12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надежда17



Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Брянковская специализированная школа №23»







Конкурс исследовательских проектов

«Шолоховский родник»



«Литературная экология» - взаимоотношения человека и природы в произведениях писателей и поэтов родного края





Выполнила:

ученица 6-А класса

ГОУ ЛНР «Брянковская СШ№23»

Козак Владислава Сергеевна

Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы

ГОУ ЛНР «Брянковская СШ№23»

Литвинова Надежда Александровна


















Брянка

2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

Раздел I. Красота родного края, воспетая писателями и поэтами Луганщины………………………………………………………………………5

Раздел II. Поэзия природы и природа в пейзажной лирике поэтов Донбасса………………………………………………………………………….5

2.1 «Литературная Экология» - взаимоотношения человека и природы в произведениях писателей и поэтов родного края…………………………….8

Заключение………………………………………………………………………10

Список использованной литературы………………………………………….11



































Введение

Надо любить всё: зверей, птиц, растения, в этом красота жизни.

А.И.Куприн [2,стр.355]

В последние десятилетия экология как наука становится все более значимой. Впервые понятие «литературная экология» появилось в печати в 1993 году. «Экос» и «логос» в переводе с древнегреческого языка означает «наука о доме». Экология показывает взаимосвязь человека и живой природы, его влияние на окружающий мир, предостерегает о том, что может быть через несколько лет.

Учебником жизни назвал когда-то писатель Н.Чернышевский художественную литературу. В художественных произведениях отразились представления людей о принципах взаимодействия человека и природы, созданы картины изменяющейся окружающей среды под влиянием различных причин.

Современные люди не умеют ценить природу. Лишь только используют ее в своих корыстных целях, удовлетворяя разнообразные потребности. Возникает необходимость обратиться к литературе, чтобы освежить в памяти и восстановить идеи и мысли, заложенные авторами в содержании общечеловеческих ценностей.

Актуальность моей работы заключается в том, что проблемы взаимодействия природы и общества в последние десятилетия волнуют не только учёных, но и писателей. Эта проблема является актуальной и в настоящее время, поэтому она была выбрана для проведения исследования и написания исследовательской работы.

Цель работы углубить знания о живой природе Луганщины, изучить взаимоотношения человека с природой в произведениях поэтов родного края, формировать ответственность за окружающую природу.

В ходе работы следует выполнить задачи:

- рассмотреть понятие «литературная экология»;

- познакомиться с источниками информации о проблемах экологии;

- познакомиться с текстами литературных произведений, в которых раскрываются взаимоотношения человека и природы;

- проанализировать художественные тексты и выявить, какие экологические проблемы затрагивает в них автор;

- изучить литературу о природе поэтов Луганщины;

- сделать обобщения и выводы.

Гипотеза – в произведениях отечественной литературы авторы затрагивают острые проблемы, связанные с охраной природы.

Объектом исследования является произведения отечественных авторов: «Донбасс» М. Л. Матусовского, «Стонет наша матушка Земля», «Снова горят поля», «Земля в огне» В. Я. Белявской, «Облаков свинец и солнца киноварь», Е. Ф. Лаврентьевой, «Серпастый месяц всходит над рекой» Б.Ф. Белаша, «И мы приходим к роднику» Б. Ластовенко, «Луганский край» В. Колтовской.

Предмет исследования экологические проблемы в текстах произведений писателей и поэтов родного края.

Методы исследования: теоретический анализ источников, библиографический анализ литературы и материалов сети Internet, литературный анализ художественных произведений, анализ полученных данных, обобщение.

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, что в ней доказано: природа – это не только великое чудо, но и великое благо для людей, она требует нашей постоянной заботы и внимания, нуждается в бережном отношении и охране.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что работу можно использовать на уроках литературы, внеклассных мероприятиях.

Работа состоит из двух разделов, заключения и списка использованной литературы.


Раздел I. Красота родного края, воспетая писателями и поэтами Луганщины.

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в интернете. В своих произведениях писатели и поэты не только восхищаются красотой окружающей среды, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе. Поэзия природы, ее красота, глубина оказывают сильное воздействие на человеческую душу. Поэты находят в природе образы, ритмы, звуки, краски. Им дано видеть в естественности красоту, тайну и гармонию, которых так не хватает миру людей.

