Литературный вечер «Очарованный Русью странник», посвященный 190-летию Н.С. Лескова

4
0
Материал опубликован 19 February 2021

Литературный вечер «Очарованный Русью странник», посвященный 190-летию  Н.С. Лескова


Цели: выявить суть души русского человека в понимании Н.Лескова, способствовать воспитанию у подростков чувства гордости за русского человека, патриотизма, умения решать житейские вопросы; воспитание высокой гражданской позиции. 

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Наглядное оформление: мультимедийная презентация «Очарованный Русью странник», портрет Н.С. Лескова, плакат с названием мероприятия.

Видео: видео «Мой живой журнал. Н.С. Лесков».


Сценарий мероприятия


- 16 февраля (по новому стилю) 1831 года родился Н.С.Лесков – русский писатель, воспевший праведную Россию.

Сегодня исполнилось 190 лет со Дня рождения русского писателя. Но так сложись, что Лесков не имел своего достойного места в литературе 19 века, был зачислен в разряд второстепенных писателей. Нелюбимый, затравленный, неоценённый и непризнанный современниками, он прошёл большой, сложный жизненный и литературный путь.

Однако сейчас мы смело можем сказать, что творчество Николая Семеновича Лескова – нетленная и поразительно колоритная страница в истории русской литературы.

С Орлом, городом, где мы живем и учимся, Лескова связывало очень многое. Поэтому считаю необходимым вспомнить важнейшие эпизоды жизни и творчества писателя.

- Николай Семенович Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии.

В гороховском доме, в котором родился будущий «волшебник слова», жила и любимая им и любившая его прекраснодушная бабушка Александра Васильевна Алферьева, бравшая его с собой в восхитительные и полные впечатлений поездки по недальным монастырям.

Последние предгимназические годы Николай Семенович живет с родителями, сперва в Орле, в незатейливом доме на Третьей Дворянской, над самой речкой Орликом, а затем в купленном ими с отставкой Семена Дмитриевича именьице Панино. В десять лет Николая отправили учиться в Орловскую губернскую гимназию.

После пяти лет обучения одаренный и легко учившийся Николай Лесков вместо аттестата получил справку, так как отказался от переэкзаменовки в четвертый класс. Дальнейшее обучение стало невозможным. Отцу Николая удалось пристроить его в Орловскую уголовную палату одним из писцов.

Просмотр видео «Мой живой журнал. Н.С. Лесков»   https://www.youtube.com/watch ?v=3Le5ESDXMLQ 

В семнадцать с половиной лет Лесков был определен помощником столоначальника Орловской уголовной палаты. В этом же, 1848, году умер отец Лескова и помочь в устройстве дальнейшей судьбы Николая вызвался его родственник - муж тетки по материнской линии, известный профессор киевского университета и практикующий терапевт С.П. Алферьев. В 1849 году Николай Лесков переехал к нему в Киев и определен в киевскую Казенную палату помощником столоначальника по рекрутскому столу ревизского отделения.

В 1853 году Лесков был произведен в колежские регистраторы, в том же году он был назначен на должность столоначальника, а в 1856 году Лесков был произведен в губернские секретари. В 1857 году перешел на службу агентом в частную фирму «Шкотт и Вилькинс». По их делам Лесков постоянно совершал поездки, давшие ему огромный запас наблюдений.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта 1895 года в Петербурге, от очередного приступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Он умер ночью, как желал, без страданий, тихо задремал на диване. Несмотря на непростую судьбу, этот замечательный писатель после долгого забвения возвращён в литературу. И его праведники продолжают оберегать русскую душу, закрепляя её «беззаботливостью о себе».

Литературная деятельность Лескова.

Свою литературную деятельность Лесков начал публицистикой. Его первые очерки появились в печати в 1860 году. И как ни трудно сложится его литературная судьба, Лесков останется верен избранному роду искусства на всю жизнь.

Тематика произведений Лескова отличается от тем и образов, встречающихся в произведениях его современников. Он проповедал только то, что должно было остаться в будущем — праведную Россию.

В центре его произведений всегда стоят неповторимые личности, символизирующие весь народ. Лесков говорил: «Не хорошие порядки, а хорошие люди нужны нам». И «хороших людей» в его творчестве больше, чем у кого-либо из его современников. При этом положительные типы удавались писателю лучше отрицательных, в чем он сам признавался.

