Детский спектакль – сказка «Леса и Воды. Два брата»
МБОУ « Многопрофильный лицей 187»
Детский
спектакль – сказка.
«Леса и Воды. Два брата»
(внеклассное мероприятие по семьеведению и экологии)
Автор :
Сугак Ольга Владимировна
учитель географии и биологии
первая квалификационная категория
г. Казань -2020 год
Цели:
Образовательные: Ознакомить учащихся с ролью семейных традиций в воспитании детей и приучении их к сохранению окружающей природы.
Развивающие: Развивать умение бережно относиться к природе.
Воспитательные: Прививать любовь к семейному чтению, учить беречь семейные традиции, сохранять свою культуру, воспитывать чувство любви к родному краю.
Личностные результаты. Можно обобщенно представить в виде формул «Я и природа», «Я и общество», «Я и познание», которые позволяют ребенку ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, выполнять различные социальны роли («гражданин», «ученик», «одноклассник» и т.д.) и решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли, с конкретными жизненными ситуациями, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям.
Метапредметные результаты изучения курса «География, биология и экология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД отражают способность обучающегося организовывать учебно-познавательную деятельность.
Форма проведения: внеклассное мероприятие «Сказка – детский спектакль».
Метод: объяснительно - иллюстративный, беседа, викторина.
Опорные понятия: Семья; произведения Габдуллы Тукая «Шурале», «Водяная»,
Оборудование: Декорации к спектаклю «Бревно», «Лес», «Дубок», «Речка»;
Атрибуты: пластиковые бутылки, картонный топорик, бумага, спички, зажигалка, телефон игрушечный, фантики, сумка.
Костюмы: «Шурале», «Водяная», «Лось», «Старший Брат», «Младший Брат».
Мероприятие проводится среди учащихся 5-9 классов. Рекомендовано проводить в актовом зале, на сцене.
В основу мероприятия положена авторская сказка посвящённая Г. Тукаю «На новый лад Шурале и Водяная» (автор Сугак Ольга Владимировна, учитель географии и биологии)
Среди учащихся 5-9 классов выбираются учащиеся на роли: «Шурале», «Водяная», «Лось», «Старший Брат», «Младший Брат», «Мама», «Папа». На роль «Шурале» выбирается высокий мальчик. На роль «Водяной» выбирается девочка среднего роста с длинными волосами. На роли «Старшего Брата» и «Младшего Брата» выбираются ученики разного возраста и разного роста. На роль «Лося» выбирается ученик любого роста. Все дети должны хорошо заучивать, читать и понимать текст сказки. Дети должны быть артистичными. Роли и слова раздаются учащимся за 1 месяц до проведения мероприятия. Ведущий ведёт спектакль - сказку и читает текст. В зрительный зал на спектакль-сказку приглашаются дети - ученики школы. Мероприятие сопровождается музыкальными произведениями (классика). Сцена украшена декорациями, на стене висит портрет Г. Тукая. В конце спектакля зрителям задаются вопросы о спектакле. Продолжительность мероприятия 45мин -1 час.
Ход мероприятия.
(Ученики, играющие свои роли по ходу спектакля будут называться «Шурале», «Водяная», «Старший Брат», «Младший Брат», «Лось»)
Ведущий выходит на сцену и начинает читать сказку:
Часть 1
Есть в Татарстане дивный край –
Он называется Кырлай.
Жил и творил здесь Габдулла Тукай,
Описывая этот дивный рай.
Стихи и сказки сочинял он,
Что детстве вам родители читали
Про «Шурале» и ведьму «Водяную»
Поведал нам Тукай историю простую.
Но много лет спустя,
вдруг сказка, чуть реальностью не стала
И мы об этом вам расскажем с самого начала.
Уже в известном нам Кырлае,
Где лес шумит и речка протекает.
Есть улицы с домами.
В одном из них семейство проживает. (В этот момент на сцене появляются ученики, в ролях «Старшего Брата» и «Младшего Брата», «Мамы», «Папа» и начинают играть свои роли, параллельно со словами ведущего)
Там мама, папа и два брата, еще есть кошка и собака.
