Справочный материал «Литературные примеры для аргументации позиции автора»
Литературные примеры для аргументации позиции
автора.
№ |
проблема |
Литературные примеры |
|
1 |
проблема беззащитности детей |
1. В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребенок вырастет в обстановке бессердечия, он становится равнодушным к добру и красоте» .В.Сухомлинский 2. Л.Андреев «Петька на даче». Петя работает в парикмахерской, выполняет самую тяжелую работу, не отдыхает, слышит только грубые окрики. Мальчик беззащитный, уставший от жизни, худой, сонный, вызывает жалость. 3.Пифагор: « Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле». 4. Костюнин, карельский писатель « Совёнок». В рассказе беззащитная девочка подвержена издевательствам со стороны гулящей матери и ее приходящих дружков. В итоге после пережитого сильного страха она не смогла разговаривать, стала немой. |
|
2 |
восприятие красоты искусства |
1. «Тот не писатель, что не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости» - К. Паустовский. 2. «Истинной жизни нет без искусства».- Еврипид. 3. И. Гёте. « Мне всегда лучше работается после того, как я послушаю музыку». 4. « Нет на земле живого существа, Столь жесткого, крутого, адски злого, Чтоб не могла на один час свершить переворот». ( В. Шекспир.) 5.М. Пришвин» художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным» 6. Достоевский: « Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала». 7. В повести « Слепой музыкант» В.Г. Короленко виртуозная игра слепого не оставляет никого равнодушным. У слушателей в глазах слезы, они слушают его, затаив дыхание. К.Г. Паустовский « Слепой повар». Молодой Моцарт играет для умирающего старика, тем самым он облегчает его страдания и боль. Музыка возвращает больного в юность, самые счастливые мгновения жизни. |
|
3 |
проблема времени (дефицит, быстротечность) |
1.Хорошее употребление времени делает время еще более драгоценным»- Руссо Жан-Жак 2. С.Есенин « Не жалею, не зову, не плачу Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым» |
|
4 |
проблема внутренней несвободы человека |
Иммануил Кант « Нет ничего более страшного, чем состояние человека, зависящего от воли другого человека» Марк Аврелий « Свернись в себя самого, Смотри внутрь себя.» 2. М.Булгаков. «Мастер и Маргарита» Мастер несвободен, цена расплаты слишком велика. 3. Цицерон: « Мы - рабы законов, чтобы быть свободными». 4. М.Булгаков « Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи Понтий Пилат обречен на вечное страдание, так как он внутренне не свободен, не может принимать справедливые решения, так как зависим от других и боится потерять власть. |
|
5 |
проблема проявления силы духа |
В.Сухомлинский.» Человек иногда оказывается на таком рубеже, когда у него нет уже физических сил, но силы духовные рождают в нем новые физические силы, и он продолжает быть борцом» 2. летчик Алексей Маресьев , человек - легенда, чудом остается в живых, 18 суток ползет по лесу, один, голодный, отморозил ноги. После ампутации ног возвращается в строй, учится летать на истребителе, продолжает воевать за победу. 3. Джек Лондон « Любовь к жизни» герой из последних сил продолжает борьбу за свою жизнь, ползет, извиваясь, как червяк, даже тогда, когда уже перестал соображать. 4. В очерке К. Симонова « Свеча» Мария Джокич, немощная старуха, собрав последние силы, роет могилу и хоронит советского солдата, погибшего на его глазах. |
|
6 |
взаимоотношения человека и природы |
1. А. Фет. « Учись у них – у дуба, у березы». 2. В.Астафьев «Уха на Боганиде» Акимка- его отличает бережное, рациональное отношение к природе.; Гоша Герцев варварски относится к природе, потому и погибает 3. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» - бережное отношение к природе Егора Полушкина.; варварское- приезжие жгут муравейник, убивают зверей 4. Е. Евтушенко Берегите эти воды, эти земли, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте всех зверей внутри себя. С.Есенин «Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек». |
|
7 |
проблема проявления милосердия |
