Литературная гостиная на тему: «Любовь. Милосердие. Сострадание» (Стихотворения в прозе И.С.Тургенева)
Литературная гостиная на тему:
«Любовь. Милосердие. Сострадание».
(Стихотворения в прозе И.С.Тургенева)
Цель: знакомство лицеистов со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, с интересными, неизвестными фактами его жизни и творчества.
Задачи:
- приобщать учащихся к миру литературы, классической музыки;
- развивать творческую активность, эстетический вкус;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- продолжить формировать навыки работы в группах;
- помочь осмыслению жизненной позиции писателя, выявлению авторского видения жизненных событий.
Оформление:
компьютерная презентация, круглый стол, свеча, стопка книг, портрет писателя, Полины Виардо.
(Звучит музыка Бетховена «Лунная соната»)
Ученик
Мы начинаем нашу Литературную гостиную, посвящённую памяти великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, который в совершенстве владел писательским мастерством, был носителем, хранителем живого русского слова. Проведя полжизни за границей, он писал только на русском языке. Пусть его образ в эти минуты будет с нами.
Ученик
Шлагбаум у заставы при въезде на Тульско-Орловскую дорогу закрыт. Ямщик натянул вожжи - почтовая тройка остановилась. Звякнул и смолк колокольчик. Часовой читал подорожную и внимательно оглядывал высокого широкоплечего проезжего, который сидел, откинувшись на спинку почтовой пролётки. Что-то необычное было в нём: большая голова с густыми русыми, посеребрёнными сединой волосами, очень крупные черты ещё молодого лица, тревожные, усталые и грустные глаза – глаза человека, только что перенёсшего большое потрясение.
( На экране портрет И.С.Тургенева, звучит «Фантазия ре минор» В. Моцарта)
Ученик
В подорожной значилось: помещик Иван Тургенев направляется административным порядком в своё поместье Спасское – Лутовиново Мценского уезда Орловской губернии. Причиной ареста и ссылки были «Записки охотника», которые потрясли Россию. Но мы сегодня поговорим о стихотворениях в прозе, которые остались в русской литературе как образцы своеобразного жанра. Эти стихотворения высветили «две коренных основы всего живущего», чтобы жизнь не прекращалась, собственная и чужая — все та же, всеобщая жизнь». Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека.
(Чтение стихотворения в прозе «Два брата»)
Ученик
И.С. Тургенева покорила личность Юлии Петровны Вревской , которая была дочерью генерала, шестнадцати лет ее выдали замуж за генерала Вревского, друга М.Ю. Лермонтова. Он погиб через два года после свадьбы на Кавказе. Юлия Петровна добровольно стала сестрой милосердия во время русско-турецкой войны в Болгарии. Она умерла от тифа, ухаживая за ранеными солдатами в необычайно трудных условиях. По выражению Тургенева, стихотворение "Памяти Ю.П. Вревской" было цветком, который он возложил на ее могилу.
(Чтение стихотворения в прозе «Памяти Вревской», затем слушаем романс Ю.Абаза «Утро туманное»)
Ученик
И.С.Тургенев, мучимый тяжёлой болезнью, чувствуя, что его дни сочтены, снова возвращался в свою молодость, исцелял себя живительными силами родного слова и русских просторов. Его волновала жизнь простых людей. Писатель никогда не был равнодушен к бедности и нищете, его всегда угнетала мысль о несправедливом устройстве мира. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни.
(Чтение стихотворения в прозе «Нищий»)
Ученик
И.С.Тургенев никак не ожидал, что появление его миниатюрных новелл будет встречено читателями с живейшим интересом и сочувствием. Вскоре они были переведены Полиной Виардо на французский язык, а затем были опубликованы переводы и на другие европейские языки. Эта загадочная, притягательная женщина сумела на всю жизнь приковать к себе писателя. Внешность Виардо была далека от идеала. Но когда «божественная Виардо» начинала петь, ее странная, почти отталкивающая внешность волшебным образом преображалась.
(Слушаем запись арии Розины из оперы Д. Россини «Севильский цирюльник»)
(Чтение стихотворения в прозе «Черепа»)
Ученик
Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку. И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор. Читая стихотворение «Воробей», многое понимаешь. Например, то, что на земле мы не одни, что кроме нас есть и другие живые существа и то, что они тоже знают, что такое материнская любовь. Материнская любовь – это самая сильная и вечная любовь на всём белом свете.
(Чтение стихотворения в прозе «Воробей», фоном звучит музыка Бетховена «К Элизе»)
Ученик
Главное в жанре стихотворения в прозе – это чувства, мысли, эмоции художника. Каждое стихотворение построено в виде миниатюры, а в конце его мы видим главную мысль, идею. Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям ближних Тургенев запечатлел в стихотворении “Маша”. Здесь, как и в “Записках охотника”, показано нравственное превосходство простого русского мужика над представителями господствующих классов.
(Чтение стихотворения в прозе «Маша»)
Ученик
В стихотворении И.С. Тургенева «Собака» повествование ведется от первого лица, и образ автора очень близок Тургеневу. Оно представляет собой философское размышление о жизни и смерти. Это чувство присуще не только людям, но и животным. Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь. Видно, что он очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле. (Слушаем стихотворение в прозе «Собака»)
Ученик
Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда не порывала с её поэтическим началом. Тургенева увлекала тема человеческого счастья. В повести «Ася» он показал, как зарождается прекрасная любовь у семнадцатилетней девушки, гордой, искренней и страстной. Некрасов после прочтения этой повести написал Тургеневу: «…она прелесть как хороша. От нее веет душевной молодостью, вся она – чистое золото поэзии. Без натяжки пришлась эта прекрасная обстановка к поэтическому сюжету, и вышло что-то небывалое у нас по красоте и чистоте».
(Инсценировка отрывка из повести «Ася»)
Ученик
На протяжении всего творческого пути Тургенев стремился соединить свои философские и художественные искания, соединить поэзию и прозу. За пять лет им было написано около восьмидесяти миниатюр. Этюды реальной жизни сменялись фантазиями, а живые люди изображались рядом с художественными символами. Какая бы тема ни затрагивалась в стихотворениях, в них всегда отчетливо ощущался голос автора.
Ученик
Пройдут десятилетия. Новые поколения людей населят землю. Они по-новому прочтут, по-новому поймут произведения И.С. Тургенева. «Я глубоко убеждён, - писал А.П.Чехов,- что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока ещё кричат кулики и плачут чибисы, пока существует русский язык и русский народ, Тургенева не забудут».
(Звучит «Аве Мария» композитора Баха-Гуно)