12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Литвиненко Светлана Юрьевна614
Работаю в школе 37 лет учителем русского языка и литературы. Люблю детей, книги, театр, кошек
Россия, Хабаровский край, Хор
Материал размещён в группе «Урок литературы»

Там на неведомых дорожках…

Сценарий мероприятия для учащихся 1-5 классов

Ведущий. Ребята, сегодня у нас праздник, посвященный творчеству А. С. Пушкина – великого русского поэта, который родился в Москве 6 июня 1799 года. Ежегодно наша страна в этот день отмечает День русского языка. День рождения Пушкина объявлен официальным государственным праздником.

Ученик.

День рождения поэта

Отмечает целый свет,

Ведь известнее, чем Пушкин,

Никого на свете нет!

2. Ученик.

Я с Пушкиным знакома с малых лет,

Его стихи читала в детстве мама.

О том, что самый лучший он поэт,

Мне кажется, с пеленок еще знала.

1. Ученик.

Все в нем Россия обрела –
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, –
Все в нем Россия обрела.

2.Ученик

«Мороз и солнце»… Строчка – ода.
Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа
Его стихами говорит.

1. Ученик

Все в нем Россия обрела –
Своей красы любую малость.
И в нем увидела себя,
И в нем собой залюбовалась.

2. Ученик

И вечность, и короткий миг,
И радость жизни, и страданье…
Гармония – суть мирозданья,
Лишь он один ее постиг!

Николай Доризо

Ведущий. Сегодня вас ждет увлекательное приключение: мы найдем мудрую мысль, которую сказал когда-то Александр Сергеевич Пушкин, а для этого мы с вами отправимся в удивительный мир его сказок. Я надеюсь, что вы хорошо знаете сказки Пушкина и те препятствия, которые ждут вас на пути к цели, будут не слишком сложными.

Вы разделились на 5 команд. Каждая команда должна пройти свой маршрут, поочерёдно выполнить задания, попадая в разные сказки А.С.Пушкина и получить часть мудрой фразы А.С.Пушкина. Вместе команды собирают фразу целиком. Побеждает команда, набравшая больше всех баллов.

I этап. Начало пути «Найди свой маршрут»

Каждой команде дана «подсказка» для нахождения маршрута и знак, который надо найти. 1. Лужайка заднего двора школы, золотая рыбка; 2. Аллея отличников, яблоко; 3. Хоздвор, петушок; 4. Двор перед школой, кораблик; 5. Стадион, мешок.

Задание: по подсказке проследовать на свою территорию и собрать все знаки(5), под одним из них – ваш маршрутный лист.

Маршрутный лист (Приложение 1)

II этап. Отыскав маршрутный лист и собрав знаки, команды отправляются в сказки согласно указаниям.

 

 

Станция 1 «Сказка о рыбаке и рыбке»

1. А вы любите разгадывать слова? Тогда найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова могут располагаться и по горизонтали, и по вертикали.

 

Ответ: Корыто, невод, вода, дворянка, рыбка, царица, владычица.

За каждое найденное слово – золотая рыбка (1 балл) Нет ответа – разбитое корыто (штрафное очко – наизусть строки из произведения Пушкина). В маршрутную карту приклеивается символ сказки и цифрой количество баллов, штрафной балл – один символ, не зависимо на количество ошибок, например: 7 ,

2. Вставьте в приведённые ниже отрывки из сказок А.С.Пушкина нужные глаголы и прочитайте получившиеся предложения.

1.Белка песенки поёт

Да орешки всё __________

2. Ветер по морю гуляет

И кораблик ____________

3. Туча по небу идёт,

Бочка по морю _____________.

4. Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать ______.

5. Ввек тебя я не забуду:

«Ты найдёшь меня повсюду,

А теперь ты воротись,

Не горюй и спать __________».

6. Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно ________________.

7. Старший молвил: «Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев ___________».

Ответ: грызет, подгоняет, плывёт, велят, ложись, умело, поджидал

Станция 2 «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1. Подчеркните грамматическую основу предложения

А) Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал

Б) Братья молча постояли

Да в затылке почесали.