1.В. Сухомлинский « Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это чувство свойственно всему живому сообществу – милость к побежденным и пострадавшим. 2.И. Кант: « Человечность – это способность в судьбе других людей». Восточный мудрец: «В этой жизни истинная человечность , как бесценный алмаз, редка». 3. В. Распутин « Уроки французского». Лидия Михайловна помогает своему ученику пережить сложное время, пережить голод и остаться в школе, чтобы учиться дальше. |
|
8 |
проблема проявления любви к матери |
1. Лучше матери друга не сыщешь. 2. Береги отца и мать- других не сыщешь (русская) Что есть в сыне лучшего-от родителей(армянская) Марина Цветаева: « Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.» Мопассан: « Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» Расул Гамзатов: « Дети мира! Берегите матерей!» |
|
9 |
отрицательные черты |
1. Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шествуют ненависть, предательство и интриги» (Гельвеций) 2. В ком правды нет, тому и добра нет . |
|
10 |
любовь |
1. Невесело на свете жить, коль сердцу некого любить» Тарас Шевченко 2. «Нет, нам нельзя без любви: она есть великий дар – увидеть лучшее, избрать его и жить им.» И.Ильин. 3. «Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе его нет, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Все будет для тебя безразлично, кроме собственного покоя и удобства». Д. Лихачев 4. «Любовь- это неведомая страна, и мы все плывем туда каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем « - М Пришвин. 5. Любовь к родине начинается с семьи- Ф. Бэкон Ф.Достоевский « Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих». |
|
11 |
проблема сохранения памяти |
Высоцкий: « Зарыты в нашу память навсегда И даты, и события , и лица» 2. «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит»- А. Пушкин 3. У кого в душе нет прошлого, у того не может быть и будущего» - В. Сухомлинский 4.Род человеческий состоит из поколений. Человек смертен, но бессмертен народ. Его бессмертие – в преемственности поколений. Мудрость веков хранится в книгах и в нашей стране и в нашей истории; богатства же народной души хранятся в памяти и в сердце каждого отдельного человека. Память поколений – это и есть живая история народа. Валентин Распутин: « У кого нет памяти, У того нет и жизни». |
|
12 |
родина |
1.Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать - В Россию можно только верить ( Ф. Тютчев) |
|
13 |
проблема порядочности |
1.Анвари: « Для человека мысль-венец всего живого. А чистота души есть бытия основа. По этим признакам находим человека: Всех тварей на земле превыше он от века. А если он живет не мысля и не веря, То человек не отличается от зверя» 2. «Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый в других»- китайская пословица. 3. Л.Н. Толстой. «Наживи себе такое богатство, чтобы никто не мог отнять его от тебя, чтобы оно и после смерти осталось за тобою и никогда не убавлялось и не тлело. Богатство это – твоя душа. 4. Солженицын Александр Исаевич. « Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи ( насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая. |
|
14 |
соотношение внутреннего мира и внешности |
1.Часто в людях за внешней неприметностью скрывается богатый душевный мир, множество задатков, оригинальность мыслей, чувств, увлечений. Важно суметь разглядеть все это. Надо научить себя видеть в людях добро, относиться к ним с симпатией. Марья Болконская из «Войны и мира» Л. Толстого. За внешней некрасивостью скрывается богатый духовный мир, большой интеллект. Марья Болконская настолько умна, обаятельна, что в разговоре с ней забывали о ее некрасивости, а ее лучистый взгляд притягивал к себе. Она стала любимой женой Николая Ростова, который увидел ее богатый духовный мир, боготворил ее. 2. А. Платонов « Юшка» За серой убогой внешностью скрыто столько чуткости, доброты, тепла, но никто этого не увидел. Люди зло обижают его , и он умирает . Только потом люди узнали всю правду о Юшке. 3. Не всегда за красивой внешность скрывается красивая душа. Например, Элен Безухова внешне прекрасна, всем улыбается своей красивой улыбкой, но внутренне она пустой, беспринципный человек. |
