Урок литературы «Современная поэзия Севера. Творчество Инэль Яшиной»
Современная поэзия Севера
Творчество Инэль Яшиной
Цели:
- Познакомить учащихся с особенностями лирики И.Яшиной (простота и образность поэзии, общность лирической героини с автором);
- Развивать навыки сопоставительного анализа текста;
- Воспитывать чувство неразрывной связи со своей малой родиной.
Оборудование урока:
Портрет И.Яшиной, сборники стихов, ММК, репродукции картин В.Попкова, местных художников: С.Шубина, В.Швецова, фотографии.
Ход урока
Да, только здесь, на севере моем
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
Игра сполохов на небе ночном.
А.Яшин
Учащийся читает эпиграф, на кране – виды северной природы.
I. Вступление.
Звучит песня «Северная широта» А. Мажукова, М.Танича в исполнении Олега Ухналева:
(На фоне песни на экран проецируются портреты северных поэтов и писателей)
Север! Удивительный край! Завораживает, очаровывает, входит в душу и сердце и уже не оставляет никогда. Побывав однажды, приезжают вновь и вновь, остаются навсегда. Вслушайтесь в слово «Север»! И мягкость, и строгость – все в нем. Любовь к северу, восхищение Севером звучит в строках.
(Учащиеся читают запомнившиеся и полюбившиеся строки из стихов северных поэтов)
Н.Рыленков, размышляя о природе, писал:
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце!
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно!
II. Основная часть.
Созвучья нахлынули и в душу Инэль Яшиной. Родившись на Волге, она прикипела душой к нашему краю, соединив свою жизнь с Котласом и Архангельском.
Сообщение учащегося об И.Яшиной.
(К уроку было предложено прочитать стихи поэтессы)
- Какое впечатление сложилось у вас о поэтессе? Какой человек мог написать такие строчки?
- Яшина очень тонко чувствует северную природу. Стихи привлекают простотой, искренностью, образностью, богатством выразительных средств.
- Стихи эмоциональные.
- Их тематика широка.
(Учащимся предлагается определить темы стихов Яшиной)
- Тема женщины – одна из главных в творчестве И.Яшиной. Образ женщины-поморки нарисован в стихотворении «Женки»? (читается стихотворение «Женки»).
- Какой предстает поморка в это стихотворении?
- Как вы понимаете строки:
Поморки худо не живали,
Уменье множили в руках!
- Женщина-северянка берется за любое дело, приумножая умение, мастерство.
- Какую героиню русской поэзии она вам напоминает? (Учащиеся вспоминают творчество Некрасова)
- Какова она, женская судьба, назначение женщины в жизни?
Женщина-хранительница очага, продолжательница жизни - предстает у Яшиной в стихотворении «Примаки» (читается стихотворение).
- Какую героиню русской литературы вам напомнили Люся и Нюра?
- Героиню рассказа А.Толстого «Русский характер».
- Стихи Яшиной – рассказ о жизни, о судьбе женщины северной деревни (учащиеся приводят примеры стихов).
Читается стихотворение «Вот пришло другое время…»
- С чьим творчеством перекликаются эти стихи?
- С творчеством Ф.Абрамова.
- Одинаков ли ритм прочитанных стихотворений? Почему?
- Разный, как и сама жизнь.
- Что еще делает стихотворения очень понятными, близкими?
- Разговорные интонации.
- Любовь, счастье и горечь, боль и разлука, невыносимое страдание, но лирическая героиня Яшиной не позволяет себе плакать, кричать. С присущим северянке спокойствием она переживает страдание, и лишь рыданием ветра прорывается глубоко запрятанная мука сердца:
Нет ни любви, ни состраданья.
И стынет дом в молчанье горьком.
Мой голос вымучил рыданье,
Но я руками сжала горло!
Эти строки перекликаются с картинами из цикла «Мезенские вдовы» художника В.Е.Попкова (проецируется репродукция), раскрывающие стойкость и мужество северной женщины.
Яркая страница поэзии Яшиной – стихи о любви.
(Учащиеся читают выбранные ими стихи о любви).
- Как пишет о любви?
