12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фурлова Ольга Ивановна3196
учитель истории и обществознания, методист
Россия, Липецкая обл., Липецк
Материал размещён в группе «Открытые уроки 2015-2016»
6

«Там, на неведомых дорожках». Урок-викторина для 6-х классов (Неделя истории)



Фурлова Ольга Ивановна,

МАОУ СОШ № 20

Урок-викторина для 6-х классов (Неделя истории)

Тема:

Форма проведения: турнир знатоков славянской мифологиииспользованием ИКТ, элементами театрализованного представления)

Цели:

  • Повысить интерес учащихся к истории и культуре древних славян.
  • Привлечь ребят к изучению славянской мифологии.
  • Формировать умения работать с презентацией, анализировать источники, работать в группах.
  • Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям предков, патриотизм, чувство сопричастности к русским истокам.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Научатся обобщать информацию и анализировать изученный материал;

Метапредметные:

Коммуникативные:

- Научатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своей позиции.

Регулятивные:

- Научатся оценивать правильность выполнения заданий;

Личностные:

- Научаться выражать свои мировоззренческие позиции; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него;

- Смогут выразить своё отношение к народной славянской культуре.

Формы обучения: групповая.

Оборудование: 

Там, на неведомых дорожках

аудио-файл с песней: аудиофайл песни "Приходите в гости к нам"

домашние заготовки, оформление класса в сказочном стиле, костюмы персонажей турнира: Бабы-Яги, Лешего, Домового и т.д., обереги – уточки.

 

Ход игры:

В уроке-викторине участвуют две команды. Предварительно им дано домашнее задание:
а) подготовить театрализованное представление Бабы Яги, Лешего, Домового;
б) подготовить материал о славянских именах, суевериях, приметах, славянских богах и сказочных персонажах.

1 этап викторины - мотивационный

Учитель:

Почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кошку? Почему водят хороводы? Почему веник должен быть березовым?

Наша игра посвящена истории древних славян. Почти забытые старые времена остались жить в народной памяти: в сказках, песнях, обрядах, заговорах, суевериях.

Все перечисленные обычаи как раз оттуда, из наших языческих времен. Там, в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение. Чтобы лучше понять, откуда мы родом, узнать, как представляли себе свой мир славяне-язычники, мы проводим наш турнир – «Там, на неведомых дорожках…»

Мы отправляемся в мир славянских языческих мифов, в те времена, когда наши предки зависели от природы. Не умея объяснить многие таинственные явления, они одушевляли природу, наделяя ее разумом, чувствами. Древние славяне были уверены в существовании могущественных богов и духов, и, чтобы расположить их к себе, они приносили им жертвы, посвящали песни и праздники, старались не нарушать запреты. Начинается наш путь в таинственном лесу, где жила древняя и могущественная богиня, хозяйка леса и зверей из царства мертвых.

2 этап викторины - «Открытие» учащимися новых знаний

Ведущий:

– Кто это?

- Баба Яга! (команды представляют Бабу Ягу.)

- Давайте вспомним, как обращались путники к избушке? («Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом».)

Вопрос первой команде:

– А почему избушка стоит именно таким образом?

- (Древние славяне считали, что вход в нее возможен только со стороны царства мертвых. Поэтому избушка без окон, без дверей - мертвым не нужен солнечный свет. И чтобы попасть туда, нужно произнести магическое заклинание.)

Вопрос второй команде:

– Почему Баба Яга встречает путников словами: «Фу-фу, русским духом пахнет. Вот пожарю тебя в печи да съем и на косточках твоих покатаюсь»? - -

- (Русский дух – запах живого человека, чужого, настраивает Бабу Ягу враждебно. Ей не нужны непрошенные гости. А изжарить гостя она хочет, потому что в Древней Руси покойников сжигали, пепел собирали в сосуд и уносили в глубь леса. Там, в чаще стоял маленький домик («избушка на курьих ножках»). Его называли «домом мертвых». Сосуд с прахом заносили внутрь домика, а кости на шестах выставляли в виде забора. Видимо, такие избушки стали прообразом жилья Бабы Яги.)

