Урок экологии в 9 классе на тему «Основные этапы истории взаимоотношений человека и природы»
Методическое пособие уроков с видеоматериалами
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цель:
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Задачи:
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.
УУД
Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание необходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных сообществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации
Планируемые результаты
Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Изучение нового материала
Основные этапы истории взаимоотношений человека и природы
Период времени- 2 млн. лет назад
Некоторые факты
Поздние предлюди (австралопитеки) около 3 млн. лет назад приобрели важные умения - они стали использовать камни, палки и кости в качестве примитивных орудий. Принципиально новый шаг сделали первые люди около 2 млн. лет назад, когда они научились специально изготавливать простейшие орудия труда и охоты из камня, кости, дерева. Эти самые первые на Земле мастера-умельцы получили видовое название'- человек умелый. Первые орудия использовались не только для охоты, но и для разделки туш крупных животных, дележа добычи и т. д.
Выводы
Первый этап изменения экологических связей предлюдей и ранних людей характеризовался применением, а затем и изготовлением примитивных орудий, что значительно повысило доступность
Период времени - 500 тыс. лет назад. Древние люди у костра. Реконструкции доисторических людей, сделанные Мак-Грегором
Некоторые факты
Примерно 500 тыс. лет назад древние люди научились пользоваться огнем. Они умели непрерывно (длительное время) поддерживать принадлежащий племени костер. На Земле появился постоянный (помимо пищи) источник дополнительной энергии. Зависимость человека от климатических факторов, прежде всего от низких температур и крупных хищников, значительно ослабла.
Выводы
Экологические последствия овладения огнем: качественный скачок в процессе развития независимости древних людей от влияния абиотических факторов, укрепление социальных связей и начало освоения скрытой (тепловой) энергии, обеспечивающей в дальнейшем господство человека над природой. Обогреваемые костром жилища становились все более притягательными для жизни и общения, способствовали обмену информацией, служили укреплению социальных связей.
Период времени - 40 тыс. Лет назад. Охота на оленей. Неолит. Олени, переходящие через реку. Резьба по кости Верхний палеолит
Некоторые факты
Примерно 30^0 тыс. лет назад у кроманьонцев была уже хорошо развита речь. Таким образом, возникла принципиально новая форма внутрипопуляционных коммуникативных связей - членораздельная речь и сопутствующее ей образное, понятийное мышление. Свою положительную роль сыграло развитие нового человеческого качества - альтруизма*. Доброе, заботливое отношение даже к физически немощным, но умудренным жизненным опытом старикам позволило создавать и передавать потомкам большие объемы устной информации. Именно кроманьонцы стали знамениты своей склонностью к изобразительному
искусству, известны всему миру рисунки животных на стенах пещер южной Франции
Выводы
Данный этап связан с развитием новых форм информационных связей - человеческой речи, накоплением устной и фиксированной (в наскальных изображениях животных) информации. Это привело к преобразованию экологических связей человека в социально-экологические связи.
Период времени -10 тыс. Лет назад. Переход к сельскому хозяйству.
Некоторые факты
Решающее событие в развитии человечества на пути обретения большей независимости от среды обитания - возникновение сельского хозяйства. Земледелие зародилось приблизительно 10-12 тыс. лет назад, одновременно шло одомашнивание полезных человеку животных: быков, лошадей, коз и др. Земледелие привело к оседлости, т. е. к упрощению территориальных связей различных групп населения. Возникли постоянные поселения, росли города. Земледелие преобразовало пищевые связи человечества, которое за короткий исторический срок (3-5 тыс. лет) перешло от свойственных всем животным форм овладения пищей (собирательство и охота) к принципиально новому социальному способу - производству продовольствия
Выводы
Для данного этапа характерен переход от собирательства и охоты к производству пищи - новой форме трофических связей.
Период времени — Новая эра размах промышленной революции.
Некоторые факты
Развиваются информационные, коммуникативные связи человечества, ускоряется обмен представителями разных контингентов, регионов, территорий. Мощным стимулом накопления информации стала письменность (которая оформилась 4-5 тыс. лет назад), что привело к ускоренному становлению и развитию культуры, общего достояния всей видовой популяции человека. Освоение всех форм ископаемого топлива (угля, нефти, газа;, использование солнечной, ветровой и др. видов энергии через работу разнообразных машин и механизмов приобрели особый размах во время промышленной революции (примерно 200300 лет назад)
Выводы
Характерной особенностью развития социально-экологических связей человечества за последние два тысячелетия была их быстро растущая социальность.
Период времени - Современность - XX век
Некоторые факты
Нарастает энерговооруженность человечества, что влечет за собой беспрецедентное усиление давления человеческого вида на среду своего обитания. К концу XX века энергетический потенциал (прежде всего ядерный) уже достаточен для уничтожения (намеренного или случайного) всей экосистемы Земли. Уникальной приметой современности является всеохватность и быстродействие информационных потоков и связей. Сегодня существует опасность выхода сверхбыстродействующих технологий из-под контроля слишком медленных для этого биологических реакций че- ловека-оператора (например, компьютерных систем, управляющих ядерной энергетикой, современной военной и космической техникой
Выводы
Две главные социально-экологические черты современности:
реальная угроза глобального экологического кризиса, понимаемая всем населением плане
реальная надежда на его предотвращение благодаря непрерывному экологическому образованию и просвещению людей, развитию экологической культуры у каждого жителя Земли
Исторические этапы взаимодействия общества и природы реферат
Эволюционные этапы развития общества.
Ресурсы:
С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций