Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе «Организм человека и его здоровье. Обобщение»
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Барашева Ирина Ивановна
Предмет: Окружающий мир Класс: 3
УМК: «Гармония», Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 3 класс.
Тема: Организм человека и его здоровье.
Цели: обобщить знания об устройстве организма человека, о взаимодействии всех органов в организме человека, воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье, закаливает организм и знает главные правила здорового образа жизни; воспитывать умение общаться, работать в команде, употребляя вежливые слова.
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: обобщить и систематизировать знания по разделу «Организм человека и его здоровье», научатся понимать, что такое здоровье, составлять режим дня, правила здорового образа жизни, правила здорового питания.
Метапредметные:
регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, определять наиболее эффективные способы достижения результата освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
познавательные: ориентироваться в системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую, формулировать ответы на вопросы, использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, формировать представление о том, как заботится о своём здоровье;
коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации , составлять тексты в устной и письменной формах.
Личностные: самоопределение: принимают образ хорошего ученика; смыслообразование: понимать чувства других людей и сопереживать им, развивать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; иметь установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, таблицы, раздаточный материал.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учится. |
II. Актуализация знаний |
Домашним заданием было нарисовать в группах здоровье и подобрать пословицы о здоровье. Давайте рассмотрим ваши работы и попробуем сформулировать тему урока. |
Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать |
Регулятивные: самостоятельно формулирует цели урока после предварительного обсуждения |
III. Введение в тему |
Кто из вас догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Поговорим о здоровье) - Про здоровье говорят: его не купишь, оно или есть или его нет. Как вы это понимаете? - Как нужно относиться к своему здоровью? - Что нужно для того, чтобы оставаться здоровым? С кем лучше всего обсуждать вопросы, связанные со здоровьем? (доктора). - Сегодня по теме «Организм человека и охрана его здоровья» мы проводим конференцию. На встречу к нам пришли врачи: дерматолог – специалист по кожным заболеваниям; стоматолог - зубной врач, кардиолог – врач, занимающийся болезнями сердца, фтизиатр – специалист по болезням легких, диетолог – специалист по правильному питанию, невропатолог –специалист, занимающийся диагностикой и лечением болезней, связанных с нервной системой, окулист - врач, занимающийся диагностикой и лечением органов зрения, хирург - врач-специалист, занимающийся диагностикой и хирургическим лечением заболеваний и травм, врач-психотерапевт. Они нам дадут советы по сохранению здоровья, а каждый из вас составит свою карту здоровья. Для чего? В ходе работы вы можете задавать вопросы специалистам. |
Отвечают на вопросы, дают развёрнутые, аргументированные ответы, демонстрируя знания по ранее изученным темам. |
Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: доносят свою позицию до других, умение выслушать чужое высказывание, дополнить его |
IV Обобщение и систематизация знаний Формирование творческих групп V Физминутка VI Физминутка для глаз |
Работать будем в группах. Создадим три группы, выбираем командира, название. Повторим правила работы в группах. Каждая группа выбирает рисунок любой другой и «портит» здоровье. Результаты вывесить на доску. Выступление врачебного коллегиума В ходе работы заполняйте свою карту здоровья. Дерматолог: Ребята, назовите орган осязания? Каковы функции кожи? Мои рекомендации: Ежедневно с мылом нужно мыть лицо, руки, уши, шею, ноги. Раз в неделю мыть все тело горячей водой с мылом и мочалкой. По утрам обтираться мокрым полотенцем. Обтирания очень полезны. Летом ежедневно купаться в море, реке, озере. Закаленный человек хорошо переносит холод зимой и жару летом. Кроме того, чистый, опрятный человек всегда приятен окружающим. Хирург: Скажите, пожалуйста, какое значение имеет скелет в теле человека? Мои рекомендации: У детей скелет еще полностью не окреп. Если не соблюдать правильного положения тела, то позвоночник и грудная клетка могут искривиться. Искривление позвоночника – сколиоз. Необходимо правильно сидеть за партой, столом; правильно стоять, работать, выбирать и носить портфель. Следить за своей осанкой. Делайте упражнения для укрепления мышц спины Кардиолог: что такое сердце и где оно находится, каковы его функции? Каждый слышал, как стучит в грудной клетке сердце. Оно непрестанно работает. Оно начинает работать, когда мы еще не родились и последним прекращает свою работу. Чтобы стать сильным, здоровым, выносливым, надо тренировать сердце: делать утреннюю гимнастику, заниматься физическим трудом, спортом, играми на свежем воздухе. Пригласим инструктора по физкультуре провести профилактическую зарядку. Фтизиатр: В грудной клетке человека по обе стороны от сердца расположены легкие. Их два – правое и левое легкое. Это орган, которым мы дышим. Как происходит дыхание человека? Для дыхания нужен