Ведущий:

- Чтобы наш путь был удачным, нам надо обратиться к богам и попросить их о помощи. Если вы правильно ответите на мой вопрос об одном из славянских богов, то он станет вашим покровителем.

Блиц-турнир:

Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того – супружеской парой, чья любовь породила все живое на свете. А как любовно славяне называли бога Неба и великую богиню Земли?

- (Сварог или Стрибог, т.е. «Отец-бог», Макошь – Всеобщая мать, Хозяйка жизни, Дарительница Урожая)

Что по легенде подарил Сварог людям в подарок и чему их научил в придачу к подарку?

- (Кузнечные клещи, выплавлять медь и железо).

Сварог установил закон, обязательный для каждого мужчины и для каждой женщины. Как он звучал?

- (Мужчине иметь только одну жену, а женщине – только одного мужа)

Когда справлялись «именины Земли»? Что это за праздник?

- (10 мая. Землю нельзя беспокоить – пахать, сеять. В этот день давали клятвы, касаясь земли ладонью)

Кого из богов славяне считали родными братьями, сыновьями Неба и Земли?

- (Солнце, Молнию и Огонь)

Назовите имя бога Солнца.

- (Даждьбог – «Дающий бог»)

Кого славяне считали женою Солнца?

- (Утреннюю Зорю)

В какое время славяне праздновали брак бога Солнца и утренней Зори?

- (В день летнего солнцестояния, ныне известного нам как Иванов день)

Какой символ был священным знаком Солнца у славян?

- (Крест. Его нетрудно увидеть, если, прищурясь, посмотреть на солнце)

Почему утки, гуси и лебеди пользовались большим уважением и любовью у славян. Особенно лебеди, на которых запрещалось охотиться?

- (Славяне считали, что дважды в сутки: утром и вечером, Даждьбог пересекал Океан-море на ладье, запряженной этими птицами, птицы были священны)

Как звали бога огня?

- (Сварожич)

Почему во время трапезы Огонь угощали первым и лучшим куском.

- (Прогонял прочь тьму, обогревал, нечистая сила не могла приблизится к огню, огонь очищал что-либо оскверненное)

Русская сваха, являвшаяся сватать невесту непременно протягивала руки к огню. Почему?

- (Грея ладони в любое время года , она призывала огонь к себе в союзники, заручалась его поддержкой)

Кто был женой Водяного?

- (Русалка)

Фантазия славян изобрела особого духа, будто бы охраняющего зарытые в землю клады. Какое имя он носил?

- (Кудияр)

В каком месяце древние славяне отмечали Новый год?

- (В марте, так как именно с этой поры природа просыпается от мертвого сна к жизни)

О каком празднике говорят до сих пор «Птичка гнезда не вьет, девица косы не плетет»

- (О Благовещении. По обычаю славян – птица, свившая гнездо на Благовещенье, теряет силу в крыльях и в наказание осуждается ходить по земле, а не летать в поднебесье).

Ведущий:

Вопрос первой команде:

– Откуда пошло выражение «Что на роду написано, того не миновать»?

- (Род – бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение «Что на роду написано».)

Вопрос второй команде:

– Откуда пошли выражения: «Чур, меня!», «Чур, мое!», «Чур, тебе на язык!»? 

- (Чур – божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», то есть «Чур, меня!». Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: «Чур, мое!». Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», – и злое пожелание не сбудется.)

Вопрос для болельщиков:

- С именем какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг»?

- (Перун – Бог Грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели – четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

Вопрос первой команде:

- Назовите основное оружие громовержца? 

- (Топор). 

- Чьим покровителем славяне считали Перуна? 

- (Воинов). 

-  Какое животное славяне посвящали Перуну?

-   (Могучего лесного быка – дикого тура. Люди верили, что Перун, гуляя по белому свету, принимает облик быка)

Вопрос второй команде:

- Приняв крещение, вчерашние язычники продолжали чтить старых богов, только под новыми именами, и Перун "передал" многие свои качества христианским богам? Каким? (Илья Пророк, святой Георгий, змееборец). Птица, посвященная Перуну? (Сорока). Давно замечено, как чист воздух и как легко дышится, когда отгремела гроза. Славяне-язычники нашли этому свое объяснение. Какое? (Нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго не высовывается наружу).

