Литературная гостиная «Во всём мне хочется дойти до самой сути» (11 класс)

1
0
Материал опубликован 10 October 2022

Клуб литературных знакомств. Борис Пастернак.

«Во всём мне хочется дойти до самой сути».

Вьюнова Галина Сергеевна, учитель

Цель: пробудить интерес учащихся к поэзии Пастернака, подчеркнуть музыкальность и живописность его стихотворений.

Оформление:

Портрет Б. Л. Пастернака;

Выставка книг автора;

Мультимедийная презентация;

Выставка в ШБ. Серия 2, выпуск 10, 2009.

Музыка:

Ф. Шопен. Ноктюрн

П. И. Чайковский. «Памяти великого артиста»

Татьяна и Сергей Никитины. «Снег идёт»

Татьяна и Сергей Никитины. «Никого не будет в доме»

Видеоклип «Свеча горела»

Шопен. Ноктюрн.

СЛАЙД 1

Ведущая: 10 февраля 1890 года в Москве родился поэт, чей творческий путь был сложен и тернист, чья поэзия вызывала разноречивые оценки. Но свойственное ему глубокое проникновение в тайны человеческой души, природы, Вселенной; свежий, образный и взволнованный стих всегда поражали ценителей поэтического искусства. Имя его – Борис Пастернак. (СЛАЙД 2)

СЛАЙД 3

Стихотворение «Февраль».

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

 

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

 

Где, как обугленные груши

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

 

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

 

Слайд 4

 

Ведущий: В Москву родители переехали в 1889 году из Одессы. Леонид Осипович был замечательным художником, живописцем, профессором Училища живописи, ваяния и зодчества. Огромную известность принесли ему иллюстрации к роману Льва Николаевича Толстого «Воскресение», отмеченные медалью на выставке в Париже.

 

СЛАЙД 5

 

Ведущая: Мать, Розалия Исидоровна Кауфман была талантливой пианисткой, которую ценил известный композитор А. Н. Скрябин.

 

СЛАЙД 6

 

Ведущий: 23 ноября 1894 года. Музыкальный вечер в квартире Леонида Осиповича Пастернака. За роялем его - жена и её знаменитые партнёры – скрипач Иван Войцехович Гржимали и виолончелист Анатолий Андреевич Брандуков. Исполняется трио Чайковского «Памяти великого артиста».

 

Чайковский «Памяти великого артиста».

 

Ведущая: Этот вечер станет не просто семейной легендой. С неё начнётся, как позже напишет Борис Пастернак в очерке «Люди и положения», пробуждение его младенческого сознания. Она переносит нас в мир четырёхлетнего малыша.

 

Чтец 1: «…Я проснулся от сладкой Щемящей муки… и заплакал от тоски и страха. Но музыка заглушила мои слёзы, и только когда разбудившую меня часть трио доиграли до конца, меня услышали. Показалась мать, склонилась надо мной и быстро меня успокоила. Наверное, меня вынесли к гостям… я увидел гостиную. Она полна была табачного дыма. Мигали ресницами свечи, точно он ел им глаза. Они ярко освещали красное лакированное дерево скрипки и виолончели. Чернел рояль. Чернели сюртуки мужчин. Дамы до плеч высовывались из платьев., как именинные цветы из корзин. С кольцами дыма сливались седины двух или трех стариков. Одного я потом хорошо знал и часто видел. Это был художник Н. Н. Ге. Образ другого как у большинства прошёл через всю мою жизнь., в особенности потому, что отец иллюстрировал его, ездил к нему, почитал его и что духом его проникнут был весь наш дом. Это был Лев Николаевич Толстой».

 

СЛАЙД 7

 

Чтец 2: «Весной 1903 года отец снял дачу в Оболенском. Дачным соседом нашим оказался Скрябин… На дачу поехали, как водится, рано утром. Солнце дробилось в лесной листве, низко свешивавшейся над домом… И совершенно так же как чередовались в лесу свет и тень и перелетали с ветки на ветку и пели птицы, носились по нему куски и отрывки Третьей симфонии или божественной поэмы, которую в фортепианном выражении сочиняли на соседней даче. Боже, что это была за музыка!.. Мне было 12 лет. Скрябин покорил меня свежестью своего духа. Я любил его до безумия».

 

СЛАЙД 8

 

Ведущая: В 1908 году он окончил Московскую пятую гимназию с золотой медалью и поступил в Императорский Московский университет на юридический факультет, спустя год перевёлся на философское отделение.

