«Литературный юбилей – 165 лет со дня рождения А.П. Чехова»

2
4
Материал опубликован 13 September в группе

Авторский конспект урока на тему: «Литературный юбилей – 165 лет со дня рождения А.П. Чехова»

Тема урока:

Юбилей А.П. Чехова (165 лет со дня рождения). Знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя и драматурга.

Целевая аудитория:

Ученики 8-10 классов.

Цель урока:

Познакомить учащихся с биографией и творческим наследием А.П. Чехова, углубить знания о его произведениях, а также развить интерес к классической литературе.

Задачи:

Изучить основные вехи жизни и творчества А.П. Чехова.

Обсудить ключевые темы и героев чеховской прозы и драматургии.

Привить учащимся интерес к чтению произведений Чехова.

Сформировать навыки анализа и обсуждения литературных произведений.

Оборудование:

Мультимедийная презентация с биографией Чехова и его произведениями.

Книги и тексты рассказов Чехова.

Раздаточный материал: карточки с цитатами и отрывками из произведений. (Приложение №1)

Компьютер, проектор для видеоматериалов.

t1726226777aa.gif

Структура урока:

1. Организационный момент (5 минут)

Приветствие учащихся.

Краткий рассказ о том, что сегодня – особенный урок, посвящённый 165-летнему юбилею великого писателя Антона Павловича Чехова.

Вопрос к классу: «Что вам известно о Чехове и его произведениях? Какие рассказы или пьесы вы уже читали?»

2. Основная часть (40 минут)

2.1 Историческая справка: Жизнь А.П. Чехова (10 минут)

Презентация, иллюстрирующая основные этапы биографии Чехова:

Ранние годы, семья и образование.

Путь в литературу: как будущий врач стал писателем.

Чехов-драматург: «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад».

Роль Чехова в мировой литературе.

Рассказ о Чехове как человеке – его чувство юмора, самоирония, трудолюбие.

2.2 Знакомство с произведениями (10 минут)

Краткий обзор наиболее известных рассказов и пьес Чехова:

«Каштанка», «Толстый и тонкий», «Человек в футляре», «Хамелеон», «Чайка», «Вишнёвый сад». (Приложение №2)

Особенности стиля Чехова: лаконичность, ирония, «подводный смысл» его произведений. (Приложение №3)

Вопросы классу:

«Как вы думаете, почему произведения Чехова остаются актуальными до сих пор?»

«Какие темы поднимает Чехов в своих рассказах?»

2.3 Групповая работа: обсуждение рассказов (15 минут)

Класс делится на три группы. Каждая группа получает отрывок из одного из рассказов Чехова («Хамелеон», «Человек в футляре», «Толстый и тонкий»).

Задача каждой группы – обсудить смысл текста, определить, что хотел донести автор, и подготовить краткую презентацию своих выводов.

Примерные вопросы для обсуждения:

«Как Чехов изображает характеры своих героев?»

«Что вам показалось смешным или печальным в этом рассказе?»

«Как Чехов относится к своим персонажам?»

2.4 Интерактивная викторина «Знаешь ли ты Чехова?» (10 минут)

Вопросы викторины касаются биографии и творчества Чехова.

Примеры вопросов:

«Какое было первое опубликованное произведение Чехова?»

«Где Чехов работал врачом?»

«Какая пьеса Чехова оказалась провальной на премьере, но позже стала шедевром?»

Учащиеся зарабатывают баллы за правильные ответы. В конце викторины определяется победитель.

3. Заключительная часть (5 минут)

Обсуждение результатов урока.

Вопросы для рефлексии:

«Что нового вы узнали о Чехове?»

«Какие из его произведений вам захотелось прочитать или перечитать?»

Учитель благодарит учащихся за активность и предлагает продолжить знакомство с творчеством Чехова на следующем библиотечном уроке.

t1726226777aa.gif

Домашнее задание:

Прочитать один из рассказов Чехова (по выбору: «Человек в футляре», «Каштанка», «Дама с собачкой») и написать краткий отзыв о прочитанном.

