Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Лес и его обитатели» (3 класс)

3
0
Материал опубликован 14 March 2017 в группе

Технологическая карта открытого урока окружающего мира по УМК «Перспективная начальная школа»

учителя начальных классов

ЧОУ «Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского»

Черемисиной Юлии Викторовны

Дата:

Предмет: окружающий мир

Класс 3

Тема урока: «Лес и его обитатели»

Учебник и учебные пособия:

для учителя: 1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. 2 ч. 144с. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

для обучающегося: .Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. 2 ч. 144 с. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

Цели урока:

познавательные УУД:

- начать знакомство с лесом как с природным сообществом;

- обобщить и систематизировать знания о лесе;

- сравнивать свои возможности и возможности сквозных героев (Кости Погодина)

- учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;

- учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований:

- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;

- использовать словарь учебника;

личностные УУД:

- работать над развитием учебных и познавательных мотивов;

- работать над формированием рефлексивного отношения к учёбе;

регулятивные УУД:

- учить ставить цели предстоящей работы;

- учить различать учебные задания разного типа;

- учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль;

- учить оценивать себя и своих товарищей;

коммуникативные УУД:

- совершенствовать умение работать в паре, в группе;

- учить осуществлять учебное сотрудничество;

- учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, плакат с изображением дерева, листочки для рефлексии, аудиозапись «Звуки леса», окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А.. - М.: Академкнига/ Учебник, 2013.-Ч.2. 144, толковый словарь Ожегова С.И и Шведова Н.Ю, Красная книга Новосибирской области: Животные, растения и грибы, Зеленая книга Сибири: Редкие и нуждающиеся в охране растительные сообщества.

Этап урока

Метод и приемы

слайды

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Орг. момент

 

Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

Слушать учителя.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

2.

Мотивационный

Слов.: определение темы и цели урока.

2 ,3

-Послушайте песню (звуки леса)

- Чью песню вы услышали? (птиц)

- Где больше всего живёт птиц? (в лесу)

- Ребята, определите тему урока (Лес – и его обитатели.)

- Откройте учебник с.43 и сравним тему урока, которую вы определили.

- Какие цели урока мы поставим.

Формулируют тему и цель урока.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

П:Обобщают.

3.

Актуализация знаний

Уст.: фронтальная беседа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Постановка учебной задачи и её решение

Слов.: фронтальная беседа.

Практ.: исследование и наблюдение


 

4.

5.

6.

7.

-Что такое лес? Лес – это особое сообщество жизни на Земле. Это: деревья, травы, кустарники, поляны, просеки, опушки, грибы, лишайники, лесные звери и птицы, лесные запахи, голоса, даже солнечные зайчики и лесное эхо!

стр. 43 учебник (вопросы в учебнике)

- О каких растениях и животных леса ты знаешь из книг? 

- Какие леса же есть в нашем крае? - Это тайга,  смешанный лес или лиственный лес? (сноска на словарик)

- Наша Новосибирская область - расположена в зонах южной тайги, смешанных лесов и лесостепи.

На севере области - заболоченная тайга (пихта, ель, сосна, кедр с примесью березы, осины, редко лиственницы); южнее - лиственные леса и типичная лесостепь с березовыми колками и сосновыми борами.

-Какие растения встречаются в наших лесах?

- Животные?

-А как нужно себя вести в лесу? (правила)

- Обратите внимание на Зеленую книгу Сибири, где представлены редкие и нуждающиеся в охране растительные сообщества.

-А это Красная книга Новосибирской области, в неё внесены названия редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных.

Вывод: Лес-это наше богатство! Берегите природу!

Лес нередко называют «царством деревьев». Почему? Что сказано в учебнике? (Читают текст на с. 43-44) Что такое лишайники? Найдите определение в словаре. Как деревьям удается жить рядом и не мешать друг другу?

- К нам в гости пришёл мальчик. А кто это? (Костя Погодин). Что можете рассказать о нем?

- Прочитайте в учебнике на с. 44, что заметил Костя Погодин? Кто согласен с ним поднимите руку. Что об этом сказано в учебнике?

- Рассмотрите рисунок на с. 44, что вы можете сказать? Прочитаем в учебнике и узнаем, какие деревья, какой ярус занимают.

 Комментированное чтение. Презентация «Какие деревья живут на разных ярусах»

Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые.

Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель.

Ниже – Низкорослые деревья – теневыносливые.

Рябина, черёмуха, ива.

Третий ярус – кустарники.

Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина.

Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы – ландыш, кислица.

Самый нижний ярус - мхи и лишайники.

- Что помогает растениям жить рядом, не мешая друг другу.( ярусность )

Слушать учителя, Отвечать на вопросы учителя.


 


 


 

Исследовать почву; отвечать на вопросы учителя.


 


 

Отвечать на вопросы учителя, пользуясь материалом учебника.

Отвечать на вопросы учителя,


 


 


 

пользуясь материалом учебника.

Читать параграф.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. Высказывания
Р.: осмысляют учебный материал.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

4.

Физминутка

8.

Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо) 
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону) 
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз) 
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)

Выполнять движения из физминутки

 

5.

6.

Слов.: фронтальная беседа.

Практ.: исследование и наблюдение за обитателями леса

Рефлексия учебной деятельности на уроке

9-14.

15-16.

- Как люди в большом доме живут, так и животные в лесу проживают на разных “этажах” и квартирах, в зависимости от того, чем они питаются и где находят себе укрытия.

 с. 47-48

Работа в группах.

Группа №1 – животные леса: верхний ярус

Группа №2 – животные леса: средний ярус

Группа №3 – животные леса: нижний ярус

Группа №4 – животные леса: лесная подстилка и почва

План работы в группах (на экране)

Прочитать текст учебника на стр.47 – 48.

Выписать из текста животных леса своего яруса.

Подготовиться к ответу у доски.

-На прошлом уроке я попросила вас поискать в словаре С.И. Ожегова определение слова «сообщество». (Сообщество-группа растительных или животных организмов, живущих вместе.)


 

- Закончите предложения

Раньше я не знал(а), а теперь знаю, что…»

«Я работал(а) на уроке с … настроением, потому что …»

«Я …доволен(льна) собой, потому что …»

«Я хочу похвалить…»

-А вот успех урока я бы хотела определить сейчас с помощью вот этих листочков, которыми предлагаю украсить это дерево

Листок зелёного цвета скажет нам о том, что урок понравился, доволен своей работой.

Листок жёлтого цвета – урок понравился, не совсем доволен своей работой.

Листок красного цвета – урок неинтересный, не доволен своей работой.

Таким образом, дерево “оживает”.

- Спасибо за урок, урок окончен!

Работать по учебнику в группах


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Делают выводы

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

 

Дополнительная литература:

  1. Зеленая книга Сибири : редкие и нуждающиеся в охране растит. сообщества / под ред. И.Ю. Коропачинского ; Рос. акад. наук. Сиб. отд-ние, Центр. сиб. ботан. сад, Рос. фонд фундам. исследований. – Новосибирск : Наука. Сиб. издат. фирма РАН, 1996. – 397 с. :

    Красная книга Новосибирской области/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. - 2-е изд. - Новосибирск: Арта, 2008. - 528 с.

    Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.ОО:Темп,2010. – 874 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации