12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Джиоева Лейла1069
Учитель русского языка и литературы ГБОУ РФМЛИ, стаж работы- 24 года, финалист Всероссийского конкурса "Учитель года России-2015"
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
Материал размещён в группе «Издательский Дом "Первое сентября"»

МАСТЕР-КЛАСС

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

«ЗАЖГИ СВОЮ ЗВЕЗДУ»

« Любовная лирика Востока в малых формах поэзии»

Форма: Встреча поэтов

(СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ К МАСТЕР-КЛАССУ)

1.Мотивационный настрой.

На фоне музыки читается:

(На слайд проецируется перевод)

Эй джураи джон, бе ту джахонро чи кунам?

Бе ту гули сурхи аргувонро чи кунам?

Бе ту гули сурхи аргувон бисёрай,

Дил майли ту дорад, дигаронро чи кунам?

Перевод:

О, милая моя, не нужен мне этот мир без тебя!

Зачем мне этот алый прекрасный цветок без тебя?

Прекрасных алых цветков на свете полно…

Но сердце моё желает тебя, и только тебя!

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой – то тайной.

Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, манерах.

Многие называют Восток мудрым. Многие - прекрасным.

Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры и познакомимся с восточной поэзией, ее малыми формами (жанрами)

Не секрет, что шахи и султаны содержали корпусы придворных поэтов и даже воевали между собой за возможность иметь при дворе лучших и талантливейших не просто потому, что любили истинную поэзию.

Они знали, что стих популярного поэта тут же выйдет за пределы дворца, станет достоянием базара – средоточия идеологической жизни того времени.

II. Итак, тема моего мастер-класса « ЗАЖГИ СВОЮ ЗВЕЗДУ»

Цель - показать, какие методы и приемы я использую в урочной и внеурочной деятельности при работе с ТРКМ (технологией развития критического мышления), а также попытаться приблизиться к загадочной поэзии Востока, узнать и открыть новое, воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.

Мы будем говорить о любовной лирике Востока в малых формах поэзии

А каких авторов восточной поэзии знаете вы?

(Джами Махтумкули, Низами Гянджеви, Носир Хисроу, Омар Хайям, РудакИ (родоначальник поэзии на фарси), РумИ СаадИ, Хафиз ШиразИ, ФирдоусИ)

Имена персидско-таджикских поэтов Рудаки, Фирдоуси, Омара Хайяма, Хафиза Ширази, Саади, Руми принадлежат «золотому ряду» мировой поэзии и так же знамениты, как имена Данте и Петрарки, Шекспира и Байрона, Гете и Шиллера, Пушкина и Лермонтова.

Переводы стихов персидско-таджикских поэтов или отклики и вариации на восточные темы есть у Жуковского и Пушкина, Фета и Есенина.

У прочитанного мною стихотворения нет автора - оно народное (хАлки)

Но мы с вами будем работать с малыми авторскими жанрами поэзии

Какие жанры восточной поэзии вы знаете? (бейт, рубаи, касыда, газель и т.д.)

Проведем мастер-класс не совсем в обычной форме- форме литературной гостиной «Встреча поэтов». Сегодня мы попробуем себя в роли стихотворцев, используя прием «Проба пера»

Попрошу участников мастер-класса сесть за столики.

Прием «Проба пера» позволяет развивать творческие способности учащихся, критическое мышление, вырабатывает умение создавать самостоятельно стихотворные художественные тексты; развивать в себе потребность к самопознанию и самосовершенствованию. Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое другое. Также данный прием неоценим в работе кружка «Юный журналист» и школьной газеты «Лицеист», редактором которой я являюсь.

Вы будете работать в парах, (разделитесь на пары)

У вас на столах есть подсказка: как составлять стихи малых жанров (форм).

III. Пришла пора ознакомиться с жанрами восточной поэзии.

(есть распечатка у участников, также проецируется на экран)

Бейт двустишие, в котором содержится определенная законченная мысль, может быть рифмованным и нерифмованным. В восточной поэзии из бейтов составляли газели, рубаи и т.п.

Тьма кос и лика лунный свет отняли все сполна:

И днем душе покоя нет, и ночью не до сна!

ГазельСостоит обычно из 5-12 бейтов, в первом из них рифмуются оба полустишия, далее следует рифмовка через строку. В последнем бейте большей частью упоминается имя автора. Основное содержание газелей - любовь, тоска влюбленных, философские раздумья.

Когда красавицу Шираза своим кумиром, изберу,

За родинку её отдам я и Самарканд, и Бухару.

(Хафиз)

Рубаичетверостишие, где рифмуются 1, 2 и 4 строки. Иногда рифмуются все 4 строчки. Стих философского и любовного содержания, который содержит определенную мысль, подчеркнутую в последней строке.

Цель творца и вершина творения - мы.

Мудрость, разум, источник прозрения - мы

Этот круг мироздания перстню подобен. -

В нем граненый алмаз, без сомнения, мы

Хорошее слово на востоке ценилось всегда. В мирное время поэты выступали на народных праздниках, соревнуясь в умении создавать короткие стихи.

Сегодня мы проведем встречу поэтов в виде МушайрЫ – публичного состязания на звание лучшего поэта Востока. (Слайд)

МушайрА — древний поэтический конкурс. Еще во времена Омара Хайяма самые знаменитые поэты боролись за звание лучшего. В награду победителю его имя вписывалось на священный камень Кааба в Мекке. Сегодня новые времена, и главный приз - всего лишь деньги…

IV. Что требуется от вас, уважаемые мастера художественного слова?

Создайте свои рубаи, бейты или газели. У вас на столах таблички с названием жанра, в котором надо будет создать свои творения.

А наградой победителю будет - Звезда на восточном небосклоне.

Мы зажжем Звезду лучшего поэта любовной лирики.

V. А пока фокус-группа создает свои творения, мы «поработаем» с произведениями знаменитых персидско-таджикских поэтов. Я прочитаю замечательные стихотворения поэтов Востока, а вы попробуете их озаглавить. Используя ключевые слова, подберите названия отрывкам.

Пояснение приему «Подбери название» Приём “Ключевые слова”

На уроках выделенные учащимися в тексте ключевые слова могут служить пунктами плана решения учебной задачи.

На данном этапе (литературной гостиной) прием помогает актуализировать личностные смыслы при работе с текстом и правильно подбирать названия.

Ключевые слова или фразы отражают суть отрывков.

Читается и проецируется на экран

1. Омар Хайям

За любовь к тебе пусть все осудят вокруг,

Мне с невеждами спорить, поверь, недосуг.

Лишь мужей исцеляет любовный напиток,

А ханжам он приносит жестокий недуг.

Как вы думаете, кто автор этих строк? Попробуйте озаглавить

2.Абулькасим Фирдоуси:

Раздавши дары, не печалься о них,

Знай цену, о сын мой, сокровищ земных.

Знай, царственной доли достоин лишь тот,

Кто с легкостью отдал бы в дар небосвод.

3.Рудаки:

О горе сердцу, страсти нет в котором,

Любовь в котором не вплелась узором.

Один лишь день, что без любви ты проведешь,

Бесплодный самый, смотрит так с укором.

4.Хафиз Ширази

Пусть вечно с сердцем дружит рок,— и большего не надо.

Повей, ширазский ветерок,— и большего не надо!

Любимой давней верен будь, привязан будь к отчизне.

Далеких не ищи дорог,— и большего не надо!

5.Омар Хайям:

Поутру просыпается роза моя,

На ветру распускается роза моя.

О жестокое небо! Едва распустилась –

Как уже осыпается роза моя.

6.Саади.

Изнемогая от любви,

У ног твоих умру от счастья!

Лишь позови меня, Лейли,

Я сердце разорву на части..

7.Джелаладдин РумИ

Любовь честна, и потому она

для исцеления души дана.

Любовь способна даровать нам речь,

Заставить петь и немоте обречь!

ИТАК, ФОКУС-ГРУППА ГОТОВА.

Я ДУМАЮ, ПРИШЛА ПОРА ЗАЖЕЧЬ ЗВЕЗДЫ НА ВОСТОЧНОМ НЕБОСКЛОНЕ

(участники читают)

Вопрос залу: достойны ли наши поэты звезды на восточном небосклоне? Зажжем?

Зажигаются звезды по количеству участников ( каждому участнику своя звезда).

Примечание: Также можно приклеить стикеры-звезды на ткань или декорации, которые ребята готовят к мероприятию сами

VI. ВИДЕОСЮЖЕТ- ОТРЫВОК ИЗ ФИЛЬМА «КОРОЛЕК- ПТИЧКА ПЕВЧАЯ»

Все вы, я уверена, помните замечательную историю любви Фериде и Кямрана, по одноимённому роману Решата Нури Гюнтекина. Любовь, которая смогла вынести неистовые удары судьбы и пройти через долгие годы, но всё же сохранить свою первоначальную чувственность и правдивость.

VII.

Предлагаю Вам поразмышлять над вопросом:

приносит ли людям несчастная любовь минуты радости?

(ответы зала)

VIII. Давайте попробуем аргументировать это, поработав в технологии РАФТ.

Участникам мастер-класса предлагается разделиться на 2 группы.

RAFT-технология — это педагогический прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки. ( Муштавинская И. В.)

Данная стратегия напоминает пятиэтапный способ написания текста, только в данном случае несколько четче структурируется стадия пробы пера, то есть, сам процесс создания первичного текста.

Учащимся ( в нашем случае фокус-группе) предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?

