Урок-викторина для 6 классов «Там, на неведомых дорожках»

6
0
Материал опубликован 27 April 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Фурлова Ольга Ивановна,

МАОУ СОШ № 20

Урок-викторина для 6-х классов (Неделя истории)

Тема:

Форма проведения: турнир знатоков славянской мифологиииспользованием ИКТ, элементами театрализованного представления)

Цели:

  • Повысить интерес учащихся к истории и культуре древних славян.
  • Привлечь ребят к изучению славянской мифологии.
  • Формировать умения работать с презентацией, анализировать источники, работать в группах.
  • Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям предков, патриотизм, чувство сопричастности к русским истокам.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Научатся обобщать информацию и анализировать изученный материал;

Метапредметные:

Коммуникативные:

- Научатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своей позиции.

Регулятивные:

- Научатся оценивать правильность выполнения заданий;

Личностные:

- Научаться выражать свои мировоззренческие позиции; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него;

- Смогут выразить своё отношение к народной славянской культуре.

Формы обучения: групповая.

Оборудование: 

Там, на неведомых дорожках

аудио-файл с песней: аудиофайл песни "Приходите в гости к нам"

домашние заготовки, оформление класса в сказочном стиле, костюмы персонажей турнира: Бабы-Яги, Лешего, Домового и т.д., обереги – уточки.

 

Ход игры:

В уроке-викторине участвуют две команды. Предварительно им дано домашнее задание:
а) подготовить театрализованное представление Бабы Яги, Лешего, Домового;
б) подготовить материал о славянских именах, суевериях, приметах, славянских богах и сказочных персонажах.

1 этап викторины - мотивационный

Учитель:

Почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кошку? Почему водят хороводы? Почему веник должен быть березовым?

Наша игра посвящена истории древних славян. Почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.

Все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там, в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение. Чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники, мы проводим наш турнир – «Там, на неведомых дорожках…»

Мы отправляемся в мир славянских языческих мифов, в те времена, когда наши предки зависели от природы. Не умея объяснить многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяя ее разумом, чувствами. Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались не нарушать запреты. Начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей из царства мертвых.

2 этап викторины - «Открытие» учащимися новых знаний

Ведущий:

– Кто это?

- Баба Яга! (команды представляют Бабу Ягу.)

- Давайте вспомним, как обращались путники к избушке? («Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом».)

Вопрос первой команде:

– А почему избушка стоит именно таким образом?

- (Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей - мертвым не нужен солнечный свет. И чтобы попасть туда, нужно произнести магическое заклинание.)

Вопрос второй команде:

– Почему Баба Яга встречает путников словами: «Фу-фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь»? - -

- (Русский дух – запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу враждебно. Ей не нужны непрошенные гости. А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали, пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще стоял маленький домик («избушка на курьих ножках»). Его называли «домом мертвых». Сосуд с прахом заносили внутрь домика, а кости на шестах выставляли в виде забора. Видимо, такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги.)

Ведущий:

- Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам и попросить их о помощи. Если вы правильно ответите на мой вопрос об одном из славянских богов, то он станет вашим покровителем.

Блиц-турнир:

Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того – супружеской парой, чья любовь породила все живое на свете. А как любовно славяне называли бога Неба и великую богиню Земли?

- (Сварог или Стрибог, т.е. «Отец-бог», Макошь – Всеобщая мать, Хозяйка жизни, Дарительница Урожая)

Что по легенде подарил Сварог людям в подарок и чему их научил в придачу к подарку?

- (Кузнечные клещи, выплавлять медь и железо).

Сварог установил закон, обязательный для каждого мужчины и для каждой женщины. Как он звучал?

- (Мужчине иметь только одну жену, а женщине – только одного мужа)

Когда справлялись «именины Земли»? Что это за праздник?

- (10 мая. Землю нельзя беспокоить – пахать, сеять. В этот день давали клятвы, касаясь земли ладонью)

Кого из богов славяне считали родными братьями, сыновьями Неба и Земли?

