12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Андреева Галина Васильевна49
Россия, Кемеровская обл., Калтан

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 3е

Автор УМК: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова

Тема урока: Пресные водоемы и его обитатели.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель урока:  углубление знаний о пресном водоёме и его обитателях.

Задачи: повторить виды водоемов; познакомиться с растениями пресных водоёмов;

Этап урока

Задачи

Содержание учебного материала

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности

Организация направленного внимания на начало учебного занятия

 

 

 

 

 

Л- положительное отношение к урокам окружающего мира;

 

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

К уроку все готовы?

Если трудно – мы поможем,

Всё узнать на свете сможем!

 

Настраиваются на работу.

 

2. Актуализация знаний.

 

Создание ситуации необходимости получения новых знаний.

 

Повторение обитателей поля и луга.

 

 

 

 

 

П- Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

К – умение оформлять свою мысль в устной речи; умение слушать и понимать других;

Р – самооценка.

Отгадайте загадки. На доске размещаются картинки.

-Эй, звоночки, синий цвет, – с язычком, а звону нет! (колокольчик)

В поле росла.

Под жерновом была,

Из печки на стол

Караваем пришла. (Пшеница)

Скачет зверушка, Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка).

-Прыгает пружинка – зеленая спинка –
С травы на былинку, с ветки на тропинку. (Кузнечик)

Свет-светочек в сырую землю зашёл,

Синю шапку нашёл.

Из земли вырастал —

Весь мир одевал.  (Лен)

-Повернулось к солнцу
Золотое донце. (Подсолнух)

-Хоть она и жалит больно,
Ее работой мы довольны. (Пчела)

Под землей не жалуюсь,

Корешками балуюсь.

Я грызун, подслеповат,

Вкусным зернам в поле рад. (Крот)

Ползёт наоборот,

Задом наперед,

Всё под водой

Хватает клешнёй. (Рак)

 

-Кто лишний? Почему? Их пока уберем.

-Где обитают растения и животные, которых вы отгадали? Что мы изучали на предыдущих уроках? Что такое сообщество?

- Оцените свою работу на данном этапе. Возьмите лист самооценки, подпишите его. Прочитайте первый вопрос и выберите один вариант ответа. Обведите номер.

 

 

Отгадывают загадки. Прикрепляют картинку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

Оценивают свою работу.

 

 

3. Постановка учебной задачи.

 

Осознание школьниками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме

Сообщение темы урока.

Постановка целей.

Р-целеполагание;

К – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли;

Чтобы тему урока узнать, шараду надо отгадать

Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду.

Возьмите корень из слова подводный, и корень из слова подъём, а соединительную гласную из слова водопад. Какое слово у вас получилось? Водоем

Где живут лишние отгаданные животные?

- В каких именно? (Пресных)

- Сформулируйте тему урока. (Пресный водоем и его обитатели) (Тему прикрепить на доску)

Определите цель урока. (Изучение обитателей пресного водоема).

Составим план работы ( План на доску)

Вспомнить виды водоемов.

Изучить растения пресного водоема

Узнать интересную информацию о растениях пресного водоема.

Выполнить самостоятельную работу.

 

Разгадывают шараду.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Называют тему. Формулируют цели с помощью учителя.

 

4. Открытие нового знания (выход из затруднения).

 

Повторение видов водоемов.

Знакомство с растениями пресного водоема.

Составление схемы «Водоемы»

Работа по учебнику.

 

П –находить ответы на вопросы; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы.

К – умение оформлять свою мысль в устной речи; умение слушать и понимать других.

Р – отличать верно выполненное задание от неверного; самооценка.

Повторение видов водоемов.

Поработайте в парах и составьте схему «Водоёмы». 1 ученик у доски.

Если пара готова – поднимите руки. Проверяем. Встаньте те, у кого получилось правильно. Слайды 2-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие водоемы есть в нашем селе? Они естественные или искуственные?

