Урок по биологии 6класс »Лесная аптека»
Учитель Хрящева Т.А.
« Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать»
Цель:
- продол жить формирование знаний у учащихся о значении растений в жизни человека;
- углубить знания о лекарственных растениях;
- сформировать навыки по сбору лекарственных растений, умения отличать ядовитые растения .
- воспитыват ь бережное отношение школьников к природе.
Заботиться о своем здеровье.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- иллюстрации дикорастущих лекарственных растений (на доске);
- индивидуальные раздаточные карточки с теми же растениями (у каждого ученика);
Ход урока.
I. Организация класса: приветствие, постановка целей.
II. Изучение нового материала.
2.1 Вводная беседа о растениях:
Назовите отличительные черты растений от других живых организмов?
Какие растения называют цветковыми? Нецветковыми? Приведите примеры.
Какие растения называют дикорастущими? Культурными? Приведите примеры.
Какое значение имеют растения в природе? В жизни человека?
2.2. Мозговой штурм:
Учите ль диктует перечень названий растений и животных,нужно определить растения хлопком в ладоши.
« Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать»
Учитель: Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.
Врачами в средневековье были монахи. Первым врачом на Руси был грек Иоанн Смер. Лекарства (лекарственные травы) завозили в Константинополь. Веками из уст в уста передавались рецепты настоев и отваров, знания о том, когда и как нужно собирать растения, где разыскивать их. До сих пор хранят старые люди в своей памяти тайны о силе различных трав. Много легенд и мифов сложено о лекарственных растениях.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с некоторыми лекарственными растениями и соберем их в целебное лукошко. Эти растения расскажут о себе много интересного.
Демонстрация презентации –«Лекарственные растения»
2.3 Сообщения учащихся о лекарственных растениях. (Фото растения и небольшой рассказ о нём)
Одуванчик лекарственный
Ромашка аптечная
Подорожник большой
Чистотел большой
Тысячелистник обыкновенный.
Работа в тетрадях .
Из памятки составить и записать в тетрадь памятку .
Памятка сборщику лекарственных растений
Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.
Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.
Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.
Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте
Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольных участках – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник.
В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать. Они ядовиты!
Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.
III. Домашнее задание Творческое задание (составить кроссворд «Лекарственные растения» или ребусы)
Оценки за урок.
Итог урока:
Закончился наш урок, подведены итоги, Мы узнали много нового и интересного о лекарственных растениях и самое главное мы должны сделать вывод /
Дети подводят итог и вывод
Стих читает девочка из класса:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветов,
Если все, и я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Весь материал – смотрите документ.
Просмотр видеоролика о растениях Крыма.