За правильный ответ – румяное яблоко, ошибка – яблоко червивое (штрафное очко – наизусть строки из произведения Пушкина)

Подберите синонимы к выделенным словам

А) Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

Б) Царь царицею простился,

В путь-дорогу снарядился…

В) Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи

Ответы: расскажу; расстался; расскажи, поведай, сообщи

За правильный ответ – румяное яблоко, ошибка – яблоко червивое (штрафное очко – наизусть строки из произведения Пушкина)

2.  Назвать героев сказок Пушкина.

1). Кто из сказочных героев ест за четверых, работает за семерых?

А. Старик-рыбак

Б. Черномор

В. Балда

2). Что было разбитым у старика со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке»?

А. Зеркальце

Б. Тарелки

В. Окна землянки

Г. Корыто

3). Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?

а) Гвидон

б) Дадон

в) Салтан

4). К кому не обращался королевич Елисей из сказки Пушкина в поисках царевны?

А. Ветер

Б. Месяц

В. Солнце

Г. Ясень

5). Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина?

А. Ткали

Б. Пряли

В. Шили

Г. Гадали

1). Где поп повстречал своего будущего работника Балду?

А. В церкви

Б. На базаре

В. На дороге

2). Как начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

А. «Жили-были старик со старухой»

Б. «Жил старик со своею старухой»

В. «Жили-были дед да баба»

Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».

3). Кто заклевал до смерти царя в сказке А. С. Пушкина?

А. Курочка Ряба

Б. Гадкий утёнок

В. Жар-птица.

Г. Золотой петушок

4). Какое слово отсутствовало в обращении царицы из сказки Пушкина к зеркальцу: «Я ль на свете всех… »?

А. Милее

Б. Белее

В. Стройнее

Г. Румяней

5). Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?

А. Забияки

Б. Буяна

В. Скандалиста

Г. Хулигана

6). У какого персонажа пушкинской сказки был «толоконный лоб»?

А. У Черномора.

Б. У попа.

В. У Балды.

Г. У старухи.

2). За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха?

А. За жадность

Б. За враньё

В. За лень

Д. За плохое ведение домашнего хозяйства

3). Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка?

А. В клетку

Б. На спицу

В. На трон

4). Кто в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина помог Елисею найти невесту?

А. Ветер

Б. Месяц

В. Солнце

Г. Звёзды

5). Что росло на необитаемом острове Буяне до того, как там чудесным образом вырос город?

А. Один дуб

Б. Две пальмы

В. Три сосны

Г. Берёзовая роща

Станция 3 «Сказка о золотом петушке»

1.Отгадать ребусы, в которых спрятаны слова из сказки (Приложение 2)

Ответы: 1.Шатёр 2.Петушок 3. Колесница 4. Урок 5. Побоище

За каждый правильный ответ – золотой петушок, ошибка – стрела (штрафное очко – наизусть строки из произведения Пушкина)

2. Собрать 2 пазла за 5 минут. Успели – золотой петушок, нет - стрела (Приложение 3)

Станция 4 «Сказка о царе Салтане…»

1. Соедините слоги так, чтобы полученное слово обозначало одно из чудес из "Сказки о царе Салтане "

Ответ: белка, коршун, богатыри, город, царевна

За каждое слово – кораблик (1 балл) Нет ответа – бочка (штрафное очко – наизусть строки из произведения Пушкина)

2. Волшебный сундучок. Из какой сказки предмет? И как связан с сюжетом?

1.Яблоко 2.Мешок и веревка. 3.Печатный пряник. 4. Спица. 5. Бочка

Ответ: 1.«Сказка о мёртвой царевны и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «золотой петушок», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Станция 5 «Сказка о попе и работнике его Балде»

1. «Соедини слово и его значение» (Домино) (Приложение 4)

Оброк - Это плата. Денежная дань

Недоимка – оброк или налог, не уплаченный в срок

Супостат – противник, враг

Полба - каша из пшеничных зерен.

Толоконный (лоб) – глупый, бестолковый

Подворье – усадьба: дом с хозяйственными пристройками

За правильный ответ - мешок, ошибка – бесёнок (штрафное очко – наизусть строки из произведения Пушкина)

2. Какие герои произведений А.С.Пушкина оказались случайными в этом перечне? Лишнее вычеркнуть, назвать.