Родители по выходным с детьми всегда гуляли
И в этот раз в лесок сходить ребятам обещали
А братья маму с папой не дождались,
без разрешения родителей в лес они собрались.
«Старший Брат» говорит младшему: - А давай по лесу сегодня прогуляемся! Зачем нам ждать выходных?
«Младший Брат» отвечает «Старшему Брату»: - Я не против. А что скажут мама с папой?
«Старший Брат» :- А мы до их возвращения с работы уже придем! Они ничего не узнают!
«Младший Брат»: -Хорошо!. Пошли, только быстрее!
Ведущий:
Собрали всё необходимое
И тронулись в путь,
Дойдя до леса с речкой,
Решили «отдохнуть»
Достали «Колу», «Чипсы»
Зажигалку, телефон,
посуду одноразовую,
бумагу, спички и топор.
(Ученики-актёры достают из сумки приготовленные атрибуты: пластиковые бутылки, пакет чипсов, зажигалку, телефон, одноразовую посуду, бумагу, спички, картонный топорик)
Залезли в речку тихую
И стали там «играть»,
Кричать, нырять и плавать
Лесной народ пугать.
(Залезают в импровизированную речку - спускаются со сцены на пол и делают вид, что «играют в речке»)
А, искупавшись, вышли на бережок, прилечь
(Забегают на сцену– «бережок» и ложатся на приготовленное одеяло )
Тут Старший брат предложил
Костёрчик «небольшой разжечь»
Слова «Старшего Брата»: - А давай костёр разожжём!
Ответ «Младшего Брата»: - Давай разожжем! А где дрова- то возьмем?
«Старший Брат»: - Как где? В Лесу! У меня и топорик есть!
Ведущий:
Взял он топорик в руки,
Направился в лесок,
Насвистывая песенку,
Стал рубить дубок.
(«Старший Брат» берёт картонный топорик и идёт в сторону декораций «Лес», «Сосна», при этом насвистывает песенку «Во саду ли в огороде..»)
А стук от рубки деревца разнёсся на весь лес.
У «леса сжалось сердце»,«лесной народ» исчез.
Попрятались в норы и зайцы и лиса,
В дупло скакнула белка,
Не слышно птичьи голоса,
Медведь затих в берлоге, соловушка умолк,
Лось устремился в чащу, к земле прижался волк.
(Кто-то из учеников за сценой берёт две палки и стукает друг об друга, имитируя стук топора. Параллельно приглушаем музыку, наступает тишина. В тишине звучат слова ведущего: «А стук…»)
От стука и от рубки
(В этот момент «Старший Брат» и «Младший Брат» незаметно уходят со сцены. На сцене появляется «Шурале» и «бревно»)
Спустя много, много лет
проснулся «старый друг наш»
«хозяин леса» - «Шурале»
Проснулся, оглянулся,
(«Шурале» зевает, потягивается свободной рукой, оглядывается по сторонам и видит «Лося». «Шурале» задаёт вопросы «Лосю»)
Услышал стук и свист.
Повернулся в сторону –
Там лось стоит грустит
«Шурале»: - Что ты стоишь, грустишь?
- Ты может объяснишь?
- Ну, что произошло ?
- Может, горе к нам пришло ?- спросил у лося Шурале,
усевшись на своём бревне.
А лось ответил не тая:
(«Лось» появившийся также незаметно на сцене, отвечает на вопросы «Шурале»)
«Лось»: -«Пришла беда ужасная
Там, у речки, где лесок
Совсем юный паренёк вырубает молодой дубок!
И промолвил Шурале тогда:
«Шурале»: - «Да, беда, так уж беда…….
Надо нам спешить туда,
Только состояние моё худо:
Не могу я выбраться отсюда.
(«Шурале» просит «Лося» помочь ему)
Пальцы мне Батыр зажал,
Ты скорей бы их разжал!»
Лось помог ему скорей-
Обрёл свободу Шурале.
Они пошли на стук в лесок,
Где старший брат рубил дубок.
(«Лось» помогает «Шурале» и они направляются в сторону декорации «Лес». А там уже появляется «Старший Брат» и начинает «рубить дубок».)
-А тот всё рубит и свистит ,
По сторонам и не глядит.
