Урок литературы «До тебя мне дойти нелегко, А до смерти четыре шага» (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока литературы и музыки
в 5 классе
по учебнику В.Я.Коровиной
по теме
«До тебя мне дойти нелегко, // А до смерти четыре шага»
Составлена
Шаромовой Юлией Константиновной
2016 год
Технологическая карта урока литературы и музыки
Тема урока: «До тебя мне дойти нелегко, // А до смерти четыре шага».
Учитель: Шаромова Юлия Константиновна
Класс: 5
Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации, показать связь между литературой и музыкой.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Тип урока: урока «открытия» нового знания, метапредметный урок.
Методы: «мозговой штурм», мастер-класс, анализ ситуаций морального выбора, групповая дискуссия.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, тетрадный лист.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
Организационный момент |
Здравствуйте, садитесь. Прослушивание аудиозаписи голоса Левитана о наступлении войны. Видео 1. |
Погружаются в атмосферу времен Великой Отечественной войны, настраиваются на урок. |
Личностные УУД |
Актуализация необходимых знаний |
Идет война – до песен ли?!. Зачем они в страшное военное время? Выжить бы… Но надо выстоять и победить! И народ поет военные песни. Песни о войне – это песни о Родине, о Встрече и Разлуке, об Утрате и Надежде. Песни Победы! Песни, которые свяжут ниточкой эти две такие непохожие, военную и мирную, жизни. И эта нить времен не прервется, пока будут петь военные песни. Есть песни о боевых подвигах, о трудностях солдатской жизни, но на войне было место и Любви. За каждой песней стоит поэт, написавший стихи для неё. И часто поэт-солдат творил свои произведения в перерывах между боями, в окопах, под взрывы пуль и грохоты снарядов. Есть песни о боевых подвигах, о трудностях солдатской жизни, но на войне было место и Любви. |
Слушают. Вспоминают факты Великой Отечественной войны. Вспоминают военные песни, поэтов-фронтовиков. Размышляют о значении песен во время войны. |
Познавательные и личностные УУД |
Мотивация познавательной деятельности |
-Ребята, сегодня у нас очень важный урок. -Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить на уроке, что вы хотите узнать? -Как вы думаете, почему у солдат, несмотря на все тяготы военной жизни, было время и на Любовь? -Ребята, во время Великой Отечественной войны обычному солдату позвонить по телефону родным было практически невозможно. Как вы считаете, каким образом солдат мог связаться с любимой, с родственниками? -Да, ребята, правильно. Конечно же, письма были основным способом связи с родными. Но эти письма несколько отличались от привычных нам конвертов. Письма во время войны складывались в треугольники и посылались не в конвертах. -Как вы думаете, почему письма не в конвертах, а в треугольниках? -Послушайте стихотворение. Треугольником сложен потемневший листок, В нем и горькое лето, и сигналы тревог, В нем печаль отступленья в тот отчаянный год. Рвется ветер осенний и команда: вперёд! Даже смерть отступала, хоть на несколько дней, Где солдатские письма шли дорогой своей. И с поклоном последние письма, полные сил, От погибших в сраженьях почтальон приносил. Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь, И бессонную правду фронтовых голосов. Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте. Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. -Друзья, а вы хотите научиться складывать письма треугольником, как во время войны? Мастер-класс «Письмо-треугольник». -Как вы думаете, как поэт-фронтовик мог донести свое произведение до людей? -Правильно, также через письмо родным. |
Активно участвуют в формулировке цели. Размышляют о военной жизни и любви во время войны. Участвуют в «мозговом штурме» о средствах связи во время войны. Слушают стихотворение. Размышляют над историей письма-треугольника. Настраиваются на практическую деятельность. Активно участвуют в мастер-классе «Письмо-треугольник». |
Познавательные, коммуникативные, личностные УУД |
Организация познавательной деятельности |
-Сейчас мы с вами сделали заготовки писем, которые вы можете дополнить текстом дома. А вот у Игоря я вижу, лежит на парте настоящее письмо с фронта. - Игорь, а от кого письмо пришло тебе? - Ребята, кто-нибудь знает, кто же такой Алексей Александрович Сурков? Сообщение ученика. -А какое послание, Игорь, он тебе отправил? Чтение стихотворения учеником. -Ребята, Игорь очень красиво прочитал нам стихотворение. Как вы поняли, о чем оно? -Посмотрите, на слайде написано стихотворение. -Найдите в первой строфе такое художественно-изобразительное средство, как сравнение. -А почему поэт сравнивает слезу и с каплей смолы? -Как вы считает, для чего автор использует сравнение? -А в третьей строфе найдите повтор. -Подумайте, зачем автор повторяет слова? На что он хочет обратить наше внимание? -Чем вам понравилось стихотворение? -В начале урока мы с вами говорили о военных песнях. Когда Игорь читал нам стихотворение «в землянке», вам, наверняка, вспомнилась мелодия. О том, как превратилось стихотворение в песню, нам расскажет сам поэт. Вспоминает Алексей Сурков, автор слов «Бьётся в тесной печурке огонь..»: "я написал письмо жене, которая жила тогда на Каме. В нем было шестнадцать "домашних" стихотворных строк, которые я не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки... Стихи мои "Бьется в тесной печурке огонь" так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву из эвакуации, не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь, на что можно написать песню". И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову". А теперь, ребята, послушаем исполнение стихотворения «В землянке». Видео 2. -Ребята, попробуйте вспомнить военные песни. -Молодцы! Все ответы правильные. Мы с вами рассмотрим интересную историю