Рабочая программа по внеурочной деятельности «Клуб друзей искусства и культуры»

4
0
Материал опубликован 7 December 2016

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

Клуб друзей искусства и культуры

(Возраст детей: от 10-13 лет ( учащиеся 5-6 класса)).

Срок реализации программы: cентябрь-май 2016 г

Составитель: Файзуллина Наталья Александровна

Изо, искусства, МХК

2016

Пояснительнаязаписка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Клуб друзей искусства и культуры» разработана для занятий с учащимися 5-6 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего  образования второго поколения.  

а также в соответствии с ООП НООи разработан в соответствии со следующими документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012,

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации: «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 года №1897,

Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г №1312»,

Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 №2106 (рег. № 19676 от 02.02.2011) «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»,

письмом Департамента общего образованияМинобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Положение по разработке образовательных программ дополнительного образования детей на базе ОУ

Дополнительная образовательная программа рассчитана для обучающихся 5-9 классов:

Культура и искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы, свою азбуку, незнание которой и ставит нас в тупик. Не случайно у многих людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к культуре, а это обедняет человека.

Программа направлена на то, чтобы через культуру и искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с культурой и ее особенностями, многообразием материалов, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Цели и задачи:

Образовательная: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Формировать умение владеть разными техниками.

Развивающая: развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных   замыслов.

Воспитательная: -ознакомление детей с произведениями знаменитых картин художников с разными видами искусств.

-развитие самостоятельности, целенаправленности в доведении своего дела (рисунка) до завершения, до конца.

Новизной и отличительной особенностью программы клуба друзей культуры и искусства является то, что она имеет инновационный характер. Дети знакомятся с разными техниками изобразительного искусства. И с разными произведениями, на основе этого создают свои рисунки. Получают более широкое представление о живописи. Отход от образца - шаблона , от общего анализа работ ( Каждая детская работа - индивидуальная , хороша по своему ).

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: сентябрь-май 2016-2017 учебный год.

Формы и режимы деятельности.

Каждый ребёнок занимается в кружке 1 раз в неделю ( 1 час). Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребёнка регулируются индивидуально.

Продолжительность занятий с группой - не более 1часа. Гибкая форма организации детского творчества в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей , желание , состояние здоровья , уровень овладения навыками рисования , нахождение на данном этапе реализации замысла и другие возможные факторы . Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности , начинает работу с того места , где закончил .

В начале занятий рекомендуется

Ознакомить детей с разными видами искусств.

проводить пальчиковою гимнастику ; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток подбираются самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна .

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия ,- так и практические занятия; подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное рисование нетрадиционными методами , обсуждение и выбор приёма рисования.

Формирование художественной культуры, приобщение к миру профессионального искусства, красоте природы, человека, развитие умений и навыков художественной деятельности, формирование художественно – творческой активности, интереса к внутреннему миру человека, осознание своих личных связей с искусством.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. В год 34 часа. Практических работ 23, теоретических -11

Учебно-тематический план.

Наименование раздела

Всего часов

Практических часов

Теоретических часов

   

1

Введение

1

 

1

2

Знакомство со спектрами цвета

1

 

1

3

Живопись акварелью

4

4

 

4

Живопись гуашью

7

6

1

5

Живопись карандашом

11

6

5

7

Живопись маслом

12

7

5

 

Итого

36

25

11

Содержание программы:

Введение (Знакомство детей с программой, основными требованиями и формами работы)

Ознакомление с разными видами живописи. (натюрморт, пейзаж, портрет)

Знакомство со спектрами цвета Цветовые решения. Спектр цвета в живописи.(Цветовая палитра, смешивание цветов)

Живопись акварелью (раздел направлен на знакомство с приемами и техниками рисования акварелью, является начальным этапом в творчестве детей)

Технические приемы рисования. Секреты художников

Свет и тень в живописи

Собственная тень – это самая темная часть предмета и располагается на стороне, которая не освещена.

Полутень – это переход от света к тени.

Рефлекс – это отраженный свет и оттенки от соседних предметов.

Свет – освещенная часть предмета.

Блик – это самая яркая часть предмета, освещенная больше, чем свет на предмете.

Падающая тень – это тень от предмета.

На предмете всегда будет блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень  - и именно в этой последовательности.

И нужно знать, что, если свет слева, значит, тень будет справа. Если свет справа, значит, свет будет слева.

Ветка клена. Клен в произведениях искусства

Дуб. Могущества дуба в произведениях русской культуры.

Живопись гуашью (второй этап в работе с красками, знакомство с произведениями художников, с некоторыми элементами и видами пейзажной живописи)

Технические приемы рисования. Работы на пленэре В.Э Борисов- Мусатов

Цветущий персик. В. Серов «Девочка с персиками»

Подсолнух символ солнца в культуре Картины Ван Гога.

