Рабочая программа по внеурочной деятельности «Клуб друзей искусства и культуры»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
Клуб друзей искусства и культуры
(Возраст детей: от 10-13 лет ( учащиеся 5-6 класса)).
Срок реализации программы: cентябрь-май 2016 г
Составитель: Файзуллина Наталья Александровна
Изо, искусства, МХК
2016
Пояснительнаязаписка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Клуб друзей искусства и культуры» разработана для занятий с учащимися 5-6 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения.
а также в соответствии с ООП НООи разработан в соответствии со следующими документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897,
Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312»,
Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 №2106 (рег. № 19676 от 02.02.2011) «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»,
письмом Департамента общего образованияМинобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Положение по разработке образовательных программ дополнительного образования детей на базе ОУ
Дополнительная образовательная программа рассчитана для обучающихся 5-9 классов:
Культура и искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой и ставит нас в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к культуре, а это обедняет человека.
Программа направлена на то, чтобы через культуру и искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с культурой и ее особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Цели и задачи:
Образовательная: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Формировать умение владеть разными техниками.
Развивающая: развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
Воспитательная: -ознакомление детей с произведениями знаменитых картин художников с разными видами искусств.
-развитие самостоятельности, целенаправленности в доведении своего дела (рисунка) до завершения, до конца.
Новизной и отличительной особенностью программы клуба друзей культуры и искусства является то, что она имеет инновационный характер. Дети знакомятся с разными техниками изобразительного искусства. И с разными произведениями, на основе этого создают свои рисунки. Получают более широкое представление о живописи. Отход от образца - шаблона , от общего анализа работ ( Каждая детская работа - индивидуальная , хороша по своему ).
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: сентябрь-май 2016-2017 учебный год.
Формы и режимы деятельности.
Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю ( 1 час). Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребёнка регулируются индивидуально.
Продолжительность занятий с группой - не более 1часа. Гибкая форма организации детского творчества в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей , желание , состояние здоровья , уровень овладения навыками рисования , нахождение на данном этапе реализации замысла и другие возможные факторы . Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности , начинает работу с того места , где закончил .
В начале занятий рекомендуется
Ознакомить детей с разными видами искусств.
проводить пальчиковою гимнастику ; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираются самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна .
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия ,- так и практические занятия; подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное рисование нетрадиционными методами , обсуждение и выбор приёма рисования.
Формирование художественной культуры, приобщение к миру профессионального искусства, красоте природы, человека, развитие умений и навыков художественной деятельности, формирование художественно – творческой активности, интереса к внутреннему миру человека, осознание своих личных связей с искусством.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. В год 34 часа. Практических работ 23, теоретических -11
Учебно-тематический план.
№ |
Наименование раздела |
Всего часов |
Практических часов |
Теоретических часов |
|
1 |
Введение |
1 |
1 |
||
2 |
Знакомство со спектрами цвета |
1 |
1 |
||
3 |
Живопись акварелью |
4 |
4 |
||
4 |
Живопись гуашью |
7 |
6 |
1 |
|
5 |
Живопись карандашом |
11 |
6 |
5 |
|
7 |
Живопись маслом |
12 |
7 |
5 |
|
Итого |
36 |
25 |
11 |
Содержание программы:
Введение (Знакомство детей с программой, основными требованиями и формами работы)
Ознакомление с разными видами живописи. (натюрморт, пейзаж, портрет)
Знакомство со спектрами цвета Цветовые решения. Спектр цвета в живописи.(Цветовая палитра, смешивание цветов)
Живопись акварелью (раздел направлен на знакомство с приемами и техниками рисования акварелью, является начальным этапом в творчестве детей)
Технические приемы рисования. Секреты художников
Свет и тень в живописи
Собственная тень – это самая темная часть предмета и располагается на стороне, которая не освещена.
Полутень – это переход от света к тени.
Рефлекс – это отраженный свет и оттенки от соседних предметов.
Свет – освещенная часть предмета.
Блик – это самая яркая часть предмета, освещенная больше, чем свет на предмете.
Падающая тень – это тень от предмета.
На предмете всегда будет блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень - и именно в этой последовательности.
И нужно знать, что, если свет слева, значит, тень будет справа. Если свет справа, значит, свет будет слева.
Ветка клена. Клен в произведениях искусства
Дуб. Могущества дуба в произведениях русской культуры.
Живопись гуашью (второй этап в работе с красками, знакомство с произведениями художников, с некоторыми элементами и видами пейзажной живописи)
Технические приемы рисования. Работы на пленэре В.Э Борисов- Мусатов
Цветущий персик. В. Серов «Девочка с персиками»
Подсолнух символ солнца в культуре Картины Ван Гога.
Зимний пейзаж. Ознакомление с мастерами пейзажа. (Левитан, Саврасов, Шишкин и д. р.)
Осенний пейзаж в культуре России. Ознакомление с мастерами пейзажа (Левитан, Саврасов, Шишкин и д. р.)