Живым образным воплощением отстаиваемого Лесковым типа положительного человека стали в его творчестве «праведники». В повести «Очарованный странник», рассказах «Левша», «Несмертельный Голован», «Человек на часах» показана готовность русского человека пострадать за других, умереть за Родину.

«Праведники» Лескова далеки от общественной борьбы, но еще дальше они, при их погруженности в практическую жизнь, от каких-либо меркантильных расчетов, эгоистических побуждений. Мерой нравственного достоинства и внутреннего совершенства своего положительного героя Лесков выставляет отзывчивость на чужое горе, способность к сопереживанию, поднимающемуся над предубеждением и личным пристрастием, деятельную, щедрую на добро и поддержку любовь.

Лесков утверждает, что такая красота души свойственна только русскому человеку и только русский человек может проявить ее так полно и широко.

В Орле, в городе, с которым многое связывала Лескова, в 1981 году установлен памятник писателю (Слайд 4). 


презентация к внеклассному мероприятию "Очарованный Русью"
PPTX / 2.61 Мб

Авторы — московские скульпторы Ю.Г. Орехов и Ю.Ю. Орехов, архитекторы В.А. Петербуржцев и А.В. Степанов — выстроили целый ансамбль.

В центре — четырёхметровая фигура писателя, отлитая в бронзе. "Умный, темпераментный, с колючими чёрными глазами, с душою сложной и причудливой"— таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его и создатели памятника

Лесков сидит лицом к великолепной панораме города, взирая на самый центр Орла, на классическую гимназию, стоящую прямо напротив него, где сам писатель когда-то был учеником. Справа стоит уютный скверик, где сейчас стоит памятник Ермолову, а слева — кирпичное здание Центрального банка в старинном стиле, пешеходный Александровский мост.

А вокруг писателя, сидящего на скамейке, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают герои его произведений.

- Давайте посмотрим на эти фигуры и узнаем героев художественных произведений Лескова.

Заранее подготовленные обучающиеся рассказывают о каждой фигурке. (Сообщения сопровождаются слайдами)

Груша и Иван Флягин из повести «Очарованный странник» (Слайд 5).

Вьётся в огненном танце цыганка Грушенька, героиня повести «Очарованный странник». Памятник выполнен из бронзы, но так изящно и тонко, что кажется, если дунет посильнее ветер, складки и кружева платья вот-вот разлетятся. Опершись на гитару, восторженно смотрит на цыганку "типический русский богатырь" Иван Северьяныч Флягин. Одно из "очарований" этого странника земли русской — способность восхититься красотой и талантом. Когда Иван встречает цыганку Грушеньку, он переживает очарование женщиной и любовью. Он говорит: "Вот она, где настоящая-то красота, что природы совершенством называется"

Повесть «Очарованный странник» написана в 1872-1873 годах. Замысел возник у Лескова во время поездки в Валаамский монacтырь на Ладожском озере летом 1872года.

Сохраняя приключенческую линию повествования, Лесков хотел подчеркнуть народность, демократизм своего героя, человека "от земли", крепостного. Смысл названия повести -- "Очарованный странник" - делает акцент сразу на два слова: "странник" и "очарованный". Ведь странник - это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни. Тяжкие испытания, страдания и горести ждут героя на его нелегком пути. Но необычность лесковского странника состоит в том, что он "очарованный", он живет не столько умом, сколько чувствами, многое переживая, эмоционально откликаясь на различные явления и стороны жизни.

А вся "очарованность" Флягина объединилась в его сознании в понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы кони -- все это Отчизна. Вот отчего Флягину, богатырю и очарованному страннику за них "очень помереть хочется".

«Левша» (Слайд 6).

На наковальне с молоточком в левой руке тульский оружейник — "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны". Мы замечаем тисочки — рабочий инструмент левши, самовар — символ города Тулы. А сам герой показан как раз в тот момент, когда сумел подковать удивительную заводную блоху из “аглицкой воронёной стали, сработанной в Лондоне”. Колонна, на которую поднят левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу. Это и понятно: лесковский левша — олицетворение талантливости нашего народ.