Подготовить небольшую презентацию о том, как творчество Чехова отражает русскую жизнь конца XIX века.

t1726226777aa.gif

Методические рекомендации:

Использование визуальных материалов – портреты Чехова, фотографии и картины его времени, помогают оживить урок и делают информацию доступнее.

Групповая работа позволяет учащимся глубже погрузиться в произведения Чехова и развить навыки совместного анализа текстов.

Интерактивные задания (викторина, обсуждение отрывков) делают урок более динамичным и увлекательным.

Ироничные и философские произведения Чехова можно обсудить с точки зрения их актуальности в современном мире, что способствует развитию критического мышления у учащихся.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся расширят знания о жизни и творчестве А.П. Чехова.

Научатся анализировать и интерпретировать произведения классической литературы.

Проявят интерес к чтению русской классики и продолжат знакомство с произведениями Чехова.













































Приложение №1

Карточка 1: "Человек в футляре"

Цитата:

«Как бы чего не вышло» — это, пожалуй, самые характерные слова Беликова, героя рассказа «Человек в футляре». Он жил в вечном страхе перед жизнью, прячась за «футляр» своих убеждений и правил.

Карточка 2: "Вишнёвый сад"

Цитата:

«Вся Россия — наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест».
(А.П. Чехов, "Вишнёвый сад")

Карточка 3: "Ионыч"

Цитата:

«Человек со временем привыкает к скуке...»
(А.П. Чехов, "Ионыч")

Комментарий: Эта цитата подчеркивает тему нравственного и духовного упадка человека в условиях однообразной, рутинной жизни.

Карточка 4: "Дама с собачкой"

Цитата:

«Он давно был женат и имел двух детей. Но счастья дома не было, он не верил в него, не верил и в то, что на свете бывают верные, чистые, исключительные женщины. И все-таки в каждом знакомстве с женщиной он находил нечто интересное и неотклоненно искал в ней того, что искал напрасно».
(А.П. Чехов, "Дама с собачкой")

Карточка 5: "Каштанка"

Цитата:

«— Ну что же, что же ты молчишь? — говорил Лука Александрович, лаская Каштанку. — Если ты умрешь, мне будет очень скучно... Я привык к тебе».
(А.П. Чехов, "Каштанка")

Карточка 6: "Три сестры"

Цитата:

«Надо жить... Надо работать, только работать! И через двести, через триста лет жизнь будет необыкновенно прекрасной».
(А.П. Чехов, "Три сестры")

Карточка 7: "Студент"

Цитата:

«Прошлое связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого».
(А.П. Чехов, "Студент")

Карточка 8: "Смерть чиновника"

Цитата:

«Забыл, кто перед ним стоял... Пятки ему лизать готов, а он — чихнул!»
(А.П. Чехов, "Смерть чиновника")

Карточка 9: "Попрыгунья"

Цитата:

«…он умер с убеждением, что прожил жизнь не так, как надо, что не делал того, что должен был».
(А.П. Чехов, "Попрыгунья")

Карточка 10: "О любви"

Цитата:

«Скорее бы умереть, что ли... Ведь жизнь наша кончена».
(А.П. Чехов, "О любви")

Каждая из этих цитат иллюстрирует важные темы творчества Чехова — поиск смысла жизни, трагичность человеческого существования, непонимание между людьми и бессмысленность многих действий, совершаемых по инерции.

















Приложение №2

Антон Павлович Чехов — мастер короткого рассказа и драматургии, чьи произведения часто раскрывают сложные аспекты человеческой жизни, природы и взаимоотношений. Вот краткий обзор наиболее известных его рассказов и пьес.

1. «Каштанка» (1887)

Жанр: Рассказ

Сюжет: В центре рассказа — собака по имени Каштанка, потерявшаяся и попавшая к цирковому артисту, который обучает её трюкам. Она начинает привыкать к новой жизни, но встреча со старым хозяином возвращает её в прежний дом.
Темы: Преданность, связь между животным и человеком, одиночество и выбор между прошлым и настоящим. Через образ собаки Чехов передаёт вопросы о смысле жизни, о переменах и человеческой судьбе.

