12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Соколова Людмила Аркадьевна44 |
Программа внеурочной деятельности «Литературный клуб»
МОУ ВОЛЖСКАЯ СОШ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ»
5-6 класс
2016-2017 уч.год
Учитель : Соколова Л.А.
Актуальность программы
В наше время наблюдается значительный спад чтения художественной литературы. Развитие интереса к литературе, творчеству является
важной задачей для учителя. Одним из средств мотивации к чтению является работа литературного клуба, созданного в образовательной организации.
Читающие ученики выгодно отличаются от нечитающих большим объёмом памяти, более высоким уровнем развития речи, скоростью установления контакта с собеседником и ориентировкой в нестандартных ситуациях.
Проведение литературных вечеров , конкурсов, дискуссий, создание индивидуальных и коллективных проектов- все это направлено на приобщение учащихся к осмысленному чтению художественной литературы.
На занятиях литературного клуба учащиеся создают творческие работы, постигают увлекательную науку актерского мастерства, приобретают
опыт публичного выступления, развивают умение отстаивать свою точку зрения. Формируя собственное мнение о том или ином литературном произведении, учащиеся развивают умение критически оценивать как литературные произведения в целом, так и поступки отдельных литературных героев.
Цели и задачи программы
Программа внеурочной деятельности «Литературный клуб» реализуется в рамках социального направления в течение учебного года в 5 и 6 классах. В основе программы лежит реализация системно- деятельностного подхода при изучении художественного произведения (участие обучающихся в диспутах, дискуссиях, эвристических беседах, направленных на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота). Выполнение практических работ способствует раскрытию способностей и талантов обучающихся, развитию умения работать в коллективе.
Цель программы: воспитание здоровой, духовно развитой и креативно мыслящей личности через активную творческую деятельность. Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:
- формирование основ толерантного сознания обучающихся;
- осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности;
- формирование чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека;
- развитие личности и творческих интересов, способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях организации их образовательной деятельности.
Теоретическая часть программы внеурочной деятельности «Литературный клуб» предполагает проведение бесед, дискуссий, диспутов о нравственных идеалах человека, общечеловеческих ценностях. Практическая часть предполагает работу в следующих направлениях:
подготовка и проведение литературных гостиных;
составление презентаций;
создание творческих работ, мини-проектов.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса к чтению художественной литературы;
- участие в организации и проведении литературных гостиных, конкурсов,
классных часов;
- разработка учащимися индивидуальных и групповых мини-проектов;
- создание творческих портфолио.
Особенностями программы являются:
- воспитание нравственных принципов и идеалов здорового образа жизни,
гражданской ответственности и патриотизма на основе художественных про
изведений;
- создание условий для самоопределения и самореализации личности через участие обучающихся в организации и проведении творческих мероприятий.
Программа рассчитана на 68 часов для учащихся 5-6-х классов. За время обучения учащиеся должны овладеть практическими умениями применять теоретические знания предметов гуманитарного цикла при создании творческих работ.
Содержание внеурочных занятий по разделам
1.Россия- наша Родина. Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому РФ. Понятийный аппарат: патриотизм. Родина, государственные символы РФ.
Практическая часть: подбор стихов о Родине и чтение наизусть.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремлённости. Взаимопомощи.
2.Мораль и нравственность. Цель: создание условий для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях. Понятийный аппарат: мораль, моральный долг, нравствен -ность.
Практическая часть: чтение художественных произведений о нравственнос ти, мини-диспут, создание творческих работ, презентаций и мини- проектов, работа в библиотеке.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи .
3.Милосердие.Цель: воспитание человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным.
Понятийный аппарат: доброта, чуткость, милосердие, гуманность.
Практическая часть: просмотр фильма с последующим обсуждением, диспут,
поход в театр, литературная гостиная.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся таких качеств, как отзывчивость, взаимопомощь.
4.Справедливость. Эгоизм и альтруизм. Цель: познакомить учащихся с моральными правилами справедливого человека, воспитать альтруизм.
Понятийный аппарат: справедливость, альтруизм, эгоизм.
Практическая часть: поход в театр, литературная гостиная, выразительное чтение художественных произведений.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся таких качеств, как отзыв чивость, взаимопомощь.
5.Добро и зло. Цель: познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», с закономерностями их проявления в личности человека и в окружающей жиз ни ; показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в се бе доброты.
Понятийный аппарат: добро и зло.
Практическая часть: семинар, выразительное чтение художественных произведений.
Воспитательный аспект: развитие у обучающихся отзывчивости, взаимопо мощи, доброго отношения к окружающим.