 

СЛАЙД 9

 

Ведущий: Весной 1912 года он отправился в Германию, в знаменитый Марбургский университет, в котором преподавал известный философ профессор Коген.

СЛАЙД 10

Улица в Марбурге, на которой находился дом, где жил Пастернак, названа теперь его именем.

 

Ведущая: О Марбурге поэт позднее напишет в стихотворении «Марбург». СЛАЙД 11

Адресатом этого автобиографичного стихотворения-послания стала юная Ида Высоцкая, московская гимназистка, ученица Пастернака-репетитора. Он сделал ей предложение, но получил отказ.

 

Звучит стихотворение «Марбург»(отрывок)

 

Ведущий:

Я вздрагивал. Я загорался и гас.
Я трясся. Я сделал сейчас предложенье,-
Но поздно, я сдрейфил, и вот мне - отказ.
Как жаль ее слез! Я святого блаженней.

 

Я вышел на площадь. Я мог быть сочтен
Вторично родившимся. Каждая малость
Жила и, не ставя меня ни во что,
B прощальном значеньи своем подымалась

<>

 

Ведущая:

В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму Шекспирову,
Носил я с собою и знал назубок,
Шатался по городу и репетировал.

Когда я упал пред тобой, охватив
Туман этот, лед этот, эту поверхность

(Как ты хороша!)- этот вихрь духоты -
О чем ты? Опомнись! Пропало. Отвергнут.

 

Ведущий: На пути к поэзии Борис Пастернак преодолел два сильнейших искушения:

композитор А. Н. Скрябин рекомендовал ему всерьёз заняться музыкой, которой он занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано).

 

философ Г. Коген советовал избрать путь профессионального учёного-философа.

 

Ведущая: Оба предложения Пастернак отверг ради стихотворства. Первая его книга «Близнец в тучах» вышла в 1913 году.

СЛАЙД 12

Но настоящим своим поэтическим успехом Борис Леонидович считал книгу «Сестра моя – жизнь». Она вышла в 1922 году. Большинство стихотворений, вошедших в книгу, были написаны ещё летом 1917 года.

 

Ведущий: Эта книга напоминает необычайный любовный роман, поражающий грандиозностью метафор, мощью союзника влюбленных – природы. Природа вообще призывается поэтом, чтобы «досказать», дополнить, укрупнить высокое чувство. Преобладающее звучание голосов природы, их метафорический язык сохраняются и в поздней лирике.

 

СЛАЙД 13

Видеоклип «Снег идёт» или запись песни в исполнении Т. и С. Никитиных.

 

СЛАЙД 14

Ведущая: Адресат стихотворения «Любить иных тяжелый крест…» - Зинаида Николаевна Нейгауз, вторая жена поэта. Однако, это не только любовное, но и философское стихотворение, поскольку содержит очень важную для Пастернака мысль: сущность свою мир раскрывает не перед аналитическим взглядом учёного или затуманенным взором мистика. Смысл окружающего мира в нём самом, нужно только «проснуться и прозреть» - научиться его видеть и бескорыстно любить, и тогда станет понятным, для чего этот мир существует. Так у человека, любящего женщину, не возникает вопроса, для чего он живет, потому что смысл его жизни в самой любви.

 

Стихотворение «Любить иных – тяжёлый крест».

Любить иных - тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

 

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

 

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Все это - не большая хитрость.

1931

Ведущая: Стихотворение - "Никого не будет в доме..." - поэт тоже посвятил своей жене Зинаиде Николаевне.

Эти строки уже срослись с музыкой, и их теперь нельзя представить себе без нее. Она слышится там уже и сама по себе, когда ты читаешь эти стихи глазами и представляешь себе лирическую героиню Пастернака, Зинаиду Николаевну, которая сейчас войдет к нему в комнату, как муза в белом, "как будущность":

 

Песня «Никого не будет в доме»

 

Ведущий: В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный срыв.

 

Ведущая: В январе 1936 гoдa он публикует два стихотворения, обращенные со словами восхищения к И. В. Сталину, однако уже к середине 1936 гoдa отношение властей к нему меняется — его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы.

 

Ведущий: По мере ослабевающего интереса к советской власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок. К концу 30-х он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка.

 

СЛАЙД 15


Ведущая: Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой, которые были освобождены из тюрьмы после писем Сталину Пастернака и Ахматовой.

 

Ведущий: В годы репрессий проявляет огромное гражданское мужество — отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка.

 

Ведущая: Годы великой Отечественной войны провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многом людям, в том числе дочери Марины Цветаевой.

Ведущий: В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице», полном глубокого религиозного чувства.

