Литературная игра по произведениям Бориса Шергина «Волшебник слова» (2–4 класс)

2
0
Материал опубликован 20 February 2019 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лингвистическая гимназия №27»

Методическая разработка

«Литературная игра по произведениям

Бориса Шергина «Волшебник слова»

Выполнено Харитоновой

Натальей Петровной,

учителем начальных классов

высшей квалификационной категории

Северодвинск

2016

Пояснительная записка

В настоящее время наша страна переживает системный кризис читательской культуры. Школа - важнейший институт социализации, поэтому именно учителя могут предложить комплекс мероприятий, связанных с литературной и культурной историей региона. В нашей гимназии помогает решить задачи развития у детей интереса к чтению, к художественной литературе, формирования у детей потребности обращаться к книге в поисках ответов на возникающие вопросы, воспитания национальной идентичности созданный учителями начальных классов проект «Талантливый читатель». Ученики моего класса включаются в реализацию данного проекта с первых дней пребывания в школе, активно участвуют во всех общешкольных творческих делах, но помимо этого в классе проходит множество литературных событий.

Предложенная литературная игра «Волшебник слова» посвящена знакомству с творчеством северного писателя Бориса Викторовича Шергина. Игра является одним из основных мероприятий в крупном междисциплинарном коллективном проекте «Северный сказочник Б.В. Шергин». В рамках этого проекта обучающиеся 2 Б класса знакомились с произведениями Б.Шергина, биографией автора, выполняли поделки и иллюстрации к понравившимся сказкам и рассказам писателя, пробовали себя в роли сказочников, сочиняя сказку в стиле Шергина, готовили материалы (кроссворды, ребусы, чайнворды, игры, задания на внимание) к литературному журналу «Карусель», посвященному творчеству Бориса Викторовича. В ходе подготовки и проведения игры обучающиеся поучаствовали в народных играх, выступили в роли актеров, художников, почувствовали красоту своеобразного диалекта Поморья.

Игра проводится в виде соревнования, все обучающиеся распределены на три команды. Ученикам предлагается серия вопросов, подобранных с учетом возраста и имеющихся знаний детей, и заданий поискового, частично –поискового и проблемного характера. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. Участники победившей команды награждаются медалью «Знатоки творчества Б.В.Шергина», остальные дети получают сертификат участника игры.

Цель: обобщить знания о жизни и творчестве северного писателя Б.В. Шегрина.

Задачи:

познакомить с некоторыми фактами биографии Б.В.Шергина;

развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор обучающихся;

способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, обогащению словарного

запаса;

воспитывать любовь к родному краю, её природе, людям;

развивать творческие способности обучающихся, художественный вкус и внимательное

отношение к народному и художественному слову.

Возраст: 8-9 лет.

Ожидаемые результаты: проявление интереса к творчеству Б. Шергина, желание продолжить знакомство с произведениями Б.Шергина разных жанров и произведениями других северных писателей.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Дидактические материалы: портрет Б.В.Шергина, выставка книг Бориса Шергина, выставка детских рисунков и поделок по сказкам Б.В. Шергина, раздаточный материал (карточки с заданиями для команд и капитанов), словарь –справочник Архангельской области для младших школьников.

Наглядный материал: файл SMART Notebook.

Ход игры:

(На интерактивной доске портрет Бориса Викторовича Шергина с датами жизни)

Учитель: Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве знаменитого северного писателя Бориса Викторовича Шергина. Борис Викторович Шергин- русский писатель, сказочник, художник. Дома вы читали произведения этого автора, знакомились с его биографией, иллюстрировали понравившиеся произведения. В классе разделились на три команды и готовили интересные и сложные задания своим товарищам и любителям произведений Бориса Викторовича. Мы немало уже знаем о творчестве этого писателя, поэтому сегодня сыграем в интересную литературную игру. Название ее зашифровано. (На ИД появляется название) Между слогами слова вставлены лишние буквы. Вы должны убрать лишнее и прочесть название.

«Волбвшшеббвшникбвшслобвшва» ( Волшебник слова)

(дети выходят к ИД и убирают «лишние буквы)

Учитель: Какие лишние буквы были добавлены? Как вы думаете, почему именно эти?

( буквы БВШ – первые буквы фамилии, имени, отчества автора – героя литературной игры)

Прочитайте название игры. Какой вопрос у вас возникает? ( Д: Что значит «Волшебник слова»? Почему Борис Викторович волшебник слова?)

