Лингвистический КВН «Этот занимательный русский язык»

3
0
Материал опубликован 11 December в группе

Внеклассное мероприятие:

Лингвистический КВН «Этот занимательный русский язык»

Цели мероприятия:

проверка знаний учащихся по русскому языку в игровой, занимательной форме;

формирование языковой компетенции учащихся;

развитие логического мышления и интеллектуального уровня, познавательной и творческой активности;

воспитание любви к родному языку.

Оборудование:

раздаточный материал: карточки, рисунки, пословицы и др.

мультимедийная презентация.

Предварительная подготовка:

формирование состава команд;

выбор названия, подготовка приветствия;

подбор занимательного материала для КВНа.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя

- Добрый день, уважаемые зрители, участники КВН, глубокоуважаемое жюри и все, все, все!

- Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы творчески отдохнуть, пообщаться, повеселиться, посмеяться и, конечно же, выявить знатоков и любителей русского языка. Но есть люди, которые пришли сюда не только отдохнуть, но и одновременно с этим поработать. Они любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности: СУДИТЬ ИГРУ. Речь идёт о нашем многоуважаемом ЖЮРИ, давайте их поприветствуем.

2. Представление жюри


3. – Итак,

Мы начинаем КВН!

Пусть будут интересны всем

Словесной битвы результаты.

Удачи всем! Вперёд, ребята!


Скрестим шпаги находчивости, знаний и умений. Пусть победит сильнейший. Ни пуха, ни пера! В нашем состязании принимают участие 2  команды. Команды, прошу вас представиться и поприветствовать друг друга.

- Жюри сразу приступает к работе и оценивает ваше умение презентовать команду. Высший балл – 3


Название, девиз, приветствие (3 балла)


1. Представление команд

1. – Вас приветствует команда – «Знатоки»!

- Наш девиз:

- «Думай, пробуй и ищи, будет трудно – не пищи!»

- Приветствие команде-сопернику:

1. Мы команда “Знатоки”, 
Быть в хвосте нам не с руки. 
Мы вам знания покажем, 
Кто умнее всех докажем!


2. Вас приветствует команда – «Лингвисты»!

- Наш девиз:

- «Мы грызём гранит науки! Больше дела – меньше скуки!»

- Приветствие команде-сопернику:

У “Лингвистов” нет проблем,
Пусть начнётся КВН,
И мы сможем доказать,
Что нас трудно обыграть!

- Сколько баллов за приветствие заработала команда «Знатоки»? «Лингвисты»?

- Команды друг друга поприветствовали, теперь начинаем состязания. И начнем мы, конечно же, с разминки, которая будет называться «Дальше, дальше, дальше….» Каждая команда по очереди ответит на 15 вопросов.. Ваша задача - без запинки, быстро и правильно отвечать на вопросы, времени на раздумья и обсуждение у вас нет, если пауза больше трех секунд, я задаю следующий вопрос. За каждый правильный ответ – 1 балл.

2. Конкурс: «Дальше, дальше, дальше……»

Вопросы для команды «Знатоки»

1. Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? (семь)

2.Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)

3. Как называется часть речи, которая отвечает на вопрос: кто? что?

4.Если сделал дело, как надо гулять? (Смело)

5.Сколько букв в русском алфавите? (33)

6.Сколько слогов в слове МАШИНА? (три)

7.Как пишутся имена собственные? (С большой буквы)

8.КатАлог или каталОг ? (каталОг)

9.Антоним к слову ТРУЖЕНИК?(Бездельник)

10. Как погиб Колобок? (съела Лиса)

11. Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (Точка, ?, !, …..)

12.У меня зазвонил телефон. Кто говорит?  (слон)

13. Проверочное слово к слову кормушка (корм)

14.Сколько согласных букв в русском языке? (21)

15.Синоним к слову отважный (храбрый)



Вопросы для команды «Лингвисты»



1. Что есть в каждой шутке? (Доля правды)

2.Как пишется НЕ с глаголами? (Раздельно)

3.Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета? (Имя прил.)

4. Сколько раз лучше увидеть, чем сто раз услышать? (Один)

5. Сколько гласных букв в русском языке? (10)

6.Сколько слогов в слове ГЕОГРАФИЯ? (пять)

7. Последняя буква алфавита? (Я)

8.ТвОрог или творОг? (оба допустимы)

9. Антоним к слову ХРАБРОСТЬ (Трусость)

10. Кто сварил кашу из топора? (Солдат)

11. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)

12. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают (Уши)

13. Проверочное слово к слову снеговик (снег)

14. Самая математическая часть речи (имя числительное)

15. Синоним к слову ЛОДЫРЬ (лентяй, бездельник, тунеядец)



- Подведем промежуточные итоги. Слово жюри. Сколько баллов за этот конкурс заработала команда «Знатоки»? Команда «Лингвисты»?