6. Свобода. Цель: подвести учащихся к осознанию ответственности за
собственные поступки и поступки других людей.
Понятийный аппарат : свобода, выбор, ответственность.
Практическая часть: мини-конференция, выразительное чтение художествен ных произведений, презентация сочинений.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения,
ответственности.
7.Дружба. Цель: Формирование нравственных качеств обучающихся: умений дружить, беречь дружбу, жить в коллективе.
Понятийный аппарат: дружба, предательство, коллектив.
Практическая часть: ролевая игра, психологический тренинг, демонстрация презентаций.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, отзывчивости.
8.Правда и ложь. Цель: формирование нравственных качеств – честности, справедливости.
Понятийный аппарат: правда, ложь, честность.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, подготовка передвижной выставки творческих работ.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, отзывчивости, правдивости, усидчивости.
9.Зависть. Цель: воспитание доброты, неприятия лжи, зависти.
Понятийный аппарат : зависть, завистники.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений,
создание творческих работ.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения,
отзывчивости.
10.Семья. Цель: формирование представления о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека ; ориентация учащихся на создание крепкой, дружной семьи.
Понятийный аппарат: род, семья, фамилия, родословная.
Практическая часть: выразительное чтение художественных произведений, создание презентаций, мини-проектов, литературная гостиная, фольклорный праздник.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся таких качеств, как уважение к старшим, терпение.
11. Честь, достоинство и совесть. Цель : воспитание высоких моральных
качеств, акцентирование внимания учащихся на самопознании и дельнейшем саморазвитии собственной личности.
Понятийный аппарат: честь, долг, достоинство, совесть.
Практическая часть : выразительное чтение художественных произведений,
создание презентаций, чтение стихотворений.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения, внимания, целеустремленности, взаимопомощи.
12.Этикет. Цель: знакомство с основными требованиями этикета в поведении и общении с людьми, воспитание культурного поведения.
Понятийный аппарат: этикет.
Практическая часть: демонстрация презентаций, психологический тренинг, ролевая игра.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения,
внимания, целеустремленности, взаимопомощи.
13. Толерантность. Цель: формирование у учащихся толерантности мышле ния, уважения к своим правам и правам других людей.
Понятийный аппарат: уважение, толерантность.
Практическая часть: демонстрация презентаций, просмотр фильма с последу
ющим обсуждением.
Воспитательный аспект: формирование и развитие у обучающихся терпения,
уважения к людям других национальностей.
Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произ ведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Реализуемые педагогические технологии:
- личностно-ориентированные
- игровые
- технология критического мышления
- технология опыта медленного чтения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММЕ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ»
№ | Тема занятия | Особенности проведения | Кл |
1.Россия –наша Родина | |||
1 | Чтение и обсуждение: Д. С.Лиха чев «Письма о добром» (Письмо третье. Самое большое) | Презентация о Д.С.Лихачеве- знакомство. Чтение и анализ произведения | 5 |
2 | Любовь и уважение к Отечеству, своему краю. Знакомство с творчеством Александра Суворова | Экскурсия в школьный музей, знакомство с биографией поэта-земляка. Чтение стихов. | 5 |
3 | Практическая работа: подготовка к конкурсу чтецов. Стихи волжан | Встреча с Е.Н. Михайловой, Т. Б. Заяц. Знакомство с творчеством. | 5 |
4 | Славим Родину нашу! Конкурс стихов | Приглашение родителей, учителей | 5 |
2.Мораль и нравственность | |||
5 | В.К.Железников «Чучело» | Опыт медленного чтения | 6 |
6 | Мини-диспут «Мои моральные принципы» | Обсуждение фрагментов художественного произведения | 6 5 |
7 | «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» | Что из прочитанного взволновало и заставило поделиться с друзьями | |
