Программа курса по выбору «Литература и искусство родного края» (6–8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №84
с углублённым изучением отдельных предметов»
города Ижевска
СОГЛАСОВАНО
на заседании методического объединения
« « 2012г.
ПРИНЯТО
на заседании методического совета
« « 2012 г.
УТВЕРЖДЕНО
ПР. № 128 от «01»сентября 2012 г.
М. П. Директор школы
_______________ Ф.Ф. Губайдуллин
ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
ЛИТЕРАТУРА и ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ
для учащихся 7 Б класса
Составитель Трошкова Наталья Вениаминовна,
учитель русского языка и литературы
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Литература и искусство родного края»
рассчитан на учащихся 7-х классов. Курс базируется на концепции предпрофильного обучения, он расширяет кругозор, расширяет возможности социализации учащихся.
Курс дополняет программу по литературе.
Срок реализации 1 год.
Курс включает в себя 34 занятия.
Занятий в неделю – 1.
Цели данного курса
Помочь учащимся в создании целостной картины мира вокруг нас, в определении места каждого вида искусств в нём.
Показать тенденции развития литературы и искусства Удмуртии.
Расширить и закрепить знания учащихся о родном крае.
Задачами данного курса являются:
- создание условий школьнику для реализации личных познавательных интересов в выбранной им образовательной области;
- познакомить обучающихся со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространённым профессиям;
- осуществлять поддержку мотивации к будущему профилю обучения;
- создать условия для изучения смежных учебных предметов (литература, история, искусство, география и др.)
Ожидаемые результаты
Данный элективный курс ориентирует на:
осмысленное пользование знаниями;
развитие способности анализировать явления жизни, систематизировать полученные знания и использовать их по-новому;
владение нормами литературного языка.
Принципы программы:
Актуальность.
Литература и искусство как система, действующая ныне, складывались исторически. Изменения происходят постоянно, они отражают жизнь литературы, искусства и общества, и поэтому правила, стабильные и узаконенные специальными документами, всегда неизбежно отстают от своего времени, так как фиксируют определенный временной отрезок, а практика идет дальше.
Научность.
Литература – дисциплина, способствующая выработке навыка работы с различными источниками: энциклопедией, словарями, справочниками, дополнительной литературой; умению вникать в текст, извлекать нужное, уметь оценивать текст.
Доступность.
Материал, изучающийся на занятиях, связан с литературой и искусством, являющимися базой для расширения кругозора учащихся.
Системность.
Занятия строятся от частных вопросов к общим (качество идеальных текстов).
Практическая направленность.
Учащиеся лучше узнают литературу и искусство родного края, их взаимосвязь с другими культурами. Ученик сможет применить знания на уроках русского языка, литературы, истории, географии, музыки, ИЗО и других предметов.
Обеспечение мотивации.
Во-первых, расширение кругозора и повышение интеллектуального уровня, во-вторых, успешное освоение учебного материала за рамками учебника, в-третьих, развитие культуры языка, устной и письменной и речи.
Реалистичность.
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за меньшее время.
Занятия носят ориентационный характер.
Курс удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам общества, расширяет кругозор, углубляет знания в данных областях, знакомит с формами исследовательской и проектной деятельности.
Работа с учащимися проводится в нескольких направлениях.
Первое направление — это организация индивидуальной работы, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) работа над отдельными заданиями (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
Второе направление — групповая деятельность. Она включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.
Третье направление — массовая работа. В ходе нее возможно проведение предметных недель, школьных олимпиад, ученических чтений и научно-практических конференций.
Виды деятельности учащихся на уроке
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
переложение текста;
- создание устных высказываний различных типов;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровье сберегающие технологии;
технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Формы контроля:
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по литературе и искусству родного края, служат устные сообщения учащегося, пересказы (подробный, сжатый, выборочный), развёрнутый ответ на вопрос, анализ книги, чтение наизусть, письменные работы, тесты, самостоятельные работы, характеристика литературного героя, инсценирование, отзывы о произведениях искусства.
Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей. Предлагаемый курс помогает обогатить речь учащихся, сделать её богаче, выразительнее, расширить кругозор, развить их творческие способности
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Наименование темы |
Цель (планируемый результат) |
Форма проведения занятия |
Форма контроля |
1 |
Вводный урок. Знакомство с различными видами искусства, территорией родного края. Города Удмуртии. |
Активизация знаний учащихся о родном крае. его многообразии |
Лекция с элементами беседы, презентация |
Составление плана |
2 |
Фольклор Удмуртии и России: сказки, мифы, предания. Сходство и различие. |
Сравнение фольклора двух народов-соседей, нахождение общих черт и отличий. |
Лекция с элементами беседы, презентация |
Подготовить отзыв о произведении |
3 |
РР. Сравнение фольклорных произведений |
Сравнение фольклора двух народов-соседей, нахождение общих черт и отличий. |
Урок развития речи, самостоятельная работа |
отзыв |
4 |
История развития литературы Удмуртии. Просветители Удмуртии. |
Знакомство с историей развития литературы Удмуртии |
Лекция с элементами беседы, презентация |
|
5 |
Русские писатели в Удмуртии и об Удмуртии (Радищев, Салтыков-Щедрин, Н.Дурова, Короленко) |
Знакомство с отзывами русских писателей об Удмуртии и удмуртах. |
Лекция с элементами беседы |
Сообщения учащихся |
6 |
Родоначальники удмуртской литературы Кузебай Герд, Кедра Митрей. |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы Герда и Митрея. |
Лекция с элементами беседы, презентация |
Сообщения учащихся |
7 |
Творчество Ашальчи Оки |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы А.Оки |
Лекция с элементами беседы |
Отзыв о самостоятельно прочитанных стихах |
8-9 |
Проза Удмуртии. Обзор. М.Петров. Жизнь и творчество. |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы М.Петрова |
Лекция с элементами беседы |
Анализ отрывка из произведения Петрова |
10 |
Фронтовые дороги писателей Удмуртии |
Знакомство с жизнью и творчеством писателей Удмуртии во время Вов. |
Лекция с элементами беседы |
Сообщения учащихся |
11 |
Жизнь и творчество Г.Красильникова. Посещение музея- квартиры. |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы Г.Красильникова |
Экскурсия |
Отзыв об экскурсии |
12 |
Поэзия Удмуртии. Обзор. Олег Поскрёбышев, Флор Васильев. |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы поэтов Удмуртии |
Урок развития речи |
Учить наизусть |
13 |
Поэзия Удмуртии. Творчество В.Ванюшева – обращение к мифологии |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы В.Ванюшева |
Лекция с элементами беседы |
Сообщения учащихся |
14 |
Современная литература Удмуртии. Тенденции развития. Этнофутуризм в искусстве. В.Ар-Серги. |
Знакомство с творчеством, вкладом в развитие искусства этнофутуристов |
Лекция с элементами беседы |
Сообщения учащихся |
15 |
Обобщение изученного. Тест. |
Обобщение изученного |
Урок обобщения и контроля |
тест |
16 |
Художники Удмуртии. Обзор. |
Знакомство с особенностями развития изобразительного искусства в Удмуртии |
Лекция с элементами беседы |
Сообщения учащихся |
17 |
Посещение музея изобразительных искусств. Промыслы. |
Знакомство с музеем изобразительных искусств, экспозициями. |
Экскурсия. |
Создание творческой работы |
18 |
Семёнов П.С. |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства Семёнова |
Лекция с элементами беседы |
Сообщения учащихся |
19 |
М.Гарипов |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства М.Гарипова. |
Лекция с элементами беседы |
Сообщения учащихся |
20 |
П.Ёлкин |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства П.Ёлкина |
Лекция с элементами беседы |
Сообщения учащихся |
21 |
А.П.Холмогоров |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства Холмогорова |
Лекция с элементами беседы |
Сообщения учащихся |
22 |
Театры Удмуртии. Театральные художники |
Знакомство с историей возникновения театров, их особенностями. |
Лекция с элементами беседы |
Сообщения учащихся |
23 |
Скульптура Удмуртии. Посещение музея Института искусства и дизайна. |
Знакомство со скульптурой Удмуртии. |
экскурсия |
Отзыв о музее |
24-25 |
Архитектура Удмуртии. М.Дудин, Чарушин. |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие архитектуры Дудина, Чарушина |
Лекция с элементами беседы |
Сообщения учащихся о зданиях |
26 |
Музыка Удмуртии. Обзор. Народные песни, частушки. |
Знакомство с особенностями музыки Удмуртии. |
Лекция |