3. Конкурс: «ЗНАТОКИ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК»

- Первые сборники пословиц появились в России еще в XVII веке и несмотря на то, что многим изречениям уже не одна сотня лет, мы до сих пор используем их в повседневных разговорах, поскольку они и сегодня не утратили своей актуальности. Я предлагаю вам тест, который покажет, насколько хорошо вы знаете русские пословицы и поговорки, а значит, и родной язык.

- Сейчас вы получите картинки, на которых будут зашифрованы пословицы и поговорки. Ваша задача как можно быстрее их разгадать. На выполнение задания вам отводится 2 мин. За каждую правильно угаданную пословицу команда получает 2 балла. Команды отвечают по очереди, если у команды нет ответа, а другая команда может ответить, она получат дополнительные 2 балла.

-t1733921977aa.jpgt1733921977ab.jpg Команда «Знатоки» получает задание:

- Команда «Лингвисты» получает задание:

t1733921977ac.jpgt1733921977ad.jpg

- А теперь внимание на слайд, у вас есть возможность заработать дополнительные баллы. За каждую угаданную пословицу – 1 балл.

- Один в поле не воин

- Волка ноги кормят

- Тише едешь – дальше будешь

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей

- Встречают по одежке, а провожают по уму

- Правда глаза колет

- Смотрит в книгу, а видит фигу.

- Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет

- Жюри подводит итоги. Сколько баллов заработала команда «Знатоки»? «Лингвисты»?



4. Конкурс: КОНКУРС ТЕЛЕФОНИСТОВ 
Команда встает в линейку. Первый человек, стоящий в команде, читает скороговорку на слайде и по сигналу сообщает её на ухо ученику, который стоит за ним, они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны поднять руку и громко сказать переданную им “по телефону” скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст.

- За каждую правильно переданную скороговорку вы сможете получить 2 балла, оцениваться будут скорость, командная работа и правильность передачи текста.

1. Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

2. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

3. Ёжик желтой сыроежке рад, как белочка, орешкам.

- Слово жюри. Команда «знатоки» получает за конкурс ___ балла. «Лингвисты» - ___балла.

5. Конкурс: «Поэтический»

- Выразительная, ясная речь помогает в общении, в коммуникации. Это совсем не просто. Задание состоит в том, что вы должны не только выразительно прочитать четверостишие, которое вы сейчас увидите, но и выполнить условия, которые у вас прописаны. Стоимость задания - от 1 до 5 баллов. Обсудите в команде это задание, а затем один человек из каждой команды его выполнят, выбор за капитаном, 2 минуты на подготовку.

- Команда «Знатоки» прочитайте четверостишие с грузинским акцентом.

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

- Команда «Лингвисты» прочитайте четверостишие так, как будто вы иностранец, недавно приехавший в Россию, вы плохо говорите по-русски.

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
– Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч. - Слово жюри, выставление оценок.

6. Конкурс: «Черный ящик»

- Ведущий. В ящике – предметы. Узнайте по подсказкам, какие это предметы. Если сразу отгадаете слова, то получаете 3 балла, если после второй подсказки, то 2 балла; если после третьей, то 1 балл. Если команда-соперница знает ответ, то после всех попыток они отвечают на загадку и могут получить дополнительные 0,5 балла


Вопросы для черного ящика.


Команда «Знатоки»

Команда «Лингвисты»

1)Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. -3 балла

Плохой человек носит его за пазухой.

2 балла

В споре коса может на него найти.    (Камень)- 1 балл

1)Он бывает насущный, а бывает чужой; 3 балла

Вода – матушка, а он – батюшко. 2 балла

Он всему голова. Что это?     (Хлеб) – 1 балл

2) Её нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему-нибудь научиться. – 3 балла

Давным-давно она была почти на вес золота. -2 балла

Считается, что если её рассыпать, то быть беде, ссоре.

Что же это за съедобный предмет?      (Соль) -1 балл

2) Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. -3 балла

Глупый человек будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на ней сидеть. -2 балла

Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?     (Иголка)-1 балл

3) Из-за него начинается вражда. -3 балла

Когда тесно, то ему негде упасть. -2 балла

Оно никогда не падает далеко от дерева. (Яблоко)-1 балл

3) Из-за него начинается вражда. -3 балла

Когда тесно, то ему негде упасть. -2 балла

Оно никогда не падает далеко от дерева.