|
15 |
проблема сохранения чести и достоинства |
1. Пушкин «Капитанская дочка» Гринев остается верен присяге, не теряет чести и достоинства в трудные минуты. «Береги честь смолоду, а платье снову» 2. Во времена Пушкина оскорбление смывалось кровью, честь была превыше всего. 3. Островский «Гроза» .Катерина не теряет своего достоинства, хотя испытывает постоянную грубость со стороны свекрови. Чехов А.П. «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба» Андрей Гаврилович Дубровский, несмотря на свое смиренное состояние, очень гордый человек, не позволявший себя оскорблять.. |
|
16 |
роль, значение учителя в жизни человека |
1.Лидия Михайловна «Уроки французского» Вал. Распутина. Преподает уроки доброты, милосердия, помогает ученику выжить в тяжелое послевоенное голодное время, чтоб он мог продолжить учебу. 2.А.Алексин « Безумная Евдокия»-Евдокия Савельевна учит своих учеников человечности, милосердию. 3.В.Астафьев «Фотография, на которой меня нет». Учитель, добрый, порядочный, любящий детей, заботливый. Ученики и все люди в селе хранят о нем благодарную память.(проблема светлой памяти учителя, почитание его и глубокое уважение.) |
|
17 |
роль старшего поколения в формировании личности |
1.М. Карамзин: « Без хороших отцов нет хорошего воспитания». 2. Себастьян Брант: « Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому Родители – пример тому». 3. Старый князь Болконский, провожая сына на службу , говорит, чтоб он вел себя достойно. Князь Андрей понимает его с полуслова и говорит, что мог бы и не напоминать об этом. Тарас Бульба Гоголя имеет огромное влияние на своих сыновей. 4 Астафьев В. «Конь с розовой гривой» Бабушка, Катерина Петровна учит внука народной мудрости, правильно осмысливать свои поступки, |
|
18 |
проблема преемственности поколений |
1.«Отцы и дети» Тургенева. Распутин «Прощание с Матерой» - отрыв от своих корней. Остров попал в зону затопления, вместе и деревня. Уходят в прошлое традиции, даже кладбище снесли, дома все поджигают. Молодежь ,не задумываясь, получают квартиры в поселке, начинают жизнь на новом месте. Старики не хотят уезжать с острова, тянут до последних дней, им больно покидать родину. |
|
19 |
проблема нравственного выбора |
1.Рождественский Р. Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – Каждый выбирает для себя. 2.С. Маршак « Вересковый мед». Старый медовар вынужден сделать трудный выбор: спасти тайну своего народа или сына. Он выбирает первое. |
|
20 |
Проблема обретения счастья |
1. Стендаль – французский писатель «человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы «стать счастливым» 2. Герои поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ищут ответ на вопрос «кто счастливо живет на Руси». Счастье каждый понимает по-своему, счастливого человека они не нашли. |
|
21 |
восприятие красоты природы |
1.Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Толстого , ночь в Отрадном. Девушка , очарованная красотой ночи, не может уснуть. 2. Рыленков Николай – поэт Здесь трудно увидеть, Здесь нужно всмотреться, Здесь трудно услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. 3. Константин Паустовский: «Очерки о Мещерском крае» - описывает красоту этой неброской, скромной , но прекрасной земли. |
|
22 |
проблема проявления патриотизма |
1. А.Твардовский « Василий Теркин»- Теркин - смелый, выносливый, самоотверженный боец. 2.А. Маресьев – великий патриот родины. Герои В.О войны: Александр Матросов, 3.Маритэ Мельникайте, Зоя Космодемьянская., Гуля Королева. 4.Васильев «А зори здесь тихие» . Девушки-зенитчицы погибли, отстаивая родину. 5.Фадеев «Молодая гвардия» комсомольцы, работая в тылу врага, приближали победу. Они были арестованы и расстреляны 6. В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» ( М. Лермонтов). |
|
23 |
Проявление хамства, грубости |
1.Островский А. «Гроза» Дикой – самый богатый купец- всех оскорбляет, унижает своим хамством. Другая героиня , Кабаниха, «всех своих домашних заела». 2.Рассказы Зощенко. 3. Троекуров , помещик , груб, надменен, высокомерен со всеми, кто его окружает. |
