Календарно-тематическое планирование «Литературная гостиная» (10-11 лет)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по общекультурному направлению «Литературная гостиная»
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 10-11 лет
Составитель:
учитель начальных классов
Картунен С.А.
п. Ильинский
2015
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
«Литературная гостиная»
Пояснительная записка.
Общая характеристика факультатива.
«Литературная гостиная» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Факультативные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального, общекультурного развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие,
и самовоспитание.
Главные цели:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Темы внеурочной деятельности перекликаются с содержанием основной программы по предмету, дополняют изучаемые на уроках (занятиях) темы,. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Формы организации факультативных занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам
книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг,
детскими периодическими и электронными изданиями.
Место факультатива в учебном плане. В 4 классе планируется 34 занятия.
Ценностные ориентиры содержания факультатива. Содержание программы факультатива «Литературная гостиная» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа факультатива — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Актуальность и педагогическая целесообразность использования программы заключается в том, что она формирует навык чтения и других видов речевой деятельности учащихся, учит ориентироваться в книге, расширять свои знания об окружающем мире, формирует литературоведческие понятия. Этот факультативный курс необходим по ряду причин:
1. количество базисных часов уменьшилось (с 4 часов - 2 часа в неделю (в 4 классе).
2. перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге.
3. программа предполагает самостоятельный поиск произведений и их прочтение.
Программа "Литературная гостиная " состоит из следующих разделов:
Любимая книга, прочитанная летом
Страницы старины седой
По дорогам сказок
Дети — герои книг
Книги о героях Великой Отечественной войны
Каждый раздел программы заканчивается конференцией, литературной игрой, викториной, конкурсом чтецов, предполагается и проектная деятельность.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В результате освоения программы факультатива «Литературная гостиная» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Используемая литература:
Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
Материально-техническое обеспечение
- Интерактивная доска - Компьютер
- Принтер - Система голосования
Электронные пособия:
1. Детям о писателях- диск с видеоуроками, Copyright 2014, ООО «КомпЭду», videouroki.net
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
3. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok
Календарно-тематическое планирование «Литературная гостиная» 4 класс
№ |
Тема |
К-во часов |
Календ. сроки |
Форма и тип урока |
Формируемые УУД |
Материально-техническое обеспечение |
Раздел « Любимая книга, прочитанная летом» |
||||||
1 |
«Там, по неведомым дорожкам…» Любимая книга, прочитанная летом |
1 |
2.09 |
УКПЗ1, путешествие |
Познавательные: составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; синквейн о любимом герое. Коммуникативные: участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения |
Компьютер, презентация, карточки с заданиями |
2 |
Диагностика скорости чтения и усвоения прочитанного |
1 |
9.09 |
УРК2,диагностика скорости чтения и усвоения прочитанного |
Текст для проверки техники чтения |
|
Раздел «Страницы старины седой» |
||||||
3 |
Былины, былинщики. |
1 |
16.09 |
УУНЗ3, путешествие в старину |
Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений, соблюдать орфоэпические нормы русского литературного языка, определять тему и главную мысль произведения. Регулятивные: уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты, уметь самостоятельно работать над новым произведением. Коммуникативные: участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; Регулятивные: уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх; |
Компьютер, презентация, |
4 |
Былинные богатыри в стихотворной форме и прозаической форме. |
1 |
23.09 |
УКПЗ, конкурс исполнителей былин |
Карточки по оценке чтения |
|
5 |
История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. |
1 |
30.09 |
УУНЗ, урок-экскурсия в библиотеку |
Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь» |
|
6-12 |
Чтение и обсуждение книги Линевского А. «Листы каменной книги» |
7 |
8.10 15.1022.1019.1012.1119.11 26.11 |
УУНЗ, уроки-обсуждения |
игра "Лосенок Хирви и сова Мудра читают листы каменной книги" (игра о петроглифах) https://vk.com/albums-12866085?z=photo-12866085_45623 |
|
13 |
Литературная гостиная «Путешествие в прошлое» |
1 |
3.12 |
УР4, деловая игра(интегрированный урок) |
Интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, система голосования |
|
Раздел «По дорогам сказок» |
||||||
14-15 |
Волшебные литературные сказки. В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»
|
2 |
10.12 17.12 |
УУНЗ, урок-обсуждения |
Познавательные учебные умения: прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата ; составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; Коммуникативные: участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию |
Детям о писателях- диск с видеоуроками, Copyright 2014, ООО «КомпЭду», videouroki.net |
16 |
Волшебные литературные сказки. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
1 |
24.12 |
УКПЗ, викторина |
Интерактивная доска, презентация, Детям о писателях- диск с видеоуроками, Copyright 2014, ООО «КомпЭду», videouroki.net |
|
17 |
Информационно-развлекательной игра «Крестики-нолики» по теме «Литературные сказки» |
1 |
30.12 |
УР, литер.игра |
Интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, система голосования |
|
Раздел «Дети — герои книг» |
||||||
18-21 |
А. Гайдар «Тимур и его команда» |
4 |
16.01 23.0130.016.02 |
УУНЗ, уроки-обсуждения |
Познавательные: прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги Коммуникативные: участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; Регулятивные: уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх; |
Интерактивная доска, презентация, |
22 |
« Своя игра» по книге «Тимур и его команда» |
1 |
12.02 |
УР, диспут |
Интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, система голосования |
|
23-28 |
Книги зарубежных писателей. М.Твен « Приключения Тома Сойера» |
6 |
20.02 27.02 6.03 13.03 20.03 3.04 |
УУНЗ, уроки-обсуждения |
Интерактивная доска, презентация, |
|
29 |
Литературная игра « По следам Тома Сойера» |
1 |
10.04 |
УРК,литер.игра |
Интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями, система голосования |
|
Раздел «Книги о героях Великой Отечественной войны» |
||||||
30 |
Конкурс чтецов стихотворений о ВОВ |
1 |
17.04 |
УРК, конкурс |
Коммуникативные: участвовать в конкурсах чтецов |
Интерактивнаядоска, презентация |
31-32 |
Проект «Они защищали Родину» |
2 |
23.04 30.04 |
УРК, проект |
Регулятивные: уметь работать в парах и группах, участвовать в проектах |
Компьютер, презентация |
33 |
Книги о детях военной поры. |
1 |
14.05 |
УУНЗ, уроки-обсуждения |
Коммуникативные: участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию |
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru |
34 |
Подведение итогов года. Создание и представление проекта классной газеты «Книголюб». |
1 |
21.05 |
УР, защита проектов |
Знать изученные литературные произведения и их авторов, осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении литературных произведений. |
Компьютер, презентация |
1 УКПЗ- урок комплексного применения знаний
2 УРК- урок развивающего контроля
3 УУНЗ- урок усвоения новых знаний
4 УР- Урок рефлексии (систематизации и обобщения полученных знаний)
Панагушина Елена Аркадьевна
Картунен Светлана Андреевна
Макарова Татьяна Анатольевна
Артеменко Елена Николаевна
Картунен Светлана Андреевна
Картунен Светлана Андреевна