Литературный урок-игра «Путешествие в страну Литературию» (1 класс)

4
0
Материал опубликован 19 January 2018 в группе

Донецкая народная Республика

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ школа С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ № 115 ГОРОДА ДОНЕЦКА»


 


 


 


 


 


 

Литературный урок-игра

«Путешествие в страну Литературию»

для 1-х классов


 


 


 

Подготовила:

Савина Л. В.,

зав. библиотекой


 


 


 


 


 

Донецк, 2017


 


 

Литературный урок-игра для 1-х классов

Тема: «Путешествие в страну Литературию»

Цель: Обобщение знаний учащихся, полученных при изучении букваря.

Задачи:

1. Воспитывать уважение к книге как к источнику знаний, интерес к чтению.

2. Убеждать, что добросовестное учение в школе – обязанность каждого школьника.

3. Развивать актёрские способности путём привлечения к инсценировкам, чувство дружбы и товарищества.

Оборудование: музыкальный центр, карточки-задания, доска с кроссвордом, макет книги.

Форма проведения: литературный урок-игра.

Действующие лица: Азбука - библиотекарь, Незнайка, литературные герои.


 

Ход урока

Звучит музыка «Чему учат в школе». На сцене появляется Королева Азбука. На ней корона, мантия, через плечо голубая лента с надписью «Азбука», в руках – золотая указка, букварь.

Азбука: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, конечно, я – королева Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои подданные. Мы все – жители волшебной страны Букварины, которая расположена на страницах нашего букваря. А кстати, кто-нибудь знает, откуда взялось моё имя? Ну, название букварь – понятно, в нем буквы. А азбука? Прислушайтесь, какое красивое имя! Так что же оно значит?

(Если ребята из зала не могут сами дать ответ, королева поясняет)

Пришла я к вам сегодня не случайно. Сегодня вы отправляетесь в далекое путешествие – в мир книг, в страну Литературию. Пришла со мной и моя королевская дружина – все 33 моих богатыря. Они никогда вас не покинут и помогут в трудную минуту. Но при одном условии – вы должны знать их всех по именам. Моя верная дружина – это буквы. Сейчас мы проведем перекличку – по очереди будем называть все буквы алфавита. Если назовем правильно, то буквы оживут и обязательно откликнутся.

Для представления азбуки у каждого участника подготовлен костюм буквы: парадная школьная форма, на головах коронки из картона и цветной бумаги с буквами надо лбом. Согласные буквы – синие, гласные – красные, ъ и ь – оранжевые. На левом рукаве соответственно синий или красный щит из картона с белой буквой. В правой руке – карандаш-копье (из картона). Дети-буквы стоят на сцене за кулисами, по одному выходят на сцену.

Азбука: Итак, объявляется первый конкурс «Живая буква». Назовем первую букву!

Дети: А.

Буква А (выбегает на сцену): Буква А сладка на вкус,

                                               Словно сахарный арбуз.

Азбука: Следующая буква …

Дети: Буква Б.

Буква Б (пристраиваясь к А):   По полю Барашек белый

Темной ночью брел несмело.

 

Далее называются и представляются все буквы алфавита

В – Буква В есть в слове "вол",

      Я ее легко нашел!

Г – Что за грохот? Что за гром?

      Букву Г принес нам гном.

Д – Буква Д, как будто дом,

      Я в деревне жил в таком.

Е – Буква Е есть в слове "ель",

      Заметает ель метель.

Ё – Буква Ё есть в слове "ёж",

      Ты легко ее найдешь!

Ж – Узнаешь знакомый звук?

       Буква Ж жужжит, как жук.

ЗЗ звенит, словно звонок,

      Нас торопит на урок.

И И – игрушки,

       И – игра.

       Любит игры детвора!

ЙЙогурт из малины

      Самый наш любимый!

К – Буква К, как куколка,

      Славненькая буковка!

ЛЛето, ливень, листопад,

      Я любой погоде рад!

М – Букву М узнал я рано,

       Ведь она есть в слове "мама".

НН – веселый Новый год,

      Скоро в гости к нам придет!

ОО – похоже на колечко,

       Словно шерстка на овечке.

П П – прекрасные подарки

      Принесли в пакете ярком.

Р Р – рычит, как будто рысь,

      Эй, меня остерегись!

С С – свистит, словно свисток:

      Удирайте со всех ног!

Т – Взял я толстую тетрадь,

      Буду букву Т писать.

У – Замычит буренка: "Му-у!"

      Узнаете букву У?

Ф – Я в лесу нашла фиалку –

      Только рвать фиалку жалко!

Х – Веселится буква Х:

      Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Ц – Буква Ц, как будто цапля,

      На одной ноге стоит.

Ч Чашки, чайник, сладкий чай,

       Что за буква? Отвечай!

Ш – Я шуршу, как будто шины,

       Есть я в слове и "машина",

Щ – Буква Щ есть в слове "щит".

       От удара он трещит!

Ъ – Знак я очень твердый,

      Оттого и гордый.

      Буквы в слове разделяю,

      Только жаль, меня теряют!

