Урок литературы «Современная поэзия Севера. Творчество Инэль Яшиной»

0
1
Материал опубликован 18 April 2016

Современная поэзия Севера

Творчество Инэль Яшиной

Цели:

  • Познакомить учащихся с особенностями лирики И.Яшиной (простота и образность поэзии, общность лирической героини с автором);
  • Развивать навыки сопоставительного анализа текста;
  • Воспитывать чувство неразрывной связи со своей малой родиной.

Оборудование урока:

Портрет И.Яшиной, сборники стихов, ММК, репродукции картин В.Попкова, местных художников: С.Шубина, В.Швецова, фотографии.

Ход урока

Да, только здесь, на севере моем

Такие дали и такие зори,

Дрейфующие льдины в Белом море,

Игра сполохов на небе ночном.

А.Яшин

Учащийся читает эпиграф, на кране – виды северной природы.

I. Вступление.

Звучит песня «Северная широта» А. Мажукова, М.Танича в исполнении Олега Ухналева:

(На фоне песни на экран проецируются портреты северных поэтов и писателей)

Север! Удивительный край! Завораживает, очаровывает, входит в душу и сердце и уже не оставляет никогда. Побывав однажды, приезжают вновь и вновь, остаются навсегда. Вслушайтесь в слово «Север»! И мягкость, и строгость – все в нем. Любовь к северу, восхищение Севером звучит в строках.

(Учащиеся читают запомнившиеся и полюбившиеся строки из стихов северных поэтов)

Н.Рыленков, размышляя о природе, писал:

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце!

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно!

II. Основная часть.

Созвучья нахлынули и в душу Инэль Яшиной. Родившись на Волге, она прикипела душой к нашему краю, соединив свою жизнь с Котласом и Архангельском.

Сообщение учащегося об И.Яшиной.

(К уроку было предложено прочитать стихи поэтессы)

- Какое впечатление сложилось у вас о поэтессе? Какой человек мог написать такие строчки?

- Яшина очень тонко чувствует северную природу. Стихи привлекают простотой, искренностью, образностью, богатством выразительных средств.

- Стихи эмоциональные.

- Их тематика широка.

(Учащимся предлагается определить темы стихов Яшиной)

- Тема женщины – одна из главных в творчестве И.Яшиной. Образ женщины-поморки нарисован в стихотворении «Женки»? (читается стихотворение «Женки»).

- Какой предстает поморка в это стихотворении?

- Как вы понимаете строки:

Поморки худо не живали,

Уменье множили в руках!

- Женщина-северянка берется за любое дело, приумножая умение, мастерство.

- Какую героиню русской поэзии она вам напоминает? (Учащиеся вспоминают творчество Некрасова)

- Какова она, женская судьба, назначение женщины в жизни?

Женщина-хранительница очага, продолжательница жизни - предстает у Яшиной в стихотворении «Примаки» (читается стихотворение).

- Какую героиню русской литературы вам напомнили Люся и Нюра?

- Героиню рассказа А.Толстого «Русский характер».

- Стихи Яшиной – рассказ о жизни, о судьбе женщины северной деревни (учащиеся приводят примеры стихов).

Читается стихотворение «Вот пришло другое время…»

- С чьим творчеством перекликаются эти стихи?

- С творчеством Ф.Абрамова.

- Одинаков ли ритм прочитанных стихотворений? Почему?

- Разный, как и сама жизнь.

- Что еще делает стихотворения очень понятными, близкими?

- Разговорные интонации.

- Любовь, счастье и горечь, боль и разлука, невыносимое страдание, но лирическая героиня Яшиной не позволяет себе плакать, кричать. С присущим северянке спокойствием она переживает страдание, и лишь рыданием ветра прорывается глубоко запрятанная мука сердца:

Нет ни любви, ни состраданья.

И стынет дом в молчанье горьком.

Мой голос вымучил рыданье,

Но я руками сжала горло!

Эти строки перекликаются с картинами из цикла «Мезенские вдовы» художника В.Е.Попкова (проецируется репродукция), раскрывающие стойкость и мужество северной женщины.

Яркая страница поэзии Яшиной – стихи о любви.

(Учащиеся читают выбранные ими стихи о любви).

- Как пишет о любви?