В творчестве М.Л. Матусовского много произведений, которые посвящены родной природе, но при этом они имеют глубокий философский смысл. К ним относится стихотворение «Донбасс».

Донбасс

Сверчки в тени чертополоха.
Ведут беседу.
Когда мне станет очень плохо -
В Донбасс уеду.

Туда, где ястребы степные.
Спят на кургане,
Где чуть дрожат огни ночные.
В моей Лугани.[4,стр.304]

 В произведениях М.Л. Матусовского отражена любовь к Родине и красота родного края. Луганчане гордятся своим земляком, бережно хранят память о нём. 

Раздел II. Поэзия природы и природа в пейзажной лирике поэтов Донбасса.

В своих произведениях писатели не только восхищаются красотой природы, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное отношение к ней. Поэт Белаш Борис Федорович стремится обратить внимание на глубину взаимоотношений человека и природы.
Прильни к студеным родникам,

О чем доверчивый их лепет?

Еще природа верит нам,

Еще по- матерински терпит.[5,стр.149]

В стихотворении природа просит человека позаботиться о ней. Она верит и терпит, но это не может длиться бесконечно. Это стихотворение - предупреждение. Человек - друг, помощник природы. В противном случае мы рискуем потерять ее.

Серпастый месяц всходит над рекой.[1,стр.345]

Под лягушиное многоголосье.

Не шелохнутся в дреме золотой

Зерном отягощенные колосья.

А на степном развилочье дорог

Высокий дуб, ветвями подняв небо,

Стоит один, как всемогущий Бог

Политого дождем и потом хлеба.

В стихотворении эпитеты «серпастый», «золотой», «отягощенные» характеризуют природную красоту как драгоценную; олицетворения «в дреме… колосья», «дуб, ветвями подняв небо…» делают всё вокруг живым. Природа чувствует по-человечески, дуб ощущает себя не деревом, а Богом, выбравшим на степном развилочье единственно правильный путь. Сравнение «как всемогущий Бог /Политого дождем и потом хлеба» поднимает на высоту человека, вырастившего в степи золотое зерно. Таким образом, стихотворение не только воспевает картины природы, но и поет гимн хлеборобам.

Я на спине лежу, траву сминая,

А надо мной, беспечны и легки,

Серебряными высверками мая

Трассируют летучие жуки.

И жаворонок серебристой точечкой

Едва мерцает, канув под зенит.

И оттого, что много колокольчиков,

Весенний луг смеется и звенит.

Поэт любит свой родной край. Он открыто призывает человека на мгновение остановиться, посмотреть на красивейший окружающий мир, послушать шелест трав, услышать песню птиц, понаблюдать за небом, на котором серебристой точкой мерцает жаворонок. Природа у Б.Белаша - единый организм, огромная вселенная, части которой неделимо связаны друг с другом.

Вслушайтесь в строки стихотворения «Природа, Родина, народ…» Бориса Ластовенко.

И мы приходим к роднику

и отражаемся в кринице:

из собственных горячих губ

воды приходится напиться!

«Природа, Родина, народ…»

Слова в сознанье оживают,

их не напрасно корень «род»

в одну семью объединяет.[3,стр.12]

Лирический герой привязан чувством родства к родине. Мудрость поэта состоит в таинственном единении природы и какой-то особенной высшей силы: мы приходим к роднику и отражаемся в нем. Донбасский край щедро одарён уникальной красотой природы и искренней добротой людей, стремящихся сохранить бесценное богатство и в первозданном виде передать его последующим поколения.

2.1. «Литературная Экология» - взаимоотношения человека и природы в произведениях писателей и поэтов родного края.

Многие поэты затрагивали в своем творчестве тему взаимоотношений человека и природы. Они считали, что природа - одухотворенное существо, обладающие разумом, чувствами и волей. Все явления природы подчиняются единым правилам, человек же выбивается из общего ряда за счёт мнимой возможности выбора и потому живет в дисгармонии с окружающим миром.

Большой цикл стихотворений Валентины Яценко Белявской посвящен экологическим проблемам родного края «Стонет наша матушка Земля».