Замысел рассказа "Левша" (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе) возник у Лескова, вероятно, к 1878 г. По свидетельству его сына, А.Н. Лескова, отец лето этого года провел в Сестрорецке, в доме оружейного мастера. Будучи знакомым с помощником начальника местного оружейного завода полковником Н.Е. Болониным, Лесков обсуждал с ним вопрос об источниках происхождения прибаутки о том, как “англичане из стали блоху делали, а наши туляки ее подковали, да им назад отослали”. Так и не узнав ничего о возникновении этой присказки, Лесков в мае 1881 г. написал рассказ “Левша”, сюжет которого построен на привлекшем его внимание “присловье”.

В рассказе “Левша” одной из центральных является проблема творческой одаренности русского человека, не раз становившаяся предметом художественного осмысления в произведениях Лескова. Талант, в представлении писателя, не может существовать, если он не подкреплен духовной силой человека, его нравственным стержнем. Левша не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Образ Левши продолжает собой галерею образов праведников, созданную Лесковым.

Катерина Измайлова «Леди Макбет Мценского уезда» (Слайд 7).

Сощурив глаза, окаменев, стоит известнейшая героиня Лескова — Катерина Измайлова, “леди Макбет Мценского уезда”, в которой писатель увидел характер шекспировского масштаба. Она в арестантском халате стоит у позорного столба перед отправкой на каторгу. Четыре убийства совершила эта женщина ради своей безоглядной страсти; самоубийство подводит итог страшной драме, разыгравшейся в жизни мценской купчихи.

Повесть Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» была написана в 1864 году. Автор задумал создать целую серию книг, которые акцентировались на характере и женской доли. Однако, по невыясненным причинам, из серии был издан только очерк «Леди Макбет Мценского уезда».

Мысль создать данный очерк пришла к писателю тогда, когда он получив доступ к базе, ознакомился с уголовными делами. Один из случаев его очень заинтересовал и практически стал основой сюжетной линии произведения.

Аркадий и крепостная актриса из рассказа «Тупейный художник» (Слайд 8).

Фигура изображает “тупейного художника” (то есть гримёр, парикмахер), который показывает свое мастерство, причёсывая актрису орловского крепостного театра графа Каменского. Любовь “тупейного художника” к крепостной актрисе заканчивается трагически: не избежал Аркадий пыток в графском застенке, а Люба — насилия.

Рассказ «Тупейный художник» основан на реальном историческом материале и вполне достоверен. Незабываемое впечатление на девятнадцатилетнего Лескова произвела услышанная история. У автора не было цели передать точные факты и детали, его задачей стало воспроизведение типичной для России того времени и картинки. И с ней он прекрасно справился.

Данный рассказ был впервые опубликован в 1883 году во втором номере «Художественного журнала с приложением художественного альбома». Рассказ имеет посвящение: «Святой памяти благословенного дня 19 февраля 1861 г.», (то есть дня отмены крепостного права и субботы «поминовения усопших»), а также подзаголовок – «рассказ на могиле».

Праведники из романа «Соборяне» — Протопоп Туберозов, отец Захарий и дьякон Ахилл (Слайд 9).

Лесков был глубоко убеждён в том, что “без трёх праведных несть граду стояния”, то есть ни один русский город не может существовать, если в нём нет хотя бы трёх праведников. “И пошёл я искать праведных...” Эти поиски Лескова увенчались успехом: праведников отыскал писатель в самых разных социальных кругах и сословиях русской жизни, в том числе и в среде духовенства.

Три праведника, три героя романа «Соборяне», три бронзовые фигуры, в основании которых уже не одна (как у других скульптурных групп вокруг фигуры Лескова), а три колонны — три столба, вернее — “три столпа”, без которых “несть граду стояния”.

Роман «Соборяне» рассказывает «житье-бытье» представителей старгородской «соборной поповки»: протоиерея Савелия Туберозова, священника Захария Бенефактова и дьякона Ахиллы Десницына.

Итог

- Тридцать пять лет служил Лесков русской литературе. Он всегда выступал в защиту чести, достоинства человека, воспринимая личность как единственную непреходящую ценность, которую нельзя приносить в жертву ни разного рода идеям, ни мнениям разноречивого света. В своем художественном исследовании прошлого и настоящего Лесков настойчиво и страстно искал истину и открыл столь много ранее неизвестного, прекрасного и поучительного, что мы не можем не оценить по достоинству литературный подвиг писателя.



4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.