Ы – Буква Ы есть в слове "бык",

       Травку бык щипать привык!

Ь – Я – мягкий знак.

      Меня найдешь

      И в слове "льет", и

      В слове "дождь".

Э Этот дом похож на наш –

      У него один этаж.

Ю – Скачет Юля, как юла,

       Хоть и ростиком мала!

Я – Ты твердишь все: "Я да я!

      Всех умнее я, друзья!"

      Не забудь, что буква Я

      Самая последняя!

Азбука: Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Отныне и навсегда – они ваши верные друзья и помощники. А сейчас спросим у них, кто из них сегодня дежурный.

Из общего строя букв выходят : А, Б, В, Г.

Азбука: Ребята, подумайте, почему именно эти буквы оказались дежурными.

Дети: Буквы – это наши классы.

Азбука: Правильно. А теперь посмотрим, хорошо ли вы с ними знакомы. сколько слов начинается с этих букв, вы знаете? (Азбука и дети считают слова) Начинает 1 – А : ваши слова на букву А (арбуз, апельсин, айва, и т.д.) А теперь 1 – Б: ваши слова.

Далее слово предоставляется 1 – В, 1 – Г. Победителем конкурса становится тот класс, который назовет больше слов на «свою» букву. За победу получают жетоны. В конце игры жетоны, полученные классом за каждый конкурс, суммируются и определяется победитель. Все жетоны по окончании каждого конкурса отдаются дежурной классной букве и складываются в яркую коробочку. Это облегчит Незнайке подсчет баллов в конце игры.

Азбука: Ну как, дежурные, правильно ответили ребята?

Четыре дежурные буквы хором отвечают «да», а потом каждая по очереди поднимает свой щит, и произносит свое слово. Вместе эти слова составят предложение: «А Вы Будете Грамотными!»

Азбука: Мы убедились, что буквы ребята знают. Но из букв надо уметь составлять слово. Составить слово – таково задание нашего следующего конкурса. А какое это слово, вы узнаете, получив у меня задание-карточку.

На каждой карточке нарисован предмет, название этого предмета надо составить из «живых букв». От каждого класса по два участника.

1 – «школа»,

2 – «ученик»,

3 – «букварь»,

4 – «книга».

Оценивается правильность и быстрота выполнения задания. Вручаются жетоны.

Азбука: Молодцы, ребята!

В это время вбегает Незнайка

Незнайка: Ваше Величество! Я тоже хочу с вами поиграть. Я с ребятами на каждой странице букваря побывал, и теперь знаю все буквы, все слова. Вы бы сказку сочинить попробовали, а то всё слова – слова.

Азбука: Сказку, говоришь? Ну что ж! Наши ребята и это умеют. Вот садись со мной, и будем слушать.

Незнайка: Про что слушать-то? Про Красную Шапочку, что ли? Что они могут еще рассказать?

Азбука: А что, и про Красную Шапочку можно, только такую, какую ты никогда и не слышал! Давайте, ребята, сочиним новую сказку. А поможет нам эта картинка. На ней – Красная Шапочка, которая собралась в гости к бабушке. А вот что с ней произошло по дороге, куда она попала, нам нужно будет рассказать.

Каждый класс расскажет свой эпизод. А какой – написано на листке. Рассказывать будем по очереди. Я начну рассказывать, дойду до того места, где начинается первое приключение Красной Шапочки, а вы об этих приключениях продолжите рассказ. Подсказкой вам будут картинки, которые спрятаны под листочком с обозначением класса.

Реквизит к конкурсу: Большая картина, на которой изображена Красная Шапочка в начале своего пути, и у дома бабушки. Между этими эпизодами помещены четыре иллюстрации, прикрытые вначале листами, на которых указана очередность классов при рассказывании. Все эпизоды связаны изображением дороги.

1-й эпизод: Красная Шапочка на спинах гусей-лебедей переправляется через речку…

2-й эпизод: Красная Шапочка на опушке леса у дома на курьих ножках с Бабай Ягой, которая дает ей волшебный клубочек…

3-й эпизод: Красная Шапочка у терема семи богатырей разговаривает с молодой царевной, у которой в руках золотое яблоко…

4-й эпизод: В глубине леса у чудесного дворца, где растет необыкновенный аленький цветочек…

Саму сказку назовем «Новые приключения Красной Шапочки».

Оценивается занимательность эпизода, связь с предыдущим и выразительность рассказывания.

Азбука: Вот видишь, Незнайка, быстро пришла Красная Шапочка с аленьким цветочком к бабушке. И напрасно прождал ее на дороге Серый Волк.

Незнайка: Вот это да! Вот так сказка! Здорово у вас получилось, ребята. Ваше величество! Наградите всех, пожалуйста! Ведь такая интересная сказка получилась!

Азбука: Хорошо, будь по-твоему! А может, и ты сказку расскажешь?

Незнайка: Ну нет, не сумею! Я лучше вам загадки загадаю, и не простые. Это кроссворд! Разгадав загадку, отгадку нужно вписать на то место, где стоит соответствующая цифра. А в конце мы все вместе прочитаем одно очень важное слово.

Азбука: Какое же?

