Программа курса по выбору «Литература и искусство родного края» (6–8 класс)

0
0
Материал опубликован 29 March 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №84

с углублённым изучением отдельных предметов»

города Ижевска

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического объединения

« « 2012г.

ПРИНЯТО

на заседании методического совета

« « 2012 г.

УТВЕРЖДЕНО

ПР. № 128 от «01»сентября 2012 г.

М. П. Директор школы

_______________ Ф.Ф. Губайдуллин

 

ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ

ЛИТЕРАТУРА и ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ

для учащихся 7 Б класса

Составитель Трошкова Наталья Вениаминовна,

учитель русского языка и литературы

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Литература и искусство родного края»

рассчитан на учащихся 7-х классов. Курс базируется на концепции предпрофильного обучения, он расширяет кругозор, расширяет возможности социализации учащихся.

Курс дополняет программу по литературе.

Срок реализации 1 год.

Курс включает в себя 34 занятия.

Занятий в неделю – 1.

Цели данного курса

Помочь учащимся в создании целостной картины мира вокруг нас, в определении места каждого вида искусств в нём.

Показать тенденции развития литературы и искусства Удмуртии.

Расширить и закрепить знания учащихся о родном крае.

Задачами данного курса являются:

- создание условий школьнику для реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;

- познакомить обучающихся со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространённым профессиям;

- осуществлять поддержку мотивации к будущему профилю обучения;

- создать условия для изучения смежных учебных предметов (литература, история, искусство, география и др.)

Ожидаемые результаты

Данный элективный курс ориентирует на:

осмысленное пользование знаниями;

развитие способности анализировать явления жизни, систематизировать полученные знания и использовать их по-новому;

владение нормами литературного языка.

Принципы программы:

Актуальность.

Литература и искусство как система, действующая ныне, складывались исторически. Изменения происходят постоянно, они отражают жизнь литературы, искусства и общества, и поэтому правила, стабильные и узаконенные специальными документами, всегда неизбежно отстают от своего времени, так как фиксируют определенный временной отрезок, а практика идет дальше.

Научность.

Литература – дисциплина, способствующая выработке навыка работы с различными источниками: энциклопедией, словарями, справочниками, дополнительной литературой; умению вникать в текст, извлекать нужное, уметь оценивать текст.

 

Доступность.

Материал, изучающийся на занятиях, связан с литературой и искусством, являющимися базой для расширения кругозора учащихся.

Системность.

Занятия строятся от частных вопросов к общим (качество идеальных текстов).

Практическая направленность.

Учащиеся лучше узнают литературу и искусство родного края, их взаимосвязь с другими культурами. Ученик сможет применить знания на уроках русского языка, литературы, истории, географии, музыки, ИЗО и других предметов.

Обеспечение мотивации.

Во-первых, расширение кругозора и повышение интеллектуального уровня, во-вторых, успешное освоение учебного материала за рамками учебника, в-третьих, развитие культуры языка, устной и письменной и речи.

Реалистичность.

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за меньшее время.

Занятия носят ориентационный характер.

Курс удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам общества, расширяет кругозор, углубляет знания в данных областях, знакомит с формами исследовательской и проектной деятельности.

Работа с учащимися проводится в нескольких направлениях.

Первое направление — это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:

а) работа над отдельными заданиями (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

Второе направление — групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

Третье направление — массовая работа. В ходе нее возможно проведение предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.

Виды деятельности учащихся на уроке

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

переложение текста;

- создание устных высказываний различных типов;

- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).


 

Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровье сберегающие технологии;

технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);

коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Формы контроля:

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по литературе и искусству родного края, служат устные сообщения учащегося, пересказы (подробный, сжатый, выборочный), развёрнутый ответ на вопрос, анализ книги, чтение наизусть, письменные работы, тесты, самостоятельные работы, характеристика литературного героя, инсценирование, отзывы о произведениях искусства.

Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей. Предлагаемый курс помогает обогатить речь учащихся, сделать её богаче, выразительнее, расширить кругозор, развить их творческие способности

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Наименование темы

Цель (планируемый результат)

Форма проведения занятия

Форма контроля

1

Вводный урок. Знакомство с различными видами искусства, территорией родного края. Города Удмуртии.