|
24 |
соотношение высоких целей и путей достижения |
1.Достоевский Федор «Преступление и наказание» Родион Раскольников , преследуя высокие цели , обосновал фашистскую теорию и убил старушку-процентщицу. В результате он не выдерживает мук совести, проходит через жестокие испытания: понес суровое наказание 2. Д. Лихачев « Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом , как и в малом». 3.Б.Васильев « Экспонат №…» Дети решили открыть музей памяти погибших, собрать экспонаты. Цели у них благородные, высокие. Но они приходят к Анне Федотовне, пожилой женщине, без разрешения забирают у нее единственное письмо ее сына. Тем самым оборвали ту невидимую нить памяти, и она умирает. |
|
25 |
бесчеловечность властей или проблема влияния власти на человека |
1.Солженицын «Матренин двор» - Матрена пытается выхлопотать себе пенсию, но месяцами безрезультатно ходит по инстанциям, чиновники равнодушны к ее судьбе. 2.Гоголь «Шинель» - значительное лицо жестоко отнесся к Башмачкину, в результате тот умирает. |
|
26 |
бесчеловечность, бессмысленность войны. |
1.Фадеев «Молодая гвардия» жители расстреляны, среди них молодая женщина с маленьким ребенком, которого тоже не пощадили. 2. Жители деревни Плавни из повести Бориса Полевого «Повесть о натоящем человеке» живут в лесу, в землянках, так как деревню полность сожгли немцы. 3. деревня Хатынь была во время войны полностью сожжена немцами. 4. Жизненные факты: сколько советских людей погибло в немецких лагерях, как Освенцим. 5. Ваня Солнцев , потеряв во время войны родителей, три года скитается голодный по лесам и прячется от людей. |
|
27 |
роль книги |
1.Максим Горький « Любите книгу: она поможет разобраться в пестрой путанице мыслей». |
|
28 |
дружба |
Лицейская дружба между Пушкиным и Пущиным. «Мой первый друг, мой друг бесценный» 2. Юрий Нагибин «Мой первый друг, мой друг бесценный» Герой рассказа вспоминает лучшего друга Павлика, который был настоящим другом: честным, бескомпромиссным, порядочным. Друг погиб во время войны, сгорел заживо в доме, но не согласился сдаться в плен. Вячеслав Некрасов «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать». |
|
29 |
моральное соглашательство |
Митя Гребенников , сын адвоката, манипулирует своим другом, а друг, герой рассказа, идет на компромиссы. «Уроки французского»Распутина. Герой рассказа, даже избитый, отстаивает свою точку зрения, не соглашается с нечестной игрой Вадика и Птахи. |
|
30 |
проблема проявления национального самосознания Или влияние национального самосознания на поведение людей. |
Лесков «Левша». Левша подковал блоху, выполнил тонкую работу без специальных приборов для того , чтоб не уронить достоинство русских мастеров. Левша отказывается от жизни в Англии, от предлагаемых благ и торопится в Россию, чтобы сообщить им секрет государственной важности. Платов, герой войны 1812 года, считает, что русские люди ни в чем не хуже других, а талантливые люди не перевелись в России. 2. Национальное самосознание проявляется в трудные периоды жизни: во время ВОВ, в годы репрессий, в те годы, когда страна поднималась из руин. |
|
31 |
проблема совершения предательства |
1.Толстой Лев . «Кавказский пленник» Костылин во время нападения горцев сразу же бросает на произвол судьбы товарища Жилина, хотя знает, что у него нет ружья. 2.Андрей Гуськов «Живи и помни» Распутина – предатель, во время войны дезертировал, прячется в лесу, стал причиной смерти жены и матери. В. Быков « Сотников». Партизан Рыбак решил перейти на сторону немцев для того, чтобы остаться в живых. А Сотников, больной, измученный, твердо идет до конца. Его беспокоит лишь одно: он не может помочь женщине, которую арестовали без вины. А у нее дети. |
|
32 |
взаимоотношения в семье |
1. Семья Ростовых – счастливая семья. Между ними доверительные отношения, основанные на взаимопонимании и уважении человеческого достоинства. 2. Семья Болконских- главное для них – интеллект. 3.Семья Кабановой из Грозы» Островского. Она очень грубо относится к своим домочадцам. В результате семья распалась. |
|
33 |
человек и звери |