Весенний пейзаж. Певцы весеннего пейзажа (ознакомление с художниками и писателями А. К. Саврасов" Грачи прилетели" и д.р.)
Закат и рассвет. Элементы живописи
Живопись карандашом (третий этап в работе, знакомство с тоном и светом, и тенью в живописи, художественной штриховкой)
Тоновая азбука. Линии и пятна.
Рисуем правильные овалы. Изобразительное искусство. Вазопись.
Натюрморт. Ознакомление с мастерами натюрморта. П. Ф. Никонов, Н.А. Андронов и д.р.
Художественная штриховка. Как она выглядит в живописи.
Рисуем деревья. Элемент пейзажа древней и современной культуры.
Материалы и принадлежности. Смешивание красок.
Тональность. Работа с ограниченной палитрой.
Человек в живописи, графике, скульптуре. Знакомство с творчеством В. А. Серова и О. А. Кипренский и Рембранд и д.р.
Убранство русской и татарской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Рисуем праздничный народный костюм.
Живопись маслом (рисунок маслом один из сложных этапов работы, на этом этапе дети знакомятся с живописью, основной техникой рисования)
Материалы и принадлежности. Смешивание красок.
Проблемы понимания культуры
Пространство и время в культуре
Постмодернизм и современная культура
Культура и цивилизация
Тональность. Работа с ограниченной палитрой.
Рисуем на пленэре. Рисуем небо.Работы на пленэре В.Э Борисов- Мусатов
Рисуем воду. Творчество И. К. Айвозовского,картина" Черное море"
Рисуем пейзажи. Ознакомление с мастерами русского пейзажа. И.И. Шишкин, И.И. Левитан и д.р.
Выход на природу у реки «Тобол»
Выезд в город в парк культуры
Выставка работ.
Методическое обеспечение:
• пополнение периодической литературы и книг по темам;
• дидактический материал;
• наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);
• методическая литература: журнал, учебные пособия для детей.
Ожидаемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определёнными знаниями , умением , навыками , выявление и осознание ребёнком своих способностей .В результате годичного обучения в кружке рисования
Знают:
Все виды искусства ;
Основных мастеров живописи (пейзажистов, портретистов и т. д.)
- все цвета палитры и их оттенки;
- знают, как пользоваться акварелью, гуашью; карандашом, масляными красками.
- знают способы работы акварелью: «по-сырому», «по-сухому».
Умеют:
- умеют правильно держать карандаш и кисть и пользоваться ими;
- изображать предметы и явления, используя различные мазки (прямые, округлые, штриховки, наклонные, длинные, короткие);
- правильно подбирать соответствующие предметам цвета, использовать их сочетания и оттенки;
- изображать предметы различной геометрической формы;
- изображать предметы, сочетая округлые формы, угловатые, прямые линии и мазки;
- изображать в одном рисунке несколько объектов, располагая их на всем пространстве листа, и/или на горизонтальной линии, объединяя общим контекстом, содержанием;
- насыщать цветом рисунок, подбирать правильно цвет и заполнять фон;
- передавать различные сюжеты: явления природы, сцены из жизни, сюжеты из сказок, стихотворений, простые движения человека и животных;
- рисовать простые узоры, орнаменты, используя округлые формы (кружочки, точки, завиток, волнистую линию).
Умение применять различных технологий.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Дата реализации темы занятия |
Планируемый результат |
Практических часов |
Теоретических часов |
|
Введение |
1 |
Ознакомление с разными видами живописи. |
07.09 |
Введение основных художественных понятий и терминов. Умение различать разные виды живописи. |
1 |
|
|
Знакомство со спектрами цвета |
1 |
Цветовые решения. Спектр цвета в живописи. |
14.09 |
Умение применять ограниченное количество цветов на письме. |
1 |
|
|
Живопись акварелью |
1 |
Технические приемы рисования. Секреты художников |
21.09 |
Умение различать и применять технические приемы на практике. |
1 |
|
|
1 |
Свет и тень в живописи |
28.09 |
Умение точно и правильно изображать свет и тень на холсте. |
1 |
||
|
1 |
Ветка клена. Клен в произведениях искусства |
05.10 |
Умение изобразить наглядный образ на бумаге. |
1 |
||
|
1 |
Дуб. Могущества дуба в произведениях русской культуры. |
12.10 |
Умение совмещать несколько деталей на картине. |
1 |
||
|
Живопись гуашью |
1 |
Технические приемы рисования. Работы на пленэре В.Э Борисов- Мусатов |
19.10 |