А Шурале тут Лосю говорит: -Ох сейчас я подойду, ох я с ним поговорю-Защекочу!!!1
(«Старший Брат» продолжает «рубить сосну» и свистеть)
Тут Шурале подкрался к нему незаметно
(«Шурале» тихонечко подходит к «Старшему Брату» со спины, трогает за плечо его и задаёт вопрос)
И задал ему вопрос откровенно
« Шурале»:- Зачем пришёл ты в наш лесок?
- Зачем ты рубишь здесь дубок? И где твои родители, милок! Они тебе наверно говорили-«калечить» лес нельзя! Ну что молчишь, дружок?
-Меня увидев, ты конечно испугался, а что рубить дубок нельзя - никак не догадался!
Ведущий: От неожиданности вдруг
(«Старший Брат» делает испуганное лицо и роняет «топорик»)
Мальчик выронил топор из рук.
Стал лепетать с испугу:
«Старший брат»:- Простите, я больше так не буду. Щекотать меня не надо, я не хочу смеяться до упада.
Ведущий:-Мальчик быстро без оглядки побежал:
Младший Брат: -Папа, мама помогите мне, за мной погнался Шурале!
(«Старший Брат» извиняется и «убегает» в сторону «речки» к краю сцены со словами, а за ним бегут «Шурале» и «Лось». «Лося» запрягают в импровизированную «уздечку». Все добегают до края сцены и незаметно исчезают за занавесом).
Ведущий: А Шурале за ним на лосе поскакал
Лось: - Стой негодник, не сбегай- за проступки отвечай!!!
Выбежав из леса, они до речки
скоро добрались……………………..
Часть 2
(Ведущий продолжает читать текст)
А младший брат попал в историю иную:
Он встретил ведьму Водяную.
(На крае сцены появляется «Младший Брат» и кидает со сцены на пол пластиковые бутылки. На полу возле сцены расположены декорация «Река»)
Пока там старший брат дубок рубил,
Брат младший речку засорил -
Грязные бутылки из под «Колы»
Полетели на хрустальные просторы.
Всколыхнулась гладь речная,
Из воды явилась ведьма Водяная.
(Из за сцены, у «речки» появляется «Водяная». «Водяная» сидит на «мостике» из стульев. В этот момент «Младший Брат» аккуратно кидает пластиковую бутылку в «Водяную»)
Так как кинул он бутылку
И попал ей по затылку.
Рассвирепела ведьма Водяная –
Речные волны в волосах играют.
(«Водяная» трёт затылок, поворачивается к «Младшему Брату», делает сердитое лицо, машет кулаком и кричит)
Как закричит на братца младшего она :
«Водяная»:- Да, что ж ты делаешь негодник и болван
- Чего ты вздумал речку баламутить?
Чему родители вас дома, только учат!
Кидаешь в речку грязь и мусор!
Вот я тебе, проказник, покажу!
Из речки выйду - Ох как накажу!
(Ведущий комментирует и читает текст дальше)
Как испугался младший брат
Нежданной встрече он не рад
Он в ужасе попятился назад….
Младший Брат: -Помогите, умоляю мне угрожает водяная!
(В этот момент «Младший Брат» делает испуганное лицо и пятится назад)
…И тут навстречу мчится Старший Брат
(С другой стороны сцены на встречу «бежит» «Старший Брат»)
За ним несётся на лосе
Хозяин леса – Шурале
( Следом за «Старшим Братом» «бегут» «Шурале» и «Лось»)
Стоят братишки и боятся -
Ребятам некуда деваться.
(«Старший Брат» и «Младший Брат» демонстративно дрожат)
А Шурале и Водяная
Всё ближе, ближе подступают.
И ни туда и ни сюда
Мальчишек не пускают.
(«Водяная» поднимается на сцену и вместе с «Шурале» подходят к «братьям»)
Грозится пальцем Водяная,
(«Шурале» и «Водяная» грозятся и кричат)
А Шурале ей потакает.
Одна кричит (Водяная кричит): «Ох, утоплю!»
Другой вопит (Шурале вопит): «Защекочу!»
(Ведущий обращается с этими словами к зрителям)
И вдруг, лесные ветки прошуршали-
На шум родители мальчишек прибежали.