Активизация знаний учащихся о родном крае. его многообразии

Лекция с элементами беседы, презентация

Составление плана

2

Фольклор Удмуртии и России: сказки, мифы, предания. Сходство и различие.

Сравнение фольклора двух народов-соседей, нахождение общих черт и отличий.

Лекция с элементами беседы, презентация

Подготовить отзыв о произведении

3

РР. Сравнение фольклорных произведений

Сравнение фольклора двух народов-соседей, нахождение общих черт и отличий.

Урок развития речи, самостоятельная работа

отзыв

4

История развития литературы Удмуртии. Просветители Удмуртии.

Знакомство с историей развития литературы Удмуртии

Лекция с элементами беседы, презентация

 

5

Русские писатели в Удмуртии и об Удмуртии (Радищев, Салтыков-Щедрин, Н.Дурова, Короленко)

Знакомство с отзывами русских писателей об Удмуртии и удмуртах.

Лекция с элементами беседы

Сообщения учащихся

6

Родоначальники удмуртской литературы Кузебай Герд, Кедра Митрей.

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы Герда и Митрея.

Лекция с элементами беседы, презентация

Сообщения учащихся

7

Творчество Ашальчи Оки

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы А.Оки

Лекция с элементами беседы

Отзыв о самостоятельно прочитанных стихах

8-9

Проза Удмуртии. Обзор. М.Петров. Жизнь и творчество.

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы М.Петрова

Лекция с элементами беседы

Анализ отрывка из произведения Петрова

10

Фронтовые дороги писателей Удмуртии

Знакомство с жизнью и творчеством писателей Удмуртии во время Вов.

Лекция с элементами беседы

Сообщения учащихся

11

Жизнь и творчество Г.Красильникова. Посещение музея- квартиры.

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы Г.Красильникова

Экскурсия

Отзыв об экскурсии

12

Поэзия Удмуртии. Обзор. Олег Поскрёбышев, Флор Васильев.

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы поэтов Удмуртии

Урок развития речи

Учить наизусть

13

Поэзия Удмуртии. Творчество В.Ванюшева – обращение к мифологии

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы В.Ванюшева

Лекция с элементами беседы

Сообщения учащихся

14

Современная литература Удмуртии. Тенденции развития. Этнофутуризм в искусстве. В.Ар-Серги.

Знакомство с творчеством, вкладом в развитие искусства этнофутуристов

Лекция с элементами беседы

Сообщения учащихся

15

Обобщение изученного. Тест.

Обобщение изученного

Урок обобщения и контроля

тест

16

Художники Удмуртии. Обзор.

Знакомство с особенностями развития изобразительного искусства в Удмуртии

Лекция с элементами беседы

Сообщения учащихся

17

Посещение музея изобразительных искусств. Промыслы.

Знакомство с музеем изобразительных искусств, экспозициями.

Экскурсия.

Создание творческой работы

18

Семёнов П.С.

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства Семёнова

Лекция с элементами беседы

Сообщения учащихся

19

М.Гарипов

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства М.Гарипова.

Лекция с элементами беседы

Сообщения учащихся

20

П.Ёлкин

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства П.Ёлкина

Лекция с элементами беседы

Сообщения учащихся

21

А.П.Холмогоров

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства Холмогорова

Лекция с элементами беседы

Сообщения учащихся

22

Театры Удмуртии. Театральные художники

Знакомство с историей возникновения театров, их особенностями.

Лекция с элементами беседы

Сообщения учащихся

23

Скульптура Удмуртии. Посещение музея Института искусства и дизайна.

Знакомство со скульптурой Удмуртии.

экскурсия

Отзыв о музее

24-25

Архитектура Удмуртии. М.Дудин, Чарушин.

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие архитектуры Дудина, Чарушина

Лекция с элементами беседы

Сообщения учащихся о зданиях

26

Музыка Удмуртии. Обзор. Народные песни, частушки.

Знакомство с особенностями музыки Удмуртии.