- (Солнце, Молнию и Огонь)

Назовите имя бога Солнца.

- (Даждьбог – «Дающий бог»)

Кого славяне считали женою Солнца?

- (Утреннюю Зорю)

В какое время славяне праздновали брак бога Солнца и утренней Зори?

- (В день летнего солнцестояния, ныне известного нам как Иванов день)

Какой символ был священным знаком Солнца у славян?

- (Крест. Его нетрудно увидеть, если, прищурясь, посмотреть на солнце)

Почему утки, гуси и лебеди пользовались большим уважением и любовью у славян. Особенно лебеди, на которых запрещалось охотиться?

- (Славяне считали, что дважды в сутки: утром и вечером, Даждьбог пересекал Океан-море на ладье, запряженной этими птицами, птицы были священны)

Как звали бога огня?

- (Сварожич)

Почему во время трапезы Огонь угощали первым и лучшим куском.

- (Прогонял прочь тьму, обогревал, нечистая сила не могла приблизится к огню, огонь очищал что-либо оскверненное)

Русская сваха, являвшаяся сватать невесту непременно протягивала руки к огню. Почему?

- (Грея ладони в любое время года , она призывала огонь к себе в союзники, заручалась его поддержкой)

Кто был женой Водяного?

- (Русалка)

Фантазия славян изобрела особого духа, будто бы охраняющего зарытые в землю клады. Какое имя он носил?

- (Кудияр)

В каком месяце древние славяне отмечали Новый год?

- (В марте, так как именно с этой поры природа просыпается от мертвого сна к жизни)

О каком празднике говорят до сих пор «Птичка гнезда не вьет, девица косы не плетет»

- (О Благовещении. По обычаю славян – птица, свившая гнездо на Благовещенье, теряет силу в крыльях и в наказание осуждается ходить по земле, а не летать в поднебесье).

Ведущий:

Вопрос первой команде:

– Откуда пошло выражение «Что на роду написано, того не миновать»?

- (Род – бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение «Что на роду написано».)

Вопрос второй команде:

– Откуда пошли выражения: «Чур, меня!», «Чур, мое!», «Чур, тебе на язык!»? 

- (Чур – божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», то есть «Чур, меня!». Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: «Чур, мое!». Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», – и злое пожелание не сбудется.)

Вопрос для болельщиков:

- С именем какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг»?

- (Перун – Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели – четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

Вопрос первой команде:

- Назовите основное оружие громовержца? 

- (Топор). 

- Чьим покровителем славяне считали Перуна? 

- (Воинов). 

-  Какое животное славяне посвящали Перуну?

-   (Могучего лесного быка – дикого тура. Люди верили, что Перун, гуляя по белому свету, принимает облик быка)

Вопрос второй команде:

- Приняв крещение, вчерашние язычники продолжали чтить старых богов, только под новыми именами, и Перун "передал" многие свои качества христианским богам? Каким? (Илья Пророк, святой Георгий, змееборец). Птица, посвященная Перуну? (Сорока). Давно замечено, как чист воздух и как легко дышится, когда отгремела гроза. Славяне-язычники нашли этому свое объяснение. Какое? (Нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго не высовывается наружу).

Учитель:

- Под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь. На неведомых тропинках мы встретимся с множеством духов. В то далекое время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, т.е. ответить на вопрос. Духи, к сожалению, не все добрые. Они вас не тронут и пропустят дальше, если вы ответите правильно на вопросы.

- Давайте вспомним, в каких духов верили древние славяне? (Команды по очереди представляют Лешего и Домового)

Ведущий:

Вопрос первой команде:

– Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры?

- (Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её на изнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: «Шел, нашел, потерял». А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не в лес, а из леса).

Вопрос второй команде:

- В доме тайно командовал домовой. Домовой – это дух дома, любитель пошалить, пошуметь, но он всегда готов помогать и защищать, заступаться за тех, кто в этом нуждается.

–Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?