Учитель:

- Под покровительством древнеславянских богов мы продолжаем наш путь. На неведомых тропинках мы встретимся с множеством духов. В то далекое время они имели большое влияние на жизнь людей. Для того, чтобы их увидеть, нужно их расколдовать, т.е. ответить на вопрос. Духи, к сожалению, не все добрые. Они вас не тронут и пропустят дальше, если вы ответите правильно на вопросы.

- Давайте вспомним, в каких духов верили древние славяне? (Команды по очереди представляют Лешего и Домового)

Ведущий:

Вопрос первой команде:

– Вы заблудились в лесу. В старину в этом винили Лешего и принимали меры, чтобы его обмануть. Какие это были меры?

- (Заблудившийся должен был сесть на пенек, снять с себя одежду, вывернуть её на изнанку и в таком виде надеть на себя. Обувь поменять с левой ноги на правую, произнести заговор: «Шел, нашел, потерял». А выходить из леса нужно задом наперед, тогда следы ведут не в лес, а из леса).

Вопрос второй команде:

- В доме тайно командовал домовой. Домовой – это дух дома, любитель пошалить, пошуметь, но он всегда готов помогать и защищать, заступаться за тех, кто в этом нуждается.

–Как хорошие хозяева ублажали домового? И почему, переселяясь в новый дом, русские люди первой запускают кошку?

- (Хорошие хозяева подкладывали домовому под печку горбушки хлеба, немного вкусной еды. Чтобы в доме все было хорошо, никто не болел и не попадал в беду, нужно было домовому выставлять угощение. Лучше всего мед на хлебе или блюдце с вареньем. Тогда сладкоежка домовой останется доволен, а в доме будут мир, покой и согласие. Славяне считали, что домовой любит превращаться чаще всего в кошку. В кошачьем облике его и впускают в новый дом.)

Вопрос болельщикам:

– Славяне думали, что они живут в окружении всяких неведомых сил – духов. В воде – озерах и реках – всем ведает и распоряжается водяной. Славяне считали, что он для запугивания людей громко хохочет и хлопает в ладоши. Может подражать речи животных или человека (ухает, крякает, стонет, воет, блеет). Водяной любит заманивать путников в свой подводный дворец. Выглядит он так: на пухлом лице красные горящие глаза-уголья, хвост рыбий, тело покрыто чешуей и тиной, вместо рук лапы с перепонками. Думали, что водяной обладает способностью к превращениям и оборачивается то бревном, то рыбой, то свиньей, коровой или собакой. Любит ездить верхом на соме. Место жительства выбирает глубокое, любит селиться под мельницами.

- По какому признаку можно было узнать, что это водяной?

- (С его одежды постоянно капает вода.)

Учитель:

- Следующее задание посвящено славянским именам. Команды должны написать как можно больше мужских и женских славянских имён. Команда, написавшая наибольшее число имён, получает оберег (время – 5 минут).

Ведущий:

- В славянской мифологии очень много примет и суеверий, и сейчас мы поговорим о них.

Вопрос первой команде:

- Почему перед новобрачными разбивали горшок, только что побывавший в огне? 

- ( Желали рождение детей-сыновей, т.к. это кормильцы)

Вопрос второй команде:

- Почему священную силу славяне приписывали огню, полученному трением? 

- (Такой огонь считался «чистым». Возжением такого огня славяне отмечали новый год, полагая, что все грехи прошлого останутся в минувшем году)

Вопрос первой команде:

- Как славяне называли бога любви? 

- (Ярила). 

- Когда и как на Руси справляли праздник «Ярилки»?

-   (27 апреля – в самый пик весеннего буйства природы. Целую ночь горели костры, а молодежь плясала, пела песни)

Вопрос второй команде:

- Почему на Масленицу сжигают чучело? 

