Программа внеурочной деятельности «Литературный клуб»
МОУ ВОЛЖСКАЯ СОШ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ»
5-6 класс
2016-2017 уч.год
Учитель : Соколова Л.А.
Актуальность программы
В наше время наблюдается значительный спад чтения художественной литературы. Развитие интереса к литературе, творчеству является
важной задачей для учителя. Одним из средств мотивации к чтению является работа литературного клуба, созданного в образовательной организации.
Читающие ученики выгодно отличаются от нечитающих большим объёмом памяти, более высоким уровнем развития речи, скоростью установления контакта с собеседником и ориентировкой в нестандартных ситуациях.
Проведение литературных вечеров , конкурсов, дискуссий, создание индивидуальных и коллективных проектов- все это направлено на приобщение учащихся к осмысленному чтению художественной литературы.
На занятиях литературного клуба учащиеся создают творческие работы, постигают увлекательную науку актерского мастерства, приобретают
опыт публичного выступления, развивают умение отстаивать свою точку зрения. Формируя собственное мнение о том или ином литературном произведении, учащиеся развивают умение критически оценивать как литературные произведения в целом, так и поступки отдельных литературных героев.
Цели и задачи программы
Программа внеурочной деятельности «Литературный клуб» реализуется в рамках социального направления в течение учебного года в 5 и 6 классах. В основе программы лежит реализация системно- деятельностного подхода при изучении художественного произведения (участие обучающихся в диспутах, дискуссиях, эвристических беседах, направленных на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота). Выполнение практических работ способствует раскрытию способностей и талантов обучающихся, развитию умения работать в коллективе.
Цель программы: воспитание здоровой, духовно развитой и креативно мыслящей личности через активную творческую деятельность. Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:
- формирование основ толерантного сознания обучающихся;
- осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности;
- формирование чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека;
- развитие личности и творческих интересов, способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях организации их образовательной деятельности.
Теоретическая часть программы внеурочной деятельности «Литературный клуб» предполагает проведение бесед, дискуссий, диспутов о нравственных идеалах человека, общечеловеческих ценностях. Практическая часть предполагает работу в следующих направлениях:
подготовка и проведение литературных гостиных;
составление презентаций;
создание творческих работ, мини-проектов.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса к чтению художественной литературы;
- участие в организации и проведении литературных гостиных, конкурсов,
классных часов;
- разработка учащимися индивидуальных и групповых мини-проектов;
- создание творческих портфолио.
Особенностями программы являются:
- воспитание нравственных принципов и идеалов здорового образа жизни,
гражданской ответственности и патриотизма на основе художественных про
изведений;
- создание условий для самоопределения и самореализации личности через участие обучающихся в организации и проведении творческих мероприятий.
Программа рассчитана на 68 часов для учащихся 5-6-х классов. За время обучения учащиеся должны овладеть практическими умениями применять теоретические знания предметов гуманитарного цикла при создании творческих работ.
Содержание внеурочных занятий по разделам
1.Россия- наша Родина. Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому РФ. Понятийный аппарат: патриотизм. Родина, государственные символы РФ.
Практическая часть: подбор стихов о Родине и чтение наизусть.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремлённости. Взаимопомощи.
2.Мораль и нравственность. Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях. Понятийный аппарат: мораль, моральный долг, нравствен -ность.
Практическая часть: чтение художественных произведений о нравственнос ти, мини-диспут, создание творческих работ, презентаций и мини- проектов, работа в библиотеке.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи .
3.Милосердие.Цель: воспитание человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным.
Понятийный аппарат: доброта, чуткость, милосердие, гуманность.
Практическая часть: просмотр фильма с последующим обсуждением, диспут,
поход в театр, литературная гостиная.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся таких качеств, как отзывчивость, взаимопомощь.
4.Справедливость. Эгоизм и альтруизм. Цель: познакомить учащихся с моральными правилами справедливого человека, воспитать альтруизм.
Понятийный аппарат: справедливость, альтруизм, эгоизм.
Практическая часть: поход в театр, литературная гостиная, выразительное чтение художественных произведений.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся таких качеств, как отзыв чивость, взаимопомощь.
5.Добро и зло. Цель: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями их проявления в личности человека и в окружающей жиз ни ; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в се бе доброты.
Понятийный аппарат: добро и зло.
Практическая часть: семинар, выразительное чтение художественных произведений.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся отзывчивости, взаимопо мощи, доброго отношения к окружающим.
6. Свобода. Цель: подвести учащихся к осознанию ответственности за
собственные поступки и поступки других людей.