- (Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды. Чтобы в доме все было хорошо, никто не болел и не попадал в беду, нужно было домовому выставлять угощение. Лучше всего мед на хлебе или блюдце с вареньем. Тогда сладкоежка домовой останется доволен, а в доме будут мир, покой и согласие. Славяне считали, что домовой любит превращаться чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)

Вопрос болельщикам:

– Славяне думали, что они живут в окружении всяких неведомых сил – духов. В воде – озерах и реках – всем ведает и распоряжается водяной. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохочет и хлопает в ладоши. Может подражать речи животных или человека (ухает, крякает, стонет, воет, блеет). Водяной любит заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядит он так: на пухлом лице красные горящие глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто чешуей и тиной, вместо рук лапы с перепонками. Думали, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, то свиньей, коровой или собакой. Любит ездить верхом на соме. Место жительства выбирает глубокое, любит селиться под мельницами.

- По какому признаку можно было узнать, что это водяной?

- (С его одежды постоянно капает вода.)

Учитель:

- Следующее задание посвящено славянским именам. Команды должны написать как можно больше мужских и женских славянских имён. Команда, написавшая наибольшее число имён, получает оберег (время – 5 минут).

Ведущий:

- В славянской мифологии очень много примет и суеверий, и сейчас мы поговорим о них.

Вопрос первой команде:

- Почему перед новобрачными разбивали горшок, только что побывавший в огне? 

- ( Желали рождение детей-сыновей, т.к. это кормильцы)

Вопрос второй команде:

- Почему священную силу славяне приписывали огню, полученному трением? 

- (Такой огонь считался «чистым». Возжением такого огня славяне отмечали новый год, полагая, что все грехи прошлого останутся в минувшем году)

Вопрос первой команде:

- Как славяне называли бога любви? 

- (Ярила). 

- Когда и как на Руси справляли праздник «Ярилки»?

-   (27 апреля – в самый пик весеннего буйства природы. Целую ночь горели костры, а молодежь плясала, пела песни)

Вопрос второй команде:

- Почему на Масленицу сжигают чучело? 

- (Это образ Мараны. Каждую зиму она берет власть, но на век ей утвердится не дано: вновь и вновь торжествует Солнце, жизнь и весна).

Вопрос первой команде:

- Почему нельзя здороваться или передавать что-либо через порог? 

- (Это «граница» избы между мирами «своим» и «чужим», «Обжитым» и «необжитым». Пересечение ее таило больше опасности).

Вопрос второй команде:

- Почему запрещалось и запрещается бить кулаком по столу?

-(Стол – это божья ладонь).

Вопрос первой команде:

- При крещении ребенка опускают в купель с водой. Откуда пришел этот ритуал? 

- (Древний ритуал. Отец выносил ребенка и показывал его Небу и Солнцу (только восходящему – на долгую жизнь), Огню очага, Месяцу (растущему, чтобы дитя хорошо росло), прикладывал к Земле матери и опускал в Воду. Таким образом малыша представляли всем божествам Вселенной, всем ее стихиям, отдавали под их покровительство.)

Вопрос второй команде:

- Существует поверье, будто бы накануне этого дня цветет папоротник, который светит огненным светом и освещает местность. Если только его сорвать и бежать домой, не оглядываясь (чтобы не кричала адская сволочь), то этот цветок даст возможность его обладателю открывать клады и получать богатство. О каком дне идет речь?

- (Иванов день или Иван Купала – 7 июля).

Учитель:

- Чтобы защитить себя от гнева божеств и злых духов, недобрых сил и дурного глаза, славяне придумывали различные обереги – предметы, которые будто бы спасали от напасти и отводили колдовские чары. У каждого человека при себе были амулеты в виде медвежьего когтя, волчьего зуба или кабаньего клыка. Дома на видном месте ставили вырезанную из дерева фигурку домового, чтобы берег покой, сторожил жилище от воров и хранил от пожара. Заступницей женщин была Мокошь, и потому многие славянки носили на шее или на груди изображение этого божества. Оберегами могли быть всякие знаки и узоры на предметах повседневного быта и обихода: на ложке, на гребешке, на ручке ножа или кувшине. На одежде, покрывалах, полотенцах и платках тоже были обереги: особая цветная вышивка или красивый рисунок на ткани. Славяне носили амулеты-обереги. По их представлениям, они защищали людей от бед и злых духов. На амулетах из металла, дерева и глины изображали солнце, огонь, воду и растения.