чистый свежий воздух, в котором много важного для жизни газа – кислорода. Без кислорода не может работать ни один орган в нашем теле. Воздух загрязняется выхлопными газами автомашин, газами промышленных предприятий и другими веществами. Но больше всего воздух загрязняет пыль. Пыль есть почти везде. Она очень вредна для человека, так как бактерии, находящиеся в пыли, заносятся в легкие человека и человек может заболеть. В воздухе много микробов, поэтому нужно бороться за чистый воздух. Чаще проветривать помещения, делать влажную уборку, просушивать белье и одежду на солнце, поливать улицы, сажать деревья. Берегите кусты, деревья, цветы не только потому, что они красивы, но и потому, что они сохраняют наше здоровье! Диетолог: Для полноценного здоровья человека необходимо, чтобы пища состояла из продуктов растительного и животного происхождения. Животная пища более питательна, чем растительная, но в растительной больше витаминов. Вся наша пища состоит из белков(…), жиров(…), углеводов(…), витаминов , минеральных солей и воды. Особенно пища должна быть разносторонней для детей, так как дети быстро растут. Растут скелет, мышцы, сердце и все другие органы. Для развития каждого органа нужно много различных питательных веществ. Мои рекомендации: 1.Перед едой мойте руки с мылом. 2.Ешьте из чистой посуды. 3.Овощи и фрукты обмывайте кипяченой или водопроводной водой. 4.Пить только кипяченую воду. 5.Пищу принимать в одно и тоже время. 6.Не читать во время еды, так как чтение мешает хорошо пережевывать пищу. 7.Соль брать не пальцами, а ложечкой или ножом. 8.Мясо, гарнир, салат ешьте вилкой. 9.Мясные и рыбные косточки складывайте на край тарелки или в отдельную тарелку. 10.Во время пережевывания пищи не разговаривайте, нельзя смеяться и баловаться, не чавкайте. Стоматолог: Для работы всех органов необходима пища и вода. Все, что мы едим, пьем, попадает в органы пищеварения. По длине они в несколько раз превышают длину нашего тела, поэтому пища проходит по ним долго, несколько часов. Если глотать плохо пережеванную пищу, можно повредить пищевод и желудок, которые трудно лечить. Рекомендации: Чтобы сохранить зубы, нельзя есть слишком горячую или слишком холодную пищу. Не следует зубами разгрызать орехи. После еды рот нужно полоскать водой, чтобы межу зубами не застревала пища. Ежедневно нужно чистить зубы утром и вечером. Поменьше ешьте сладкого. Если в зубе появилась трещинка, надо немедленно обратиться к врачу. Окулист: с помощью каких органов мы узнаем свойства предметов и что является раздражителем? Нужно беречь свои глаза, так как они важны для человека и имеют особое значение. Необходимо соблюдать следующие правила: 1.При чтении, письме, рисовании, шитье свет должен быть слева. 2.Сидеть нужно прямо, слегка наклонив голову так, чтобы расстояние от глаза до тетради, книги было 30-40 см. Полезно класть книгу на подставку. 3.Не читайте лежа, так как в этом положении вы не сможете держать книгу на нужном расстоянии от глаз. 4.При чтении делайте перерывы через каждые 20-30 минут, чтобы глаза отдыхали. 5.Не садитесь близко к экрану телевизора, компьютера. Смотреть на экран можно не более 30-40 минут в день. 6.Не трите глаза грязными руками и грязным носовым платком. Пользуйтесь только своим носовым платком и полотенцем, подушкой. Чистота оберегает глаза от заразных заболеваний. 7.Берегите глаза от повреждений. Шалости с рогатками, острыми предметами могут привести к печальным для зрения последствиям.
Невропатолог: Нервная система – это …. Головной и спинной мозг управляют всеми нашими движениями, работой всех наших органов. Рекомендации: Прежде всего нужно соблюдать режим дня. Если вы соблюдаете режим дня, нервная система не утомляется, работает нормально. Кроме того, большое значение имеют занятия физкультурой и спортом. Очень полезны ежедневные обливания прохладной водой после утренней зарядки. Хорошо укрепляют нервную систему спортивные игры, прогулки на свежем воздухе, нормальный сон. Ученикам младших классов необходимо спать 10 часов в сутки. В комнате, где спят, должно быть тихо. Очень важно проветривать помещение. Перед сном полезно умываться, мыть ноги, чистить зубы. Викторина от докторов «Узнай по описанию». Это мускулистая трубка длиной около 20 см, продвигающая по себе измельченную и смоченную пищу. (Пищевод.) Этот орган уничтожает микробы и обезвреживает яды (печень) Они состоят из пузырьков, не имеют мышц, но способны растягиваться, увеличивая свой объем, и сокращаться, уменьшая его. (Легкие.) Главный командный пункт организма. (Мозг.) Это мышечный насос. За одно сокращение выбрасывает до 100 г вещества. В минуту делает в среднем 70 ударов. Располагается в левой части грудной клетки. (Сердце.) 2. Они выполняют основную работу по очистке крови (почки)
Мы благодарим наших гостей за проведенную пресс-конференцию. Что же вы запомнили, взяли себе на заметку? Какие получились ваши карты здоровья? Что можно сделать с ними? |
У каждого ученика личная карта для заполнения Все тело человека покрыто кожей. Она защищает наше тело от повреждений и вредных микробов. Через здоровую кожу вода, пыль, микробы не проникают внутрь тела. Кожа пронизана мельчайшими кровеносными сосудами. Вместе с кровью в нее попадают питательные вещества. В коже есть мелкие мешочки и трубочки. В одних образуется жир, в других пот. Жир и пот выделяются на поверхность кожи через мельчайшие отверстия. Пот испаряется с поверхности кожи и охлаждает ее. Поэтому в самые жаркие дни наша кожа не перегревается.
