Технологическая карта урока окружающего мира «Пресный водоем и его обитатели» (3 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 3е
Автор УМК: О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова
Тема урока: Пресные водоемы и его обитатели.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель урока: углубление знаний о пресном водоёме и его обитателях.
Задачи: повторить виды водоемов; познакомиться с растениями пресных водоёмов;
Этап урока |
Задачи |
Содержание учебного материала |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||||||
1. Самоопределение к деятельности |
Организация направленного внимания на начало учебного занятия |
|
Л- положительное отношение к урокам окружающего мира;
|
Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. К уроку все готовы? Если трудно – мы поможем, Всё узнать на свете сможем! |
Настраиваются на работу.
|
||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний.
|
Создание ситуации необходимости получения новых знаний.
|
Повторение обитателей поля и луга.
|
П- Уметь ориентироваться в своей системе знаний. К – умение оформлять свою мысль в устной речи; умение слушать и понимать других; Р – самооценка. |
Отгадайте загадки. На доске размещаются картинки. -Эй, звоночки, синий цвет, – с язычком, а звону нет! (колокольчик) В поле росла. Под жерновом была, Из печки на стол Караваем пришла. (Пшеница) Скачет зверушка, Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка). -Прыгает пружинка – зеленая спинка – Свет-светочек в сырую землю зашёл, Синю шапку нашёл. Из земли вырастал — Весь мир одевал. (Лен) -Повернулось к солнцу -Хоть она и жалит больно, Под землей не жалуюсь, Корешками балуюсь. Я грызун, подслеповат, Вкусным зернам в поле рад. (Крот) Ползёт наоборот, Задом наперед, Всё под водой Хватает клешнёй. (Рак)
-Кто лишний? Почему? Их пока уберем. -Где обитают растения и животные, которых вы отгадали? Что мы изучали на предыдущих уроках? Что такое сообщество? - Оцените свою работу на данном этапе. Возьмите лист самооценки, подпишите его. Прочитайте первый вопрос и выберите один вариант ответа. Обведите номер. |
Отгадывают загадки. Прикрепляют картинку.
Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу.
|
||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка учебной задачи.
|
Осознание школьниками основной цели урока в общей системе учебных занятий по изучаемой теме |
Сообщение темы урока. Постановка целей. |
Р-целеполагание; К – умение с полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Чтобы тему урока узнать, шараду надо отгадать – Тему нашего урока вы сейчас назовёте сами, если правильно решите шараду. Возьмите корень из слова подводный, и корень из слова подъём, а соединительную гласную из слова водопад. Какое слово у вас получилось? Водоем Где живут лишние отгаданные животные? - В каких именно? (Пресных) - Сформулируйте тему урока. (Пресный водоем и его обитатели) (Тему прикрепить на доску) Определите цель урока. (Изучение обитателей пресного водоема). Составим план работы ( План на доску) Вспомнить виды водоемов. Изучить растения пресного водоема Узнать интересную информацию о растениях пресного водоема. Выполнить самостоятельную работу.
|
Разгадывают шараду.
Отвечают на вопросы. Называют тему. Формулируют цели с помощью учителя.
|
||||||||||||||||||||||||||||
4. Открытие нового знания (выход из затруднения).
|
Повторение видов водоемов. Знакомство с растениями пресного водоема. |
Составление схемы «Водоемы» Работа по учебнику.