 

Стихотворение «В больнице».

В больнице

Стояли как перед витриной,
Почти запрудив тротуар.
Носилки втолкнули в машину.
В кабину вскочил санитар.

И скорая помощь, минуя
Панели, подъезды, зевак,
Сумятицу улиц ночную,
Нырнула огнями во мрак.

Милиция, улицы, лица
Мелькали в свету фонаря.
Покачивалась фельдшерица
Со склянкою нашатыря.

Шел дождь, и в приемном покое
Уныло шумел водосток,
Меж тем как строка за строкою
Марали опросный листок.

Его положили у входа.
Все в корпусе было полно.
Разило парами иода,
И с улицы дуло в окно.

Окно обнимало квадратом
Часть сада и неба клочок.
К палатам, полам и халатам
Присматривался новичок.

 

Как вдруг из расспросов сиделки,
Покачивавшей головой,
Он понял, что из переделки
Едва ли он выйдет живой.

Тогда он взглянул благодарно
В окно, за которым стена
Была точно искрой пожарной
Из города озарена.

Там в зареве рдела застава,
И, в отсвете города, клен
Отвешивал веткой корявой
Больному прощальный поклон.

О господи, как совершенны
Дела твои, думал больной,
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.

Я принял снотворного дозу
И плачу, платок теребя.
О боже, волнения слезы
Мешают мне видеть тебя.

Мне сладко при свете неярком,
Чуть падающем на кровать,
Себя и свой жребий подарком
Бесценным твоим сознавать.

Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр”.

1956 год

 

 

 

СЛАЙД 16

Ведущая: В течение десяти лет, с 1945 по 1955, он создавал роман «Доктор Живаго» Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой. Многие свои знаменитые стихотворения, созданные в это время, Пастернак включил в роман «Доктор Живаго», как стихи, написанные его главным героем — Юрием Андреевичем Живаго.

СЛАЙД 17

 

СЛАЙД 18

Ведущий: Это стихотворение «Зимняя ночь» положила на музыку А. Б. Пугачёва. Оно о любви двух людей, героев романа «Доктор Живаго» - Лары и Юры. Их любовь горит, как свеча, вопреки, или на фоне, социальных метелей, революции. Это стихотворение о любви любых других влюбленных, «скрестивших» свои судьбы вопреки «метелям» жизни.

Видеоклип «Свеча горела».

Ведущий: Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческой жизни — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны.

Ведущая: Публикация романа на Западе — сначала в Италии в 1957 гoду, а потом в Великобритании — привела к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях трудящихся. Московская организация Союза Писателей СССР, вслед за Правлением Союза Писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства.

Ведущий: С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.

 

СЛАЙД 19


Ведущая: Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю. В писательской среде этот факт тоже был воспринят негативно. Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

 

Ведущий: На Пастернака было оказано и личное давление, которое, в конечном счёте, принудило его отказаться от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал : «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».


Ведущая: Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине». Послушайте это стихотворение.

Стихотворение «Нобелевская премия»

Нобелевская премия

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

1959 год

Ведущий: Стихотворения 1956 – 1959 годов вошли в цикл «Когда разгуляется». Полностью издан посмертно в 1961г. Он считается одним из лучших в русской поэзии , многие стихотворения из него служат примером творчества, сравнимого с самыми выдающимися достижениями мировой литературы.

 

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво»

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

1956 год

 

Ведущая: В последнем стихотворном сборнике, так и не вышедшем при жизни поэта, появляется стихотворение, ставшее своеобразным поэтическим манифестом «Во всём мне хочется дойти до самой сути».

 

Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути»

 

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

 

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука
Натянутая тетива
Тугого лука.

1956 год

 

 

 

Звучит Ноктюрн Шопена.

СЛАЙД 20

 

Ведущий: Земная жизнь поэта завершилась 30 мая 1960 года, началась – вечная.

Список литературы

Агеносов В. В. Русская литература XX века. М. «Дрофа», 1998.

Амфилохиева М. В. Традиции и инновации в преподавании литературы. Санкт-Петербург «Паритет», 2003.

Выставка в школьной библиотеке. Борис Леонидович Пастернак. Серия 2, выпуск 10, 2009.

Исаченкова Н. В. Сценарии литературных вечеров в школе. Санкт-Петербург «Паритет», 2001.

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=родители%20пастернака&nl=1&stype=image

http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/pasternak/

http://slova.org.ru/pasternak/about/

http://www.stihi-rus.ru/1/Pasternak/

http://gold.stihophone.ru/

 

11

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.