Лекция

Составление теста или кроссворда

27-28

П.И.Чайковский. Жизнь и творчество. Дом-музей П.И.Чайковского. Музыкальный фестиваль имени П.И.Чайковского

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки П.И.Чайковского. его влиянии на мировую музыку

Лекция с элементами беседы, презентация

Сообщения учащихся

29

Союз композиторов Удмуртии. История создания и развития.

Знакомство с историей создания и развития Союза композиторов Удмуртии, крупнейшими представителями.

Презентация, беседа

Составление вопросов

30

Золотой век удмуртской музыки. Г.Корепанов.

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки Г.Корепанова

Лекция

Сообщения

31

Корепанов-Камский

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки Корепанова-Камского

Лекция, презентация

Подбор песен

32

А.Корепанов

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки А.Корепанова

Лекция, презентация

Подбор песен

33

Удмуртские композиторы – детям.

Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки

Лекция с элементами беседы

Составление теста

34-36

Обобщение изученного. Итоговое занятие. Тест.

Подведение итогов изученного

Уроки повторения, обобщения, контроля

Тест

 

СОДЕРЖАНИЕ

Вводный урок. Знакомство с различными видами искусства, территорией родного края. Города Удмуртии. Активизация знаний учащихся о родном крае. его многообразии.

Фольклор Удмуртии и России: сказки, мифы, предания. Сходство и различие. Сравнение фольклора двух народов-соседей, нахождение общих черт и отличий.

РР. Сравнение фольклорных произведений. Сравнение фольклора двух народов-соседей, нахождение общих черт и отличий. Тест.

История развития литературы Удмуртии. Просветители Удмуртии. Знакомство с историей развития литературы Удмуртии

Русские писатели в Удмуртии и об Удмуртии (Радищев, Салтыков-Щедрин, Н.Дурова, Короленко). Знакомство с отзывами русских писателей об Удмуртии и удмуртах. Тест.

6. Родоначальники удмуртской литературы Кузебай Герд, Кедра Митрей. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы Герда и Митрея

7. Творчество Ашальчи Оки. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы А.Оки.

8-9. Проза Удмуртии. Обзор. М.Петров. Жизнь и творчество. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы М.Петрова.

10. Фронтовые дороги писателей Удмуртии. Знакомство с жизнью и творчеством писателей Удмуртии во время Вов.

11. Жизнь и творчество Г.Красильникова. Посещение музея- квартиры. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы Г.Красильникова.

12. Поэзия Удмуртии. Обзор. Олег Поскрёбышев, Флор Васильев. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы поэтов Удмуртии.

13. Поэзия Удмуртии. Творчество В.Ванюшева – обращение к мифологии. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы В.Ванюшева.

14. Современная литература Удмуртии. Тенденции развития. Этнофутуризм в искусстве. В.Ар-Серги. Знакомство с творчеством, вкладом в развитие искусства этнофутуристов.

15. Обобщение изученного. Тест. Обобщение изученного.

16. Художники Удмуртии. Обзор. Знакомство с особенностями развития изобразительного искусства в Удмуртии.

17. Посещение музея изобразительных искусств. Промыслы. Знакомство с музеем изобразительных искусств, экспозициями.

18. Семёнов П.С. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства Семёнова.

19. М.Гарипов. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства М.Гарипова.

20. П.Ёлкин. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства П.Ёлкина.

21. А.П.Холмогоров. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства Холмогорова.

22. Театры Удмуртии. Театральные художники. Знакомство с историей возникновения театров, их особенностями.

23. Скульптура Удмуртии. Посещение музея Института искусства и дизайна. Знакомство со скульптурой Удмуртии.

24-25. Архитектура Удмуртии. М.Дудин, Чарушин. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие архитектуры Дудина, Чарушина.

26. Музыка Удмуртии. Обзор. Народные песни, частушки. Знакомство с особенностями музыки Удмуртии.

27-28. П.И.Чайковский. Жизнь и творчество. Дом-музей П.И.Чайковского. Музыкальный фестиваль имени П.И.Чайковского. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки П.И.Чайковского. его влиянии на мировую музыку.

29. Союз композиторов Удмуртии. История создания и развития. Знакомство с историей создания и развития Союза композиторов Удмуртии, крупнейшими представителями.