1Антуан де Сент-Экзюпери : «Человек в ответе за тех, кого приручил». 2.Троепольский «Белый Бим, Черное ухо» Во время болезни хозяина Бим проходит ряд тяжелых испытаний и в результате гибнет. Он очень любил своего хозяина и искал его всюду, нигде не хотел жить. 3. Троекуров, помещик из повести «Дубровский» Пушкина держит у себя медведей для своих утех и забав. 4 Коля, герой рассказа «Подумаешь, птицы!» подбирал раненых и больных птиц. Вылеченных он отпускал на волю, хотя он очень любил их. Смерть птицы по вине его мачехи и отца стала для него трагедией. |
|
34 |
проблема испытания ностальгии по родине |
М. Цветаева: «Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё - едино, Но если на дороге – куст Встает, особенно – рябина». И.Бунин: « У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора, Сказать прости родному дому!» 3. Тургенев « Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее обойтись не может». |
|
35 |
проблема проявления самоотверженности |
М.Горький . «Старуха Изергиль».Легенда о Данко.. Данко ради спасения племени вырывает свое сердце из груди, чтобы осветить дорогу. Во время войны советские люди жертвовали своей жизнью за независимость Родины. В. Быков « Сотников» - герой повести жертвует своей жизнью, хотя мог и перейти на сторону немцев. Б. Васильев « А зори здесь тихие». В неравном бою погибают 5 молодых девушек – зенитчиц. |
|
36 |
проблема эгоизма, высокомерия, гордыни |
1.М. Горький «Старуха Изергиль». Ларра – крайний индивидуалист, осужденный на вечное одиночество. 2.Оскар Уайльд «Мальчик – звезда». Мальчик-звезда очень красив, но очень жесток, у него каменное сердце, он ко всем относится цинично, грубо, унижает окружающих. Д. Лихачёв :» Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека» |
|
37 |
проблема правильной оценки событий войны |
Юля Друнина: «Я только раз видала рукопашный. Раз наяву и тысячи во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне». |
|
38 |
проблема сохранения человечности в жестоких условиях войны |
Некрасов В. «В окопах Сталинграда» Юрий Керженцев остается человечным, непорочным, интеллигентным. Вячеслав Кондратьев «Сашка».. Сашка берет в плен немца , но отказывается его расстрелять. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Астафьев «Пастух и пастушка» Взводный Борис Костяев , видя изрубленные, убитые , подавленные тела немцев, думает:»Зачем пришли сюда? Это наша родина! Где ваша?» Ему жалко убитых и своих, и немцев. «Обороняться» приходится не только от немцев,но и от естественных чувств жалости и жути. Встает вопрос ? Что нужно проявлять к врагу – месть или милосердие.(месть оправданна, но милосердие выше). |
|
39 |
проблема взросления на войне |
Г. Бакланов :» Я думаю об этих юношах – святых, честных, самоотверженно исполнивших свой долг, - и с отеческим чувством думаю о них, мне больно , что так рано оборвалась их жизнь. Не по возрасту тяжкая и страшная ответственность легла на их плечи» К. Воробьев « Убиты под Москвой». Кремлевские курсанты, красивые, высокие, жизнерадостные, погибают под Москвой. Они должны на какое-то время, почти безоружные, задержать врага и погибнуть. В. Быков « Журавлиный крик». Глечик, почти мальчик, понимает, что он должен стоять до конца, выдержать достойно последнее испытание. Все бойцы погибли, он остался один. |
|
40 |
проблема узнавания духовности человека |
1 Платонов «Юшка». При жизни все к Юшке относились несправедливо, жестоко, даже дети. Его все унижали, оскорбляли, били, и только после смерти узнали, что это был добрейший души человек. |
|
41 |
проблема признания научных открытий |
Саутуола, открывший наскальные рисунки в пещере, обвинен в обмане. После его смерти были обнаружены рисунки в других пещерах, и его открытие подтвердилось. |
|
42 |
проблема отношения к своей работе |
Н.Гоголь « Шинель». Башмачкин Акакий Акакиевич работает чиновником низшего разряда, но он любит свою работу, пишет он очень аккуратно, любит каждую букву, улыбается им. матренин |
|
43 |
проблема самовоспитания |
В. Ломоносов с детства занимается своим образование, уходит пешком с обозом в Москву, терпит нужду и лишения, но продолжает учиться и становится первым ученым в России. Писатель М. Горький всю свою жизнь работает над своим образованием, благодаря этому он стал великим писателем. |
