Детский спектакль – сказка «Леса и Воды. Два брата»

3
0
Материал опубликован 15 November 2020 в группе

МБОУ « Многопрофильный лицей 187»


Детский

спектакль – сказка.

«Леса и Воды. Два брата»

 (внеклассное мероприятие по семьеведению и экологии)

Автор :

Сугак Ольга Владимировна

учитель географии и биологии

первая квалификационная категория






 

г. Казань -2020 год

Цели:

Образовательные: Ознакомить учащихся с ролью семейных традиций в воспитании детей и приучении их к сохранению окружающей природы.

Развивающие:  Развивать умение бережно относиться к природе.

Воспитательные: Прививать любовь к семейному чтению, учить беречь семейные традиции, сохранять свою  культуру, воспитывать чувство любви к родному краю.

Личностные результаты. Можно обобщенно представить в виде формул «Я и природа», «Я и общество», «Я и познание», которые позволяют ребенку ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, выполнять различные социальны роли («гражданин», «ученик», «одноклассник» и т.д.) и решать проблемы, связанные с выполнением определенной социальной роли, с конкретными жизненными ситуациями, выбирать и реализовывать способы поведения, адекватные этим ситуациям.

Метапредметные результаты изучения курса «География, биология и экология»  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД отражают способность обучающегося организовывать учебно-познавательную деятельность.

Форма проведения: внеклассное  мероприятие  «Сказка – детский спектакль».

Метод: объяснительно - иллюстративный, беседа, викторина.

Опорные понятия: Семья; произведения Габдуллы Тукая «Шурале», «Водяная»,

Оборудование: Декорации к спектаклю «Бревно», «Лес», «Дубок», «Речка»;

Атрибуты: пластиковые бутылки, картонный топорик, бумага, спички, зажигалка, телефон игрушечный, фантики, сумка.

Костюмы: «Шурале», «Водяная», «Лось», «Старший Брат», «Младший Брат».

Мероприятие проводится среди учащихся 5-9 классов. Рекомендовано проводить в актовом зале, на сцене.

В основу мероприятия положена авторская сказка посвящённая Г. Тукаю «На новый лад Шурале и Водяная» (автор Сугак Ольга Владимировна, учитель географии и биологии)

Среди учащихся 5-9 классов выбираются учащиеся на роли: «Шурале», «Водяная», «Лось», «Старший Брат», «Младший Брат», «Мама», «Папа». На роль «Шурале» выбирается высокий мальчик. На роль «Водяной» выбирается девочка среднего роста с длинными волосами. На роли «Старшего Брата» и «Младшего Брата»  выбираются ученики разного возраста и разного роста. На роль «Лося» выбирается ученик любого роста. Все дети должны хорошо заучивать, читать и понимать текст сказки. Дети должны быть артистичными. Роли и слова раздаются учащимся за 1 месяц до проведения мероприятия. Ведущий ведёт спектакль - сказку и читает текст. В зрительный зал на спектакль-сказку приглашаются дети - ученики школы. Мероприятие сопровождается музыкальными произведениями (классика). Сцена украшена декорациями, на стене  висит портрет  Г. Тукая. В конце спектакля  зрителям задаются вопросы о спектакле. Продолжительность мероприятия  45мин -1 час.

Ход мероприятия.

(Ученики, играющие свои роли по ходу спектакля будут называться «Шурале», «Водяная», «Старший Брат», «Младший Брат», «Лось»)

Ведущий выходит на сцену и начинает читать сказку:

Часть 1

Есть в Татарстане дивный край –

Он называется Кырлай.

Жил и творил здесь Габдулла Тукай,

Описывая этот дивный рай.


Стихи и сказки сочинял он,

Что  детстве вам родители читали

Про «Шурале» и ведьму «Водяную»

Поведал нам Тукай историю простую.

Но много лет спустя,

 вдруг сказка, чуть реальностью не стала

И мы  об этом вам расскажем с самого начала.


Уже в известном нам Кырлае,

Где лес шумит и речка протекает.

Есть улицы с домами.

В одном из них семейство  проживает. (В этот момент на сцене появляются ученики, в ролях «Старшего Брата» и «Младшего Брата», «Мамы», «Папа» и начинают  играть свои роли, параллельно со словами ведущего)

Там мама, папа и два брата, еще есть кошка и собака.

