Программа внеурочной деятельности «Литературный клуб»

1
1
Материал опубликован 7 February 2019

МОУ ВОЛЖСКАЯ СОШ

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ»

5-6 класс

 

2016-2017 уч.год

 

Учитель : Соколова Л.А.

Актуальность программы

В наше время наблюдается значительный спад чтения художественной литературы. Развитие интереса к литературе, творчеству является

важной задачей для учителя. Одним из средств мотивации к чтению является работа литературного клуба, созданного в образовательной организации.

Читающие ученики выгодно отличаются от нечитающих большим объёмом памяти, более высоким уровнем развития речи, скоростью установления контакта с собеседником и ориентировкой в нестандартных ситуациях.

Проведение литературных вечеров , конкурсов, дискуссий, создание индивидуальных и коллективных проектов- все это направлено на приобщение учащихся к осмысленному чтению художественной литературы.

На занятиях литературного клуба учащиеся создают творческие работы, постигают увлекательную науку актерского мастерства, приобретают

опыт публичного выступления, развивают умение отстаивать свою точку зрения. Формируя собственное мнение о том или ином литературном произведении, учащиеся развивают умение критически оценивать как литературные произведения в целом, так и поступки отдельных литературных героев.

Цели и задачи программы

Программа внеурочной деятельности «Литературный клуб» реализуется в рамках социального направления в течение учебного года в 5 и 6 классах. В основе программы лежит реализация системно- деятельностного подхода при изучении художественного произведения (участие обучающихся в диспутах, дискуссиях, эвристических беседах, направленных на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота). Выполнение практических работ способствует раскрытию способностей и талантов обучающихся, развитию умения работать в коллективе.

Цель программы: воспитание здоровой, духовно развитой и креативно мыслящей личности через активную творческую деятельность. Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:

- формирование основ толерантного сознания обучающихся;

- осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности;

- формирование чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека;

- развитие личности и творческих интересов, способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях организации их образовательной деятельности.

Теоретическая часть программы внеурочной деятельности «Литературный клуб» предполагает проведение бесед, дискуссий, диспутов о нравственных идеалах человека, общечеловеческих ценностях. Практическая часть предполагает работу в следующих направлениях:

подготовка и проведение литературных гостиных;

составление презентаций;

создание творческих работ, мини-проектов.

Ожидаемые результаты:

- повышение интереса к чтению художественной литературы;

- участие в организации и проведении литературных гостиных, конкурсов,

классных часов;

- разработка учащимися индивидуальных и групповых мини-проектов;

- создание творческих портфолио.

Особенностями программы являются:

- воспитание нравственных принципов и идеалов здорового образа жизни,

гражданской ответственности и патриотизма на основе художественных про

изведений;

- создание условий для самоопределения и самореализации личности через участие обучающихся в организации и проведении творческих мероприятий.

Программа рассчитана на 68 часов для учащихся 5-6-х классов. За время обучения учащиеся должны овладеть практическими умениями применять теоретические знания предметов гуманитарного цикла при создании творческих работ.

Содержание внеурочных занятий по разделам

1.Россия- наша Родина. Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому РФ. Понятийный аппарат: патриотизм. Родина, государственные символы РФ.

Практическая часть: подбор стихов о Родине и чтение наизусть.

Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремлённости. Взаимопомощи.

2.Мораль и нравственность. Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях. Понятийный аппарат: мораль, моральный долг, нравствен -ность.

Практическая часть: чтение художественных произведений о нравственнос ти, мини-диспут, создание творческих работ, презентаций и мини- проектов, работа в библиотеке.

Воспитательный аспект: развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи .

3.Милосердие.Цель: воспитание человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным.

Понятийный аппарат: доброта, чуткость, милосердие, гуманность.

Практическая часть: просмотр фильма с последующим обсуждением, диспут,

поход в театр, литературная гостиная.

Воспитательный аспект: развитие у обучающихся таких качеств, как отзывчивость, взаимопомощь.

4.Справедливость. Эгоизм и альтруизм. Цель: познакомить учащихся с моральными правилами справедливого человека, воспитать альтруизм.

Понятийный аппарат: справедливость, альтруизм, эгоизм.

Практическая часть: поход в театр, литературная гостиная, выразительное чтение художественных произведений.

Воспитательный аспект: развитие у обучающихся таких качеств, как отзыв чивость, взаимопомощь.

5.Добро и зло. Цель: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями их проявления в личности человека и в окружающей жиз ни ; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в се бе доброты.

