Урок – литературная гостиная «Поэзия – чудесная страна…»
Урок – литературная гостиная
"Поэзия – чудесная страна…"
Цель: прививать любовь к поэзии, развивать творческие способности, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка; расширить представление о жизни и творчестве поэтов города.
Задачи:
1. Проследить, как в творчестве поэтов раскрывается тема “малой родины”.
2. Развивать умение слушать, вести диалог, творческие способности детей.
3. Воспитывать любовь к малой родине, родному краю.
Оборудование: сборники стихотворений, портреты поэтов-классиков.
Ход урока
1.Слово учителя: Нужна ли нам поэзия или совсем не нужна. Вопрос, который иногда задают себе не только поэты, но и вообще любой человек. Можно спорить до хрипоты по этому поводу. Можно запретить поэтов или придумать им знаки отличия. Поэзия на всё это не обращает внимания. Она была, есть и будет всегда там, где живут человеческие чувства, причём, самые светлые и прекрасные. Там, где говорит Душа.
Прекрасный месяц весны не зря выбран для празднования замечательного, романтического Дня поэзии. Ведь март – это месяц, олицетворяющий начало весны, возрождение и пробуждение природы. Поэзия всегда воспевала настроение и тепло, зарождение жизни, новых чувств и надежд.
Сколько имен всплывает в памяти!
Есенин, Пушкин, Блок и Фет,
Ахматова, Барто, Твардовский…
В России, если ты поэт –
Ты должен ярким быть и броским.
Знать, словом должен зажигать,
И душу вылечить словами.
Тебе ли этого не знать,
Поэт, живущий рядом с нами?
Поэзия – великий дар!
Кто оседлать сумел Пегаса,
Тот никогда не будет стар,
Рифмуя мысли ежечасно.
А сколько гениальных строк было подписано именами Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова… список может быть очень большим, ведь в нашей стране так много талантливых поэтов! Откуда они брались эти сроки и куда уходят, оставляя след в наших душах? Это великая загадка, которую, однако, никто не хочет разгадывать - просто одни хотят писать стихи, а другие их читать и находить в них отклик своим чувствам.
Мне кажется, что писать стихи – это всё равно, что уметь летать как птица. Этому нельзя научиться, а вот понимать поэзию может научиться каждый, поэтому настоящей хозяйкой нашего урока будет поэзия, а долгожданными гостями – стихи.
2. Выступление учащихся.
Ведущий 1. Вы задумывались когда-нибудь, отчего человек начинает писать стихи? Откуда берется удивительный дар заставлять слова звучать по – иному, от которых у людей захватывает дыхание и сильнее бьется сердце!
Ведущий 2. Наша гостиная сегодня собрала тех, кто любит или хочет полюбить поэзию и музыку, хочет испытать то чувство полета, которое испытывает каждый, кто их понимает. А ещё сегодня у нас замечательная гостья – кизлярская поэтесса Ольга Степановна Адиняева.
Ведущий 1. Сегодня мы будем читать и слушать стихи, похожие на эхо, потому что в них отзывается любовь к родному городу, людям живущим рядом
2-й ведущий: Поэзия – чудесная страна,
Где правит рифма целым миром!
Ей власть особая дана
Нас покорять звучаньем лиры!
1-й ведущий: Она открыта тем, кто слышит
Души движенье, мысли ход,
Кто рифмами живёт и дышит,
В ком жажда творчества живёт.
2-й ведущий: Трудно представить нашу жизнь без поэзии. Мысль, вооруженная рифмой, становится острее и ярче. Она попадает прямо в цель - наше сердце и пробуждает душу, послушайте:
Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем.
1-й ведущий: Проделаем простой опыт – выразим прозой содержание этого известного стихотворения А.С.Пушкина: «Я вас любил, может быть, в моей душе любовь не совсем угасла, но пусть она вас больше не тревожит. Я не хочу ничем вас печалить…» Слова те же, что и у Пушкина, но содержание очень обеднено. Исчезла рифма – и потускнели нежность, любовь, возвышенное благородство чувств; вместо яркого выражения переживаний остался сухой их перечень.
2-й ведущий: Поэзия делает нашу жизнь богаче, придавая обычным словам особую магию. Сила слова обладает особой энергией, увлекающей за собой и подчиняющей себе наше воображение. Чтобы привлечь внимание общества к поэзии как к источнику ответов на многие вопросы человечества, как к искусству, полностью открытому людям, на 30-й сессии ЮНЕСКО в 1999 году было принято решение 21 марта каждого года отмечать Всемирный день поэзии.