Большие надежды славяне возлагали на защитную силу слова. Произнося заветные заклинания, которые держались в большом секрете, древние люди хотели прогнать беду, испугать врага, победить болезнь, не поддаться страху.

Вопрос болельщикам:

– У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.

-  (Хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Ведущий:

- Оказывается, ДЕРЕВО - зримый символ развития, чья древность доказывается степенью распространенности по всей земле.

Вопрос первой команде:.

- Как вы думаете, ребята, какое дерево считалось священным у русского народа. 

- (Это, конечно, ДУБ. И часто сказки так и начинались:

              «На Море-Океане,

                На острове Буяне,

                Стоит дуб зеленый…»).

Вопрос второй команде:

- Что было своеобразным символом России?

-  (БЕЛАЯ БЕРЕЗА. С березой связан и главный весенне-летний праздник- Троица (пятидесятый день после Пасхи). На последнюю неделю приходились зеленые святки – это самый что ни на есть древне-языческий праздник).

Вопрос первой команде:.

- Помните песню «Во поле березка стояла» с повтором:

           «Некому березку заломати,

             Некому кудряву заломати».

Что это значило? 

- («Березку заломати» требовалось для того, чтобы сломать (иногда ломалась только макушка) и принести в дом. Или, чтобы поставить ее на видном месте и украсить лентами, бусами, платками. Или походить с ней по улице. Отсюда сложился КУЛЬТ растительности, деревьев и «Священных рощ», который сохранился вплоть до XX века).

Вопрос второй команде:

– Почему розги на Руси делали из берёзы? 

- (Чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза – оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд.)

Дополнительный вопрос всем командам:

– Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного положения?

- («Ложись спать, утро вечера мудренее».)

– Что значил у славян этот совет?

(Язычники считали, что во время сна (медленной смерти) человеческая душа может посетить другие миры, спросить совета у богов или умерших родственников и тем самым решить свои проблемы.)

Ведущий:

Существует множество примет, связанных с едой. Командам предлагается назвать как можно больше таких примет (приложение)

Подведение итогов, награждение:

Учитель:

Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян. С историей нашей Родины мы соприкасаемся ежедневно: у стен древней крепости, старинного дома, памятников архитектуры. История древних славян находит отражение в сказках, былинах, сказаниях, народных праздниках. Каждый гражданин своей страны должен знать истоки своих корней, понимать и представлять себе то время, когда жили предки в глубокой древности, уважительно относиться к культурным традициям своего прошлого.

Литература:

Славянская мифология. – Минск, 2003.

Семенова М.. Мы – славяне. – Санкт-Петербург, 1997 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приметы

С ножа не ешь - злым будешь

Поверье связано с мистическим восприятием ножа как оберега от нечистой силы. Следовательно, относиться к нему надо уважительно. Бытовая сторона вопроса куда проще: если человек ест с ножа, он может поранить язык или губы. Тут уж поневоле злым станешь.

Хлеб выбрасывать - большой грех

Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет. - Поверье очень древнее, и смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Это верно и в бытовом смысле: кто не бережлив, тот обречен быть бедным.

Не ешь во время учения: заешь выученное.

Это же поверье относится и к чтению во время еды. Суть его основана на физиологии: во время еды кровь приливает к желудку, а не к мозгу, поэтому выученное "заедается", то есть попросту не воспринимается, не запоминается. В поверье отражено и уважительное отношение к еде, к самому процессу приема пищи, который в народе достаточно строго регламентирован: когда, где и как можно есть.

Бумагой стол вытирать - к ссоре.