|
П –находить ответы на вопросы; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы. К – умение оформлять свою мысль в устной речи; умение слушать и понимать других. Р – отличать верно выполненное задание от неверного; самооценка. |
Повторение видов водоемов. Поработайте в парах и составьте схему «Водоёмы». 1 ученик у доски. Если пара готова – поднимите руки. Проверяем. Встаньте те, у кого получилось правильно. Слайды 2-6
Какие водоемы есть в нашем селе? Они естественные или искуственные? Обратимся к странице 59 учебника, прочитайте 3 абзаца и ответьте на вопрос: Какое значение имеют пресные водоёмы в жизни человека и в природе? (Дети следят) - Итак, какое значение имеют пресные водоёмы в жизни человека и в природе? (Водоём украшает Землю, без воды не обойтись в быту, в производстве, по воде передвигаются суда; место обитания растений и животных. Пресная вода – условие существования человека на Земле.) В оценочном листе оцените этот этап работы. Вопрос №2. Физминутка Работа с текстом учебника и просмотр презентации. Прочитайте текст на странице 60. Рассмотрите на слайдах изображения названных в тексте растений. Слайды 7-9 - Назовите растения пресных водоемов, о которых вы узнали. (Камыш, тростник, рогоз, стрелолист, кувшинка белая, кубышка жёлтая, ряска) - В стеблях, корнях, листьях водных растений есть воздухоносные каналы, по которым попадает кислород в подводные части растений. Срывая растение, человек наносит ему вред, через место разрыва попадает вода, и растение загнивает. - Часто поверхность пресных водоемов покрыта тиной. Тину можно увидеть, если её скопилось большое количество. Если взять одну водоросль, то её невозможно рассмотреть невооружённым глазом. У них нет листьев и корней. Вывод: Роль растений в водоёме: пища для животных, дом для животных, вырабатывают кислород - Оцените свою работу на данном этапе. Вопрос №3. |
Фронтальная работа у доски. Составить схему. Проверка по образцу.
Перечисляют названия рек и др. водоемы.
Читает ученик. Отвечают на вопрос.
Оценивают свою работу.
Читают 2 ученика.
Делают вывод. Оценивают свою работу. |
||||||||||||||||||||||||||||
4. Закрепление.
|
Воспроизведение учащимися способов решения задач, выполнение упражнений по образцу |
Заполнение таблицы информацией о растениях. Игра «Собери картинку» |
П – извлекать информацию из иллюстраций, текстов. ; наблюдать и самостоятельно делать простые выводы; К - умение слушать и понимать других; Р – отличать верно выполненное задание от неверного; самооценка. |
Заполнение таблицы «Растения пресного водоема» Рассмотрите таблицу. Где можно получить сведения для ее заполнения? Время ограничено – 5 минут.
Проверка по слайду 10 - Оцените свою работу на данном этапе. Вопрос №4
Игра «Собери картинку». Работаем в группах по три человека. Кто первый соберет - читает интересную информацию о растениях водоема. Учащиеся собирают разрезанную картинку и узнают интересные сведения о растении. - Оцените свою работу на данном этапе. Вопрос №5
|
Заполняют таблицу и проверяют по слайду
Оценивают свою работу.
Собирают картинку, называют растение и читают информацию о нем. Оценивают свою работу.
|
||||||||||||||||||||||||||||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Включение нового знания в систему знаний и повторение. |
Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, выполнении заданий |
Выполнение заданий в рабочей тетради на стр.21. |
П – выполнение действий по алгоритму Р –самооценка.
|
Самостоятельная работа Работа в тпо стр.21. время – 3 минуты. Проверка по образцу.
- Оцените свою работу на данном этапе. Вопрос №6
|
Самостоятельная работа в ТПО Проверка
Оценивают свою работу.
|
||||||||||||||||||||||||||||
6. Рефлек сия |
Формирование личной ответственности за результаты своей деятельности |
|
Р – оценка своей деятельности на уроке.
|
-Все пункты плана выполнены? - Цель урока достигнута? - Поставьте итоговую оценку за работу на уроке в оценочном листе. Правильные ответы такие: 2 2 1 1 1 1 5-6 правильных ответов – «5» 4 правильных ответа – «4» 3 правильных ответа – «3» 2, 1 правильный ответ – «2» Кто поставил – 5? 4? 3?
|
Самооценка по критериям на доске. |
||||||||||||||||||||||||||||
7.Домашнее задание |
|
|
|
Сообщение о растениях водоемов, кроссворд или пересказ стр. 60. |
|
Приложение
Таблица «Растения пресного водоема»
Название растения |
В каком месте водоема обитают |
Где находятся листья |
Прикрепление корней |
Камыш
|
|
|
|
Рогоз
|
|
|
|
Ряска
|
|
|
|
Кувшинка белая |
|
|
|
Кубышка жёлтая |
|
|
|
Водоросли
|
|
|
|
Кувшинка белая.