Понятийный аппарат: добро и зло.

Практическая часть: семинар, выразительное чтение художественных произведений.

Воспитательный аспект: развитие у обучающихся отзывчивости, взаимопо мощи, доброго отношения к окружающим.

6. Свобода. Цель: подвести учащихся к осознанию ответственности за

собственные поступки и поступки других людей.

Понятийный аппарат : свобода, выбор, ответственность.

Практическая часть: мини-конференция, выразительное чтение художествен ных произведений, презентация сочинений.

Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения,

ответственности.

7.Дружба. Цель: Формирование нравственных качеств обучающихся: умений дружить, беречь дружбу, жить в коллективе.

Понятийный аппарат: дружба, предательство, коллектив.

Практическая часть: ролевая игра, психологический тренинг, демонстрация презентаций.

Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, отзывчивости.

8.Правда и ложь. Цель: формирование нравственных качеств – честности, справедливости.

Понятийный аппарат: правда, ложь, честность.

Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, подготовка передвижной выставки творческих работ.

Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, отзывчивости, правдивости, усидчивости.

9.Зависть. Цель: воспитание доброты, неприятия лжи, зависти.

Понятийный аппарат : зависть, завистники.

Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений,

создание творческих работ.

Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения,

отзывчивости.

10.Семья. Цель: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека ; ориентация учащихся на создание крепкой, дружной семьи.

Понятийный аппарат: род, семья, фамилия, родословная.

Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, создание презентаций, мини-проектов, литературная гостиная, фольклорный праздник.

Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся таких качеств, как уважение к старшим, терпение.

11. Честь, достоинство и совесть. Цель : воспитание высоких моральных

качеств, акцентирование внимания учащихся на самопознании и дельнейшем саморазвитии собственной личности.

Понятийный аппарат: честь, долг, достоинство, совесть.

Практическая часть : выразительное чтение художественных произведений,

создание презентаций, чтение стихотворений.

Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.

12.Этикет. Цель: знакомство с основными требованиями этикета в поведении и общении с людьми, воспитание культурного поведения.

Понятийный аппарат: этикет.

Практическая часть: демонстрация презентаций, психологический тренинг, ролевая игра.

Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения,

внимания, целеустремленности, взаимопомощи.

13. Толерантность. Цель: формирование у учащихся толерантности мышле ния, уважения к своим правам и правам других людей.

Понятийный аппарат: уважение, толерантность.

Практическая часть: демонстрация презентаций, просмотр фильма с последу

ющим обсуждением.

Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения,

уважения к людям других национальностей.

Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произ ведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Реализуемые педагогические технологии:

- личностно-ориентированные

- игровые

- технология критического мышления

- технология опыта медленного чтения

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ»

Тема занятия

Особенности проведения

Кл

 

1.Россия –наша Родина

   

1

Чтение и обсуждение: Д. С.Лиха

чев «Письма о добром» (Письмо третье. Самое большое)

Презентация о Д.С.Лихачеве- знакомство. Чтение и анализ произведения

5

2

Любовь и уважение к Отечеству, своему краю. Знакомство с творчеством Александра Суворова

Экскурсия в школьный музей, знакомство с биографией поэта-земляка. Чтение стихов.

5

3

Практическая работа: подготовка к конкурсу чтецов. Стихи волжан

Встреча с Е.Н. Михайловой, Т. Б. Заяц. Знакомство с творчеством.

5

4

Славим Родину нашу!

Конкурс стихов

Приглашение родителей, учителей

5

 

2.Мораль и нравственность

   

5

В.К.Железников «Чучело»

Опыт медленного чтения

6

6

Мини-диспут «Мои моральные принципы»

Обсуждение фрагментов художественного произведения

6

5

7

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки»

Что из прочитанного взволновало и заставило поделиться с друзьями

8

Конкурс сочинений по теме «Поддержка и соучастие в моей жизни»

Чтение в малых группах и обсуждение творческих работ

6

9

10

Золотое правило нравственности

Практическая работа в библиоте ке:подбор материалов из печати и обсуждение

5

6

11

Подготовка мини-проектов, кон-

курс презентаций «Мои нравст-

венные идеалы»

Примеры нравственного поведения

для кл. часа в нач.школе

6

12

13

В.Ф.Тендряков «Хлеб для собаки»

Опыт медленного чтения

По каким правилам мы живем.