1-й ведущий: С 2000г Всемирный день поэзии отмечается во многих странах фестивалями, конкурсами маститых и начинающих поэтов, викторинами, мастер-классами, литературными вечерами, презентациями новых поэтических произведений, вручениями литературных премий. Мы рады видеть сегодня в этом зале истинных любителей и ценителей поэзии.
2-й ведущий: Поэзия — давняя, но вечно юная вдохновенная любовь человечества! Историки говорят, что первые стихи были созданы еще в 2-3 веке до нашей эры. С тех пор поэзия всегда была с людьми - и многим помогала жить Б. Пастернак дал такое определение поэзии («Определение поэзии»):
Это- круто налившийся свист,
Это-щелканье сдавленных льдинок,
Это- ночь, леденящая лист,
Это- двух соловьев поединок.
1-й ведущий: А так определяет поэзию А.Ахматова («Про стихи»):
Это - выжимки бессонниц,
Это - свеч кривых нагар,
Это - сотен белых звонниц
Первый утренний удар.
2-й ведущий: А вот, что говорили о поэзии древние греки: «ПОЭ́ЗИЯ- (от греч. Poiesis — "делание, приготовление, творение, созидание", от финикийского phohe — "уста, голос, язык" и Ish — "Божество") — в глубокой древности в странах Ближнего Востока финикийское "поэсис" означало: Божественный, древнейший магический язык, благодаря которому человек может ощутить свое единство с природой, стихиями и божественными силами, управляющими миром».
1-й ведущий: Древнегреческий поэт Гесиод рассказывая о своей встрече с богинями-музами, покровительницами поэтического искусства, объяснил, что именно они раскрыли ему секрет художественного воображения, фантазии.
А.С. Пушкин описывал явление ему Музы такими словами:
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых
Близ вод сиявших в тишине,
Являться муза стала мне. («Евгений Онегин»)
2-й ведущий: Сколько терний и невзгод, сколько жизненных трагедий познали поэты, творя свой подвиг! Велика их заслуга перед народом.
Есенин, Пушкин, Блок и Фет,
Ахматова, Барто, Твардовский…
В России, если ты поэт –
Ты должен ярким быть и броским.
Знать, словом должен зажигать,
И душу вылечить словами.
Тебе ли этого не знать,
Поэт, живущий рядом с нами?
Поэзия – великий дар!
Кто оседлать сумел Пегаса,
Тот никогда не будет стар,
Рифмуя мысли ежечасно.
3. Слово учителя: Дорогие ребята! Сегодня вы имеете возможность лично пообщаться с человеком, который обладает талантом «рифмовать свои мысли». Творчеству Ольги Степановны Адиняевой присущи женственность, романтичность, возвышенная страсть, нежность. И музыкой слова её обильны, и юностью душа её поёт.
4. Выступление поэта О. С. Адиняевой:
а) рассказ о себе;
б) чтение стихотворений.
5. Диалог с поэтом:
- Когда начали писать? Когда поняли, что поэзия – это надолго? Это – настоящее?
- Что в детстве для Вас было радостью?
- Любили ли Вы в школе литературу?
- О чем больше любите писать? Какая из тем ближе?
- Сколько книг у Вас вышло? Какая из них дороже, значимее?
- Можно ли научиться писать стихи? Или надо родиться поэтом? А как было у Вас?
- Сколько вам было лет, когда Вы написали свое первое стихотворение?
- Какое Ваше любимое стихотворение? Что послужило поводом для его написания?
- В какое время года, в какое время суток Вам легче писать стихотворения?
- Есть любимое стихотворение?
- Ваш любимый поэт?
- Ваш совет начинающим писать
6. Дети читают стихи собственного сочинения.
7. Учитель:
- Сегодня мы говорили об удивительном явлении в нашей жизни – о поэзии. Жизнеутверждающая и грустная, зовущая к раздумью и действию, поэзия настраивает душу человека на волны добра и участия к людям…
Я надеюсь, что этот день и наш урок, эта встреча для всех вас останутся в памяти, как добрый и счастливый день, проведённый в кругу друзей. И я искренне желаю вам продолжать своё знакомство с Волшебным миром поэзии!