Понятийный аппарат : свобода, выбор, ответственность.
Практическая часть: мини-конференция, выразительное чтение художествен ных произведений, презентация сочинений.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения,
ответственности.
7.Дружба. Цель: Формирование нравственных качеств обучающихся: умений дружить, беречь дружбу, жить в коллективе.
Понятийный аппарат: дружба, предательство, коллектив.
Практическая часть: ролевая игра, психологический тренинг, демонстрация презентаций.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, отзывчивости.
8.Правда и ложь. Цель: формирование нравственных качеств – честности, справедливости.
Понятийный аппарат: правда, ложь, честность.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, подготовка передвижной выставки творческих работ.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, отзывчивости, правдивости, усидчивости.
9.Зависть. Цель: воспитание доброты, неприятия лжи, зависти.
Понятийный аппарат : зависть, завистники.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений,
создание творческих работ.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения,
отзывчивости.
10.Семья. Цель: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека ; ориентация учащихся на создание крепкой, дружной семьи.
Понятийный аппарат: род, семья, фамилия, родословная.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, создание презентаций, мини-проектов, литературная гостиная, фольклорный праздник.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся таких качеств, как уважение к старшим, терпение.
11. Честь, достоинство и совесть. Цель : воспитание высоких моральных
качеств, акцентирование внимания учащихся на самопознании и дельнейшем саморазвитии собственной личности.
Понятийный аппарат: честь, долг, достоинство, совесть.
Практическая часть : выразительное чтение художественных произведений,
создание презентаций, чтение стихотворений.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.
12.Этикет. Цель: знакомство с основными требованиями этикета в поведении и общении с людьми, воспитание культурного поведения.
Понятийный аппарат: этикет.
Практическая часть: демонстрация презентаций, психологический тренинг, ролевая игра.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения,
внимания, целеустремленности, взаимопомощи.
13. Толерантность. Цель: формирование у учащихся толерантности мышле ния, уважения к своим правам и правам других людей.
Понятийный аппарат: уважение, толерантность.
Практическая часть: демонстрация презентаций, просмотр фильма с последу
ющим обсуждением.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения,
уважения к людям других национальностей.
Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произ ведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Реализуемые педагогические технологии:
- личностно-ориентированные
- игровые
- технология критического мышления
- технология опыта медленного чтения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ»
№ |
Тема занятия |
Особенности проведения |
Кл |
1.Россия –наша Родина |
|||
1 |
Чтение и обсуждение: Д. С.Лиха чев «Письма о добром» (Письмо третье. Самое большое) |
Презентация о Д.С.Лихачеве- знакомство. Чтение и анализ произведения |
5 |
2 |
Любовь и уважение к Отечеству, своему краю. Знакомство с творчеством Александра Суворова |
Экскурсия в школьный музей, знакомство с биографией поэта-земляка. Чтение стихов. |
5 |
3 |
Практическая работа: подготовка к конкурсу чтецов. Стихи волжан |
Встреча с Е.Н. Михайловой, Т. Б. Заяц. Знакомство с творчеством. |
5 |
4 |
Славим Родину нашу! Конкурс стихов |
Приглашение родителей, учителей |
5 |
2.Мораль и нравственность |
|||
5 |
В.К.Железников «Чучело» |
Опыт медленного чтения |
6 |
6 |
Мини-диспут «Мои моральные принципы» |
Обсуждение фрагментов художественного произведения |
6 5 |
7 |
«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» |
Что из прочитанного взволновало и заставило поделиться с друзьями |
|
8 |
Конкурс сочинений по теме «Поддержка и соучастие в моей жизни» |
Чтение в малых группах и обсуждение творческих работ |
6 |
9 10 |