Родители по выходным с детьми всегда гуляли

И в этот раз в лесок сходить ребятам обещали

А братья маму с папой не дождались,

без разрешения родителей в лес  они собрались.

 «Старший Брат» говорит младшему: - А давай по лесу сегодня прогуляемся! Зачем нам ждать выходных?

«Младший Брат» отвечает «Старшему Брату»: - Я не против. А что скажут мама с папой?

«Старший Брат» :- А мы до их возвращения с работы уже придем! Они ничего не узнают!

«Младший Брат»: -Хорошо!. Пошли, только быстрее!


Ведущий:

Собрали всё необходимое

 И тронулись в путь,

Дойдя до леса с речкой,

Решили  «отдохнуть»

Достали «Колу», «Чипсы»

Зажигалку, телефон,

посуду одноразовую,

бумагу, спички и топор.

(Ученики-актёры достают из сумки приготовленные атрибуты: пластиковые бутылки, пакет чипсов, зажигалку, телефон, одноразовую посуду, бумагу, спички, картонный топорик)

Залезли в речку тихую

И стали там «играть»,

Кричать, нырять и плавать

Лесной народ пугать.

(Залезают в импровизированную речку - спускаются со сцены на пол и делают вид, что «играют в речке»)

А, искупавшись, вышли на бережок, прилечь

(Забегают на сцену– «бережок» и ложатся на приготовленное одеяло )

Тут Старший брат предложил

Костёрчик «небольшой разжечь»

Слова «Старшего Брата»: - А давай костёр разожжём!

 Ответ «Младшего Брата»: - Давай разожжем! А где дрова- то возьмем?

«Старший Брат»: - Как где? В Лесу! У меня и топорик есть!

Ведущий:

Взял он топорик в руки,

Направился в лесок,

Насвистывая песенку,

Стал рубить дубок.

(«Старший Брат» берёт картонный топорик и идёт в сторону декораций «Лес», «Сосна», при этом насвистывает песенку «Во саду ли в огороде..»)

А стук от рубки деревца разнёсся на весь лес.

У «леса сжалось сердце»,«лесной народ» исчез.

Попрятались в норы и зайцы и лиса,

В дупло скакнула белка,

Не слышно птичьи голоса,

Медведь затих в берлоге, соловушка  умолк,

Лось устремился в чащу, к земле прижался волк.

(Кто-то из учеников за сценой берёт две палки и стукает друг об друга, имитируя стук топора. Параллельно приглушаем музыку, наступает тишина. В тишине звучат слова ведущего: «А стук…»)


От стука и от рубки

(В этот момент «Старший Брат» и «Младший Брат» незаметно уходят со сцены. На сцене появляется «Шурале» и «бревно»)

Спустя  много, много лет

проснулся «старый друг наш»

«хозяин леса» - «Шурале»

Проснулся, оглянулся,

(«Шурале» зевает, потягивается свободной рукой, оглядывается по сторонам и видит «Лося». «Шурале» задаёт вопросы «Лосю»)

Услышал стук и свист.

Повернулся в сторону –

Там лось стоит грустит

«Шурале»: - Что ты стоишь, грустишь?

- Ты может объяснишь?

- Ну, что произошло ?

- Может, горе к нам пришло ?- спросил у лося  Шурале,

усевшись на своём бревне.

А лось ответил не тая:

(«Лось» появившийся также незаметно на сцене, отвечает на вопросы «Шурале»)

«Лось»: -«Пришла беда ужасная

Там, у речки, где лесок

Совсем юный паренёк вырубает молодой дубок!

И промолвил Шурале тогда:

«Шурале»: - «Да, беда, так уж беда…….

Надо нам спешить туда,

Только состояние моё худо:

Не могу я выбраться отсюда.

(«Шурале» просит «Лося» помочь ему)

Пальцы мне Батыр зажал,

Ты скорей бы их разжал!»


Лось помог ему скорей-

Обрёл  свободу  Шурале.

Они пошли на стук в лесок,

Где старший брат рубил дубок.

(«Лось» помогает «Шурале» и они направляются в сторону декорации «Лес». А там уже появляется «Старший Брат» и начинает «рубить дубок».)

-А тот всё рубит и свистит ,

По сторонам и не глядит.