Белая кувшинка имеет еще и другие названия— водяная лилия, или нимфея. К великому сожалению их количество становится все меньше и меньше, а происходит это из-за загрязнения и пересыхания водоемов. Поэтому белая кувшинка во многих странах занесена в красную книгу как исчезающий вид и охраняется законом.
Не многие знают, что нимфея может предсказывать погоду. Так, например, если днем цветки кувшинки полузакрыты, или закрыты полностью—приближается дождь.
У кувшинки цветок – часы. Ее бутоны всплывают и начинают раскрываться в 7 часов утра, а закрываются в 5 часов вечера.
Кубышка жёлтая.
Кубышка – лекарственное растение, обитающее в воде. Обладает антисептическими, противовоспалительными, антибактериальными и другими лечебными качествами. Без воды кубышка желтая гибнет в считанные минуты. Кубышка жёлтая относится к древнейшим растениям нашей планеты, поскольку появились они около 30 миллионов лет тому назад.
Цветы кубышки желтой на ночь под воду не прячутся. Их видно на воде в светлую короткую июньскую ночь.
Растение ядовито!
Рогоз
Камыш.
Рогоз более приметен благодаря своим бархатистым бурым свечкам или «рогам», камыш — менее приметная высокая трава. Правильный ответ на вопрос, рогоз и камыш — в чем разница, состоит в том, что растение с длинным коричневым рожком на конце — это рогозовые, а камыш его сверху не имеет Первый имеет высокий крупный стебель с тугим початком сверху, в котором содержатся семена, по мере их созревания початок разрушается и теряет свою плотность, из него вылетают пушинки и семечки, оставляя голый стебелек. Камышовый стебель в разрезе трехгранный или круглый, на его макушке расположены соцветия в виде зонтиков или кисточек, небольших головок.
Водоросли — это растения, которые живут в воде. Само их название прямо говорит об этом. Вот только камыш, кувшинки, ряска, покрывающая зеленым ковром поверхность пруда, и многие другие привычные обитатели водоемов к водорослям никакого отношения не имеют. Водоросли — это низшие растения, содержащие в своих клетках пигмент хлорофилл и живущие преимущественно в воде. Настоящих корней, стебля и листьев у них нет. Их тело, называемое слоевищем, может состоять из одной клетки, а может представлять собой довольно крупный многоклеточный организм, плоский или разветвленный.
Большинство видов водорослей — обитатели крупных и мелких водоемов. Очень часто мы их там, однако, не обнаруживаем: многие из них настолько крошечные, что заметить их невооруженным глазом бывает крайне сложно.
Водоросли производят больше половины всего кислорода на Земле.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ _______________________________________
Обведите нужный вариант ответа.
Где перечислены обитатели луга? |
1.Рожь, клевер, василек, кузнечик, бабочка. 2.Крот, коростель, тимофеевка, тысячелистник, пчела. |
Какие водоемы созданы природой? |
1. Пруд, озеро, река, ручей. 2. Река, озеро, ручей, болото. |
Какие растения растут на большей глубине? |
1.Кувшинка белая и кубышка желтая. 2.Рогоз, камыш, стрелолист. |
Заполнение таблицы. |
1. Справился полностью. 2. Справился не полностью. |
Игра «Собери картинку»
|
1. Собрал правильно. 2. Не собрал или с помощью. |
Работа в печатной тетради. |
1. Выполнено верно. 2.Выполнено с ошибками. |
Итоговая отметка:___________________