Обратимся к странице 59 учебника, прочитайте 3 абзаца и ответьте на вопрос: Какое значение имеют пресные водоёмы в жизни человека и в природе? (Дети следят)

- Итак, какое значение имеют пресные водоёмы в жизни человека и в природе?

(Водоём украшает Землю, без воды не обойтись в быту, в производстве, по воде передвигаются суда; место обитания растений и животных. Пресная вода – условие существования человека на Земле.)

В оценочном листе оцените этот этап работы. Вопрос №2.

Физминутка

Работа с текстом учебника и просмотр презентации.

Прочитайте текст на странице 60. Рассмотрите на слайдах изображения названных в тексте растений.

Слайды 7-9

- Назовите растения пресных водоемов, о которых вы узнали. (Камыш, тростник, рогоз, стрелолист, кувшинка белая, кубышка жёлтая, ряска)

- В стеблях, корнях, листьях водных растений есть воздухоносные каналы, по которым попадает кислород в подводные части растений. Срывая растение, человек наносит ему вред, через место разрыва попадает вода, и растение загнивает. - Часто поверхность пресных водоемов покрыта тиной. Тину можно увидеть, если её скопилось большое количество. Если взять одну водоросль, то её невозможно рассмотреть невооружённым глазом. У них нет листьев и корней.

Вывод: Роль растений в водоёме: пища для животных,

дом для животных, вырабатывают кислород

- Оцените свою работу на данном этапе. Вопрос №3.

 

Фронтальная работа у доски.

Составить схему. Проверка по образцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечисляют названия рек и др. водоемы.

 

Читает ученик.

Отвечают на вопрос.

 


 


 

Оценивают свою работу.

 


 

Читают 2 ученика.


 


 


 


 


 


 


 

Делают вывод.

Оценивают свою работу.

4. Закрепление.

 

Воспроизведение учащимися способов решения задач, выполнение упражнений по образцу

Заполнение таблицы информацией о растениях. Игра «Собери картинку»

П – извлекать информацию из  иллюстраций, текстов.

; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;

К - умение слушать и понимать других;

Р – отличать верно выполненное задание от неверного; самооценка.

Заполнение таблицы «Растения пресного водоема»

Рассмотрите таблицу. Где можно получить сведения для ее заполнения? Время ограничено – 5 минут.

Название растения

В каком месте водоема обитают

Где находятся листья

Прикрепление корней

Камыш

У берега

Над водой

к дну

Рогоз

У берега

Над водой

к дну

Ряска

На поверхности

На поверхности

к дну не прикреплены

Кувшинка белая

На глубине

На поверхности

к дну

Кубышка жёлтая

На глубине

На поверхности

к дну

Водоросли

В толще воды

Нет листьев

Нет корней

Проверка по слайду 10

- Оцените свою работу на данном этапе. Вопрос №4

 

Игра «Собери картинку».

Работаем в группах по три человека. Кто первый соберет - читает интересную информацию о растениях водоема.

Учащиеся собирают разрезанную картинку и узнают интересные сведения о растении.

- Оцените свою работу на данном этапе. Вопрос №5

 

 

Заполняют таблицу и проверяют по слайду

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу.

 

Собирают картинку, называют растение и читают информацию о нем.

Оценивают свою работу.

 

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнении заданий

Выполнение заданий в рабочей тетради на стр.21.

П – выполнение действий по алгоритму

Р –самооценка.

 

 

Самостоятельная работа

Работа в тпо стр.21. время – 3 минуты.

Проверка по образцу.

 

- Оцените свою работу на данном этапе. Вопрос №6

 

 

Самостоятельная работа в ТПО

Проверка

 

Оценивают свою работу.

 

 

 

6. Рефлек

сия

Формирование личной ответственности за результаты своей деятельности

 

Р – оценка своей деятельности на уроке.

 

-Все пункты плана выполнены?

- Цель урока достигнута?

- Поставьте итоговую оценку за работу на уроке в оценочном листе.