А Шурале тут Лосю  говорит: -Ох сейчас я подойду, ох я с ним поговорю-Защекочу!!!1

(«Старший Брат» продолжает «рубить сосну» и свистеть)

Тут Шурале подкрался к нему незаметно

(«Шурале» тихонечко подходит к «Старшему Брату» со спины, трогает за плечо его и задаёт вопрос)

И задал ему вопрос откровенно

« Шурале»:- Зачем пришёл ты в наш лесок?

- Зачем ты рубишь здесь дубок? И где твои родители, милок! Они тебе наверно говорили-«калечить» лес нельзя! Ну что молчишь, дружок?

-Меня увидев, ты конечно испугался, а что рубить дубок нельзя - никак не догадался!

Ведущий: От неожиданности вдруг

(«Старший Брат» делает испуганное лицо и роняет «топорик»)

Мальчик выронил топор из рук.

Стал лепетать с испугу:

«Старший брат»:- Простите, я больше так не буду. Щекотать меня не надо, я не хочу смеяться до упада.

Ведущий:-Мальчик быстро без оглядки побежал:

Младший Брат: -Папа, мама помогите мне, за мной погнался Шурале!

(«Старший Брат» извиняется и «убегает» в сторону «речки» к краю сцены со словами, а за ним бегут «Шурале» и «Лось». «Лося» запрягают в импровизированную «уздечку». Все добегают до края сцены и незаметно исчезают за занавесом).

Ведущий: А Шурале за ним на лосе поскакал

Лось: - Стой негодник, не сбегай- за проступки отвечай!!!

Выбежав из леса, они до речки

скоро добрались……………………..


Часть 2

(Ведущий продолжает читать текст)

А младший брат попал в историю иную:

Он встретил ведьму Водяную.

(На крае сцены появляется «Младший Брат» и кидает со сцены на пол пластиковые бутылки. На полу возле сцены расположены декорация «Река»)

Пока там старший брат дубок рубил,

Брат младший речку засорил -

Грязные бутылки из под «Колы»

Полетели на хрустальные просторы.

Всколыхнулась гладь речная,

Из воды явилась ведьма Водяная.

(Из за сцены, у «речки» появляется «Водяная». «Водяная» сидит на «мостике» из стульев. В этот момент «Младший Брат» аккуратно кидает пластиковую бутылку в «Водяную»)

Так как кинул он бутылку

И попал ей по затылку.

Рассвирепела ведьма Водяная –

Речные волны в волосах играют.

(«Водяная» трёт затылок, поворачивается к «Младшему Брату», делает сердитое лицо, машет кулаком и кричит)

Как закричит на братца младшего она :

«Водяная»:- Да, что ж ты делаешь негодник и болван

- Чего ты вздумал речку баламутить?

Чему родители вас дома, только учат!

Кидаешь  в речку грязь и мусор!

Вот я тебе, проказник, покажу!

Из речки выйду - Ох как накажу!

(Ведущий комментирует и читает текст дальше)

Как испугался младший брат

Нежданной встрече он не рад

Он в ужасе попятился назад….

Младший Брат: -Помогите, умоляю мне угрожает водяная!

(В этот момент «Младший Брат» делает испуганное лицо и пятится назад)

…И тут навстречу мчится Старший Брат

(С другой стороны сцены на встречу «бежит» «Старший Брат»)

За ним несётся на лосе

Хозяин леса – Шурале

( Следом за «Старшим Братом» «бегут» «Шурале» и «Лось»)

Стоят братишки и боятся -

Ребятам некуда деваться.

(«Старший Брат» и «Младший Брат» демонстративно дрожат)

А Шурале и Водяная

Всё ближе, ближе подступают.

И ни туда и ни сюда

Мальчишек не пускают.

(«Водяная» поднимается на сцену и вместе с «Шурале» подходят к «братьям»)

Грозится пальцем Водяная,

(«Шурале» и «Водяная» грозятся и кричат)

А Шурале ей потакает.

Одна кричит (Водяная кричит): «Ох, утоплю!»

Другой вопит (Шурале вопит): «Защекочу!»

(Ведущий обращается с этими словами к зрителям)

И вдруг, лесные ветки прошуршали-

На шум родители мальчишек прибежали.