2. «Толстый и тонкий» (1883)

Жанр: Рассказ

Сюжет: На вокзале встречаются два старых школьных товарища: один — толстый, важный государственный чиновник, другой — тонкий, бедный мелкий служащий. Их разговор, начавшийся дружески, постепенно приобретает унизительный для «тонкого» характер, как только он узнаёт о статусе своего бывшего друга.
Темы: Сатирическое изображение социальных различий, лицемерия и подчинённости. Чехов показывает, как общественные условности и социальные роли могут искажать взаимоотношения между людьми.

3. «Человек в футляре» (1898)

Жанр: Рассказ

Сюжет: Главный герой, учитель Беликов, живёт по строгим правилам и избегает всего, что выходит за пределы его узкого мироощущения. Он прячет себя за «футляр» моральных установок и постоянного страха перед жизнью. В конечном итоге он умирает, но даже смерть кажется ему безопасным «футляром».
Темы: Изоляция человека, страх перед переменами, общественное давление. Чехов здесь критикует консерватизм и боязнь всего нового.

4. «Хамелеон» (1884)

Жанр: Рассказ

Сюжет: Полицейский надзиратель Очумелов, проходя по базару, сталкивается с ситуацией, когда собака кусает человека. В зависимости от того, чей это пёс — простого человека или кого-то из знати, Очумелов меняет своё мнение.
Темы: Лицемерие и изменчивость человеческой натуры. Чехов здесь высмеивает поведение тех, кто стремится угождать власти, меняя свои взгляды в зависимости от выгоды.

5. «Чайка» (1896)

Жанр: Пьеса

Сюжет: В центре пьесы — сложные отношения между группой людей, связанных между собой личными и творческими конфликтами. Главные герои — начинающий драматург Константин Треплев, его мать, актриса Аркадина, её любовник, писатель Тригорин, и юная девушка Нина Заречная. Пьеса начинается с того, что Константин ставит свою пьесу, но получает равнодушные отзывы. Любовь и амбиции персонажей переплетаются, приводя к трагическому исходу.
Темы: Искусство, любовь, творческая неудача, человеческая природа. «Чайка» отражает глубокие внутренние конфликты героев, борьбу между мечтами и реальностью.

6. «Вишнёвый сад» (1904)

Жанр: Пьеса

Сюжет: Последняя пьеса Чехова, в которой описывается история семьи Раневской, находящейся на грани разорения. Центральный символ произведения — вишнёвый сад, который предстоит продать, чтобы погасить долги. Хотя сад олицетворяет прошлое семьи, их воспоминания и мечты, его уничтожение неизбежно.
Темы: Прощание с прошлым, социальные перемены, конец аристократической эпохи. Чехов здесь подчёркивает неизбежность перемен и утрату старых ценностей на фоне наступающей новой жизни.

t1726226777aa.gif

Чехов, как мастер тонкой психологической прозы и драматургии, с особой чувствительностью раскрывает внутренний мир своих персонажей и их отношения с внешним миром. Его рассказы и пьесы затрагивают темы личных драм, социальных проблем и философских вопросов о жизни, любви и искусстве.







Приложение №3

Стиль Антона Павловича Чехова уникален и признан одним из наиболее новаторских в русской литературе. Его произведения отличают лаконичность, ирония и наличие так называемого «подводного смысла». Рассмотрим подробнее основные особенности его стиля:

1. Лаконичность

Чехов — мастер краткости и ёмкости. Он избегает излишних описаний и деталей, концентрируясь на наиболее важных моментах. Его рассказы часто строятся на минимуме событий, но при этом насыщены глубоким содержанием. Лаконичный язык позволяет читателю самому додумывать подтекст и разбирать мотивы персонажей.