- (Это образ Мараны. Каждую зиму она берет власть, но на век ей утвердится не дано: вновь и вновь торжествует Солнце, жизнь и весна).

Вопрос первой команде:

- Почему нельзя здороваться или передавать что-либо через порог? 

- (Это «граница» избы между мирами «своим» и «чужим», «Обжитым» и «необжитым». Пересечение ее таило больше опасности).

Вопрос второй команде:

- Почему запрещалось и запрещается бить кулаком по столу?

-(Стол – это божья ладонь).

Вопрос первой команде:

- При крещении ребенка опускают в купель с водой. Откуда пришел этот ритуал? 

- (Древний ритуал. Отец выносил ребенка и показывал его Небу и Солнцу (только восходящему – на долгую жизнь), Огню очага, Месяцу (растущему, чтобы дитя хорошо росло), прикладывал к Земле матери и опускал в Воду. Таким образом малыша представляли всем божествам Вселенной, всем ее стихиям, отдавали под их покровительство.)

Вопрос второй команде:

- Существует поверье, будто бы накануне этого дня цветет папоротник, который светит огненным светом и освещает местность. Если только его сорвать и бежать домой, не оглядываясь (чтобы не кричала адская сволочь), то этот цветок даст возможность его обладателю открывать клады и получать богатство. О каком дне идет речь?

- (Иванов день или Иван Купала – 7 июля).

Учитель:

- Чтобы защитить себя от гнева божеств и злых духов, недобрых сил и дурного глаза, славяне придумывали различные обереги – предметы, которые будто бы спасали от напасти и отводили колдовские чары. У каждого человека при себе были амулеты в виде медвежьего когтя, волчьего зуба или кабаньего клыка. Дома на видном месте ставили вырезанную из дерева фигурку домового, чтобы берег покой, сторожил жилище от воров и хранил от пожара. Заступницей женщин была Мокошь, и потому многие славянки носили на шее или на груди изображение этого божества. Оберегами могли быть всякие знаки и узоры на предметах повседневного быта и обихода: на ложке, на гребешке, на ручке ножа или кувшине. На одежде, покрывалах, полотенцах и платках тоже были обереги: особая цветная вышивка или красивый рисунок на ткани. Славяне носили амулеты-обереги. По их представлениям, они защищали людей от бед и злых духов. На амулетах из металла, дерева и глины изображали солнце, огонь, воду и растения.

Большие надежды славяне возлагали на защитную силу слова. Произнося заветные заклинания, которые держались в большом секрете, древние люди хотели прогнать беду, испугать врага, победить болезнь, не поддаться страху.

Вопрос болельщикам:

– У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец.

-  (Хоровод. Танцующие образуют круг – символ Солнца, и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Ведущий:

- Оказывается, ДЕРЕВО - зримый символ развития, чья древность доказывается степенью распространенности по всей земле.

Вопрос первой команде:.

- Как вы думаете, ребята, какое дерево считалось священным у русского народа. 

- (Это, конечно, ДУБ. И часто сказки так и начинались:

              «На Море-Океане,

                На острове Буяне,

                Стоит дуб зеленый…»).

Вопрос второй команде:

- Что было своеобразным символом России?

-  (БЕЛАЯ БЕРЕЗА. С березой связан и главный весенне-летний праздник- Троица (пятидесятый день после Пасхи). На последнюю неделю приходились зеленые святки – это самый что ни на есть древне-языческий праздник).

Вопрос первой команде:.

- Помните песню «Во поле березка стояла» с повтором:

           «Некому березку заломати,

             Некому кудряву заломати».

Что это значило? 

- («Березку заломати» требовалось для того, чтобы сломать (иногда ломалась только макушка) и принести в дом. Или, чтобы поставить ее на видном месте и украсить лентами, бусами, платками. Или походить с ней по улице. Отсюда сложился КУЛЬТ растительности, деревьев и «Священных рощ», который сохранился вплоть до XX века).

Вопрос второй команде:

– Почему розги на Руси делали из берёзы? 