- царевна-Лебедь, золотой петушок, царь Гвидон, белочка, ткачиха;

- попадья, заяц, витязи, Балда, поп толоконный лоб;

- черница, Елисей, месяц-месяцович, Черномор, семь богатырей;

- Руслан, Наина, старик, Людмила, кот учёный

За правильный ответ - мешок, ошибка – бесёнок (штрафное очко – наизусть строки из произведения Пушкина)

III этап. Команды возвращаются в свою сказку, с которой начинали путешествие. Модераторы подсчитывают баллы, за штрафные символы команды читают наизусть или выразительно по тексту произведения А.С.Пушкина. После этого модераторы выдают командам часть фразы.

IV этап. Команды собираются в спортзале у Лукоморья и собирают фразу целиком.

Ключевая фраза: Что за/прелесть/эти сказки!/Каждая/есть поэма!

Ведущий: Ребята, поздравляю вас с успешным окончанием игры. Все вы молодцы! Вспомнили сказки Пушкина, а кто ещё их не читал, обязательно прочитают! А.С. Пушкин очень любил и высоко ценил русские сказки, на которых он воспитывался, благодаря своей няне, Арине Родионовне. Вся красота и мелодичность русского языка отражаются в этих сказках. А еще А.С. Пушкин оставил нам письмо. Вот оно! Прочтём его, ребята. (Письмо извлекается из сундука, который хранится под дубом).

Чтение письма.

Дорогие потомки! Мне очень приятно, что вы помните и знаете мои сказки. Значит, вы любите свой язык и свою родину. Любите так, как любил их я. Вы владеете самым замечательным языком на свете, способным выразить любые мысли и эмоции. Вся жизнь человека связана с языком. Через слово человек может узнать о том, чего не видели его глаза. Через слово человек может узнать, кто не жил до него. И через слово можно обратиться к своим потомкам, как это сделал я через свои сказки.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык, как сказал когда-то М.В. Ломоносов, «повелитель многих языков», один из богатейших и красивейших языков мира. И мы должны учиться языку постоянно, до последних дней своей жизни.

Читайте произведения русских писателей, и ваша жизнь будет интереснее, насыщеннее и богаче. Ваш А.С. Пушкин.

Ведущий: А теперь награждение. За участие в литературном квесте «Там на неведанных дорожках…», посвященном Дню русского языка в России, награждается команда_____. Награждается команда______, занявшая I ( II III) место…

 

Приложение 1. Маршруты

 Подсказка – Лужайка заднего двора школы

№ п/п

Станции

Задания

Баллы

Начало пути

«Найди свой маршрут»

Собрать 5 знаков и найти маршрутный лист

 

I. Лужайка

«Сказка о рыбаке и рыбке»

1. Найти спрятанные слова

 

 

2. Вставить глаголы

 

 

II.

Аллея отличников

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1. Выделить грамматическую основу, подобрать синоним

 

2. Узнай героя

 

 

III. Хоздвор

«Сказка о золотом петушке»

1. Разгадай ребус

 

 

2. Собери пазл

 

 

IV.Двор перед школой

«Сказка о царе Салтане…»

1. Найди чудо

 

 

2. Волшебный сундучок: узнай предмет

 

V. Стадион

«Сказка о попе и работнике его Балде»

1. Домино: соедини слово и его значение

 

2. Лишний герой

 

 

Лужайка

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Подведение итогов, чтение произведений Пушкина

Итого:

Спортзал

Лукоморье

Собери фразу

Награждение

 

 Подсказка – Аллея отличников

№ п/п

Станции

Задания

Баллы

Начало пути

«Найди свой маршрут»

Собрать 5 знаков и найти маршрутный лист

 

I. Аллея отличников

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1. Выделить грамматическую основу, подобрать синоним

 

2. Узнай героя

 

 

II. Лужайка

«Сказка о рыбаке и рыбке»

1. Найти спрятанные слова

 

 

2. Вставить глаголы

 

 

III. Стадион

«Сказка о попе и работнике его Балде»

1. Домино: соедини слово и его значение

 

 

2. Лишний герой

 

 

IV. Хоздвор

«Сказка о золотом петушке»

1. Разгадай ребус

 

 

2. Собери пазл

 

 

V.Двор перед школой

«Сказка о царе Салтане…»

1. Найди чудо

 

 

2.Волшебный сундучок: узнай предмет

 

 