- Она не утешает себя – не обманывает. Сердце рвется от невыносимого страдания, которое звучит в строках:
Не для радости выпала наша любовь
Влюбилась глупо, скажем прямо
Ногами непослушными ступая
Давно развел с тобою рок
Как много лет я бредила тобой
- Какие слова вас особенно тронули?
- Нет ни любви, ни состраданья.
- С кем перекликается поэтесса? (Учащиеся отмечают связи с творчеством Ахматовой).
- Одна из тем творчества Яшиной – тема матери.
- Поразмышляйте, с какой интонацией она говорит о матери? (Стихотворение «Болеет мама»).
(Учащиеся отмечают образность этого стихотворения, определяют его тему, отмечают, что здесь показана удивительная сдержанность в отношениях матери и дочери, что характерно для многих северных семей).
- Тема родины и природы раскрывается через конкретные образы:
В пути задержимся немножко –
Такой не сыщешь красоты!
Цветет на Севере картошка,
Сродни гортензии цветы
……………………………..
Кипят в деревне новостройки –
Вернулись юные сюда…
Яшина мастерски использует слово. Обратите внимание на стихотворение «Зимний вечер»:
Облаков бескрайнее кочевье
Озарил оранжевый костер.
Обласкало заревом вечерним
Занесенный снегом косогор.
Синий полог, с неба оседая,
Занавесил белую гряду.
Я к тебе, от счастья молодая,
По земле иль по небу иду.
(Учащиеся отмечают метафоричность, образность стихотворения, наличие эпитетов, олицетворений. Обращаю внимание на единение лирической героини с природой, неразрывную связь души героини с происходящим в природе).
Стихотворение «Прощание» (читает учащийся)
- Какова тональность стихотворения, его главная мысль, тема?
- Звучит тема просьбы – прощения. Уезжая из родных мест, героиня представляет какие трудности ей встретятся, сколько потребуется силы духа, твердости характера, стойкости. Набираясь сил от родной реки, водой которой она омылась, спешит навстречу судьбе.
- Чем является природа для Яшиной?
- Природа – источник душевной силы, жизненной стойкости. (Учащиеся читают стихотворения в подтверждение своих мыслей).
- В каких строках заключается основной смысл стихотворения? С какой интонацией они звучат?
Стихотворение «Без вести пропавшие».
- Как можно определить тему стихотворения?
- Тема памяти.
- Почему сегодня важно и нужно говорить о памяти?
- Какие стихотворения можно отнести к этой теме?
- Стихи о Н.Рубцове и Ф.Абрамове.
- С каким поэтом перекликается Яшина в этом стихотворении, говоря о памяти?
- С А.Т.Твардовским.
- Что еще тревожит Яшину?
- Раздоры в России (стихотворение «Серый снег»).
- Не случайно свой последний сборник она назвала «Отметины», как бы говоря о том, что все происходящее оставляет на сердце и в душе отметины.
III. Обобщение
- Что, по-вашему, отличает поэзию Яшиной?
- Широта тематики.
- Чувство восторга жизнью.
- Умение воспринимать жизнь радостно.
- Чувство юмора.
- Особая эмоциональность, проникновенная открытость.
- Образность (приводятся любимые строки).
- Обращение к фольклору.
- Связь с поэтическими традициями Ахматовой. («Нет ни любви, ни состраданья..», «Тяжела ты любовная ноша…», «Не для радости выпала наша любовь…»)
- Стихи Инэль Яшиной отличает удивительная напевность.
- Чьи традиции она продолжает? (О.Фокиной, Н.Рубцова, А.Твардовского)
(Звучат песни на стихи Яшиной в исполнении учащихся или в записи).
- Любимый поэт Яшиной Н.Рубцов писал:
Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!
Мне хочется сказать: «Откройте души и сердца для радости и для печали, читайте вновь и вновь стихи, чтоб чувства ваши не молчали»
Список использованных источников
- Галим ова Е.Ш. Современная поэзия Архангельского Севера. Творчество А.Роскова, И.Яшиной, А.Логинова, Е.Кузьминой. книга для учителя и учащихся 9-11 классов. – Архангельск, 2006. – 72 с.
- Пономарев Б.С. Литературный Архангельск: События, имена, факты. – Архангельск: Сев. Зап.кн.изд-во, 1989. – 288 с.
Субботина Светлана Львовна