |
Р: принимают и сохраняют уч. задачу |
|
2. |
Мотивационный Слов.: определение темы и цели урока. |
2 ,3 |
-Послушайте песню (звуки леса) - Чью песню вы услышали? (птиц) - Где больше всего живёт птиц? (в лесу) - Ребята, определите тему урока (Лес – и его обитатели.) - Откройте учебник с.43 и сравним тему урока, которую вы определили. - Какие цели урока мы поставим. |
Формулируют тему и цель урока. |
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. П:Обобщают. |
3. |
Актуализация знаний Уст.: фронтальная беседа
Постановка учебной задачи и её решение Слов.: фронтальная беседа. Практ.: исследование и наблюдение
|
4. 5. 6. 7. |
-Что такое лес? Лес – это особое сообщество жизни на Земле. Это: деревья, травы, кустарники, поляны, просеки, опушки, грибы, лишайники, лесные звери и птицы, лесные запахи, голоса, даже солнечные зайчики и лесное эхо! стр. 43 учебник (вопросы в учебнике) - О каких растениях и животных леса ты знаешь из книг? - Какие леса же есть в нашем крае? - Это тайга, смешанный лес или лиственный лес? (сноска на словарик) - Наша Новосибирская область - расположена в зонах южной тайги, смешанных лесов и лесостепи. На севере области - заболоченная тайга (пихта, ель, сосна, кедр с примесью березы, осины, редко лиственницы); южнее - лиственные леса и типичная лесостепь с березовыми колками и сосновыми борами. -Какие растения встречаются в наших лесах? - Животные? -А как нужно себя вести в лесу? (правила) - Обратите внимание на Зеленую книгу Сибири, где представлены редкие и нуждающиеся в охране растительные сообщества. -А это Красная книга Новосибирской области, в неё внесены названия редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Вывод: Лес-это наше богатство! Берегите природу! Лес нередко называют «царством деревьев». Почему? Что сказано в учебнике? (Читают текст на с. 43-44) Что такое лишайники? Найдите определение в словаре. Как деревьям удается жить рядом и не мешать друг другу? - К нам в гости пришёл мальчик. А кто это? (Костя Погодин). Что можете рассказать о нем? - Прочитайте в учебнике на с. 44, что заметил Костя Погодин? Кто согласен с ним поднимите руку. Что об этом сказано в учебнике? - Рассмотрите рисунок на с. 44, что вы можете сказать? Прочитаем в учебнике и узнаем, какие деревья, какой ярус занимают. - Комментированное чтение. Презентация «Какие деревья живут на разных ярусах» Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые. Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель. Ниже – Низкорослые деревья – теневыносливые. Рябина, черёмуха, ива. Третий ярус – кустарники. Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина. Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы – ландыш, кислица. Самый нижний ярус - мхи и лишайники. - Что помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу.( ярусность ) |
Слушать учителя, Отвечать на вопросы учителя.
Исследовать почву; отвечать на вопросы учителя.
Отвечать на вопросы учителя, пользуясь материалом учебника. Отвечать на вопросы учителя,
пользуясь материалом учебника. Читать параграф. |
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. |
4. |
Физминутка |
8. |
Ветер дует нам в лицо. |
Выполнять движения из физминутки |
|
5. 6. |
Слов.: фронтальная беседа. Практ.: исследование и наблюдение за обитателями леса Рефлексия учебной деятельности на уроке |
9-14. 15-16. |
- Как люди в большом доме живут, так и животные в лесу проживают на разных “этажах” и квартирах, в зависимости от того, чем они питаются и где находят себе укрытия. с. 47-48 Работа в группах. Группа №1 – животные леса: верхний ярус Группа №2 – животные леса: средний ярус Группа №3 – животные леса: нижний ярус Группа №4 – животные леса: лесная подстилка и почва План работы в группах (на экране) Прочитать текст учебника на стр.47 – 48. Выписать из текста животных леса своего яруса. Подготовиться к ответу у доски. -На прошлом уроке я попросила вас поискать в словаре С.И. Ожегова определение слова «сообщество». (Сообщество-группа растительных или животных организмов, живущих вместе.)
- Закончите предложения Раньше я не знал(а), а теперь знаю, что…» «Я работал(а) на уроке с … настроением, потому что …» «Я …доволен(льна) собой, потому что …» «Я хочу похвалить…» … -А вот успех урока я бы хотела определить сейчас с помощью вот этих листочков, которыми предлагаю украсить это дерево Листок зелёного цвета скажет нам о том, что урок понравился, доволен своей работой. Листок жёлтого цвета – урок понравился, не совсем доволен своей работой. Листок красного цвета – урок неинтересный, не доволен своей работой. Таким образом, дерево “оживает”. - Спасибо за урок, урок окончен! |
Работать по учебнику в группах
Делают выводы |
К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания. |
Дополнительная литература:
-
Зеленая книга Сибири : редкие и нуждающиеся в охране растит. сообщества / под ред. И.Ю. Коропачинского ; Рос. акад. наук. Сиб. отд-ние, Центр. сиб. ботан. сад, Рос. фонд фундам. исследований. – Новосибирск : Наука. Сиб. издат. фирма РАН, 1996. – 397 с. :
Красная книга Новосибирской области/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. - 2-е изд. - Новосибирск: Арта, 2008. - 528 с.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.ОО:Темп,2010. – 874 с.