«Путешествие в страну любознательных физиков»
(7-8 класс)
Продолжительность – 1час.
Жюри: старшеклассники.
План путешествия
Путешествие по городам
Изучение физики дисциплинирует ум, развивает логическое мышление.
Физики - очень любознательные люди.
Ведущий 1: Сегодня, я надеюсь, здесь собрались именно такие физики. Мы отправимся с вами путешествовать по «городам физики». Наша цель – попасть в столицу – «Город эксперимента»
Ведущий 2: На пути нам встретятся другие города, так что продолжить путешествие мы сможем, если только преодолеем все препятствия в этих городах.
Ведущий 1: Помогать любознательным физикам будут спасатели. (Они сразу получают свой пакет заданий.) Сдают в жюри по мере выполнения. Если верно выполнили задание – своей группе приносят 0,5 балла.
Ведущий 2: Нашим любознательным физикам за 2 мин нужно найти правильную дорогу. Получите карту – «Найди правильную дорогу». Приглашаются от каждой группы главный любознательный путешественник.
«Найди правильную дорогу»
1-й конверт
Объем, масса, плотность, сила, скорость, механическая работа, вес, газ, длина, время, давление, мощность.
2-й конверт
Весы, динамометр, блок, барометр, спидометр, термометр, жидкость, мензурка, рычаг.
3-й конверт
Молния, инерции, радуга, падение тел, тяготение, движение, момент силы, нагревание, трение.
Количество баллов - 3
Что лишнее в этом слове?
Почему вы так считаете?
На обдумывание 2 минуты. Если вы готовы, поднимите сигнальную карту, которая лежит на каждом столе.
Участники отвечают устно на это задание.
Ведущий 1
Наше жюри проставляет оценки, а мы двигаемся дальше!
Ведущий 2
Приглашаются от каждой группы главные любознательные путешественники.
Получают конверты с заданием и отправляются в город « Театральный»
Город «Театральный»1-й конверт
Изобразите камертон
2-конверт
Изобразите процесс кипения жидкости
3-й конверт
Изобразите ситуацию: воздушный шарик надули, а завязать не успели - он вырвался.
(Спасатели каждой группы должны отгадать что изображают их товарищи)
Количество баллов - 3
Ведущий 2
Ну что ж наше путешествие продолжается. Пойдем в город «Теоретиков».
Опять выдаются конверты с заданием, для этого приглашаются главные любознательные путешественники. Время для обдумывания 3мин.
Город «Теоретиков»1-й конверт
Когда коньки и сани скользят лучше: в обычный зимний день со средней температурой от –5 до -100С или в большой мороз? Объясните почему?
(Ответ: в обычный зимний день, когда мороз небольшой, снег под полозьями легко тает, уменьшая водой, как смазкой, трение.)
2-й конверт
Почему в сильный мороз слышан треск стен деревянного дома? Объяснить.
(Ответ: вода, содержащаяся в волокнах бревен, на морозе замерзает. Лед, расширяясь, разрывает волокна и создает этим треск)
3-й конверт
Шерсть собак очень теплая, потовых желез в коже практически нет (есть только на пальцах лап), а собаки никогда не потеют. Летом им становится особенно жарко. Что делают собаки, чтобы охладить себя? Объясните, почему они так делают?
(Ответ: чтобы охладить себя, собака широко раскрывает рот и высовывает язык. Слюна на языке, челюсти и небе начинает интенсивно испарятся, и температура тела понижается до нормальной)
Количество баллов-3
Ведущий 1
Давайте немного отдохнем и сделаем привал. Во время привала мы расскажем интересные истории, которые случались с вами на уроках физики.
Физические истории на привале(На обдумывание 3мин, могут помогать спасатели)
Количество баллов-3
Ведущий 2
А сейчас нам предстоит отправиться в город « Тайн». (Ведущие выносят черный ящик, в котором лежат приборы. Ведущие загадывают загадки)
Город «Тайн»
№1
Смотрите, мы раскрыли пасть,
В нее бумагу можно класть,
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)
№2
Две сестрицы качались,
Правды добивались,
А когда добились- остановились. (Весы)
№3
К низу лежит капельками
А к верху - невидимкою. (Вода)
Количество баллов -3
Ведущий 1
Чтобы попасть в главный город надо пройти «Загадочное поле», на котором нас ждут коварные вопросы. Но мы же учимся хорошо и без труда ответим на них! Вперед!
Вопросы (по 4 для каждой команды):
1) Прибор для измерения силы. (Динамометр)
2) Давление измеряется в…(Паскалях)
3) Единица измерения количества теплоты. (Джоуль)
4) То, из чего состоит физическое тело. (Вещество)
5) Сила, которая действует на опору или подвес. (Вес)
6) Атмосферное давление впервые измерил… (Торричелли)
7) Источники тока в проводниках создают и поддерживают. (Электрическое поле)
8) Мельчайшая частица вещества. (Молекула)
9) Тело заряжено отрицательно, если на нём избыток… (Электронов)
10) Переход вещества из газообразного состояния в жидкое состояние (Конденсация)
11) Частица с наименьшим отрицательным зарядом. (Электрон).
12) Сила, которая возникает при деформации. (Сила упругости)
Спасатели могут помочь ответить на 2 вопроса из представленных команде.
Количество баллов - 4
Ведущий 2
Наконец мы попали в главный город любознательных путешественников – Город «Эксперимента». Приглашаются главные любознательные путешественники от каждой группы для получения конвертов с заданием. (Отдельно на столе стоят приборы, которые должны взять сами учащиеся после того, как получат задание в конверте)
Город «Эксперимента»
№1
Определить архимедову силу, действующую на груз.
Приборы: стакан без делений, динамометр, груз.
№2
Определить плотность деревянного бруска.
Приборы: брусок, линейка, весы.
№3
Определите диаметр проволоки.
Приборы: проволока, карандаш, линейка.
Эксперимент:
1) Рассказать о технике безопасности при проведении эксперимента.
2) Перечислить взятые приборы
3) Назвать цель эксперимента
4) Если использовали измерительные приборы, найти цену деления
5) Затем рассказать что измеряли, как измеряли и получить результат
Задание для спасателей
Нужно составит как можно больше слов из букв данного вам слова. Все слова-имена существительные в единственном числе, в именительном падеже.
Например – Механизация (мех, заяц, мина, мах, замена, низ, мания, яма, хан, зима, замах, химия и т.д.). Задание оценивается по количеству составленных слов.
Для жюри
(таблица результатов)
1 команда | 2 команда | |
«Найди Дорогу» | ||
«Город Театральный» | ||
«Город Теоретиков» | ||
«Физические истории» | ||
«Город Тайн» | ||
«Загадочное поле» | ||
«Город Эксперимента» | ||
Спасатели | ||
ИТОГО: |
Для жюри
(таблица результатов)
1 команда | 2 команда | |
«Найди Дорогу» | ||
«Город Театральный» | ||
«Город Теоретиков» | ||
«Физические истории» | ||
«Город Тайн» | ||
«Загадочное поле» | ||
«Город Эксперимента» | ||
Спасатели | ||
ИТОГО: |
МОУ «СОШ с.Алексашкино Питерского района Саратовской области»
(7-8 класс)
Учитель физики
Анохина Г И
Елена Вениаминовна Чурина