Аллея отличников

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Подведение итогов, чтение произведений Пушкина

Итого:

Спортзал

Лукоморье

Собери фразу

Награждение

 

 

 Подсказка – Хоздвор

№ п/п

Станции

Задания

Баллы

Начало пути

«Найди свой маршрут»

Собрать 5 знаков и найти маршрутный лист

 

I. Хоздвор

«Сказка о золотом петушке»

1. Разгадай ребус

 

 

2. Собери пазл

 

 

II. Стадион

«Сказка о попе и работнике его Балде»

1. Домино: соедини слово и его значение

 

 

2. Лишний герой

 

 

III.Двор перед школой

«Сказка о царе Салтане…»

1. Найди чудо

 

 

2.Волшебный сундучок: узнай предмет

 

IV.

Аллея отличников

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1. Выделить грамматическую основу, подобрать синоним

 

2. Узнай героя

 

 

V. Лужайка

«Сказка о рыбаке и рыбке»

1. Найти спрятанные слова

 

 

2. Вставить глаголы

 

 

 

Хоздвор

«Сказка о золотом петушке»

Подведение итогов, чтение произведений Пушкина

Итого:

Спортзал

Лукоморье

Собери фразу

Награждение

 

 Подсказка – Двор перед школой

№ п/п

Станции

Задания

Баллы

Начало пути

«Найди свой маршрут»

Собрать 5 знаков и найти маршрутный лист

 

I.Двор перед школой

«Сказка о царе Салтане…»

1. Найди чудо

 

 

2. Волшебный сундучок: узнай предмет

 

II. Хоздвор

«Сказка о золотом петушке»

1. Разгадай ребус

 

 

2. Собери пазл

 

 

III. Лужайка

«Сказка о рыбаке и рыбке»

1. Найти спрятанные слова

 

 

2. Вставить глаголы

 

 

IV. Стадион

«Сказка о попе и работнике его Балде»

1. Домино: соедини слово и его значение

 

2. Лишний герой

 

 

V.

Аллея отличников

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1. Выделить грамматическую основу, подобрать синоним

 

2. Узнай героя

 

 

 

Двор перед школой

«Сказка о царе Салтане…»

Подведение итогов, чтение произведений Пушкина

Итого:

Спортзал

Лукоморье

Собери фразу

Награждение

 Подсказка – Стадион

№п/п

Станции

Задания

Баллы

Начало пути

«Найди свой маршрут»

Собрать 5 знаков и найти маршрутный лист

 

I. Стадион

«Сказка о попе и работнике его Балде»

1. Домино: соедини слово и его значение

 

2. Лишний герой

 

 

II.Двор перед школой

«Сказка о царе Салтане…»

1. Найди чудо

 

2. Волшебный сундучок: узнай предмет

 

III.

Аллея отличников

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

1. Выделить грамматическую основу, подобрать синоним

 

2. Узнай героя

 

 

IV. Лужайка

«Сказка о рыбаке и рыбке»

1. Найти спрятанные слова

 

 

2. Вставить глаголы

 

 

V. Хоздвор

«Сказка о золотом петушке»

1. Разгадай ребус

 

 

2. Собери пазл

 

 

 

Стадион

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Подведение итогов, чтение произведений Пушкина

Итого:

Спортзал

Лукоморье

Собери фразу

Награждение

 

Приложение 2. Ребусы

 

1

 

2
3

4

5

Приложение 3. Пазлы

 

 

Приложение 4. Домино

 

Оброк

Каша из пшеничных зерен

Недоимка

Глупый, бестолковый

Супостат

Это плата. Денежная дань

Полба

Усадьба: дом с хозяйственными пристройками

Толоконный (лоб)

Оброк или налог, не уплаченный в срок

Подворье

Противник, враг

 

Литература

1. А.С.Пушкин.Сказки.

2. Н.К. Доризо «Пушкину» http://www.as-pushkin.ru/index.php?cnt=27&sub=21

3. А.Д.Дейкина, Л.В. Дудова, О.Н. Левушкина «Слово о Пушкина и слово о Пушкине на уроках русского языка и литературы.

4. Генератор ребусов http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator

5. Сказки Пушкина. Пазлы. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%B0%D0%B7%D0%BB%D1%8B%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C&stype=image&lr=121301&source=wiz

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.