- Итак, на эти вопросы постараемся ответить в ходе нашей игры. ( Зафиксировать эти вопросы на доске)

Учитель: Игра –соревнование, поэтому мы с вами распределились на три команды. Победит та команда, которая верно выполнит все сложные задания и ответит на все вопросы. Сейчас вы должны подобрать название своей команде. Название должно быть связано с нашим северным краем и произведениями Б.В.Шергина. (Дети выбрали названия «Сиверко», «Сказочники», «Северята», названия фиксируются на доске)

Учитель: Смешные сказки Бориса Викторовича с удовольствием читают люди разного возраста. И кажется, что написать их мог только такой же озорной и ловкий человек, как и его герои. А между тем, сколь мало знаем мы, северяне, этого писателя, слово которого «строит душу»! Давайте немного познакомимся с биографией писателя. Нашим капитанам было дано домашнее задание, подготовить рассказ о жизни Бориса Викторовича. Даем слово им.

Капитаны рассказывают:

1 капитан: Родился Борис Викторович Шергин 28 июля 1893 года в г.Архангельске в поморской семье. Дом Шергиных стоял близко от реки, подле Немецкой слободы. “Комнатки в доме были маленькие, низкие, будто каютки; окошечки коротенькие, полы жёлтенькие, столы, двери расписаны травами... С потолков птички растопоршились деревянные – отцово же мастерство”. Отец был замечательным рассказчиком. “Виденное и читанное отец умел пересказать так, что оно навсегда оставалась в памяти”, - вспоминал Шергин в рассказе «Детство в Архангельске». Всю жизнь отец, Виктор Васильевич всю свою жизнь отдал служению морю. С 15 лет ходил на судах. Своим умом дошел до звания "корабельного мастера".

2 капитан: Мать Анна Ивановна была коренной поморкой, родом была из семьи потомственных кораблестроителей. Она знала и любила народные сказки и песни. “ Маменька мастерица была сказывать, как жемчуг, слово у неё катилось из уст”, - вспоминал Шергин. Дом Шергиных притягивал к себе талантливых людей. Сказки, былины, старинные песни и предания постоянно можно было слышать в нем. Все это с интересом слушал и будущий писатель, любил пересказывать своим сверстникам. Так что с детства Борис Викторович впитал “складное, красовитое” слово отцов и дедов, знал поморские песни и предания, былины и сказки, игры.

3 капитан: Сыграем в народную игру «Рыбаки и рыбки», в которую часто играли дети на берегу Северной Двины. Правила: на полу лежит веревка в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков, остальные игроки — рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Учитель: Вообще воспоминания о доме, о детстве в Архангельске останутся самыми радостными и светлыми для Шергина.

Итак, первый конкурс «Знатоки биографии». Следует ответить на вопросы, среди которых будут и те, что не раскрывались в рассказе капитанов. Каждой команде по 3 вопроса по очереди отвечаем.

1. Где родился Б. В. Шергин?

Архангельск

Новодвинск

Северодвинск

2. Семья писателя жила подле

Солдатской слободы в Кузнечихе

Немецкой слободы в городе

Адмиралтейской слободы в Соломбале

3. Отец Б.Шегрина был

Знаменитым капитаном

Кораблестроителем

Мурманским штурманом

4. Матушку писателя в юности звали

Аннушка

Анюта

Анна Ивановна

5. Где учился Борис Викторович Шергин

Архангельском мореходном училище

Строгановском художественно-промышленном училище

Московском университете

6. Увлечения Б. Шергина

Музицирование

Плотницкое дело

Рисование

7. Кто вдохновил Б.В. на писательское творчество?

Марья Дмитриевна Кривополенова

Степан Григорьевич Писахов

Пафнутий Осипович Анкудинов

8. Где жил писатель в зрелые годы?

Москва

Онега

Оренбург

9. Главная тема творчества писателя?

Из жизни животных

Любовь к родному Северу

Наука и техника

Начисляются баллы, фиксируются на доске.

Учитель: Дом Шергиных притягивал к себе талантливых людей. В детстве Борис любил

слушать увлекательные сказки, былины, старинные песни и предания, которые рассказывали друзья отца — именитые корабельные плотники, капитаны, лоцманы и зверобои. Ещё в школьные годы стал собирать и записывать северные народные сказки, былины, песни. Все это с интересом слушал и будущий писатель, любил пересказывать своим сверстникам.