8 | Конкурс сочинений по теме «Поддержка и соучастие в моей жизни» | Чтение в малых группах и обсуждение творческих работ | 6 |
9 10 | Золотое правило нравственности | Практическая работа в библиоте ке:подбор материалов из печати и обсуждение | 5 6 |
11 | Подготовка мини-проектов, кон- курс презентаций «Мои нравст- венные идеалы» | Примеры нравственного поведения для кл. часа в нач.школе | 6 |
12 13 | В.Ф.Тендряков «Хлеб для собаки» | Опыт медленного чтения По каким правилам мы живем. | 6 |
14 | В.А.Солоухин «Мститель» | Опыт медленного чтения | 5 |
15 | Проектная деятельность | Составление нравственного кодекса | 5 6 |
3.Милосердие | |||
16 | Рассказ В.Белова «Скворцы» | Опыт медленного чтения | 5 |
17 | Беседа «Поговорим о милосердии» | 5 | |
18 | Рассказ Б.Васильева «Великолепная семерка» | Опыт медленного чтения. | 6 |
19 | Беседа.Презентация о жизни и творчестве Б.Васильева | Какие вопросы я задам героям рассказа. | 6 |
4.Ответственность .Альтруизм и эгоизм | |||
20 | Б.Житков «Механик Салерно» | Опыт медленного чтения Ответственность. Сила духа. | 5 6 |
21 | В.Быков «Крутой берег реки» | Самостоятельное чтение | |
22 | Дискуссия.Альтруизм и эгоизм. | Примеры из читательского опыта | 6 |
23 | Литературная гостиная Как сохранить милосердие, не очерстветь сердцу | Гуманность : литература и действительность. Проект | 6 |
24 | Посещение театра | 5-6 | |
25 | Анализ театральной постановки | ||
26 | Кто я: альтруист или эгоист | «Страничка» личного дневника | 6 |
5. Добро и зло | |||
27 | Практический семинар.Только ли в сказке добро побеждает зло? | 5 | |
28 | 5 | ||
6.Свобода и ответственность | |||
29 | Есть ли границы у свободы? | Мои права и обязанности. Составление личных «неписаных» правил поведения | 6 |
30 | А.И.Куприн «Чудесный доктор» | Опыт медленного чтения | 5 |
31 | Что такое свобода. Свободен ли я? | «Страничка» в дневнике | 6 |
32 | Умею ли я ценить окружаю щих.Откровенный разговор | 5-6 | |
7.Дружба | |||
33 34 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Опыт медленного чтения | 5 |
35 | Ролевая игра «Дружба –чудесное слово» | «Работа» сценаристов, актеров, режиссера | 5 |
36 | Тест «Какой я друг» | 6 | |
37 | Психологический тренинг | 6 | |
38 | Дружба. Подготовка кл. часа для нач. школы | Презентация | 6 |
8.Правда и ложь | |||
39 | Правда и ложь. Беседа. Как я понимаю ложь и правду | 5 | |
40 | К .Паустовский «Теплый хлеб» | Опыт медленного чтения | 5 |
41 | Народная мудрость о лжи и правде( пословицы и поговорки) | Мини-проект | 5 |
9.Зависть | |||
42 | Беседа. Что такое зависть | Примеры из личного опыта | 5 |
43 | Какую роль играет зависть в наше время. | 6 | |
10. Семья | |||
44 | Моя семья | Подготовка презентации, проект | 5-6 |
45 | Сказка «Общее счастье» | Опыт медленного чтения | 5 |
46 | А. Грин «Гнев отца» | Совместное чтение с родителями | 6 |
47 | Семейный праздник | Подготовка проектов | 5-6 |
48 | Литературная гостиная Семейный праздник | 5-6 | |
49 | Герб семьи | Подготовка проекта | 5 |
50 | А. Куприн «Бедный принц» | Опыт медленного чтения | 6 |
11.Честь.Достоинство и совесть. | |||
51 52 | А. П. Гайдар «Тимур и его команда» | Прочтение в группах | 5 |
53 | Н. С. Лесков «Человек на часах» | Опыт медленного чтения | 6 |
54 | Беседа. Совесть | «Страничка» в личном дневнике | 5 |
55 | «Да, были люди в наше время…» | Конкурс стихов | 6 |
12.Этикет | |||
56 | Этикет и мы | Подготовка кл. часа для мл. школьников | 5 |
57 | Ролевая игра. Слова вежливости | 6 | |
58 | Практичность и чуткость- два «кита» этикета | 6 | |
59 | Джентльмен и леди | Личный свод правил | 6 |
60 | «Хорошо ли я знаю этикет?» Психологический тренинг | 5 | |
13.Толерантность | |||
61 | Внешний облик-внутренний мир | Разговор в кругу друзей | |
62 | Просмотр фильма «Кавказский пленник» Л. Н. Толстой | Обсуждение фильма: дискуссия | |
63 | Чему я научился на занятиях клуба | Творческое заседание в клубе | 5-6 |
Участие в подготовке и проведении общешкольных событий | |||
64 | Подготовка к неделе литературы в школе. Выпуск газеты | 5-6 | |
65 66 | Подготовка устного журнала ко Дню славянской письменности | 5-6 | |
67 68 | День русского языка- 6 июня Проведение устного журнала и викторины в летнем лагере школьников | 5-6 | |