Золотое правило нравственности |
Практическая работа в библиоте ке:подбор материалов из печати и обсуждение |
5 6 |
11 |
Подготовка мини-проектов, кон- курс презентаций «Мои нравст- венные идеалы» |
Примеры нравственного поведения для кл. часа в нач.школе |
6 |
12 13 |
В.Ф.Тендряков «Хлеб для собаки» |
Опыт медленного чтения По каким правилам мы живем. |
6 |
14 |
В.А.Солоухин «Мститель» |
Опыт медленного чтения |
5 |
15 |
Проектная деятельность |
Составление нравственного кодекса |
5 6 |
3.Милосердие |
|||
16 |
Рассказ В.Белова «Скворцы» |
Опыт медленного чтения |
5 |
17 |
Беседа «Поговорим о милосердии» |
5 |
|
18 |
Рассказ Б.Васильева «Великолепная семерка» |
Опыт медленного чтения. |
6 |
19 |
Беседа.Презентация о жизни и творчестве Б.Васильева |
Какие вопросы я задам героям рассказа. |
6 |
4.Ответственность .Альтруизм и эгоизм |
|||
20 |
Б.Житков «Механик Салерно» |
Опыт медленного чтения Ответственность. Сила духа. |
5 6 |
21 |
В.Быков «Крутой берег реки» |
Самостоятельное чтение |
|
22 |
Дискуссия.Альтруизм и эгоизм. |
Примеры из читательского опыта |
6 |
23 |
Литературная гостиная Как сохранить милосердие, не очерстветь сердцу |
Гуманность : литература и действительность. Проект |
6 |
24 |
Посещение театра |
5-6 |
|
25 |
Анализ театральной постановки |
||
26 |
Кто я: альтруист или эгоист |
«Страничка» личного дневника |
6 |
5. Добро и зло |
|||
27 |
Практический семинар.Только ли в сказке добро побеждает зло? |
5 |
|
28 |
5 |
||
6.Свобода и ответственность |
|||
29 |
Есть ли границы у свободы? |
Мои права и обязанности. Составление личных «неписаных» правил поведения |
6 |
30 |
А.И.Куприн «Чудесный доктор» |
Опыт медленного чтения |
5 |
31 |
Что такое свобода. Свободен ли я? |
«Страничка» в дневнике |
6 |
32 |
Умею ли я ценить окружаю щих.Откровенный разговор |
5-6 |
|
7.Дружба |
|||
33 34 |
А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» |
Опыт медленного чтения |
5 |
35 |
Ролевая игра «Дружба –чудесное слово» |
«Работа» сценаристов, актеров, режиссера |
5 |
36 |
Тест «Какой я друг» |
6 |
|
37 |
Психологический тренинг |
6 |
|
38 |
Дружба. Подготовка кл. часа для нач. школы |
Презентация |
6 |
8.Правда и ложь |
|||
39 |
Правда и ложь. Беседа. Как я понимаю ложь и правду |
5 |
|
40 |
К .Паустовский «Теплый хлеб» |
Опыт медленного чтения |
5 |
41 |
Народная мудрость о лжи и правде( пословицы и поговорки) |
Мини-проект |
5 |
9.Зависть |
|||
42 |
Беседа. Что такое зависть |
Примеры из личного опыта |
5 |
43 |
Какую роль играет зависть в наше время. |
6 |
|
10. Семья |
|||
44 |
Моя семья |
Подготовка презентации, проект |
5-6 |
45 |
Сказка «Общее счастье» |
Опыт медленного чтения |
5 |
46 |
А. Грин «Гнев отца» |
Совместное чтение с родителями |
6 |
47 |
Семейный праздник |
Подготовка проектов |
5-6 |
48 |
Литературная гостиная Семейный праздник |
5-6 |
|
49 |
Герб семьи |
Подготовка проекта |
5 |
50 |
А. Куприн «Бедный принц» |
Опыт медленного чтения |
6 |
11.Честь.Достоинство и совесть. |
|||
51 52 |
А. П. Гайдар «Тимур и его команда» |
Прочтение в группах |
5 |
53 |
Н. С. Лесков «Человек на часах» |
Опыт медленного чтения |
6 |
54 |
Беседа. Совесть |
«Страничка» в личном дневнике |
5 |
55 |
«Да, были люди в наше время…» |
Конкурс стихов |
6 |
12.Этикет |
|||
56 |
Этикет и мы |
Подготовка кл. часа для мл. школьников |
5 |
57 |
Ролевая игра. Слова вежливости |
6 |
|
58 |
Практичность и чуткость- два «кита» этикета |
6 |
|
59 |
Джентльмен и леди |
Личный свод правил |
6 |
60 |
«Хорошо ли я знаю этикет?» Психологический тренинг |
5 |
|
13.Толерантность |
|||
61 |
Внешний облик-внутренний мир |
Разговор в кругу друзей |
|
62 |
Просмотр фильма «Кавказский пленник» Л. Н. Толстой |
Обсуждение фильма: дискуссия |
|
63 |
Чему я научился на занятиях клуба |
Творческое заседание в клубе |
5-6 |
Участие в подготовке и проведении общешкольных событий |
|||
64 |
Подготовка к неделе литературы в школе. Выпуск газеты |
5-6 |
|
65 66 |
Подготовка устного журнала ко Дню славянской письменности |
5-6 |
|
67 68 |
День русского языка- 6 июня Проведение устного журнала и викторины в летнем лагере школьников |
5-6 |
|
Селиванова Галина Геннадьевна