Урок литературного чтения в 3 классе «Сказочник на все времена. Г. Х. Андерсен "Гадкий утёнок"»
Фестиваль педагогического мастерства – 2018
«Открытый урок в начальной школе
в рамках реализации ФГОС»
Бахтиной В.А.
Открытый урок литературного чтения в 3 г классе.
Тема: «Сказочник на все времена. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок».
Тип урока: освоение нового материала.
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Г.-Х. Андерсена и сказкой «Гадкий утенок»; способствовать расширению читательского кругозора, развитию памяти, мышления, формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения; содействовать воспитанию любви к родной природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомить учащихся с творчеством и произведением Г.К.Андерсена «Гадкий утенок».
Метапредметные:
познавательные: формировать умение поиска и выделения необходимой информации;
регулятивные: Формировать:
способность к организации своей деятельности;
способность принимать, сохранять и следовать учебным целям;
умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;
умение адекватно воспринимать отметки и оценки.
коммуникативные формировать:
уважение к другой точке зрения;
формировать умение слушать и понимать речь учителя;
отвечать на вопросы учителя в соответствии с грамматическими нормами языка;
формировать владение монологической речью.
Личностные:
формировать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
формировать желание участвовать в творческом, созидательном процессе;
Развивать критическое мышление, чувства и эмоции;
формировать положительную учебную мотивацию;
формировать умение демонстрировать свою позицию;
способствовать саморазвитию и самосовершенствованию.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, мультимедийная установка для работы с презентацией.
Ход урока
Организационный момент.
Постановка целей урока. Работа в группах.
Какое слово в ряде слов лишнее?
Зачин, присказка, волшебные предметы, рифма, троекратный повтор.
Пушкин, Ершов, Барто, Линдгрен, Перро.
Дюймовочка, Русалочка, Герда, Василиса Прекрасная, Элиза.
Какие слова остались?
Что их объединяет? (Все слова связаны со сказками)
Речевая разминка.
Прочитайте стихотворение скороговоркой, способом «Птичий базар», вопросительно, выразительно, хором.
Сказка по лесу идёт —
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка - умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.
Рассказ учителя о Г.-Х.Андерсене.
Из сказок какого писателя сказочные герои в последней строке?
Что вы знаете о сказочнике Гансе Христиане Андерсене? (заслушивание ответов детей, обобщение услышанного).
Ганс Христиан Андерсен написал 156 сказок. Совершенно невозможно поверить, что обыкновенный человек мог сочинить такие прекрасные истории. Да, Оле-Лукойе мог бы сочинить все эти сказки, но просто человек — нет. Человек не может знать, о чем думает штопальная игла, не слышит, о чем беседуют розовый куст и семейство серых воробьев, он не может разглядеть, какого цвета платье у принцессы эльфов, которую с некоторых пор зовут Дюймовочкой...
И если вы думаете, что сказки Андерсена родились на бархатных подушках, между кружевных манжет и золотых подсвечников, то вы глубоко ошибаетесь...
«Милый, добрый, чудаковатый человек», — так говорили о знаменитом датском писателе-сказочнике современники. Жизнь Андерсена была полна тягот и разочарований, но он никогда не утрачивал веры в людей, в добро и красоту. Он учил этому и своих читателей.
В Дании есть маленький остров Фюн, а на нем город Оденсе. Здесь в 1805 году и родился будущий знаменитый сказочник. Назвали мальчика Ганс Христиан, и его отца — сапожника — тоже звали Ганс Христиан. Сапожники бывают разные — бедные и богатые. Андерсен-отец был бедным. Он вовсе не хотел быть сапожником, он мечтал учиться и путешествовать. А так как ни то, ни другое не удалось, он читал сыну сказки и водил его гулять в окрестности города Оденсе. Он ходил с сыном в театр, который был в их маленьком городе.
В четырнадцать лет Андерсен покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены, но упорные попытки стать актером, танцором, певцом не привели к успеху. Андерсен не унывал и решил писать пьесы. К слову сказать, он был почти неграмотным, пришлось пойти учиться в школу. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года — стал студентом университета.
В домах своих знакомых Андерсен всегда рассказывал детям сказки, сочиняя их на ходу. Стоило ему войти в дом, где были дети, они тут же требовали новую сказку.
И сказка никогда не заставляла себя ждать. Ее героями становились синий дракон, нарисованный на китайской вазе, пролетевший за окном воробей, старая перчатка.
С детства Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались и сказки об этих фигурках.
В 30 лет еще бедный и почти безвестный, Андерсен написал на листе бумаги: «Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шел домой с войны...». Так появилась история про бывшего солдата-храбреца. Важные господа смотрели на него как на пустое место, ведь у него не было ни гроша. Но старое огниво помогло храброму солдату стать королем. Это была сказка «Огниво». И это было начало новой жизни.
И если обыденная жизнь превращалась у писателя в волшебный мир, то волшебное царство превращалось в живой, понятный мир. Проблемы, которые решали герои сказок, вовсе не сказочные и не мелкие. Любовь, верность раскрываются в сказках «Пастушка и трубочист», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», жадность порицается в сказках «Свинья-копилка», «Маленький Клаус и Большой Клаус», глупость и чванство — в сказках «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля».
Сказки Андерсена быстро «разбежались» по свету, их перевели на разные языки. В России они появились в середине XIX века.
В 1965 году была организована премия имени Г. Х. Андерсена - литературная премия, которой награждаются лучшие детские писатели и художники-иллюстраторы.
Она присуждается один раз в два года. Премия вручается второго апреля - в день рождения Ганса Христиана Андерсена.
Во всех европейских столицах готовы были без конца принимать и чествовать «великого сказочника». Самые знаменитые люди того времени становились друзьями Андерсена, и даже короли считали за честь пожать ему руку.
Введение в тему урока.
Отгадайте загадку:
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять
Как его родная мать!
(утенок)
Можно ли утенка назвать гадким? Почему?
Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Г.-Х. Андерсена, которая так и называется «Гадкий утенок».
Словарная работа.
Как вы понимаете слово гадкий?
Значение слова по Ожегову:
Гадкий - очень плохой, мерзкий; вызывающий отвращение.
Придумайте синонимы к слову ГАДКИЙ-
(противный, мерзкий, омерзительный, отвратительный, скверный, неприятный…)
Чтение сказки.
Задание перед чтением (работа в парах): записать имена прилагательные, которые характеризуют утёнка и лебедя.
Комбинированное чтение сказки (сказку читают «цепочкой» учащиеся, а наиболее важные отрывки читает учитель).
После чтения учащиеся зачитывают выписанные слова, которые характеризуют утёнка, лебедя. Сравнение картинки утёнка, лебедя и их описания.
Анализ первой части. (Работа в группах).
Кто из персонажей сказки говорит эти слова?
«Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!»
«Бедняга не удался! Хорошо бы его переделать».
«Он некрасив – это правда, но у него доброе сердце».
«…какой-то он большой и несуразный! Не мешает его немного проучить».
Рефлексия.
Продолжи предложение:
1. сегодня я узнал (а)…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. меня удивило…
9. Домашнее задание.
Разделить оставшийся текст на части, озаглавить их, рисунок к любому эпизоду сказки.