Умение различать и применять разные технические приемы при изображении картины гуашью. |
1 |
|
|
1 |
Цветущий персик. В. Серов «Девочка с персиками» |
26.10 |
Изображение реалистичной картины на бумаге с помощью гуаши. |
1 |
||
|
1 |
Подсолнух символ солнца в культуре Картины Ван Гога. |
02.11 |
Игра ярких цветов. |
1 |
||
|
1 |
Зимний пейзаж. Ознакомление с мастерами пейзажа. (Левитан, Саврасов, Шишкин и д. р.) |
09.11 |
Использование холодных тонов на письме. |
1 |
||
|
1 |
Осенний пейзаж в культуре России. Ознакомление с мастерами пейзажа (Левитан, Саврасов, Шишкин и д. р.) |
16.11 |
Использование ярких тонов на письме. |
1 |
||
|
1 |
Весенний пейзаж. Певцы весеннего пейзажа (ознакомление с художниками и писателями А. К. Саврасов" Грачи прилетели" и д.р.) |
23.11 |
Использование контраста. |
1 |
||
|
1 |
Закат и рассвет. Элементы живописи |
30.11 |
Использование приемов. Сливание красок. |
1 |
||
|
Живопись карандашом |
1 |
Тоновая азбука. Линии и пятна. |
07.12 |
Умение различать тона. Наводить различные линии и пятна на бумаге. |
1 |
|
|
1 |
Рисуем правильные овалы. Изобразительное искусство. Вазопись. |
14.12 |
Умение изображать точные и неточные фигуры. Различать изобразительное искусство Др.Греции, портретную живопись, вазопись. |
1 |
||
|
1 |
Натюрморт. Ознакомление с мастерами натюрморта. П. Ф. Никонов, Н.А. Андронов и д.р. |
21.12 |
Умение применять полученные знания |
1 |
||
|
1 |
Художественная штриховка. Как она выглядит в живописи. |
28.12 |
Умение различать несколько видов штриховки. |
1 |
||
|
1 |
Рисуем деревья. Элемент пейзажа древней и современной культуры. |
08.01 |
Умение применять полученные знания. |
1 |
||
|
1 |
Материалы и принадлежности. Смешивание красок. |
11.01 |
Ознакомление со сложной техникой рисования. |
1 |
||
|
1 |
Тональность. Работа с ограниченной палитрой. |
18.01 |
Ознакомление с разными видами тональности. Умение работать с ограниченной палитрой. |
1 |
||
|
1 |
Человек в живописи, графике, скульптуре. Знакомство с творчеством В. А. Серова и О. А. Кипренский и Рембранд и д.р. |
25.01 |
Умение точно и правильно изображать свет и тень на холсте. |
1 |
||
|
1 |
Убранство русской и татарской избы. |
01.02 |
Умение совмещать несколько деталей на картине. |
1 |
||
|
1 |
Конструкция и декор предметов народного быта. |
08.02 |
Умение различать и применять разные технические приемы при изображении картины гуашью. |
1 |
||
|
1 |
Рисуем праздничный народный костюм. |
15.02 |
Изображение реалистичной картины на бумаге с помощью гуаши. |
1 |
||
|
Живопись маслом |
1 |
Материалы и принадлежности. Смешивание красок. |
22.02 |
Игра ярких цветов. |
1 |
|
|
1 |
Проблемы понимания культуры |
29.02 |
. Нормы и идеалы культуры |
1 |
||
|
1 |
Пространство и время в культуре |
07.03 |
Архитектоника культурного пространства. Хронотоп культуры |
1 |
||
|
1 |
Постмодернизм и современная культура |
14.03 |
Современное понятие культуры |
1 |
||
|
1 |
Культура и цивилизация |
21.03 |
Цивилизационные сдвиги и современность |
1 |
||
|
1 |
Тональность. Работа с ограниченной палитрой. |
. 28.03 |
Использование холодных тонов на письме. |
1 |
||
|
1 |
Рисуем на пленэре. Рисуем небо.Работы на пленэре В.Э Борисов- Мусатов |
04.04 |
Использование ярких тонов на письме. |
1 |
||
|
1 |
Рисуем воду. Творчество И. К. Айвозовского,картина" Черное море" |
11.04 |
Использование контраста. |
1 |
||
|
1 |
Рисуем пейзажи. Ознакомление с мастерами русского пейзажа. И.И. Шишкин, И.И. Левитан и д.р. |
18.04 |
Использование приемов. Сливание красок. |
1 |
||
|
1 |
Выход на природу у реки «Тобол» |
25.04 |
Умение различать тона. Наводить различные линии и пятна на бумаге. |
1 |
||
|
Выезд в город в парк культуры |
16.05 |
Умение анализировать свои работы |
1 |
|||
|
Выставка работ. |
23.05 |
Умение представлять свои работы |
1 |
Список литературы для педагогов, для детей по программе.
Грегори Ноиль. Живопись маслом. М.: Кристина –новый век,2005. 48 с.
Наумова Мила. Учимся рисовать карандашом: уроки начинающих художников. М.: Кристина –новый век,2004. 95 с
Пенова В. П. Рисуем деревья и другие растения. Харьков-Белград: Клуб семейного досуга,2013. 96 с.
Шоуэлл Билли. Портреты цветов: основные приемы , техника, стежки, проекты. М.: Кристина –новый век,2008. 128 с
Иконникова С. Н Теория культуры. С-П.:Питер, 2008. 592 с.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»