6

14

В.А.Солоухин «Мститель»

Опыт медленного чтения

5

15

Проектная деятельность

Составление нравственного кодекса

5

6

 

3.Милосердие

   

16

Рассказ В.Белова «Скворцы»

Опыт медленного чтения

5

17

Беседа «Поговорим о милосердии»

 

5

18

Рассказ Б.Васильева «Великолепная семерка»

Опыт медленного чтения.

6

19

Беседа.Презентация о жизни и творчестве Б.Васильева

Какие вопросы я задам героям рассказа.

6

 

4.Ответственность .Альтруизм и эгоизм

   

20

Б.Житков «Механик Салерно»

Опыт медленного чтения

Ответственность. Сила духа.

5

6

21

В.Быков «Крутой берег реки»

Самостоятельное чтение

22

Дискуссия.Альтруизм и эгоизм.

Примеры из читательского опыта

6

23

Литературная гостиная

Как сохранить милосердие, не очерстветь сердцу

Гуманность : литература и действительность. Проект

6

24

Посещение театра

 

5-6

25

Анализ театральной постановки

   

26

Кто я: альтруист или эгоист

«Страничка» личного дневника

6

 

5. Добро и зло

   

27

Практический семинар.Только ли в сказке добро побеждает зло?

 

5

28

   

5

 

6.Свобода и ответственность

   

29

Есть ли границы у свободы?

Мои права и обязанности. Составление личных «неписаных» правил поведения

6

30

А.И.Куприн «Чудесный доктор»

Опыт медленного чтения

5

31

Что такое свобода. Свободен ли я?

«Страничка» в дневнике

6

32

Умею ли я ценить окружаю

щих.Откровенный разговор

 

5-6

 

7.Дружба

   

33

34

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Опыт медленного чтения

5

35

Ролевая игра «Дружба –чудесное слово»

«Работа» сценаристов, актеров, режиссера

5

36

Тест «Какой я друг»

 

6

37

Психологический тренинг

 

6

38

Дружба. Подготовка кл. часа для нач. школы

Презентация

6

 

8.Правда и ложь

   

39

Правда и ложь. Беседа. Как я понимаю ложь и правду

 

5

40

К .Паустовский «Теплый хлеб»

Опыт медленного чтения

5

41

Народная мудрость о лжи и правде( пословицы и поговорки)

Мини-проект

5

 

9.Зависть

   

42

Беседа. Что такое зависть

Примеры из личного опыта

5

43

Какую роль играет зависть в наше время.

 

6

 

10. Семья

   

44

Моя семья

Подготовка презентации, проект

5-6

45

Сказка «Общее счастье»

Опыт медленного чтения

5

46

А. Грин «Гнев отца»

Совместное чтение с родителями

6

47

Семейный праздник

Подготовка проектов

5-6

48

Литературная гостиная

Семейный праздник

 

5-6

49

Герб семьи

Подготовка проекта

5

50

А. Куприн «Бедный принц»

Опыт медленного чтения

6

 

11.Честь.Достоинство и совесть.

   

51

52

А. П. Гайдар «Тимур и его команда»

Прочтение в группах

5

53

Н. С. Лесков «Человек на часах»

Опыт медленного чтения

6

54

Беседа. Совесть

«Страничка» в личном дневнике

5

55

«Да, были люди в наше время…»

Конкурс стихов

6

 

12.Этикет

   

56

Этикет и мы

Подготовка кл. часа для мл. школьников

5

57

Ролевая игра. Слова вежливости

 

6

58

Практичность и чуткость- два «кита» этикета

 

6

59

Джентльмен и леди

Личный свод правил

6

60

«Хорошо ли я знаю этикет?»

Психологический тренинг

 

5

 

13.Толерантность

   

61

Внешний облик-внутренний мир

Разговор в кругу друзей

 

62

Просмотр фильма «Кавказский пленник» Л. Н. Толстой

Обсуждение фильма: дискуссия

 

63

Чему я научился на занятиях клуба

Творческое заседание в клубе

5-6

 

Участие в подготовке и проведении общешкольных событий

   

64

Подготовка к неделе литературы в школе. Выпуск газеты

 

5-6

65

66

Подготовка устного журнала

ко Дню славянской письменности

 

5-6

67

68

День русского языка- 6 июня

Проведение устного журнала и викторины в летнем лагере школьников

 

5-6

       
       

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Людмила Аркадьевна! В нашей школе есть подобный клуб. Тоже работают ребята активно и с интересом.

12 February

Похожие публикации