Поверье это не столь уж старинное, но основано оно именно на старинном уважении к столу, который надо не просто вытереть, а тщательно вымыть, и протереть не кое-как, а бережно, предназначенной для этого мягкой тряпочкой или даже полотенцем. Поверье основано и на ассоциации: шум, шелест бумаги - шум ссоры.

Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется.

Запретительное поверье, подчеркивающее уважение к хлебу. Даже крошки надо собрать и съесть. Или птицам отдать, но ни в коем случае не смахивать

Чай пролить - к недоразумению.

Одна из многочисленных "смягчающих" примет, которая не несет ни положительной, ни отрицательной нагрузки. Смысл ее лишь в том, чтобы разрядить обстановку, не дать возникнуть психологическому дискомфорту. Кто-то пролил чай (уже недоразумение!) - и все вспоминают о примете. Тем недоразумение и исчерпано, о нем можно тут же забыть.

За кем допиваешь, того грехи принимаешь

Помимо мистического смысла, в данном случае допустимо и самое простое объяснение: допивая из чужого стакана, можно заразиться (принять чужие грехи).

Соль рассыпать - к ссоре

Собери посыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом - тогда все обойдется. - Соль - один из наиболее древних пищевых оберегов. В этом качестве она известна с добиблейских времен. То, что она не портится от времени, позволило относиться к ней как к символу вечности. На Руси соль долгое время была дорогой, что способствовало отношению к ней как к очень ценному продукту. Соответственно просыпать соль - значило навлечь на себя гнев. Считается, что соли боится нечистая сила. Именно поэтому возник обычай встречать гостей хлебом-солью - символом благополучия (хлеб) и оберегом от темных сил (соль). Тот, кто отведал с тобой хлеба-соли, не может быть врагом. Просыпать соль - значит способствовать торжеству враждебных сил. Чтобы этого не случилось, надо или трижды сплюнуть через левое плечо, или бросить через левое плечо щепотку соли. Считалось, что именно за левым плечом - искуситель. И раз уж ты просыпал соль, то брось в него - не огорчаясь, а смеясь. Смеяться рекомендовано традицией по двум причинам: во-первых, не должно выказывать лукавому своего страха и уныния; во-вторых, не надо излишне огорчаться из-за какой-то потери - можно навлечь этим еще большую потерю. К    тoму же у смеющегося человека непроизвольно улучшается настроение, что и помогает ему избежать "запланированной" ссоры. Славяне думали, что соль образуется от согревших землю солнечных лучей. Поэтому слова «соль» и «солнце» звучат так похоже. Ведь славяне считали соль даром солнца. Соли было мало и к ней относились очень бережно. До сих пор живет примета: соль просыпать – не к добру, к ссоре. В давние времена от неловкого человека, просыпавшего соль отворачивались, никто с ним не разговаривал: люди опасались, что с ними может случиться какая-то неприятность.

Цветы, в горшках подаренные, расти не будут, если за них не дать символический выкуп.

О причине хотя бы символической оплаты подарка, особенно живого (кошка ли это, птица или растение), мы уже говорили: за подарок должен быть отдарок; поскольку об отдарке за недорогую вещь можно и забыть, так лучше сразу ее «выкупить». На мистическом уровне можно принять и такую версию: растение, просто оставленное в чужом доме, считает себя здесь чужим, а если его купили - понимает, что у него новый хозяин появился.

Если в доме ругаются, то цветы гибнут.

Давнее и, безусловно, верное наблюдение. Многие обращали внимание на то, что в иных домах цветы растут пышно, а в иных не приживаются. Дело может быть как в ссорах, так и в характере, в биополе хозяина. Некоторые виды цветов реагируют даже на резкие звуки. Ныне доказано, что цветы реагируют и на неблагоприятные места в квартире. Поэтому рекомендуется хорошо растущий цветок поставить на месяц возле кровати или письменного стола и проследить за его состоянием. Если при том же уходе и количестве света он начинает чахнуть, значит вы большую часть времени проводите в неблагоприятной зоне и есть смысл об этом задуматься.