Конкурс 2 «Мозаика жанров»

Каждая группа получает список произведений, вам следует определить жанр каждого из них.

1 команда

2 команда

3 команда

Соедини название произведения и жанр, в котором оно написано.

Миша Ласкин

сказка

Глупые люди

рассказ

Матвеева радость

сказка

Пойга и лиса

былина

Об Авдотье Рязаночке

былина

О Сухмане Непровиче

рассказ

Братанина

рассказ

Ваня Датский

сказка

Золоченые лбы

былина

Проверка с помошью ИД. Слайд с сундучками, на которых написано: сказка, былина, рассказ. Внизу расположены карточки с названиями произведений, если помещаешь карточку названием не в тот сундучок, то она оттуда выскакивает.

Учитель: «Отец рисовать был мастер и написал мне азбуку, целую книжку. В азбуке опять корабли, и пароходы, и рыбы, и птицы- все разрисовано красками и золотом», -вспоминал Борис Викторович. С детства интересовала его культура Поморья. Он срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь. В 1913 году Шергин поступил в Строгановское художественное училище, которое окончил в 1917 году. Выполненные им рисунки на северные темы получили высокую оценку педагогов. И первые иллюстрации для своих сказок делал он сам. На ИД его работы.

Конкурс 3 «Художественный»

Каждая команда получает пазл. Надо собрать иллюстрацию и определить название произведения. Рисунки подготовили сами дети для команды соперников.

«Волшебное кольцо» «Рифмы» «Умная Дуня»

Учитель: Сначала Шергин сказки свои не записывал, а рассказывал. Шергин был настоящим сказителем. Он ценил устное слово. Он мог не только рассказывать, но и петь свои произведения. “И только каждое словечко на место становилось, переносил он сказку на бумагу. Помнил он свои истории от первой буквы до последней. Бывало сидит Борис Викторович у печки, сказку сказывает, а на коленях у него кот калачиком свернулся. Вполглаза смотрит, вполуха слушает... А чудеса-то, чудеса в сказках шергинских, как чёрный жемчуг, пригоршнями рассыпаны”. Так Шергин создаёт оригинальный сказочный цикл.

Угадайте, о каком герое идет речь ( один подготовленный ученик в роли Шиша)

Цынцы-брынцы,
Балалайка,
Балалайка, заиграй-ка!
Тень, тень – потетень,
Ветер стонет целый день.
Туна-на, туна-на,
Ходит по морю волна.
Здравствуйте, гости дорогие!
Я острослов и озорник,
Я весельчак и выдумщик,
Плут я и бродяга.
Наказан мною и не раз
Жадина да скряга.
Прозывают меня Шиш,
Хохол у меня рыж,
Как у кошки, глаза горят,
Лукаво до зорко на мир глядят.
Один голубой, другой, как смородина.
Ой!
Нос кверху! Вот я парень какой!
А уж врать, ребята, горазд,
Ох, и поговорю сегодня всласть!
Небылицу расскажу,
Вас потешу, рассмешу.

Учитель: Кто же это? Каким он предстаёт перед читателем?

(Д: Это весёлый Шиш. Он озорной, непослушный, неуправляемый, хитрый проказник.)

Конкурс 4 «Расскажи сказку»

Каждая команда показывает отрывок из сказки, другие команды озвучивают ее название.

( Отрывки из «Сказок о Шише»: «Шиш и трактирщица», «Шиш – сказочник», «Рифмы»)

Этот конкурс идет чередованием с другими. Сначала отрывок показывает первая команда, затем следующий конкурс и затем свой отрывок показывает другая команда и т.д.

Учитель: Сказочная «эпопея» о Шише начала складываться еще в годы Ивана Грозного, когда шишами называли беглых холопов. Некогда распространенный повсюду сказочный эпос о Шише в наиболее цельном виде сохранился лишь на Севере. Шергин собрал по берегам Белого моря более ста сказок о Шише. В его обработках Шиш изображен веселым и жизнерадостным, а царь, баре и чиновники - глупыми и злыми. Шиш в образе скомороха вышучивал богатых и сильных мира.

Конкурс 5 «Узнай героя сказки».

Каждая команда получает описание героя.

Команда 1

Команда 2

Команда 3

«На лбу хохол рыжий, глаза, как у кошки. Один глаз голубой, другой , как смородина. Нос кверху.»