- (Чтобы изгнать из человека бесов, поскольку считали, что если кто-то плохо себя ведет, ленится, значит, им овладели бесы. Берёза – оберег, изгоняющий нечисть, ей приписывали магические свойства. Таким образом, розгами не только наказывали, но и проводили древний магический обряд.)

Дополнительный вопрос всем командам:

– Какой совет можно услышать в русских народных сказках перед очень серьезным делом, когда герой не может найти выход из трудного положения?

- («Ложись спать, утро вечера мудренее».)

– Что значил у славян этот совет?

(Язычники считали, что во время сна (медленной смерти) человеческая душа может посетить другие миры, спросить совета у богов или умерших родственников и тем самым решить свои проблемы.)

Ведущий:

Существует множество примет, связанных с едой. Командам предлагается назвать как можно больше таких примет (приложение)

Подведение итогов, награждение:

Учитель:

Наше путешествие заканчивается. Мы узнали много нового и интересного о вере наших предков, познакомились с обычаями и суевериями славян. С историей нашей Родины мы соприкасаемся ежедневно: у стен древней крепости, старинного дома, памятников архитектуры. История древних славян находит отражение в сказках, былинах, сказаниях, народных праздниках. Каждый гражданин своей страны должен знать истоки своих корней, понимать и представлять себе то время, когда жили предки в глубокой древности, уважительно относиться к культурным традициям своего прошлого.

Литература:

Славянская мифология. – Минск, 2003.

Семенова М.. Мы – славяне. – Санкт-Петербург, 1997 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приметы

С ножа не ешь - злым будешь

Поверье связано с мистическим восприятием ножа как оберега от нечистой силы. Следовательно, относиться к нему надо уважительно. Бытовая сторона вопроса куда проще: если человек ест с ножа, он может поранить язык или губы. Тут уж поневоле злым станешь.

Хлеб выбрасывать - большой грех

Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет. - Поверье очень древнее, и смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Это верно и в бытовом смысле: кто не бережлив, тот обречен быть бедным.

Не ешь во время учения: заешь выученное.

Это же поверье относится и к чтению во время еды. Суть его основана на физиологии: во время еды кровь приливает к желудку, а не к мозгу, поэтому выученное "заедается", то есть попросту не воспринимается, не запоминается. В поверье отражено и уважительное отношение к еде, к самому процессу приема пищи, который в народе достаточно строго регламентирован: когда, где и как можно есть.

Бумагой стол вытирать - к ссоре.

Поверье это не столь уж старинное, но основано оно именно на старинном уважении к столу, который надо не просто вытереть, а тщательно вымыть, и протереть не кое-как, а бережно, предназначенной для этого мягкой тряпочкой или даже полотенцем. Поверье основано и на ассоциации: шум, шелест бумаги - шум ссоры.

Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется.

Запретительное поверье, подчеркивающее уважение к хлебу. Даже крошки надо собрать и съесть. Или птицам отдать, но ни в коем случае не смахивать

Чай пролить - к недоразумению.

Одна из многочисленных "смягчающих" примет, которая не несет ни положительной, ни отрицательной нагрузки. Смысл ее лишь в том, чтобы разрядить обстановку, не дать возникнуть психологическому дискомфорту. Кто-то пролил чай (уже недоразумение!) - и все вспоминают о примете. Тем недоразумение и исчерпано, о нем можно тут же забыть.

За кем допиваешь, того грехи принимаешь

Помимо мистического смысла, в данном случае допустимо и самое простое объяснение: допивая из чужого стакана, можно заразиться (принять чужие грехи).