Скелет служит опорой для многих органов. Он защищает от повреждений и ушибов внутренние органы. С помощью скелета мы сохраняем свою форму. Без скелета человек не сможет стоять, ходить, двигаться. Демонстрация правильного положения за партой, с рюкзаком, поднятия тяжестей. Сердце – это орган, который состоит из мышцы. У каждого оно с кулак и весит около 300 граммов. Мышца сердца беспрерывно сокращается. Внутри сердца есть небольшие полые пространства. Когда сердечная мышца расслабляется, то в сердце по трубочкам вливается кровь. Когда сердце сжимается, оно, как насос, выталкивает кровь в другие кровеносные сосуды. Из сердца по кровеносным сосудам кровь идет во все органы.
Когда мы дышим, мы попеременно делаем вдох и выдох. При вдохе грудная клетка расширяется. В это время легкие становятся шире, и в них входит воздух. Затем грудная клетка сужается, давит на легкие, и из легких выходит воздух. Это выдох. При вдохе воздух попадает в носовую полость. В носовой полости воздух очищается от пыли и микробов. Из носовой полости теплый и очищенный воздух проходит в дыхательное горло, трахею, а затем в легкие. (это мясо, рыба, творог, сыр, хлеб, крупа, орехи, яйцо) (это сливочное и растительное масло, шоколад, желток яйца) (это овощи, сахар, варенье) Мастер-класс по чистке зубов.
Свойства предметов мы узнаем с помощью органов зрения – глаз. Глаза тесно связаны с работой головного мозга. В каждом есть нервные окончания, которые возбуждаются раздражителями. Глаз раздражается светом. Световые лучи, отражаясь от предметов, которые мы сейчас видим, попадают через зрачок в глазное яблоко и превращаются в сигналы. Глаз похож на яблоко. Мы его не видим целиком, потому что глазное яблоко надежно спрятано в норку-глазницу, а наружу выглядывает только зрачок. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь маленькое увеличительное стекло – хрусталик. Благодаря ему мы видим четко и ясно. Хрусталик мягкий и может становиться то плоским, то выпуклым. Для того, чтобы мы видели хорошо вблизи и вдали, на дне глазного яблока расположена сетчатка. На ней около двух миллионов невидимых ячеек, которые вылавливают в центре - цветные картинки, по краям – черно-белые.
головной мозг, находящийся в черепе, спинной мозг, который помещается внутри позвоночника, и многочисленные нервы, отходящие от головного и спинного мозга. Нервы разветвляются по всему телу. Они имеются во всех органах. Нервы похожи на белые блестящие нити. Командой зарабатывают смайлики. - Все органы человека связаны между собой. Каждый орган выполняет свою важную и сложную работу. Чтобы быть здоровым, сильным и жизнерадостным, нужно беречь и укреплять свое здоровье. |
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний. Снять умственное и физическое напряжение |
VII Применение знаний и умений в новой ситуации Практическая работа в группах. Составление интеллект-карты. |
Наша задача: используя рекомендации врачей и свои карты здоровья, исправьте своё испорченное здоровье. Составим план работы. Прежде чем начать работу над проектом, что нужно сделать? Куда вы можете обратиться за помощью? Учитель консультирует, помогает. |
Забирают рисунок своей группы с «испорченным» здоровьем и стараются исправить его. |
|
VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Презентация |
Какой вывод можем сделать? Подберите пословицы. Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее - богатство или слава?» Он ответил: «Ни то ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля». А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас - это здоровье, только тогда, когда его у нас уже нет» |
Демонстрация и презентация работы группы Чтобы быть здоровым, человек должен активно трудиться, правильно питаться, правильно отдыхать, соблюдать правила личной гигиены, режим дня, закаливать свой организм. |
|
IX Работа в парах и группах |
Оценить работу соседа, подобрать в свою карту пословицы про здоровье. |
||
Рефлексия. |
Прислушайтесь к словам мудрецов и твёрдо запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можете позаботиться только вы сами. Запишите в карте здоровья вывод. «Здоровый человек – это…» И последний гость – это врач-психотерапевт, который проведет сеанс здоровья. Я желаю вам только добра и здоровья. Каждая клеточка вашего организма наполняется радостью и здоровьем. Даю установку только на хорошее. Даю установку, чтобы все хорошо учились, слушались родителей, были воспитанными. Даю установку только на добро. Сегодня вы получите только хорошие оценки. Улыбайтесь чаще, любите друг друга, творите добро, и ваша жизнь станет светлей, радостней и счастливее!!! |
Карта здоровья ученика 3-В класса ______________________________________________________________________
ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК – ЭТО …
Я ДУМАЮ
СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПЛОХО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
ПОСЛОВИЦЫ
Картунен Светлана Андреевна
Барашева Ирина Ивановна
Легоцкая Вера Сергеевна