Составление теста или кроссворда |
27-28 |
П.И.Чайковский. Жизнь и творчество. Дом-музей П.И.Чайковского. Музыкальный фестиваль имени П.И.Чайковского |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки П.И.Чайковского. его влиянии на мировую музыку |
Лекция с элементами беседы, презентация |
Сообщения учащихся |
29 |
Союз композиторов Удмуртии. История создания и развития. |
Знакомство с историей создания и развития Союза композиторов Удмуртии, крупнейшими представителями. |
Презентация, беседа |
Составление вопросов |
30 |
Золотой век удмуртской музыки. Г.Корепанов. |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки Г.Корепанова |
Лекция |
Сообщения |
31 |
Корепанов-Камский |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки Корепанова-Камского |
Лекция, презентация |
Подбор песен |
32 |
А.Корепанов |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки А.Корепанова |
Лекция, презентация |
Подбор песен |
33 |
Удмуртские композиторы – детям. |
Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки |
Лекция с элементами беседы |
Составление теста |
34-36 |
Обобщение изученного. Итоговое занятие. Тест. |
Подведение итогов изученного |
Уроки повторения, обобщения, контроля |
Тест |
СОДЕРЖАНИЕ
Вводный урок. Знакомство с различными видами искусства, территорией родного края. Города Удмуртии. Активизация знаний учащихся о родном крае. его многообразии.
Фольклор Удмуртии и России: сказки, мифы, предания. Сходство и различие. Сравнение фольклора двух народов-соседей, нахождение общих черт и отличий.
РР. Сравнение фольклорных произведений. Сравнение фольклора двух народов-соседей, нахождение общих черт и отличий. Тест.
История развития литературы Удмуртии. Просветители Удмуртии. Знакомство с историей развития литературы Удмуртии
Русские писатели в Удмуртии и об Удмуртии (Радищев, Салтыков-Щедрин, Н.Дурова, Короленко). Знакомство с отзывами русских писателей об Удмуртии и удмуртах. Тест.
6. Родоначальники удмуртской литературы Кузебай Герд, Кедра Митрей. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы Герда и Митрея
7. Творчество Ашальчи Оки. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы А.Оки.
8-9. Проза Удмуртии. Обзор. М.Петров. Жизнь и творчество. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы М.Петрова.
10. Фронтовые дороги писателей Удмуртии. Знакомство с жизнью и творчеством писателей Удмуртии во время Вов.
11. Жизнь и творчество Г.Красильникова. Посещение музея- квартиры. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы Г.Красильникова.
12. Поэзия Удмуртии. Обзор. Олег Поскрёбышев, Флор Васильев. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы поэтов Удмуртии.
13. Поэзия Удмуртии. Творчество В.Ванюшева – обращение к мифологии. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие литературы В.Ванюшева.
14. Современная литература Удмуртии. Тенденции развития. Этнофутуризм в искусстве. В.Ар-Серги. Знакомство с творчеством, вкладом в развитие искусства этнофутуристов.
15. Обобщение изученного. Тест. Обобщение изученного.
16. Художники Удмуртии. Обзор. Знакомство с особенностями развития изобразительного искусства в Удмуртии.
17. Посещение музея изобразительных искусств. Промыслы. Знакомство с музеем изобразительных искусств, экспозициями.
18. Семёнов П.С. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства Семёнова.
19. М.Гарипов. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства М.Гарипова.
20. П.Ёлкин. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства П.Ёлкина.
21. А.П.Холмогоров. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие изобразительного искусства Холмогорова.
22. Театры Удмуртии. Театральные художники. Знакомство с историей возникновения театров, их особенностями.
23. Скульптура Удмуртии. Посещение музея Института искусства и дизайна. Знакомство со скульптурой Удмуртии.
24-25. Архитектура Удмуртии. М.Дудин, Чарушин. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие архитектуры Дудина, Чарушина.
26. Музыка Удмуртии. Обзор. Народные песни, частушки. Знакомство с особенностями музыки Удмуртии.
27-28. П.И.Чайковский. Жизнь и творчество. Дом-музей П.И.Чайковского. Музыкальный фестиваль имени П.И.Чайковского. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки П.И.Чайковского. его влиянии на мировую музыку.
29. Союз композиторов Удмуртии. История создания и развития. Знакомство с историей создания и развития Союза композиторов Удмуртии, крупнейшими представителями.