одного стихотворения, также превратившегося в песню, известную сейчас каждому россиянину. -Кто может рассказать нам стихотворение «Синий платочек»? Чтение стихотворения учеником. -Вам понравилось стихотворение? -Как вы считаете, что хотел изобразить автор? О чем нам сказать? -Удалось ли поэту донести до читателя всю горечь расставания с любимой? -С помощью, каких изобразительно-выразительных средств ему это удалось? (Риторические вопросы и восклицания, метафора). -О самом поэте Михаиле Максимове известно очень мало. Он был обычным солдатом-лейтенантом. Остались его воспоминания. «В 1942 году Клавдия Ивановна Шульженко, певица, попросила написать для нее новые стихи: "Узнав, что я пишу стихи, - вспоминал Максимов, - Клавдия Ивановна попросила меня написать новый текст "Синего платочка". "Песня популярна в народе, - сказала она, - у неё простая запоминающаяся мелодия. Но нужны другие слова, которые отражали бы сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня будет нужна армии". Наутро лейтенант Михаил Максимов отдал листок, на котором были и такие слова: "Строчит пулеметчик За синий платочек, Что был на плечах дорогих!" Сейчас мы с вами посмотрим мультик на песню «Синий платочек», а петь в этом мультике будет сама Клавдия Шульженко, та певица, ради которой и была написана эта песня. Просмотр видео 3. -Кто ещё подготовил чтение стихотворения? -Хорошо. Владимир Агатов «Тёмная ночь». Чтение стихотворения. Для фильма "Два бойца" срочно понадобилась песня, которую герой Марка Бернеса боец-одессит Аркадий Дзюбин должен был петь товарищам в землянке. Музыка была написана экспромтом Никитой Богословским. Приехавший по телефонному звонку поэт Владимир Агатов тоже экспромтом создал текст. Той же ночью Бернес записал фонограмму, а на следующий день эпизод был снят. -Посмотрите отрывок из фильма «Два бойца», в котором главный герой поет песню «Тёмная ночь». Видео 4. Просмотр видеохроники 9 мая 1945 года под запись голоса Левитана о победе СССР в Великой Отечественной войне. Видео 5. |
Сообщение ученика. Биография поэта. Алексе́й Алекса́ндрович Сурко́в (1899—1983) — русский советский поэт, журналист, общественный деятель. Алексей Александрович Сурков родился 1 октября 1899 года в деревне Середнево Ярославской области в крестьянской семье. В 1918 году добровольцем ушел в рабоче-крестьянскую армию, участник Гражданской войны и Польского похода. Служил до 1922 года пулемётчиком, конным разведчиком. В 1941—1945 годах Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и специальным корреспондентом газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии. 27 ноября 1941 года под Истрой Сурков попал в окружение на командном пункте. Когда он смог всё-таки выбраться из землянки и добраться до своих, то вся его шинель оказалась порезанной осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага. «В ЗЕМЛЯНКЕ» Алексей Сурков Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко-далеко. Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. Слушают сообщение одноклассника, декламацию стихотворения. Читают стихотворение. Анализируют поэтический текст. Активно участвуют в дискуссии. Участвуют в обсуждении. (Работа в парах). Настраиваются на дальнейшую работу. Чтение стихотворения. «Синий платочек» Михаил Максимов Синенький, скромный платочек Падал с опущенных плеч. Ты говорила, Что не забудешь Ласковых, радостных встреч. Порой ночной Мы распрощались с тобой... Нет больше ночек! Где ты, платочек, Милый, желанный, родной? Письма твои получая, Слышу я голос родной. И между строчек Синий платочек Снова встает предо мной. И мне не раз Снились в предутренний час Кудри в платочке, Синие ночки, Искорки девичьих глаз. Помню, как в памятный вечер Падал платочек твой с плеч, Как провожала И обещала Синий платочек сберечь. И пусть со мной Нет сегодня любимой, родной, Знаю, с любовью Ты к изголовью Прячешь платок голубой. Сколько заветных платочков Носим в шинелях с собой. Нежные речи, девичьи плечи Помним в страде боевой! За них, родных, Желанных, любимых таких, Строчит пулеметчик за синий платочек, Что был на плечах дорогих! Прослушивание стихотворения. Анализируют поэтический текст. Слушают историю создания песни. Смотрят видео. Чтение стихотворения. Владимир Агатов Темная ночь Темная ночь, только пули свистят по степи, Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают. В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь, И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь. Как я люблю глубину твоих ласковых глаз, Как я хочу к ним прижаться сейчас губами, Темная ночь разделяет, любимая, нас, И тревожная, черная степь пролегла между нами. Верю в тебя, дорогую подругу мою, Эта вера от пули меня темной ночью хранила. Радостно мне, я спокоен в смертельном бою, Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось. Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи, Вот и сейчас надо мною она кружится ... Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь, И поэтому, знаю, со мной ничего не случится. Смотрят видео 4. Смотрят видео 5. Погружаются в атмосферу Дня Победы, разделяют радостные чувства с героями ролика. |
Познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД Личностные УУД |
Подведение итогов (рефлексия) |
-Ребята, вспомните, с чего начался наш урок? -Правильно, с записи голоса Левитана о наступлении войны. Это был 1941 год. Прочитав стихотворения, прослушав их музыкальные исполнения, мы с вами пережили все четыре года страшной войны вместе с простыми солдатами, которые в землянках писали стихи, а потом пели песни. Закончили урок записью голоса Левитана о Дне Победы! 1945 год. И теперь вам передается обязанность помнить те страшные годы войны и чтить тот великий день 9 Мая! |
Участвуют в обсуждении. Размышляют о значении войны, о важности помнить историю своей страны. |
Регулятивные УУД |