Незнайка: Не скажу, пусть ребята сами отгадают. Этот конкурс называется «Важное слово».

Азбука: Можно первое слово отгадаю я? А ребята посмотрят, что и как нужно делать!

Незнайка: Пожалуйста! Вот он, мой кроссворд!

Выносится переносная доска с нарисованной сеткой кроссворда и цветные маркеры.

Незнайка: Итак, вопрос первый:

Тридцать три богатыря

К нам пришли сюда не зря.

Изучая их секреты,

Ты на все найдешь ответы.

Но скажи-ка нам пока,

Как зовут их? (Азбука)

Слово вписывается в кроссворд. Выделяется буква К.

Незнайка: Правильно, Ваше величество! А теперь вопрос к 1 – А:

Должен он пораньше встать,

Чтоб за партой не зевать,

Чтоб проверить все ль в порядке,

В ранце ль книжки и тетрадки.

А вопрос такой возник:

Кто он? (Это ученик)

Записывается слово ученик, выделяется буква Н.

Незнайка: Ответ принят! Следующий вопрос к 1 – Б:

Когда приходим мы в свой класс,

Она встречает первой нас.

Она добра, хоть и бывает строгой,

В мир знаний открывая нам дорогу.

Кто это, назовите! (Учитель)

В слове выделяется буква И.

 

Незнайка: Правильно! Еще вопрос, теперь к 1 – В:

Путешествую по странам,

По морям и океанам,

И по суше, и средь вод, -

Мне не нужен пароход,

Поезд, самолет, автобус,

Потому что есть, друзья,

Шар волшебный у меня.

Называется он …. (Глобус)

В кроссворд вписывается слово глобус. Выделяется буква – Г.

Незнайка: Хорошо! И теперь последний вопрос к 1 – Г:

У каждой девчонки и у мальчишки

Есть эта книжка – заветная книжка,

Читают и ныне, читали и встарь

Чудесную книжку с названьем? (Букварь)

Слово вписывается в кроссворд, выделяется буква А.

Незнайка: Теперь посмотрите, что у нас получилось. Вот какое слово – книга!

 

         
           

А

З

Б

У

К

А

 

 

У

Ч

Е

Н

И

К

 

 

У

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

 

 

Г

Л

О

Б

У

С

Б

У

К

В

А

Р

Ь

 

                     

 

 

 

В это время на сцену вносится макет книги (в рост школьника), на которой написано «Литературное чтение».

Азбука: Посмотрите-ка, какая книга! Это ваш новый учебник, которому сегодня букварь уступает своё место. А раз уж она появилась, значит, нам надо попробовать её прочитать. Итак, конкурс «Читаем сами».

От каждого класса приглашается по одному чтецу. Им надо выразительно прочитать один из отрывков из «Литературного чтения». Как и за предыдущие конкурсы, Азбука и Незнайка выдают классам жетоны.

Азбука: Теперь я не сомневаюсь, что вы готовы к путешествию в страну Литературию. А поведут вас туда ваши любимые сказочные герои. Какие именно? Сейчас узнаем!

Звучит «Песенка о сказке». Азбука подходит к макету книги.

Азбука: Сейчас начнется здесь парад,

К нам нынче выйдут целым строем

Те, с кем всегда ты встрече рад, -

Твои любимые герои…

Вот шелестят уже страницы

И кто-то к нам уже стучится!

Из книги появляются первые герои. Это Буратино, одетый в коричневую куртку, на голове колпачок с кисточкой; Мурзилка в желтом комбинезоне и красном берете. Они проходят по сцене и читают о себе стихи.

Буратино:

Знаю: кто уроки учит,

Ключик золотой получит.

С ним в мир знаний, мне поверь,

Ты всегда откроешь дверь.

На страницы букваря

К вам откуда вышел я? (Золотой ключик)

 

Мурзилка:

Со страницы букваря

К вам сейчас явился я.

Но вы знаете едва ли,

Что родился я в журнале.

Кто бы мне сейчас назвал

Мое имя и журнал? (Мурзилка)


 

Далее появляется героиня, одетая в русский народный костюм, на голове у нее кокошник, в руках вышитое полотенце.

Работать умела красиво и ловко,

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

В деле любом проявляя сноровку.

Лебедью белой в танце плыла…

Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)

И вновь – два персонажа в мотоциклетных касках, кожаных куртках с гаечными ключами.

Прокатиться мы решили

С ветерком в автомобиле,

Правду в сказке вам сказали:

Сами мы его создали!

Ведь такого нет нигде:

Ездит он на газводе,

И сироп в нем вместо смазки.

Из какой, друзья, он сказки?

Это Винтик и Шпунтик из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».


 

Азбука: Эти литературные герои, а с ними и многие другие поведут теперь вас, ребята, дальше в страну Литературию. Но всегда рядом с вами будет и моя дружина, мои буквы. Добрый вам путь!

Незнайка: А теперь подсчитаем жетоны, и узнаем, какой класс лучше изучил букварь.

Идет подсчет жетонов, объявление победителей, вручение грамот.

Игра-праздник заканчивается под музыку «Чему учат в школе».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.