30. Золотой век удмуртской музыки. Г.Корепанов. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки Г.Корепанова.

31. Корепанов-Камский. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки Корепанова-Камского.

32. А.Корепанов. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки А.Корепанова.

33. Удмуртские композиторы – детям. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки.

34-36. Обобщение изученного. Итоговое занятие. Тест. Подведение итогов изученного.

Контрольно-измерительные материалы

Тест №1 (к 3 уроку)

Как зовут верховное божество удмуртского народа и верховное божество русского народа?

Соотнесите удмуртских и русских богов, напишите сферу их деятельности:

домовой Нюлес-мурт

леший Корка-мурт, Коркакузё

Овинник Ву-Мурт

водяной баба Обыда

баба Яга Гид-Мурт

Расскажите о божестве удмуртов, которое вам больше всего запомнилось.

Ответы.

1.Инмар,

2. Домовой - Корка-Мурт, Коркакузё

леший - Нюлес-Мурт

Овинник - Гид-Мурт

Водяной - Ву-Мурт

баба Яга- баба Обыда

Тест №2 (к 6 уроку).

Кто лишний? Эти писатели были в Удмуртии и описали быт удмуртского народа: Радищев, Жуковский, Салтыков-Щедрин, Герцен, Гоголь, Короленко.

Кто из названных людей, побывавших в нашем крае, стоял на ступенях собора Ал. Невского?

Кому посвящено стихотворение Г.Ходырева?

Имя твоё из уст в уста передают,

Т удмурту – самый дорогой друг,

Ты в сердце удмурта долго будешь жить,

Таких друзей во всей жизни немного,

Дети твои имя произносят с гордостью,

Навечно тобою гордится удмурт…

Чья ссылка в Вятский край длилась свыше 7 лет?

Чья статья об удмуртах, помещённая в газете «Вятские губернские ведомости», произвела переполох среди губернского начальства, чиновничества и духовенства?

С кем из писателей состоялся данный разговор?

- А ты что, – спросил он, - с губернии по делу?

- Нет, - отвечал я, - проездом, еду в Вятку.

Это его(удмурта) окончательно успокоило, и он, осмотревшись во все стороны, прибавил в виде пояснения:

- Чёрный день, когда исправник да поп придут.

7. Кто мог написать такие строки: «Некоторые избы топятся «по-белому», в большинстве же дымоходов нет. Дым, копоть, сажа – всё остаётся внутри жилища».

Ответы.

Гоголь.

В.А.Жуковский

В.Г.Короленко

Салтыков-Щедрин

А.И.Герцен

А.И.Герцен

А.Н.Радищев

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Богомолова З.А. О творчестве Геннадия Красильникова: Критико-биографический очерк. – Ижевск, 1962.

    Богомолова З. Песня над Чепцой и Камой. – М.: Современник, 1976. (Литературная карта России)

    Богомолова З.А. Песня о родном крае: о некоторых поэтах Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 1974

    Богомолова З.А. Творчество Кедра Митрея. – Ижевск: Удмуртия, 1967

    Зихаров В. Олег Поскрёбышев: художественный мир поэта. –Ижевск: Удмуртия, 1993

    История удмуртской советской литературы: В 2 т. (Коллектив авторов; ИМЛИ им. А.М.Горького АН СССР, НИИ при СМ УАССР. – Устинов, 1987.

    Писатели Удмуртии: Биобиблиографический справочник. /Сост. А.Н.Уваров. – Ижевск: Удмуртия, 1989.

    Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник /Сост. А.Н.Уваров. – Ижевск: Научная книга, 2006.

    Писатели, художники, композиторы Удмуртии: краткий справочник. – Ижевск: Удмуртия, 1981

  1. Поляк А.И. Художники Удмуртии: профессиональное изобразительное искусство Советской Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 1970

    Поляк А.И. Пётр Ёлкин. Ленинград: Художник РСФСР, 1989

    П.С.Семёнов: 16 репродукций. Ленинград: Художник РСФСР, 1978

    Дом-музей П.И.Чайковского в Воткинске. Комплект из 12 цветных открыток. – М.: Планета, 1979

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.