Стонет наша матушка Земля

Стонет наша матушка Земля,
Гибнет от токсических отходов.
- Чем же, люди, провинилась я?
В том, что погубили вы природу.
Вытоптали райский уголок,
С корнем вырвали цветы и травы.
Залили асфальтом родничок,
Лучше не могли найти забавы.
Как же слепы стали вы теперь:
Никого вокруг вы не щадите.
Так ведь не поступит даже зверь:
Убивает он лишь, чтоб быть сытым.
Может, всё же, наконец, поймут.
Те слепцы, что лишь наживой сыты.
Что когда наступит страшный суд,
Мать Земля не будет им защитой.[6]

Снова горят поля

Снова горят поля...
Снова в огне земля.
Будет какой итог?
Спичку кто кинул? Кто?
Чтобы сушняк поджечь...
Ветер свистит и что?
Кто сможет устеречь
Глупость людская здесь
Может поселок сжечь.[6]
Земля в огне

Земля в огне. Горят леса, поля.
В огне уже планета вся... Земля...
Армагеддон к нам всё-таки пришёл,
И АД уже на Землю вдруг сошёл.
Земля в огне... Куда же смотрит Бог?
Как допустить он, допустить как смог?
Во всём, во всём повинен Человек...
Земля родная... Двадцать первый век...
Надеюсь, я, что этот сон пройдёт,
И что Земля с орбиты не сойдет.
И для неё спасенье всё же есть,
Коль люди снова вспомнят совесть, честь.[6]

 В своих стихотворениях Галина Яценко Белявская олицетворяет сущность «Нового» мира. Мы много говорим о спасении природы, но каждую секунду с лица планеты исчезает лес размером с футбольное поле, множество разновидностей животных, разрушается озоновый слой земли, в природу ежегодно поступают миллиарды тонн отходов. При таком отношении человека к природе на Земле скоро не останется ничего. Тема экологии особенно сильно проявляется в строчках:

«Залили асфальтом родничок,
Лучше не могли найти забавы»

Поэты призывают людей остановиться, оглянуться и увидеть, что они сделали с природой, ведь дальше так жить нельзя.


Заключение

Писатели и поэты в своих произведениях в той или иной степени 
затронули проблему экологии. Они заметили начало этой губительной 
тенденции ещё в то время, когда круг экологических проблем 
ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи. 
Авторы хотят сказать нам, что нельзя пользоваться тем, что копилось в 
природе столетиями, думая только о своем собственном, сегодняшнем 
благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придет после него, 
и нужно беречь природные богатства следующих поколений. 
Если с детства ребенку читать подобные произведения, то с 
уверенностью можно сказать что такой ребенок никогда не будет вредить 
природе, он будет знать, что можно и нужно делать в лесу, а что нет, как 
вести себя. Каждый из нас должен понимать, что уничтожая растения и 
животных, мы уничтожаем самих себя. Нужно научиться беречь
природу, и этому приучать наше подрастающее поколение, 
используя богатый накопленный веками опыт наших предков. 
Думаю, что изучая такие произведения в школе, мы сможем искренне 
окунуться в мир природы, влюбиться в нее, стать добрее ко всему 
окружающему.  Ведь, действительно, от экологии души человека зависит экология природы, будущее всего человечества на Земле.

В ходе проведённого исследования нам удалось доказать правильность выдвинутой гипотезы - в творчестве писателей и поэтов литературы родного края затрагиваются экологические проблемы, связанные с защитой природы. Природа для писателей - не просто среда обитания, она - источник доброты и красоты. Литература помогает читателю осознать то, что остановить научно-технический прогресс невозможно, но очень важно задуматься над ценностями человечности.




Список использованной литературы


1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.,1955.- с.345.

2.А. А. И. Куприн. Собрание сочинений в 9 томах. Том 5. М.: Х.л.

1972, 355 – 359 с.

3.Кривцун, А. Крылья Ластовенко // Донбасс. 2011. 25 июня (№ 73) ,12 с.

4.М.Л. Матусовский. «Земля моих отцов - Донбасс». Стихи и песни о Луганщине и Донбассе. М., Издательство Репаблика. Год издания 2011г., 304 с.

5. Стихи, рассказы (молодых литераторов Ворошиловгр., Донецк и Харьков обл.) / сост. Б. Ф. Белаш ; Е. Ф. Лаврентьева. — Донецк : Донбасс, 1987. — 149 с.

6.Валентина Яценко Белявская Стихи. ру https://www.stihi.ru/

7.Произведения взяты с сайта https://www.stihi.ru/


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.