Мама: -Что происходит здесь? И как вы в лес попали?
Папа: -Ведь уходить одним на речку, мы вам не разрешали?!
Шурале:- Так вы без разрешения родителей сбежали?!
Лось:-И дров здесь наломали!
Водяная: И в речку мусор накидали!
Шурале: -А вы родители, наверно, дурной пример им показали,
И как вести себя в лесу вы им не рассказали!
Мама страшему брату:-Сынок, ну как ты мог срубить дубок!
Ведь дома, в нашем маленьком саду, деревья мы не рубим!
Их бережом- не губим!
В лесу деревьев тоже много – их нужно охранять, не трогать!
Папа старшему брату: -А ты сынок, что вздумал речку загрязнять! Тебя я не могу понять!
Ведь рядом с нашим домом пруд - где живность обитает и лилии цветут!
Мы этот пруд бутылками не засоряем – и кто живет в пруду – всех охраняем!
В лесной реке такая же вода- ее беречь нам тоже надо- запомни это навсегда!
Мама:-Да, натворили дел детишки
Папа:-Их ждёт расправа за делишки?.
Взмолился наконец один из братьев:
(«Старший брат» молящим голосом говорит свои слова»)
- Не надо нас наказывать,
Мы будем исправляться,
Вину свою уже мы осознали!
Тут Шурале и Водяная ругаться перестали
(«Шурале» и «Ведьма» перестают ругаться и говорят свои слова о природе)
И вставши вместе,
Говорят братьям такую речь:
Водяная:-Родителей, ребята, должны вы слушать! И с мамой с папой в лес ходить!
Шурале:-Любить наш лес и речку
И матушке природе – не вредить!
Лось:-Ведь вырубая лес и загрязняя воду, нам всем грозит беда
И будет очень поздно когда придет она!
Шурале:-Леса, озера, реки
Всё то, что нам дано
В наследство человеку
Завещано давно!
(Все герои встают вместе и говорят)
И беречь природу нужно
Всем нам вместе,
Всем нам дружно!
Сказка – ложь, да в ней намёк
А детям и родителям – урок.
После этих слов Ведущий обращается к зрителям в зале:
- Ребята, вам понравился наш спектакль-сказка?
- Да! – ответ зрителей из зала.
Ведущий: Ребята, а сейчас «Шурале», «Водяная», «Старший Брат», «Младший Брат» и «Лось» зададут вам несколько вопросов. Кто правильно будет отвечать, тот получит приз (в качестве призов можно раздавать конфеты или мелкие канцелярские товары). Хотите?
Зрители: «Да, хотим!»
Первой задаёт свой вопрос «Водяная», затем «Шурале», «Старший Брат» «Младший Брат», «Лось».
Вопрос «Водяной»: - Ребята, кто написал сказки : О какой семейной традиции говорится в этой сказке?
Зритель: -Написал Габдулла Тукай!Традиции- по вечерам чтение книжек и др.
«Водяная»: - Молодец, правильно!
( правильно ответивший ребёнок получает приз)
Вопрос «Шурале»:- А кто учит детей, как вести себя в обществе и на природе?
Зритель: - Родители, Учителя, бабушки, дедушки
«Шурале»: - Молодцы!
Вопрос «Старшего Брата»: «Ребята, а как ваши родители учат вас правилам поведения на природе и в обществе?»
Зритель: -Своими примерами и поступками!
«Старший Брат»: - Правильно!
Вопрос «Младшего Брата»: Ребята, а какова главная мысль сказки? Зритель: _Родители учат своих детей не только словами, но и поступками!
Ведущй: -
«Шурале», «Лось», «Водяная», «Старший Брат», «Младший Брат» прощаются с ребятами – зрителями:
«Мы говорим вам до свидания и надеемся, что вы будете прислушиваться к родителям, с уважением относиться к окружающим вас людям, бережно относиться к природе. Мы вам желаем успехов в учёбе и других достижений!»
«Шурале», «Лось», «Водяная», «Старший Брат», «Младший Брат» уходят со сцены.
Зрители говорят им : «До свидания!» и провожают артистов аплодисментами.
Конец
Р.S : Сказку «Два брата» сочинила учитель географии и биологии Сугак Ольга Владимировна.