Пример: В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов буквально в нескольких абзацах создаёт полную картину взаимодействия двух людей с совершенно разными социальными статусами, не перегружая текст описаниями.

2. Ирония

Ирония — одна из ключевых черт чеховского стиля. Она проявляется как в диалогах, так и в сюжетных поворотах и характеристиках персонажей. Ироничное отношение Чехова к своим героям — это тонкое, но уважительное подшучивание над человеческими слабостями, страхами и пороками.

Пример: В рассказе «Хамелеон» ирония раскрывается через изменчивое поведение главного героя, который старается подстроиться под обстоятельства, стараясь угодить власти.

3. «Подводный смысл»

Произведения Чехова часто содержат больше, чем кажется на первый взгляд. Его рассказы и пьесы наполнены «подводным течением» — скрытыми смыслами, которые читателю нужно улавливать между строк. Это характерно для его драматургии, где важное нередко остаётся не сказанным, но намекается через поведение, паузы и действия персонажей.

Пример: В пьесе «Вишнёвый сад» за поверхностными событиями скрываются глубокие философские размышления о социально-экономических переменах, уходе старой эпохи и невозможности удержать прошлое. Символика сада представляет собой не просто семейное достояние, но и метафору исчезающей аристократии и старого уклада жизни.

4. Открытый финал

Чехов избегает категоричных, завершённых финалов. Многие его рассказы заканчиваются без точного разрешения конфликта или ясного итога, что позволяет читателю самому решить, что произошло дальше или какой смысл стоял за рассказом. Это приём даёт его произведениям ощущение жизненной правдивости — ведь в реальной жизни не всегда есть чёткий финал.

Пример: В рассказе «Человек в футляре» смерть Беликова кажется логическим завершением его «футлярного» существования, но Чехов не даёт готовых выводов о смысле этой жизни — он оставляет этот вопрос на размышление читателю.

5. Глубокая психология персонажей

Чехов мастерски раскрывает внутренний мир своих героев. Его персонажи часто обычные люди с типичными слабостями и комплексами, но через их повседневные мысли и поступки Чехов показывает сложную палитру человеческих переживаний, желаний и страхов. Автор не осуждает своих героев, даже когда они совершают ошибки, а скорее сочувствует им.

Пример: В рассказе «Ионыч» главный герой переживает духовную деградацию на фоне рутинной жизни. Чехов показывает, как сначала энергичный и жаждущий любви человек постепенно превращается в циничного и равнодушного человека.

6. Минимализм в сюжете

В своих произведениях Чехов часто фокусируется на одном или нескольких ключевых моментах, не перегружая сюжет множеством событий. Это придаёт его рассказам и пьесам ощущение концентрированности и одновременно глубины.

Пример: В пьесе «Чайка» большая часть действия разворачивается в диалогах и внутренних переживаниях героев, а не в крупных внешних событиях.

7. Нейтральный, бесстрастный тон

Чехов редко вмешивается в повествование, не пытается навязать читателю своё мнение или морализировать. Его стиль повествования отличается объективностью, и он предоставляет свободу интерпретации читателю. Этот тон создаёт эффект наблюдения за жизнью, которая течёт естественно и независимо от чьей-либо оценки.

8. Отсутствие героизма

Герои Чехова — обычные люди со своими слабостями, разочарованиями и страстями. Они далеки от традиционного понятия «героизма». Их жизнь полна рутинных забот, мелочей и недосказанностей, что делает их ближе к реальным людям, с которыми может идентифицироваться читатель.

t1726226777aa.gif

Таким образом, стиль Чехова — это удивительное сочетание лаконичности, глубокой психологии, иронии и скрытого подтекста. Это тот случай, когда простой, на первый взгляд, сюжет скрывает богатую палитру идей и философских размышлений о жизни, любви, времени и человеке.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

нет публикации

13 September

материал ещё на проверке находится

13 September

Публикация есть, но нет заявленной презентации

13 September

очень ждем презентации!

14 September