Зимний пейзаж. Ознакомление с мастерами пейзажа. (Левитан, Саврасов, Шишкин и д. р.)

Осенний пейзаж в культуре России. Ознакомление с мастерами пейзажа (Левитан, Саврасов, Шишкин и д. р.)

Весенний пейзаж. Певцы весеннего пейзажа (ознакомление с художниками и писателями А. К. Саврасов" Грачи прилетели" и д.р.)

Закат и рассвет. Элементы живописи

Живопись карандашом (третий этап в работе, знакомство с тоном и светом, и тенью в живописи, художественной штриховкой)

Тоновая азбука. Линии и пятна.

Рисуем правильные овалы. Изобразительное искусство. Вазопись.

Натюрморт. Ознакомление с мастерами натюрморта. П. Ф. Никонов, Н.А. Андронов и д.р.

Художественная штриховка. Как она выглядит в живописи.

Рисуем деревья. Элемент пейзажа древней и современной культуры.

Материалы и принадлежности. Смешивание красок.

Тональность. Работа с ограниченной палитрой.

Человек в живописи, графике, скульптуре. Знакомство с творчеством В. А. Серова и О. А. Кипренский и Рембранд и д.р.

Убранство русской и татарской избы.

Конструкция и декор предметов народного быта.

Рисуем праздничный народный костюм.

Живопись маслом (рисунок маслом один из сложных этапов работы, на этом этапе дети знакомятся с живописью, основной техникой рисования)

Материалы и принадлежности. Смешивание красок.

Проблемы понимания культуры

Пространство и время в культуре

Постмодернизм и современная культура

Культура и цивилизация

Тональность. Работа с ограниченной палитрой.

Рисуем на пленэре. Рисуем небо.Работы на пленэре В.Э Борисов- Мусатов

Рисуем воду. Творчество И. К. Айвозовского,картина" Черное море"

Рисуем пейзажи. Ознакомление с мастерами русского пейзажа. И.И. Шишкин, И.И. Левитан и д.р.

Выход на природу у реки «Тобол»

Выезд в город в парк культуры

Выставка работ.

Методическое обеспечение:

пополнение периодической литературы и книг по темам;

дидактический материал;

наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);

методическая литература: журнал, учебные пособия для детей.


 

Ожидаемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определёнными знаниями , умением , навыками , выявление и осознание ребёнком своих способностей .В результате годичного обучения в кружке рисования

Знают:

Все виды искусства ;

Основных мастеров живописи (пейзажистов, портретистов и т. д.)

- все цвета палитры и их оттенки;

- знают, как пользоваться акварелью, гуашью; карандашом, масляными красками.

- знают способы работы акварелью: «по-сырому», «по-сухому».

Умеют:

- умеют правильно держать карандаш и кисть и пользоваться ими;

- изображать предметы и явления, используя различные мазки (прямые, округлые, штриховки, наклонные, длинные, короткие);

- правильно подбирать соответствующие предметам цвета, использовать их сочетания и оттенки;

- изображать предметы различной геометрической формы;

- изображать предметы, сочетая округлые формы, угловатые, прямые линии и мазки;

- изображать в одном рисунке несколько объектов, располагая их на всем пространстве листа, и/или на горизонтальной линии, объединяя общим контекстом, содержанием;

- насыщать цветом рисунок, подбирать правильно цвет и заполнять фон;

- передавать различные сюжеты: явления природы, сцены из жизни, сюжеты из сказок, стихотворений, простые движения человека и животных;

- рисовать простые узоры, орнаменты, используя округлые формы (кружочки, точки, завиток, волнистую линию).

Умение применять различных технологий.

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела

Кол-во часов

Тема занятия

Дата реализации темы занятия

Планируемый результат

Практических часов

Теоретических часов

 

Введение

1

Ознакомление с разными видами живописи.

07.09

Введение основных художественных понятий и терминов. Умение различать разные виды живописи.

 

1

 

Знакомство со спектрами цвета

1

Цветовые решения. Спектр цвета в живописи.

14.09

Умение применять ограниченное количество цветов на письме.

 

1

 

Живопись акварелью

1

Технические приемы рисования. Секреты художников

21.09

Умение различать и применять технические приемы на практике.

1

 

 

 

1

Свет и тень в живописи

28.09

Умение точно и правильно изображать свет и тень на холсте.

1

 

 

 

1

Ветка клена. Клен в произведениях искусства

05.10

Умение изобразить наглядный образ на бумаге.

1

 

 

 

1

Дуб. Могущества дуба в произведениях русской культуры.

12.10

Умение совмещать несколько деталей на картине.

1

 

 

Живопись гуашью

1

Технические приемы рисования. Работы на пленэре В.Э Борисов- Мусатов

19.10

Умение различать и применять разные технические приемы при изображении картины гуашью.

1

 

 

 

1

Цветущий персик. В. Серов «Девочка с персиками»

26.10

Изображение реалистичной картины на бумаге с помощью гуаши.