Соль рассыпать - к ссоре

Собери посыпанную соль в щепоть и брось через левое плечо, смеясь при этом - тогда все обойдется. - Соль - один из наиболее древних пищевых оберегов. В этом качестве она известна с добиблейских времен. То, что она не портится от времени, позволило относиться к ней как к символу вечности. На Руси соль долгое время была дорогой, что способствовало отношению к ней как к очень ценному продукту. Соответственно просыпать соль - значило навлечь на себя гнев. Считается, что соли боится нечистая сила. Именно поэтому возник обычай встречать гостей хлебом-солью - символом благополучия (хлеб) и оберегом от темных сил (соль). Тот, кто отведал с тобой хлеба-соли, не может быть врагом. Просыпать соль - значит способствовать торжеству враждебных сил. Чтобы этого не случилось, надо или трижды сплюнуть через левое плечо, или бросить через левое плечо щепотку соли. Считалось, что именно за левым плечом - искуситель. И раз уж ты просыпал соль, то брось в него - не огорчаясь, а смеясь. Смеяться рекомендовано традицией по двум причинам: во-первых, не должно выказывать лукавому своего страха и уныния; во-вторых, не надо излишне огорчаться из-за какой-то потери - можно навлечь этим еще большую потерю. К    тoму же у смеющегося человека непроизвольно улучшается настроение, что и помогает ему избежать "запланированной" ссоры. Славяне думали, что соль образуется от согревших землю солнечных лучей. Поэтому слова «соль» и «солнце» звучат так похоже. Ведь славяне считали соль даром солнца. Соли было мало и к ней относились очень бережно. До сих пор живет примета: соль просыпать – не к добру, к ссоре. В давние времена от неловкого человека, просыпавшего соль отворачивались, никто с ним не разговаривал: люди опасались, что с ними может случиться какая-то неприятность.

Цветы, в горшках подаренные, расти не будут, если за них не дать символический выкуп.

О причине хотя бы символической оплаты подарка, особенно живого (кошка ли это, птица или растение), мы уже говорили: за подарок должен быть отдарок; поскольку об отдарке за недорогую вещь можно и забыть, так лучше сразу ее «выкупить». На мистическом уровне можно принять и такую версию: растение, просто оставленное в чужом доме, считает себя здесь чужим, а если его купили - понимает, что у него новый хозяин появился.

Если в доме ругаются, то цветы гибнут.

Давнее и, безусловно, верное наблюдение. Многие обращали внимание на то, что в иных домах цветы растут пышно, а в иных не приживаются. Дело может быть как в ссорах, так и в характере, в биополе хозяина. Некоторые виды цветов реагируют даже на резкие звуки. Ныне доказано, что цветы реагируют и на неблагоприятные места в квартире. Поэтому рекомендуется хорошо растущий цветок поставить на месяц возле кровати или письменного стола и проследить за его состоянием. Если при том же уходе и количестве света он начинает чахнуть, значит вы большую часть времени проводите в неблагоприятной зоне и есть смысл об этом задуматься.

 

Первым в новый дом входит старый человек

Поверье в первую очередь отражает уважение к старшим. Но есть в нем и мистический смысл. Связан он с тем, что начало нового дела, нового этапа жизни требует жертвы. Роль жертвы и брал на себя старый человек, поскольку считалось, что тот, кто первым переступит порог нового дома или переночует в нем, первым и умрет.

Не свисти в доме - денег не будет

Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет - К свисту в народе вообще отношение отрицательное. Свист - забава бездельников. К тому же, резко свистнув, можно напугать ребенка, беременную женщину, так что эта забава и опасна. А мистически это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро. Но ближе всего в данном случае бытовое пояснение: разве может нравиться всем остальным домочадцам, когда один из них постоянно насвистывает? Вот и дают они ему понять: будешь свистеть - на всех несчастье накличешь, в том числе и на самого себя.

Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя - все равно что вымывать, выметать его из дому

Поверье, суть которого - в мистическом восприятии человека и "следов от него". Человек ушел, но атмосфера в доме, где он пробыл какое-то время, еще осталась, как остается и некий "духовный след" от пищи на посуде, из которой только что ели. Не надо уничтожать эти мистические следы немедленно (если, конечно, речь не идет о "следах" врага).

Забыть какую-либо вещь в чужом доме к скорому возвращению туда

Думается, тут и без всякой мистики ясно: если уж что-то забыл, то волей-неволей придется возвращаться. А поскольку при себе обычно носят необходимые на каждый день вещи (в наше время - телефонную книжку, зонтик и т.д.), то логично, что возвращаться надо будет поскорее.

