Литературный вечер поэзии по творчеству В. Шекспира и Б. Пастернака
Литературный вечер поэзии по творчеству В. Шекспира и
Б. Пастернака
Ведущий. В рамках подготовки к итоговому сочинению мы проводим литературный вечер русской, английской поэзии. В центре нашего внимания будут известные произведения Вильяма Шекспира и Бориса Пастернака.
Портрет Шекспира
В комедии Шекспира «Как вам это понравится» звучит знаменитый монолог «Весь мир театр, а люди в нем актеры».
Монолог (видео) в исполнении Бенедикта Камбербэтча
And all the men and women merely players:
They have their exits and their entrances;
And one man in his time plays many parts,
His acts being seven ages. At first the infant,
Mewling and puking in the nurse’s arms.
And then the whining school-boy, with his satchel,
And shining morning face, creeping like snail
Unwillingly to school. And then the lover,
Sighing like furnace, with a woful ballad
Made to his mistress’ eyebrow. Then a soldier,
Full of strange oaths, and bearded like the pard,
Jealous in honour, sudden and quick in quarrel,
Seeking the bobble reputation.
Even in the cannon’s mouth. And then the justice,
In fair round belly with good capon lin’d,
With eyes severe, and beard of formal cut,
Full of wise saws and modern instances;
And so he plays his part. The sixth age shifts
Into the lean and slipper’d pantaloon
With spectacles on nose well and pouch on side,
His youthful hose well sav’d a world too wide
For his shrunk shank; and his big manly voice,
Turning again toward childish treble, pipes
And whistles in his sound. Last scene of all,
That ends his strange eventful history,
In second childishness and mere oblivion
Sans teeth, sans eyes, sans taste, sans everything.
Монолог (перевод). Читает ученик
Весь мир – театр,
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,
Ревущий громко на руках у мамки...
Потом плаксивый школьник с книжкой сумкой,
С лицом румяным, нехотя, улиткой
Ползущий в школу. А затем любовник,
Вздыхающий, как печь, с балладой грустной
В честь брови милой. А затем солдат,
Чья речь всегда проклятьями полна,
Обросший бородой, как леопард,
Ревнивый к чести, забияка в ссоре,
Готовый славу бренную искать
Хоть в пушечном жерле. Затем судья
С брюшком округлым, где каплун запрятан,
Со строгим взором, стриженой бородкой,
Шаблонных правил и сентенций кладезь,—
Так он играет роль. Шестой же возраст —
Уж это будет тощий Панталоне,
В очках, в туфлях, у пояса — кошель,
В штанах, что с юности берег, широких
Для ног иссохших; мужественный голос
Сменяется опять дискантом детским:
Пищит, как флейта... А последний акт,
Конец всей этой странной, сложной пьесы —
Второе детство, полузабытье:
Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.
Ведущий. В монологе Шекспира жизнь человека показана как смена ролей, лирический герой заставляет задуматься о скоротечности человеческой жизни, но возникает ощущение, что человек не может ничего изменить: такова роль каждого этапа жизни.
Портрет Б. Пастернака
Ведущий. Всемирно известная трагедия Шекспира «Гамлет» актуальна в наше время. Поднятые в ней философские вопросы интересуют людей во все эпохи. Борис Пастернак создал один из самых удачных вариантов перевода трагедии. Стихотворение «Гамлет» (1946 г.) открывает поэтическую часть романа «Доктор Живаго». Герой романа Юрий Живаго испытывает мучительные гамлетовские сомнения при выборе жизненного пути. В стихотворении «Гамлет» Борис Пастернак показывает актера, который должен сыграть роль.
Стихотворение Б. Пастернака «Гамлет» (в исполнении актера Ивана Щеглова)
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Лирический герой сравнивается с Иисусом Христом. Согласно евангельской легенде, Христос должен был выпить горькую чашу, означающую его согласие на принятие всех человеческих грехов и будущие страдания. Образ чаши стал нарицательным при описании непростого жизненного выбора.
Во второй части стихотворения Борис Пастернак намекает на советское тоталитарное общество. Лирический герой согласен исполнять роль Гамлета на сцене, но понимает, что такая же трагедия происходит в его жизни. Понятно, что пьеса закончится как обычно: все слова и действия персонажей заранее известны. Но что делать, если реальная жизнь живого человека становится всего лишь ролью в разыгрываемом кем-то спектакле?
Ученик читает стихотворение Б. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Ведущий. Творческая судьба Бориса Пастернака была сложной. Его произведения не укладывались в стандарты советской идеологии. Поэт и писатель постоянно подвергался разгромной критике. Его творчество было под негласным запретом. Несмотря на это Пастернак всегда оставался верен своим убеждениям. Он никогда не подстраивался под официальные требования, считал, что долг и священная обязанность настоящего писателя – оставаться предельно искренним и выражать действительные, а не навязанные кем-то мысли.
В 1956 г. Пастернак написал стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», в котором выразил свое мнение об истинном призвании писателя. Главная цель литератора -- максимальная самоотдача и бескорыстное служение искусству.
В финале произведения Пастернак утверждает мысль о том, писатель должен оставаться живым человеком и признать, что ему присущи человеческие пороки и слабости.
Ученик читает стихотворение Б. Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути»
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.
Ведущий. В 1956 г. Борис Пастернак создал стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути», в этом произведении поэт выразил отношение к творчеству. Пастернак утверждает, что во всем стремится «дойти до самой сути». Это относится не только к творчеству, но и ко всей жизни в целом. Его не удовлетворяет поверхностный анализ. Поэт должен понять философский смысл каждого предмета и явления, постигнуть саму «сердцевину».
Творчество настоящего поэта – «тетива тугого лука», символизирующая меткие и точные выстрелы – стихотворения.
В стихотворениях Б. Пастернака мы видим, что человек осмысленно проживает свою жизнь, ищет свое предназначение. Жизнь лирического героя поэзии Б. Пастернака -- это стремление к совершенству, а не смена жизненных ролей.
В заключение нашего вечера хочу привести слова Альберта Эйнштейна:
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл».
5