- Жюри объявляет баллы.


7. Конкурс: Конкурс капитанов:


- Капитаны получают задание и начинают работать, после выполнения сдают работу жюри на проверку и продолжают работать с командой. За каждую верную пословицу и верно подобранное определение получают по 0,5 балла.


1. «Исправь пословицу».

рыбку

Образец: Без труда не выловишь и зарплату из пруда.


1. Одна голова хорошо, а две некрасиво.

2. Кто мало говорит, тот больше съедает.

3. Одна нога здесь, а другая в гипсе.

4. Трудно в учении – легко на каникулах.

5. Скучен день до вечера, коли делать уроки.

6. Друзья познаются на контрольной.

7. Мал ноутбук, да дорог.

8. После драки шапками не машут.


Верный ответ:

1. Одна голова хорошо, а две лучше.

2. Кто мало говорит, тот больше делает.

3. Одна нога здесь, а другая там.

4. Трудно в учении – легко в бою.

5. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

6. Друзья познаются в беде.

7. Мал золотник, да дорог.

8. После драки кулаками не машут.



2. «Восстанови справедливость» 

   (Восстановите справедливость – верните определения своим   владельцам)


Образец: Храбрый как заяц - лев

 

1. Неуклюжий как крот                            

2. Верный как слон

3. Неповоротливый как собака                

4. Хитрый как бык

5. Слепой как пёс                                    

6. Длинный как заяц

7. Трусливый как медведь                        

8. Вороватый как жираф

9. Злой как лиса                                    

10. Упрямый как сорока


Верный ответ:

1. Неуклюжий как медведь                          

2. Верный как пёс

3. Неповоротливый как слон                

4. Хитрый как лиса

5. Слепой как крот                                    

6. Длинный как жираф

7. Трусливый как заяц                        

8. Вороватый как сорока

9. Злой как собака

10. Упрямый как бык     

8. Конкурс: «Ах, эти архаизмы!»

- Уважаемые команды, вам сразу же предоставляется возможность заработать дополнительные 3 балла, если вы ответите, что такое АРХАИЗМЫ.

Архаизмы - это устаревшие слова, которые в современной речи заменили новыми словами, синонимами. Например, дщерь – дочь, ветрило – парус, вирши – стихи и др.

- Каждой команде я раздаю карточки со словами, разложите их так, чтобы каждую карточку было видно. Ваша задача следующая:

- Я называю старорусские слова, а вы на счет раз-два-три поднимаете табличку с современным русским синонимом этого слова; за каждый верный ответ – 1 балл


выя - шея; десница - правая рука; очи - глаза; шуйца - левая рука; чело - лоб; уста - губы, ланиты - щеки, рамена – плечи, длань - ладонь, перст - палец, чрево - живот, вежды – веки, лик – лицо, пясть – кулак, пехи - ноги.


- Жюри объявляет баллы, заработанные капитанами


9. Конкурс: «Что бы это значило??? Объяснялки»


- Команды, ваша задача как можно быстрее при помощи объяснялок угадать зашифрованную фразу. Это может быть пословица, поговорка, строчка из басни, стихотворения, детской песни и др.

- Если команда угадывает с первой подсказки, то получает 3 балла, если со второй- 2 балла, с третьей попытки - один балл. Команда, которая догадалась первой, поднимает зеленую карточку.


1. Строчка из известной детской песни.

- У женщины гораздо старше средних лет существовали до биологической смерти два представителя водоплавающей птицы подотряда килегрудых с явным проявлением сангвинического темперамента. (3 балла)

- Пожилая женщина обладала правом владения, пользования и распоряжения домашней водоплавающей птицей в количестве двух голов. (2 балла)

- У деда скончалась одна грустная курица. (1 балл) (Жили у бабуси два веселых гуся.)


2. Строчка из известной басни, которую вы изучали в школе

- Однажды Всевышний птице средней величины из отряда воробьиных сделал презент в виде небольшого количества пищевого продукта полутвердой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока. (3 балла)

- Всеядная птица с серо-черным оперением при невыяснен­ных обстоятельствах получила от небесного прародителя возна­граждение натуральным продуктом. (2 балла)

- У орла раз черт украл крошку творога. (1 балл) (Вороне как-то бог послал кусочек сыра.)