- Она не утешает себя – не обманывает. Сердце рвется от невыносимого страдания, которое звучит в строках:

Не для радости выпала наша любовь

Влюбилась глупо, скажем прямо

Ногами непослушными ступая

Давно развел с тобою рок

Как много лет я бредила тобой

- Какие слова вас особенно тронули?

- Нет ни любви, ни состраданья.

- С кем перекликается поэтесса? (Учащиеся отмечают связи с творчеством Ахматовой).

- Одна из тем творчества Яшиной – тема матери.

 

- Поразмышляйте, с какой интонацией она говорит о матери? (Стихотворение «Болеет мама»).

(Учащиеся отмечают образность этого стихотворения, определяют его тему, отмечают, что здесь показана удивительная сдержанность в отношениях матери и дочери, что характерно для многих северных семей).

- Тема родины и природы раскрывается через конкретные образы:

В пути задержимся немножко –

Такой не сыщешь красоты!

Цветет на Севере картошка,

Сродни гортензии цветы

……………………………..

Кипят в деревне новостройки –

Вернулись юные сюда…

Яшина мастерски использует слово. Обратите внимание на стихотворение «Зимний вечер»:

Облаков бескрайнее кочевье

Озарил оранжевый костер.

Обласкало заревом вечерним

Занесенный снегом косогор.

Синий полог, с неба оседая,

Занавесил белую гряду.

Я к тебе, от счастья молодая,

По земле иль по небу иду.

(Учащиеся отмечают метафоричность, образность стихотворения, наличие эпитетов, олицетворений. Обращаю внимание на единение лирической героини с природой, неразрывную связь души героини с происходящим в природе).

Стихотворение «Прощание» (читает учащийся)

- Какова тональность стихотворения, его главная мысль, тема?

- Звучит тема просьбы – прощения. Уезжая из родных мест, героиня представляет какие трудности ей встретятся, сколько потребуется силы духа, твердости характера, стойкости. Набираясь сил от родной реки, водой которой она омылась, спешит навстречу судьбе.

 

- Чем является природа для Яшиной?

- Природа – источник душевной силы, жизненной стойкости. (Учащиеся читают стихотворения в подтверждение своих мыслей).

- В каких строках заключается основной смысл стихотворения? С какой интонацией они звучат?

Стихотворение «Без вести пропавшие».

- Как можно определить тему стихотворения?

- Тема памяти.

- Почему сегодня важно и нужно говорить о памяти?

- Какие стихотворения можно отнести к этой теме?

- Стихи о Н.Рубцове и Ф.Абрамове.

- С каким поэтом перекликается Яшина в этом стихотворении, говоря о памяти?

- С А.Т.Твардовским.

- Что еще тревожит Яшину?

- Раздоры в России (стихотворение «Серый снег»).

- Не случайно свой последний сборник она назвала «Отметины», как бы говоря о том, что все происходящее оставляет на сердце и в душе отметины.

III. Обобщение

- Что, по-вашему, отличает поэзию Яшиной?

- Широта тематики.

- Чувство восторга жизнью.

- Умение воспринимать жизнь радостно.

- Чувство юмора.

- Особая эмоциональность, проникновенная открытость.

- Образность (приводятся любимые строки).

- Обращение к фольклору.

- Связь с поэтическими традициями Ахматовой. («Нет ни любви, ни состраданья..», «Тяжела ты любовная ноша…», «Не для радости выпала наша любовь…»)

- Стихи Инэль Яшиной отличает удивительная напевность.

- Чьи традиции она продолжает? (О.Фокиной, Н.Рубцова, А.Твардовского)

(Звучат песни на стихи Яшиной в исполнении учащихся или в записи).

- Любимый поэт Яшиной Н.Рубцов писал:

Отворите скорее ворота!

Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!

Мне хочется сказать: «Откройте души и сердца для радости и для печали, читайте вновь и вновь стихи, чтоб чувства ваши не молчали»

 

Список использованных источников

  1. Галимова Е.Ш. Современная поэзия Архангельского Севера. Творчество А.Роскова, И.Яшиной, А.Логинова, Е.Кузьминой. книга для учителя и учащихся 9-11 классов. – Архангельск, 2006. – 72 с.
  2. Пономарев Б.С. Литературный Архангельск: События, имена, факты. – Архангельск: Сев. Зап.кн.изд-во, 1989. – 288 с.
Комментарии

Всероссийский конкурс для учителей литературы на лучшую методическую разработку «Стихотворения о РОДНОЙ ПРИРОДЕ»

28 April 2016