Веник должен стоять в углу ручкой вниз: это спасает от злого глаза

Веник воспринимается не только как предмет для уборки в доме, но и как один из немаловажных мистических символов. Мусор связывали с неприкаянными душами умерших, а веник ведь в постоянном соприкосновении с мусором. Веник - и одно из пристанищ домового. В то же время на венике (на метле) летают ведьмы, нечистая сила заметает им свои следы, посредством оставленного где-нибудь нерадивой хозяйкой веника можно навести порчу, наслать болезнь. Исходя из всего этого и отношение к венику двойственное. Ставить его ручкой вниз - значит, использовать его защитную функцию, а именно - призывать на помощь домового и показывать врагам дома, что вы готовы их вымести. В сущности же, бережливые хозяйки всегда держат веник ручкой книзу по той простой причине, что так он дольше служит. И, наконец, ручкой вниз можно поставить только чистый веник, на что подспудно и наталкивает этот обычай.

Хранить разбитую посуду - к несчастью

Разбитая посуда символизирует ущербность,  (можно вспомнить обычай бить посуду на свадьбе, связанный с тем, что невеста расстается с девственностью). Следовательно, хранение разбитой посуды в доме может привести к разладу, несогласию. С бытовой же точки зрения разбитая посуда попросту опасна: можно пораниться. И потому лучше не провоцировать несчастье, склеивая черепки, а избавиться от них. Не зря сохранилось старинное поверье: «Посуда бьется - к счастью». Все уж забыли, что это имеет отношение к невесте…

Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать

Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор - пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток. По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток. И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать.

Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу

Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен. Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец).

Не начинай строить дом на старости лет, а то скоро умрешь

Есть и другой вариант этого поверья: покупать новую одежду на старости лет - к смерти. Многие, к сожалению, верят в это и лишают себя маленьких человеческих радостей. Хотя, если вдуматься, в основе поверья - всего лишь обычный закон: на старости лет не знаешь, достроишь ли ты дом, долго ли тебе носить новую одежду.

О главных героях русских сказок

Яга — могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т.д.; не может лишь одного — принять сколько-нибудь нормальный человеческий облик. Обитает Яга в глухом лесу или подземном мире. Она и есть хозяйка подземного ада.

Род - Родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видим вокруг. Он отделил мир видимый, явный - Явь, от мира невидимого, духовного  - Нави. Он отделил Правду от Кривды. 
   Род и рожаницы считались умершими предками патриархального рода. Они так же имели и древнее наименования  щур, дед. 
  А еще, согласно верованиям славян, именно Род посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети.

Чур - Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага.  Чур охранял родовые и племенные владения, и нечистые силы не могли переступить их границы.  Чур охранял человека от всякой «порчи» , «Нечистой силы». Видимо, поэтому мы иногда и говорим: «Чур меня», когда хотим защититься от чего-то нехорошего.

Перуна считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перун- покровитель воинов и витязей. Так же Перуну были подвластны стихии природы. Перун - это прежде всего бог грозы, грома. С Перуном был также связан ритуал вызывания дождя. Он заключался в принесении жертвы - обливании водой специально выбранной женщины. 

Леший любит морочить голову путникам и сбивает их с тропинки, путая тропы и начиная водить кругами. Средством против этих злых козней в народе считался следующий метод: обнаружив, что пути-дороги потеряны, следует вывернуть и надеть абсолютно всю одежду наизнанку –

и тогда чары развеиваются, и горе-путнику удается покинуть страшный лес... Оберегами от Лешего служат соль и огонь; магический круг, очерченный осиновой палкой; нож или кочерга; а также лутошка - липовая, очищенная от коры палка.

На Руси верили - никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нем. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться с ласковым словом к «дедушке-суседушке», оставить немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству.

Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. Способ борьбы. Есть несколько правил: на обращение домового не откликаться- иначе заболеешь, почаще оставлять ему кашу, при переезде в новый дом обязательно позвать с собой- не то обидится, увяжется сам и будет потом вредить.

Опубликовано в группе «Открытые уроки 2015-2016»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.