 

Первым в новый дом входит старый человек

Поверье в первую очередь отражает уважение к старшим. Но есть в нем и мистический смысл. Связан он с тем, что начало нового дела, нового этапа жизни требует жертвы. Роль жертвы и брал на себя старый человек, поскольку считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома или переночует в нем, первым и умрет.

Не свисти в доме - денег не будет

Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет - К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист - забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть - на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.

Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя - все равно что вымывать, выметать его из дому

Поверье, суть которого - в мистическом восприятии человека и "следов от него". Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий "духовный след" от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о "следах" врага).

Забыть какую-либо вещь в чужом доме к скорому возвращению туда

Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время - телефонную книжку, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.

Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза

Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник - и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз - значит, использовать его защитную функцию, а именно - призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.

Хранить разбитую посуду - к несчастью

Разбитая посуда символизирует ущербность,  (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранение разбитой посуды в доме может привести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: «Посуда бьется - к счастью». Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте…

Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать

Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор - пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток. По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток. И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать.

Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу

Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец).

Не начинай строить дом на старости лет, а то скоро умрешь

Есть и другой вариант этого поверья: покупать новую одежду на старости лет - к смерти. Многие, к сожалению, верят в это и лишают себя маленьких человеческих радостей. Хотя, если вдуматься, в основе поверья - всего лишь обычный закон: на старости лет не знаешь, достроишь ли ты дом, долго ли тебе носить новую одежду.

О главных героях русских сказок

Яга — могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т.д.; не может лишь одного — принять сколько-нибудь нормальный человеческий облик. Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада.

Род - Родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видим вокруг. Он отделил мир видимый, явный - Явь, от мира невидимого, духовного  - Нави. Он отделил Правду от Кривды. 
   Род и рожаницы считались умершими предками патриархального рода. Они так же имели и древнее наименования  щур, дед. 
  А еще, согласно верованиям славян, именно Род посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети.

Чур - Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага.  Чур охранял родовые и племенные владения, и нечистые силы не могли переступить их границы.  Чур охранял человека от всякой «порчи» , «Нечистой силы». Видимо, поэтому мы иногда и говорим: «Чур меня», когда хотим защититься от чего-то нехорошего.

Перуна считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перун- покровитель воинов и витязей. Так же Перуну были подвластны стихии природы. Перун - это прежде всего бог грозы, грома. С Перуном был также связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы - обливании водой специально выбранной женщины. 

Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки, путая тропы и начиная водить кругами. Средством против этих злых козней в народе считался следующий метод: обнаружив, что пути-дороги потеряны, следует вывернуть и надеть абсолютно всю одежду наизнанку –

и тогда чары развеиваются, и горе-путнику удается покинуть страшный лес... Оберегами от Лешего служат соль и огонь; магический круг, очерченный осиновой палкой; нож или кочерга; а также лутошка - липовая, очищенная от коры палка.

На Руси верили - никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нем. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться с ласковым словом к «дедушке-суседушке», оставить немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству.

Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. Способ борьбы. Есть несколько правил: на обращение домового не откликаться- иначе заболеешь, почаще оставлять ему кашу, при переезде в новый дом обязательно позвать с собой- не то обидится, увяжется сам и будет потом вредить.

Предварительный просмотр презентации

Славянский турнир (6-е классы) МАОУ СОШ № 20 Автор: Фурлова О.И., учитель истории Там, на неведомых дорожках...

Цели и задачи турнира Повысить познавательный интерес учащихся к истории и культуре древних славян. Привлечь ребят к изучению славянской мифологии.

Содержание 1. Введение 2. Баба-Яга 3. Избушка на курьих ножках 4. Род 5. Чур 6. Перун 7. Леший 8. Домовой 9. Водяной 10. Приметы и суеверия 11. Заключение

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей... Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет! У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей... Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух... там Русью пахнет!

Введение Спросим себя, почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота? Все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там, в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение. И чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники, мы проводим нашу игру – «Там, на неведомых дорожках…»

Ход турнира Начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей и царства мертвых.– Кто это?