1

 

 

 

1

Подсолнух символ солнца в культуре Картины Ван Гога.

02.11

Игра ярких цветов.

1

 

 

 

1

Зимний пейзаж. Ознакомление с мастерами пейзажа. (Левитан, Саврасов, Шишкин и д. р.)

09.11

Использование холодных тонов на письме.

1

 

 

 

1

Осенний пейзаж в культуре России. Ознакомление с мастерами пейзажа (Левитан, Саврасов, Шишкин и д. р.)

16.11

Использование ярких тонов на письме.

1

 

 

 

1

Весенний пейзаж. Певцы весеннего пейзажа (ознакомление с художниками и писателями А. К. Саврасов" Грачи прилетели" и д.р.)

23.11

Использование контраста.

1

 

 

 

1

Закат и рассвет. Элементы живописи

30.11

Использование приемов. Сливание красок.

 

1

 

Живопись карандашом

1

Тоновая азбука. Линии и пятна.

07.12

Умение различать тона. Наводить различные линии и пятна на бумаге.

 

1

 

 

1

Рисуем правильные овалы. Изобразительное искусство. Вазопись.

14.12

Умение изображать точные и неточные фигуры.

Различать изобразительное искусство Др.Греции, портретную живопись, вазопись.

1

 

 

 

1

Натюрморт. Ознакомление с мастерами натюрморта. П. Ф. Никонов, Н.А. Андронов и д.р.

21.12

Умение применять полученные знания

1

 

 

 

1

Художественная штриховка. Как она выглядит в живописи.

28.12

Умение различать несколько видов штриховки.

 

1

 

 

1

Рисуем деревья. Элемент пейзажа древней и современной культуры.

08.01

Умение применять полученные знания.

1

 

 

 

1

Материалы и принадлежности. Смешивание красок.

11.01

Ознакомление со сложной техникой рисования.

1

 

 

 

1

Тональность. Работа с ограниченной палитрой.

18.01

Ознакомление с разными видами тональности. Умение работать с ограниченной палитрой.

1

 

 

 

1

Человек в живописи, графике, скульптуре. Знакомство с творчеством В. А. Серова и О. А. Кипренский и Рембранд и д.р.

25.01

Умение точно и правильно изображать свет и тень на холсте.

 

1

 

 

1

Убранство русской и татарской избы.

01.02

Умение совмещать несколько деталей на картине.

 

1

 

 

1

Конструкция и декор предметов народного быта.

08.02

Умение различать и применять разные технические приемы при изображении картины гуашью.

 

1

 

 

1

Рисуем праздничный народный костюм.

15.02

Изображение реалистичной картины на бумаге с помощью гуаши.

1

 

 

Живопись маслом

1

Материалы и принадлежности. Смешивание красок.

22.02

Игра ярких цветов.

1

 

 

 

1

Проблемы понимания культуры

29.02

. Нормы и идеалы культуры

 

1

 

 

1

Пространство и время в культуре

07.03

Архитектоника культурного пространства. Хронотоп культуры

 

1

 

 

1

Постмодернизм и современная культура

14.03

Современное понятие культуры

 

1

 

 

1

Культура и цивилизация

21.03

Цивилизационные сдвиги и современность

 

1

 

 

1

Тональность. Работа с ограниченной палитрой.

. 28.03

Использование холодных тонов на письме.

1

 

 

 

1

Рисуем на пленэре. Рисуем небо.Работы на пленэре В.Э Борисов- Мусатов

04.04

Использование ярких тонов на письме.

1

 

 

 

1

Рисуем воду. Творчество И. К. Айвозовского,картина" Черное море"

11.04

Использование контраста.

1

 

 

 

1

Рисуем пейзажи. Ознакомление с мастерами русского пейзажа. И.И. Шишкин, И.И. Левитан и д.р.

18.04

Использование приемов. Сливание красок.

1

 

 

 

1

Выход на природу у реки «Тобол»

25.04

Умение различать тона. Наводить различные линии и пятна на бумаге.

1

 

 

   

Выезд в город в парк культуры

16.05

Умение анализировать свои работы

1

 

 

   

Выставка работ.

23.05

Умение представлять свои работы

1

 

Список литературы для педагогов, для детей по программе.

Грегори Ноиль. Живопись маслом. М.: Кристина –новый век,2005. 48 с.

Наумова Мила. Учимся рисовать карандашом: уроки начинающих художников. М.: Кристина –новый век,2004. 95 с

Пенова В. П. Рисуем деревья и другие растения. Харьков-Белград: Клуб семейного досуга,2013. 96 с.

Шоуэлл Билли. Портреты цветов: основные приемы , техника, стежки, проекты. М.: Кристина –новый век,2008. 128 с

Иконникова С. Н Теория культуры. С-П.:Питер, 2008. 592 с.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»

http://1001kartina.su/tag/podsolnuxi

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.