Шиш ."Наш пострел везде поспел"

До людей жадные и скупые были, а между собой жили в любви и согласье, всем на удивленье. Оба маленькие, толстые, как пузыри.

Барин с барыней "Наш пострел везде поспел"

От жадности трясутся. Коров колют и шкуры с них дерут. Запрягли пару коней да в город с кожами.

Братья "Доход не живет без хлопот"

«Полезли по снегу. К горке подойдут, другую завидят, эту осмотрят, вдали четвертая мерещится»

Барин с барыней "Шиш показывает барину нужду"

Такая вредная была- видит, человек бедно одет и дала Шишу один хлеб и воду

Трактирщица . "Шиш и трактирщица"

«Этот человек был любитель драться, терпеть не мог без драки».

Хозяин богатого дома «И поят, и кормят, и спину порют»

(Дети зачитывают описание и свой ответ, им начисляются баллы)

Учитель: Большой знаток северно-русского фольклора, собиратель старинных преданий и былин, Борис Викторович с детства чутко вслушивался в напевы давних времён, сохранял бесценное наследство коренных поморов, исследовал местные говоры, диалекты. В своих произведениях он активно использовал устаревшие слова.

И мы, Поморы, должны хорошо знать родной Север, сохранять его самобытность. Предлагаю капитанам выбрать по одному помощнику и с помощью словаря - справочника растолковать слова, которые часто можно встретить в произведениях Бориса Шергина.

Конкурс 5 «Капитанов» ( Капитан с помощником находят в словаре толкование слов, под диктовку помощника капитаны выписывают значения)

Паужна-

Гледень –

Лодья-

Зуёк-

Ошкуй-

Голомя -

Шелоник-

Затор-

Матица-

Пока капитаны работают остальные участники выполняют задание следующего конкурса.

Для всех остальных игроков предлагаю конкурс 6 «Пословица не зря молвится».

Шергин был хорошо известен как любитель "живой старины". Часто в названиях и текстах его сказок, былин и рассказов используются пословицы – перлы народные. Ребятам необходимо собрать пословицу из двух частей и объяснить, как они толкуют ее смыл.

Задание для всех команд одинаковое

Людей бы на ум,

сам попал

Ходил Шиш, сапоги топтал,

хозяина слушай

Не черт тебя пихал,

а Шишова впереди бежит

В чужом доме

летит- его не остановишь

Время ведь как птица:

а Шиша на дело

Чья слава лежит

вёрсты мерял

Проверяем с помощью ИД. Соединяем таблички с половинками пословиц. В ходе проверки каждой команде выделяется по 2 пословицы, выступают дети по очереди, при необходимости исправляют и дополняют ответ товарищей.

Учитель: «Любовь к родной старине, к быту, к стилю, к древнему искусству и древней культуре Руси и родного края – вот что меня захватывало всего и всецело увлекало», – так объяснял Шергин свой жизненный выбор. Для слушателей и читателей Борис Викторович открыл удивительный по красоте мир напевной разговорной речи русского Севера. Его герои говорят на непривычном современному уху особом языке - северном диалекте. Что такое диалект? Как вы думаете? ( Д:Это разновидность речи. Люди когда живут на какой- либо территории, например на севере, говорят по-другому, чем те кто живёт на юге)

Да, дети, язык его произведений можно считать поистине кладезем северного фольклора.

Конкурс «Переводим на литературный язык»

Вам предлагается перевести фразы с северного диалекта на литературный язык. Каждая команда получает карточки. В них надо найти диалектные слова и выражения и заменить современными словами.

Тексты:

1 команде:

Жили Ванька двоима с матерью. Житьишко было само последно. Ни послать, ни окутацца и в рот положить нечего. Однако Ванька кажной месяц ходил в город за пенсией. Всего получал одну копейку. Идет оногды с этими деньгами, видит - мужик собаку давит:

- Мужичок, вы пошто шшенка мучите?

- А твое како дело? Убью вот, телячьих котлетов наделаю.

- Продай мне собачку.

За копейку сторговались. Привел домой:

- Мама, я шшеночка купил.

- Што ты, дураково поле?! Сами до короба дожили, а он собаку покупат!

Через месяц Ванька пенсии две копейки получил. Идет домой, а мужик кошку давит.

- Мужичок, вы пошто опять животину тираните?

- А тебе-то како дело? Убью вот, в ресторант унесу.

- Продай мне.

Сторговались за две копейки. Домой явился:

- Мама, я котейка купил.