|
44 |
проблема выбора профессии. |
Ю. Нагибин « Мой первый друг, мой друг бесценный». Герои рассказа в старших классах думают о выборе своей будущей профессии. Но каждый после окончания школы выбрал свой путь. |
|
45 |
проблема связи поколений |
1.Сохранение светлой памяти погибших в ВОВ. |
|
46 |
проблема переоценки роли советского народа в ВОВ |
Противостояние Россия –Евросоюз. |
|
47 |
проблема сохранения деревенского уклада жизни |
1.И. Тургенев « Бежин луг». Мальчики в ночном, кони пасутся на лугу, любование ночной природой. 2.Ф Абрамов « О чем плачут лошади». Картины сельской жизни. 3. Ф Абрамов « Пряслины». 4. В.Распутин « Прощание с Матерой». Люди уезжают из деревни, покидают дома. Дарья Пинигина в последний раз белит дом, украшает к Троице вход дома, ей горько расставаться с родной деревней. |
|
48 |
проблема лжи |
Гоголь Н.В. « Мертвые души» Ноздрев, помещик, всегда лжет. М.Горький « На дне». Странник Лука лжет всем обитателям дна, обещает им более удачную жизнь, прекрасно понимая, что ничего этого быть не может. Б.Екимов « Кардабон». В деревню приехала аферистка и под видом пострадавшей от пожара обманула простых деревенских людей. Участливые люди отдали ей и продукты, и деньги. Н.Гоголь « Ревизор». Хлестаков лжет всем, чиновники тоже обманывают друг друга. |
|
49 |
проблема толерантности |
||
50 |
проблема ответственности человека за свои поступки |
Петр I во время Прутского похода более других понимает причины последствия неудачного похода и принимает соответствующие меры. А.Пушкин « Капитанская дочка» Пугачев понимает свою ответственность за бунт и готов понести наказание. |
|
51 |
проблема человеческой ограниченности |
1.А.П.Чехов «Крыжовник». Чимша _ Гималайский всю жизнь копил деньги, уморил голодом свою жену, мечтает о приобретении дома и сада с крыжовником. 2. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 2 генерала ограничены настолько, что не могут самостоятельно себя содержать, не знают слов, примитивны настолько, что думают только о еде. |
|
52 |
проблема чинопочитания |
А.Чехов « Толстый и тонкий». Тонкий, узнав, что его друг детства стал чиновником высокого разряда, начинает лебезить, разговаривать подобострастно. Вся радость встречи мгновенно улетучилась. |
|
53 |
проблема взросления |
А.Платонов « Возвращение». Петька, сын Иванова, за время войны повзрослел и рассуждает, как взрослый человек. Он привык к экономии во всем, самое главное, простые истины он понимает лучше, чем его отец. |
|
54 |
проблема подвижничества |
А. Солженицын « Матренин двор». Матрена – человек бескорыстный, всегда всем помогала. Рассказчик называет ее « праведницей». « Не стоит село без праведника». Подвижник Сергий Радонежский перед Куликовской битвой благословляет Дмитрия Донского и дает ему 2 воинов – богатырей. |
|
55 |
проблема влияния фамилии на отношение к человеку |
1.В. Астафьев « Шутка». Вологодские писатели, увидев в телефонном справочнике фамилию Барклай де Толли, набирают номер. Узнав, что он – потомок знаменитого командира, они испытывают и уважение, и неловкость, что потревожили пожилого человека. 2. В рассказе Л.Улицкой* мальчик Геня испытывает неловкость из-за смешной фамилии. 3. Поэт А.Фет не любил свою фамилию Фет и всю жизнь боролся за возврат отцовской фамилии. |
|
56 |
проблема дружбы |
А. Пушкин и И.Пущин – близкие лицейские друзья, сохранившие чувство дружбы до конца жизни. Пущин приезжает к Пушкину в село Михайловское, а Пушкин отправляет в ссылку с Александриной Муравьевой стихотворение « Мой первый друг…» 2.Ю Нагибин « Мой первый друг, мой друг бесценный». Павлик погиб на войне, но герой рассказчик помнит о нем всегда и все свои поступки оценивает так, как оценил бы их погибший друг. |
|
57 |
проблема благодарности |
Л. Улицкая « Счастливый случай». Клюквина, бабушка, невзлюбила соседку Халиму и всегда ругает ее. Но Халима оказалась человеком светлой души, и Клюквина признает свою ошибку, благодарит соседку за доброе отношение к проказнику внуку и мирится с ней. Петр Гринев испытывает чувство благодарности к Емельяну Пугачеву, принявшему доброе участие в его судьбе.( «Капитанская дочка») |