(Несчастная любовь/Счастливая любовь)

А – аудиторией. Кому вы будете писать?

Ф – в какой форме вы будете писать (монолог, эссе, рассказ и т.д).

Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.

Итак, РАФТ

РАФТ

 

1 ГРУППА

2 ГРУППА

Р

РОЛЬ

СЧАСТЛИВАЯ ЛЮБОВЬ

НЕСЧАСТНАЯ ЛЮБОВЬ

А

АУДИТОРИЯ

ЗАЛ

ЗАЛ

Ф

ФОРМА

МОНОЛОГ

МОНОЛОГ

Т

ТЕМА

ЛЮБОВЬ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СЧАСТЛИВЫМ (?)

ЛЮБОВЬ ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА СЧАСТЛИВЫМ

(?)

На это задание вам, мои уважаемые помощники, дается 3 минуты времени.

IX. ЗАЛУ Я ПРЕДЛАГАЮ ПОСЛУШАТЬ ПРЕКРАСНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ОМАРА ХАЙЯМА И НАСЛАДИТЬСЯ ВИЗУАЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ

(Видеоролик)

«История любви бывает разной»

История Любви, у всех бывает разной.

Бывает пылкая, бывает грустная, бывает и несчастной!

Бывает так, что чувство через мозг, полезть не могут от сомнений.

Что уберег, всё что нажил, то и получишь без сомнений!

Я, повествуя только о Своём, что в жизни много разного!

И в нём не усмотреть должны все краски бытия и пыток, чтоб не остаться у разбитого корыта. Нам Жизнь всегда подарит шанс: кого любить, кого нам и ненавидеть - дружно,

И главное поверьте мне не спутать реверанс, чтобы не кланяться тому к кому не нужно, любить и быть любимым это Счастье! Желаю счастья, Всем, кто любит и любим!

Ведь Жизнь без красок, делает безликим. И мир, и жизнь, и радость, и любовь!

Любите, чтоб Вас любили – Вновь

Итак, группы готовы? Давайте посмотрим, что у вас получилось

Слушаем монологи групп

Итак, приносит ли людям несчастная любовь минуты радости?

Вопросы участникам мастер-класса. Вопросы залу.

XI. Тренинг «Чего и тебе желаю» для участников мастер-класса

Встаньте, пожалуйста, в круг, так как круг - символ нашей сопричастности друг к другу. Будет лучше, если это будет полукруг, чтобы не стоять спиной к зрителю и залу.

Символом любви является сердце… Почему именно сердце?

Почему люди говорят: люблю всем сердцем, а не почками или легкими, например, сердце разбито (от любви), а не голова или сломана рука? Почему именно сердце?

Потому что сердце - наша жизнь. Сердцем можно чувствовать. Помните легенду о Данко, который вырвал свое сердце, чтобы осветить путь заблудившимся людям?

Сердце - совершенный образ любви как силы, которая связывает мир. Вот почему говорят о двух половинках сердца.

Я передаю сердце (любому участнику) и говорю Вам:

Омар Хайям советовал: «Храните ваши чувства». Любите и будьте любимы.

Чего и тебе желаю … (Принявший передает сердце другому, и так по кругу)

Сегодня активно используются в образовательном процессе тренинговые технологии. Сейчас на этапе рефлексии мы провели тренинг «Чего и тебе желаю», который активно мобилизует; способствует социализации участника групповой работы; гармонизирует личность человека; - способствует позитивному изменению Я – КОНЦЕПЦИИ.

XII. Залу я предлагаю следующее:

ДАВАЙТЕ И МЫ С ВАМИ ПОПРОБУЕМ РУКАМИ НАРИСОВАТЬ СЕРДЦЕ МАЛЕНЬКОЕ, СРЕДНЕЕ, БОЛЬШОЕ …ПОДНИМИТЕ РУКИ И ОТПРАВЬТЕ МЫСЛЕННО ЭТИ СЕРДЦА ДОРОГИМ ЛЮДЯМ . И ПУСТЬ ЭТИ ДОБРЫЕ СЕРДЦА ВАС ВСЕГДА ОКРУЖАЮТ…

XIII.

Как вы считаете, любовь зажигает в сердцах звезды? (Да, безусловно)

Закончить мастер-класс хотелось бы такими строчками:

Сожги в костре лихие дни.

Доверь огню свои печали…

Начни мелодию с начала.

Ее мотив тебе сродни.

Меняй тональность бытия…

Рви проржавевшие оковы.

Открой созвездие сверхновой…

Живи, желаний не тая!

Дерзни зажечь свою звезду!

Едва ли это невозможно…

Не бойся быть неосторожным!

Ищи! Люби! Будь на виду!

Я верю, ты зажжешь звезду!


 

Опубликовано в группе «Издательский Дом "Первое сентября"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.