Мать ругалась, до вечера гудела.

2 команде:
Ванька пришел домой. Ночью переменил кольцо с пальца на палец. Выскочило три молодца:

– Што, новой хозеин, нать?

– Анбар муки нать, сахару-да насыпьте, масла-да…

Утром мати корки мочит водой да сосет, а сын говорит:

– Мама, што печка не затоплена? Почему тесто не окатываш? До ночи я буду пирогов-то ждать?

– Пирого-ов? Да у нас год муки не бывало. Очнись!

– Мама, обуй-ко глаза-те да поди в анбар!

Матка в анбар двери размахнула, да так головой в муку и ульнула.

– Ваня, откуда?

Пирогов напекли, наелись, в город муки продали, Ванька купил себе пинжак с корманами, а матери платье модно с шлейфом, шляпу в цветах и в перьях и зонтик.

3 команде:

Ах, они наредны заходили: собачку белу да кошку Машку коклетами кормят.

Опять Ванька и говорит:

– Ты што, мамка, думаш, я дома буду сидеть да углы подпирать?.. Поди, сватай за меня царску дочерь.

– Брось пустеки говорить. Разве отдадут из царского дворца в эдаку избушку?!

– Иди сватай, не толкуй дале.

Ну, Ванькина матерь в модно платье средилась, шляпу широкоперу наложила и побрела за реку, ко дворцу. В палату зашла, на шляпы кажной цветок трясется. Царь с царицей чай пьют сидят. Тут и дочь-невеста придано себе трахмалит да гладит. Наша сватья стала середи избы под матицу:

- Здрасте, ваше велико, господин анператор. У вас товар, у нас купец. Не отдаите ли вашу дочерь за нашего сына взамуж?

Проверка: дети зачитывают отрывок из сказки, заменяя диалектные слова литературными.

Учитель: На что вы обратили внимание, дети? Как звучит теперь сказка? Приобрело повествование или потеряло?

Подведение итогов.

Подсчет баллов и награждение победителей.

Учитель: Ребята, вернемся к названию игры и тем вопросам, которые записаны на доске.

Можем ли ответить, что значит «Волшебник слова» и почему именно Борис Викторович заслужил эту метафору?

Итак, сегодня мы с вами еще ближе познакомились с творчеством самобытного архангельского писателя, побывали артистами, языковедами, ведь мы почувствовали красоту северного сказа.

Что нового вы узнали сегодня, что запомнилось, понравилось?

Север –необъятный край и очень богат не только природными кладовыми, но и людьми. Наше знакомство с культурой Поморья только началось, сегодня мы лишь приоткрыли дверь в чудесный самобытный мир.

Литература

 

1.        Архангельская область. Словарь-справочник для младших школьников. ГАОУ

«АОИППК РО», Архангельск, 2013.

2. В гостях у Шиша: [ Инсценировка сказки Б.Шергина].- Архангельск, 1998

3. «Гандвик — Студеное море» Северо-Западное книжное издательство, Архангельск,

1971.

4. Мосеев И.И. Поморьска говоря. Краткий словарь поморского языка/ «Солти», 2005

5. Овчинникова Л. Фольклорно – литературные сказки как составная часть

отечественного литературного процесса 20-50-х гг. XXв. (Б.В.Шергин) // Русская словесность. – 2002 - №3 – с.15-20

6.      Сказитель земли Поморской: (литературно – краеведческий вечер) / Сост.

И.В.Погрибная; МУ “Котласская ЦБС”.- Котлас, 2003 – 7с.Шергин Б.В. «Древние памяти. Поморские были и сказания» - Москва: Художественная литература, 1989.

7.      Шергин Б.В. « Поморские были и сказания, Москва, Художественная литература,

1971.

8.        Шергин Б. В. Собрание сочинений. В 4 томах. Том 1. Былины. Песни. Сказки

Издательство: АНО ИЦ  "Москвоведение",  2012.

9.        Шергин Б.В. «У Архангельского города» Северо-Западное книжное издательство,

Архангельск, 1985

10.    Шергинские посиделки “Из Поморья в Лукоморье”: [Сценарий] // “Солнечный

зайчик в душе человека”: (По следам фестиваля “Полярное сияние” 2002 -2004, МУК ЦБС г. Архангельска. – Архангельск, 2004

11.   Использованы материалы сайта: http://educontest.net/component/content/article/31848

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.