|
58 |
проблема увлечения и времяпровождения у телевизора. |
Б Екимов « Пастушья звезда». Старик Тимофей зиму прожил у сына в городе, удивляется, что семья сына все свободное время проводит у черного ящика. Он предпочитает больше быть на свежем воздухе. |
|
59 |
проблема солдатской судьбы |
В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, солдат может остаться неизвестным. Пусть неизвестны имена героев, их подвиг не может стереть память. Дольский « Меня нашли в четверг на минном поле» Я убит подо Ржевом |
|
60 |
проблема определения понятия « мудрость» |
В.Астафьев « Конь с розовой гривой». Бабушка Катерина Петровна, мудрый человек, строго воспитывает внука. Она прививает ему честность, порядочность, трудолюбие. |
|
61 |
проблема зарождения писательского таланта |
А. Куприн « Юнкера». Юнкер Александров написал в журнал рассказ, очень гордится ими. Но прочитав Л.Толстого « Казаки» он понимает, что нужно очень много работать над собой, чтобы стать настоящим писателем. |
|
62 |
проблема сохранения лучших качеств души |
Пушкин « Капитанская дочка». Андрей Гринев, проходя испытания, сохранил честность и благородство. М.Шолохов « Судьба человека». Андрей Соколов, потерявший на войне всех близких, побывавший в аду плена, сумел сохранить в себе человека. Он забрал мальчика-сироту и заботится о нем. |
|
63 |
проблема увлечения подростков виртуальным общением. |
Из жизни |
|
64 |
проблема использования Интернета |
Из жизни |
|
65 |
влияние войны на жизнь человека. |
А. Платонов « Возвращение». Иванов 4 года воевал, отвык от мирной жизни, от семьи. Первый день он растерялся, его сердце как бы закаменело. Он понимает, что Петрушка отдалился от него, Аня совсем не помнит. Ему обидно. |
|
66 |
Проблема преодоления трудностей |
А. Платонов « Неизвестный цветок». Цветок растет в неимоверно трудных условиях, он работает и днем и ночью, чтоб жить, собирает росу по каплям и превращается в красивый цветочек. А.Солженицын « Матренин двор». Когда особенно тяжело становится Матрене, она уходит в лес, поработает и приходит просветленная. |
|
67 |
Можно ли доверять людям? |
Б.Екимов « Кардабон» Внук бабы Дуни не доверяет никому, сразу заявляет, что обманула их эта женщина. Анна Ахматова создавала « Реквием» и содержание поэмы знали наизусть ее близкие друзья. Но никто её не предал. |
|
68 |
Проблема равнодушия учителя к судьбе учеников |
А.Приставкин « Ночевала тучка золотая». Директор детдома Башмаков Владимир Николаевич отправляет близнецов Кузьменышей в дальний путь, не выдав им положенные продукты на дорогу и одежду. Вся его родня кормилась за счет этих детей – сирот. |
|
69. |
Каким должен быть учитель? |
Ч. Айтматов « Первый учитель». Дюйшен учит грамоте детей кишлака, сам заготавливает топливо, терпит издевательства взрослого населения. Во время разлива воды переносит через ручьи на себе детей, заступается за них. А.Алексин « Безумная Евдокия». Евдокия Савельевна учит своих учеников быть порядочными, человечными, благородными и отзывчивыми. |
|
70. |
проблема совершения воровства. |
Раскольников, герой Ф.М. Достоевского из « Преступления и наказания» забирает деньги процентщицы, прячет их, но воспользоваться не смог. М.Горький « Макар Чудра». Лойко Зобар – знаменитый конокрад, ворует лучших коней. |
|
71 |
стремление человека сохранить прекрасное в о ВОВ |
1.Москвичи тщательно укрывали памятники, чтоб они не пострадали при бомбежках. 2.Немцы пытались взорвать могилу А.С. Пушкина, но советские воины отстояли наше национальное достояние. |
|
72. |
восприятие жизненных ценностей в военное время. |
1.Казакевич « Разведчики» разведчик Аниканов жалуется на жизнь в подсобном хозяйстве после ранения, просится обратно в часть. 2. |
|
73. |
проблема развития научно-технического процесса |
Беляев «Голова профессора Доуля». Керн, ученик Доуля незаконно пользуется научными открытиями и его опыты оживления не приносят счастья подопытным людям. |
* Физическое лицо, выполняющее функции иноагента