Мама: -Что происходит здесь? И как вы в лес попали?

Папа: -Ведь уходить одним на речку, мы вам не разрешали?!

Шурале:- Так вы без разрешения родителей сбежали?!

Лось:-И дров здесь наломали!

Водяная: И в речку мусор накидали!

Шурале: -А вы родители, наверно, дурной пример им показали, 

И как вести себя в лесу вы им не рассказали!

Мама страшему брату:-Сынок, ну как ты мог срубить дубок!

Ведь дома, в нашем маленьком саду, деревья мы не рубим!

Их бережом- не губим!

В лесу деревьев тоже много – их нужно охранять, не трогать!

Папа старшему брату: -А ты сынок, что вздумал речку загрязнять! Тебя я не могу понять!

Ведь рядом с нашим домом пруд - где  живность обитает и лилии цветут!

Мы этот пруд бутылками не засоряем – и кто живет в пруду – всех охраняем!

В лесной реке такая же вода- ее беречь нам тоже надо- запомни это навсегда!

Мама:-Да, натворили дел детишки

Папа:-Их ждёт расправа за делишки?.

Взмолился наконец один из братьев:

(«Старший брат» молящим голосом говорит свои слова»)

- Не надо нас наказывать,

Мы будем исправляться,

Вину свою уже мы осознали!

Тут Шурале и Водяная ругаться перестали

Шурале» и «Ведьма» перестают ругаться и  говорят свои слова о природе)

И вставши вместе,

Говорят братьям такую речь:

Водяная:-Родителей, ребята, должны вы слушать!  И с мамой с папой в лес ходить!

Шурале:-Любить наш лес и речку

И матушке природе – не вредить!

Лось:-Ведь вырубая лес и загрязняя воду, нам всем грозит беда

И будет очень поздно когда придет она!

Шурале:-Леса, озера, реки

Всё то, что нам дано

В наследство человеку

Завещано давно!

(Все  герои встают вместе и говорят)

И беречь  природу нужно

Всем нам вместе,

Всем нам дружно!


Сказка – ложь, да в ней намёк

А детям и родителям  – урок.

После этих слов Ведущий обращается к зрителям в зале:

- Ребята, вам понравился наш спектакль-сказка?

- Да! – ответ зрителей из зала.

Ведущий: Ребята, а сейчас «Шурале», «Водяная», «Старший Брат», «Младший Брат»  и «Лось» зададут вам несколько вопросов. Кто правильно будет отвечать, тот получит приз (в качестве призов можно раздавать конфеты или мелкие канцелярские товары). Хотите?

Зрители: «Да, хотим!»

Первой задаёт свой вопрос «Водяная», затем «Шурале», «Старший Брат» «Младший Брат», «Лось».

Вопрос «Водяной»: - Ребята, кто написал сказки : О какой семейной традиции говорится в этой сказке?

Зритель: -Написал Габдулла Тукай!Традиции- по вечерам чтение книжек и др.

«Водяная»: - Молодец, правильно!

( правильно ответивший ребёнок получает приз)

Вопрос «Шурале»:- А кто учит детей, как вести себя в обществе и на природе?

Зритель: - Родители, Учителя, бабушки, дедушки

«Шурале»: - Молодцы!

Вопрос «Старшего Брата»: «Ребята, а как ваши родители учат вас правилам поведения на природе и в обществе?»

Зритель: -Своими примерами и поступками!

«Старший Брат»: - Правильно!

Вопрос «Младшего Брата»: Ребята, а какова главная мысль сказки? Зритель: _Родители учат своих детей не только словами, но и поступками!


 

Ведущй: -

 «Шурале», «Лось», «Водяная», «Старший Брат», «Младший Брат» прощаются с  ребятами – зрителями:

«Мы говорим вам до свидания и надеемся, что вы будете  прислушиваться к родителям, с уважением относиться к окружающим вас людям, бережно относиться к природе. Мы вам желаем успехов в учёбе и других достижений!»

«Шурале», «Лось», «Водяная», «Старший Брат», «Младший Брат» уходят со сцены.

Зрители говорят им : «До свидания!» и провожают артистов аплодисментами.

                                                                    Конец


Р.S : Сказку «Два брата» сочинила учитель географии и биологии Сугак Ольга Владимировна.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.