3. Русская пословица

- Домашнее парнокопытное животное при любых метеорологических условиях способно отыскать размытую водой почву. (3 балла)

- Крупное наземное растительноядное животное, которое вы­ращивается в индивидуальных и фермерских хозяйствах с целью получения сала и может произвести действие, результат которого свидетельствует о недостаточно благополучной санитарно-гигиенической обстановке вокруг нас. (2 балла)

- Корова только здесь пылинку спрячет. (1балл) (Свинья везде грязь найдет)



10. Конкурс: «Отгадай фразеологизм. Кто быстрее»

За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.



1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают зазнайки, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

2. Он в голове у несерьезного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги; он свистит в карманах, если нет денег. (Ветер)

3. Ее место жительства — плечи; ею можно биться о стену; об нее часто бьют обухом; иногда она даже варит, а иногда отказывается это делать; в нее постоянно что-то вбивают, но и дурь выбивают тоже из нее; из нее постоянно что-то вылетает у рассеянного человека. (Голова)

4. Ею не разлить лучших друзей; в нее можно глядеть, что- то предугадывая; на нее можно выводить лжецов; в нее можно кануть и спрятать концы; ее часто мутят по пустякам и носят в решете; на нее порой сажают и даже толкут в ступе. (Вода)

5. Им часто воют от безысходности; он может быть морским и тамбовским; его любимая одежда — овечья шкура. (Волк)

6. Его можно тянуть, но все же оно не ждет никого и никогда, даже если оно детское. (Время)

7. Он бегает от ладана; не хочет никому быть братом; постоянно дергает кого-то и, наверное, поэтому у него всегда сломана нога; вечно кого-то приносит и старается всех попутать; нас нередко к нему посылают на куличики, потому что он лысый; до него и его дюжины сородичей можно допиться; но с ним надо держать ухо востро, ведь ему одному все известно, и чем он только не шутит! (Черт)

8. С них часто спадает пелена, их не отрывают, не смыкают и не сводят; с них прогоняют долой, их выплакивают и высматривают; они не хотят сидеть на месте и часто лезут на лоб; порой из них сыплются искры; они часто находятся на мокром месте; их мозолят, не давая покоя, особенно когда они слипаются. (Глаза)

9. Обычно он без костей и очень длинный, поэтому его надо держать за зубами, а еще лучше — на привязи, чтобы он не молол что попало; он может отсыхать, развязываться, заплетаться и не поворачиваться; иногда на него можно так попасть, что мало не покажется; за него часто дергает черт, отчего он чешется и ломается; нередко он является врагом человека; у некоторых он очень плохо подвешен, а у других — очень злой и острый, так что хочется его укоротить. (Язык)

10. В него можно смотреть, внимательно слушая человека, но палец, конечно, лучше в него не класть; он может быть полон хлопот, а может и воды, которую туда набрали; при удобном случае его можно заткнуть, особенно тем, кто слишком часто его раскрывает. (Рот)

11. В них часто берут себя, но в то же время именно из них многое выпускают; из них постоянно все валится; работать лучше их не покладая; изворотливым людям часто с них все сходит; с ними пустыми в гости лучше не ходить; ими можно загребать жар, если они чужие; их можно умыть, наложить на себя, держать по швам, развязывать; они могут опускаться, отваливаться, чесаться; идут обычно ноги, а не доходят именно они, но если уж до чего-то дошли, то то, что вы ими, золотыми, сделаете, оторвут с ними и ногами. (Руки)

12. На нее можно кому-нибудь повеситься при встрече; на нее надевают хомут и гонят в нее; ее можно намять, свернуть, свихнуть, сломать, намылить; на нее часто садятся и едут, что приносит мало удовольствия ее обладателю. (Шея)


- Похоже, что с фразеологией у команд нет затруднений. Все справились с поставленной задачей. Попросим жюри объявить баллы за этот конкурс.

Жюри объявляет баллы.

- Ну вот и подошел к концу наш весёлый лингвистический КВН. Все задания выполнены. Мне остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, давайте узнаем окончательный итог игры. Заключительное слово предоставляется председателю жюри.


- Жюри оглашает баллы. Победители награждаются грамотами и памятными подарками


- Заключительное слово ведущего:


Подведены итоги,
Награды вручены.
Наш КВН закончен,
Активны были вы.
От игр забавных к знаниям
Команды дружно шли,
Но главные победы, 
Конечно, впереди!
Желаю вам, ребята,
Счастливого пути!




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.