30. Золотой век удмуртской музыки. Г.Корепанов. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки Г.Корепанова.
31. Корепанов-Камский. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки Корепанова-Камского.
32. А.Корепанов. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки А.Корепанова.
33. Удмуртские композиторы – детям. Знакомство с биографией, творчеством, вкладом в развитие музыки.
34-36. Обобщение изученного. Итоговое занятие. Тест. Подведение итогов изученного.
Контрольно-измерительные материалы
Тест №1 (к 3 уроку)
Как зовут верховное божество удмуртского народа и верховное божество русского народа?
Соотнесите удмуртских и русских богов, напишите сферу их деятельности:
домовой Нюлес-мурт
леший Корка-мурт, Коркакузё
Овинник Ву-Мурт
водяной баба Обыда
баба Яга Гид-Мурт
Расскажите о божестве удмуртов, которое вам больше всего запомнилось.
Ответы.
1.Инмар,
2. Домовой - Корка-Мурт, Коркакузё
леший - Нюлес-Мурт
Овинник - Гид-Мурт
Водяной - Ву-Мурт
баба Яга- баба Обыда
Тест №2 (к 6 уроку).
Кто лишний? Эти писатели были в Удмуртии и описали быт удмуртского народа: Радищев, Жуковский, Салтыков-Щедрин, Герцен, Гоголь, Короленко.
Кто из названных людей, побывавших в нашем крае, стоял на ступенях собора Ал. Невского?
Кому посвящено стихотворение Г.Ходырева?
Имя твоё из уст в уста передают,
Т удмурту – самый дорогой друг,
Ты в сердце удмурта долго будешь жить,
Таких друзей во всей жизни немного,
Дети твои имя произносят с гордостью,
Навечно тобою гордится удмурт…
Чья ссылка в Вятский край длилась свыше 7 лет?
Чья статья об удмуртах, помещённая в газете «Вятские губернские ведомости», произвела переполох среди губернского начальства, чиновничества и духовенства?
С кем из писателей состоялся данный разговор?
- А ты что, – спросил он, - с губернии по делу?
- Нет, - отвечал я, - проездом, еду в Вятку.
Это его(удмурта) окончательно успокоило, и он, осмотревшись во все стороны, прибавил в виде пояснения:
- Чёрный день, когда исправник да поп придут.
7. Кто мог написать такие строки: «Некоторые избы топятся «по-белому», в большинстве же дымоходов нет. Дым, копоть, сажа – всё остаётся внутри жилища».
Ответы.
Гоголь.
В.А.Жуковский
В.Г.Короленко
Салтыков-Щедрин
А.И.Герцен
А.И.Герцен
А.Н.Радищев
БИБЛИОГРАФИЯ
-
Богомолова З.А. О творчестве Геннадия Красильникова: Критико-биографический очерк. – Ижевск, 1962.
Богомолова З. Песня над Чепцой и Камой. – М.: Современник, 1976. (Литературная карта России)
Богомолова З.А. Песня о родном крае: о некоторых поэтах Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 1974
Богомолова З.А. Творчество Кедра Митрея. – Ижевск: Удмуртия, 1967
Зихаров В. Олег Поскрёбышев: художественный мир поэта. –Ижевск: Удмуртия, 1993
История удмуртской советской литературы: В 2 т. (Коллектив авторов; ИМЛИ им. А.М.Горького АН СССР, НИИ при СМ УАССР. – Устинов, 1987.
Писатели Удмуртии: Биобиблиографический справочник. /Сост. А.Н.Уваров. – Ижевск: Удмуртия, 1989.
Писатели и литературоведы Удмуртии: Биобиблиографический справочник /Сост. А.Н.Уваров. – Ижевск: Научная книга, 2006.
Писатели, художники, композиторы Удмуртии: краткий справочник. – Ижевск: Удмуртия, 1981
-
Поляк А.И. Художники Удмуртии: профессиональное изобразительное искусство Советской Удмуртии. – Ижевск: Удмуртия, 1970
Поляк А.И. Пётр Ёлкин. Ленинград: Художник РСФСР, 1989
П.С.Семёнов: 16 репродукций. Ленинград: Художник РСФСР, 1978
Дом-музей П.И.Чайковского в Воткинске. Комплект из 12 цветных открыток. – М.: Планета, 1979