Правильные ответы такие: 2 2 1 1 1 1

5-6 правильных ответов – «5»

4 правильных ответа – «4»

3 правильных ответа – «3»

2, 1 правильный ответ – «2»

Кто поставил – 5? 4? 3?

 

Самооценка по критериям на доске.

7.Домашнее задание

 

 

 

Сообщение о растениях водоемов, кроссворд или пересказ стр. 60.

 

 

 

Приложение

Таблица «Растения пресного водоема»

 

Название растения

В каком месте водоема обитают

Где находятся листья

Прикрепление корней

Камыш

 

 

 

 

Рогоз

 

 

 

 

Ряска

 

 

 

 

Кувшинка белая

 

 

 

Кубышка жёлтая

 

 

 

Водоросли

 

 

 

 

 

Кувшинка белая.

Белая кувшинка имеет еще и другие названия— водяная лилия, или нимфея. К великому сожалению их количество становится все меньше и меньше, а происходит это из-за загрязнения и пересыхания водоемов. Поэтому белая кувшинка во многих странах занесена в красную книгу как исчезающий вид и охраняется законом.

Не многие знают, что нимфея может предсказывать погоду. Так, например, если днем цветки кувшинки полузакрыты, или закрыты полностью—приближается дождь.

У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера.
 

Кубышка жёлтая.

Кубышка – лекарственное растение, обитающее в воде. Обладает антисептическими, противовоспалительными, антибактериальными и другими лечебными качествами. Без воды кубышка желтая гибнет в считанные минуты. Кубышка жёлтая относится к древнейшим растениям нашей планеты, поскольку появились они около 30 миллионов лет тому назад.

  Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Их видно на воде в светлую короткую июньскую ночь.

Растение ядовито!

Рогоз

Камыш.

Рогоз более приметен благодаря своим бархатистым бурым свечкам или «рогам», камыш — менее приметная высокая трава. Правильный ответ на вопрос, рогоз и камыш — в чем разница, состоит в том, что растение с длинным коричневым рожком на конце — это рогозовые, а камыш его сверху не имеет  Первый имеет высокий крупный стебель с тугим початком сверху, в котором содержатся семена, по мере их созревания початок разрушается и теряет свою плотность, из него вылетают пушинки и семечки, оставляя голый стебелек. Камышовый стебель в разрезе трехгранный или круглый, на его макушке расположены соцветия в виде зонтиков или кисточек, небольших головок.

Водоросли — это растения, которые живут в воде. Само их название прямо говорит об этом. Вот только камыш, кувшинки, ряска, покрывающая зеленым ковром поверхность пруда, и многие другие привычные обитатели водоемов к водорослям никакого отношения не имеют. Водоросли — это низшие растения, содержащие в своих клетках пигмент хлорофилл и живущие преимущественно в воде. Настоящих корней, стебля и листьев у них нет. Их тело, называемое слоевищем, может состоять из одной клетки, а может представлять собой довольно крупный многоклеточный организм, плоский или разветвленный.

Большинство видов водорослей — обитатели крупных и мелких водоемов. Очень часто мы их там, однако, не обнаруживаем: многие из них настолько крошечные, что заметить их невооруженным глазом бывает крайне сложно.


 

Водоросли производят больше половины всего кислорода на Земле.



 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ _______________________________________

Обведите нужный вариант ответа.

Где перечислены обитатели луга?

1.Рожь, клевер, василек, кузнечик, бабочка.

2.Крот, коростель, тимофеевка, тысячелистник, пчела.

Какие водоемы созданы природой?

1. Пруд, озеро, река, ручей.

2. Река, озеро, ручей, болото.

Какие растения растут на большей глубине?

1.Кувшинка белая и кубышка желтая.

2.Рогоз, камыш, стрелолист.

Заполнение таблицы.

1. Справился полностью.

2. Справился не полностью.

Игра «Собери картинку»

 

1. Собрал правильно.

2. Не собрал или с помощью.

Работа в печатной тетради.

1. Выполнено верно.

2.Выполнено с ошибками.


 

Итоговая отметка:___________________

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.