Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"

2
0
Материал опубликован 17 November

Урок литературного чтения

Тема: Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»


Цели: продолжать знакомить с событиями летописи как с ос­новными событиями Древней Руси; помогать осознавать мотивы чтения и изучения исторических произведений; воспитывать уважение к истории России; развивать устную речь учащихся, мышление, память и внима­ние, навыки смыслового чтения; учить читать выразительно, понимать смысл прочитанного.


Планируемые результаты:

предметные: использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и спе­цифику различных текстов, участвовать в их обсуждении; понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, культуре; формирование потребности в систематическом чтении.


метапредметные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пони­мание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изуче­нию темы урока, оценивание своей работы на уроке, анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мыс­ли, ответы на вопросы учебника на основе научно-познава­тельной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.


личностные: прояв­ление уважения к истории России, формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, формирование уважительного отношения к иному мнению.


Межпредметные связи: связь с русским языком (понимание лексического значения новых слов)


Ход урока



Организационный момент.

Проверка домашнего задания

-  Ребята, наш урок мне бы хотелось начать с загадки. Про какой исторический жанр русской литературы говорит цитата А.С. Пушкина «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»? (Летописи).

- Что такое летопись? (Сведения о самых важных событиях в жизни народа).

- Откуда такое название? (Записи делались из года в год, или, как раньше говорили на Руси, из лета в лето. Отсюда и название.)

Летописи – рукотворные литературные памятники русского народа, его освященная и навсегда сохраненная для многих поколений память.

- Что представляли собой летописи? (Летописи выполнялись на пергаменте, их создавали грамотные монахи, выводя гусиными перьями историю русского народа.)

- Кто знает самую первую написанную летопись, как она называется? («Повесть временных лет».)

- Кто считается одним из первых летописцев? (Киевский монах Нестор. В 11 веке им было составлено первое собрание летописей. В нем рассказывалось о древнейших временах, начале русского государства и о его первых князьях.)

- Как вы думаете, летопись относится к устному народному творчеству? (Слушаются варианты ответов детей).


III. Физкультминутка


IV. Постановка целей урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из книги «Рассказы начальной русской летописи», в котором рассказывается о походе князя Олега на Царьград.


V. Изучение нового материала.

Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.

Прежде, чем начать читать данный текст, мы должны иметь краткое представление о том, кто такой Олег.

Русское государство было основано в 862 году после Рождества Христова. Первым князем и родоначальником последующих русских князей и царей стал Рюрик. Невелико было наше государство в то время, в княжение Рюрика. Но, начиная с него, росла великая Русская земля. После смерти Рюрика, так как сыну его Игорю было только два года, Русью стал править дядя его Олег. Это был воинственный князь. Желая увеличить свое княжество, он ходил со своею дружиной в разные стороны. Он завоевал города Смоленск и Любеч, покорил древлян, северян (славянские племена). Собрав большое войско, он поплыл вниз по Днепру на лодках, подплыл к Киеву и взял его. Сделал этот город столицей Русского государства и назвал его «Матерью русских городов». Отсюда он стал править всей Русской землею. Деятельность Олега оставила глубокий след в исторической памяти народа. К исходу своей жизни он стал властелином огромного государства. Ему покорились многочисленные славянские племена, перед ним отступили хазары; ему удалось поставить на колени сильнейшее государство того времени – Византийскую империю.

В 907 году он совершил успешный поход на её столицу – г. Константинополь, или, как его называли руссы, Царьград. Город не сумел оказать отпор войску Олега. Греки запросили мира. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов. Крупнейшим русским городам – Киеву, Чернигову, Переяславлю византийцы должны были заплатить дань. Русские купцы, которые находились в Константинополе (Царьграде), должны были получать помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов в течение шести месяцев. В знак верности заключённому соглашению византийцы целовали крест. Олег также дал клятву на верность договора. В конце церемонии Олег повесил свой щит на вратах города. Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи, и та вынуждена была принять их. И прозвали Олега Вещим, т.е. мудрым.

2. Словарная работа.

- В тексте встречаются незнакомые им слова, предлагаю познакомиться с их значением (слова записаны на доске).

Варягиобитатели Скандинавского полуострова.

Словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты – славянские племена.

Царьград – столица Византии (другое название – Константинополь, сейчас – Стамбул, крупнейший город Турции).

Дань налог, который брал победитель с побеждённого народа.

Гривнаденежная единица в Древней Руси.

Паволокишёлковые ткани, покрывала.

Узорочьедрагоценности, наряды.

ПерунБог молнии, грозы, войны и оружия, главное божество восточных славян.

3. Работа с текстом (текст читает учитель или хорошо читающие дети).

- Понравилось ли вам содержание данного текста?

- Понятно ли, о каком событии рассказывается в летописи?

- Велико ли было войско Олега? Что поразило и что испугало греков?

- О чем должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царьграда? Найдите подтверждение в тексте.

- Что показалось непонятным в тексте?

- Каким вам представляется Олег?

Почему народ прозвал Олега Вещим?

- Рассмотрите иллюстрацию на с.9. Используя полученную информацию на уроке, попробуйте описать князя Олега. Нужно отметить, что документального портрета князя Олега не сохранилось, а иллюстрация в учебнике создана художником на основе летописного текста. (Ученики отмечают физическую мощь князя, его уверенность в собственных силах.)

VI. Итог урока.

- Вспомните содержание летописного отрывка.

- Как еще можно его озаглавить?

VII. Рефлексия

- Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VIII. Домашнее задание: выразительно читать текст «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» (с. 7-8, часть 1-я); поискать в библиотеке тексты других летописей об Олеге.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.