Баба-Яга Яга — могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада.

Ход турнира Давайте вспомним, как обращались путники к избушке? – А почему избушка стоит именно таким образом? – Почему Баба Яга встречает путников словами: «Фу-фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь»?

Избушка на курьих ножках Избушка на курьих ножках - в славянской мифологии место перехода из земного мира в потусторонний мир; охраняет избушку Баба-Яга.

Ход турнира Чтобы путь был удачным, надо обратиться к богам и попросить их о помощи. Если вы правильно ответите на вопрос об одном из славянских богов, то он станет вашим покровителем. – Откуда пошло выражение «Что на роду написано, того не миновать»? – Откуда пошли выражения: «Чур, меня!», «Чур, мое!», «Чур, тебе на язык!»?

Род Род - Родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видим вокруг.          А еще, согласно верованиям славян, именно Род посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети.  

Чур       Чур охранял человека от всякой «порчи» , «Нечистой силы». Видимо, поэтому мы иногда и говорим: «Чур меня» когда хотим защититься от чего-то нехорошего. 

Ход турнира С именем какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг»?

Перун Перуна считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перун - это прежде всего бог грозы, грома.   С Перуном был также связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы - обливании водой специально выбранной женщины.   

Ход турнира Под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь. По дороге мы встретимся с множеством духов. В то далекое время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, т.е. ответить на вопрос. Если вы правильно ответите на вопросы, они вас не тронут и пропустят дальше.

Леший В час урочный полнолунья,  С тёмным лесом наравне, -  Говорит молва-вещунья, -  Кто-то бродит в тишине. Пономарь пройдёт ли пеший, Псарь проедет ли верхом, Всяк, крестяся, молвит: «Леший загулял не пред добром!»   – Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры?

Леший Оберегами от Лешего служат соль и огонь; магический круг, очерченный осиновой палкой; нож или кочерга; а также лутошка - липовая, очищенная от коры палка.

Ход турнира – Древние славяне считали, что в каждом доме живет Домовой. В старину его ласково называли «дедушкой» или «хозяином». А представляли этот дух в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?

Домовой На Руси верили - никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нем. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться с ласковым словом к «дедушке-суседушке», оставить немного вкусной еды и маленькие подарочки. «Харч для домового» хозяева оставляют после ужина.

Ход турнира – Хозяевами рек и озер славяне считали водяных. Водяного представляли лохматым бородатым стариком, пузатым или горбатым. Он весь оброс шерстью, покрыт тиной или рыбьей чешуей, выпученные мутные глаза, как у рыбы, оттопыренные уши, нос без ноздрей, тонкие длинные ноги, а между пальцами утиные перепонки. Иногда он принимал вид обычного человека и появлялся в деревне или в городе. - По какому признаку можно было узнать, что это водяной?

Водяной Водяной дедушка - хозяин вод. Он ныряет и может жить в воде по целым дням, а на берег выходит только по ночам. Утопленники ходят в услужении у водяного. Водяной любит забираться на ночь под водяную мельницу, поэтому в старину всех мельников считали колдунами.

Ход турнира В славянской мифологии очень много примет и суеверий, и сейчас мы поговорим о них. – У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец. – Почему розги на Руси делали из берёзы? – Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного положения? – Что значил у славян этот совет?

Приметы и суеверия

Деревья Береза- одно из самых любимых и почитаемых у славян деревьев. Береза, считали наши предки, приносит счастье, оберегает от зла и всякой нечисти .У славян береза похожа на красную девицу, а могучий дуб на богатыря . Береза, рядом с домом посаженная, зло отпугивает и от молнии оберегает.

Вот и сказке конец… Если вы не так уж боитесь Кащея, Или Бармалея и Бабу-Ягу, Приходите в гости к нам поскорее, Там, где зеленый дуб на берегу. Там гуляет черный Котище ученый, Пьет он молоко и не ловит мышей, Это настоящий, кот говорящий, А на цепи сидит Горыныч-змей.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.