Литературное обозрение: «Семью сплотить сумеет мудрость книги!»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«СУХОДОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Литературное обозрение:
«Семью сплотить сумеет мудрость книги!»
Подготовила
Кузьменко Т.В.
2024 г.
С 1 по 25 ноября 2024 г. в ГБОУ ЛНР «ССКШИ» проходит акция «Семейные чтения», приуроченные к Году семьи, целью которой стало формирование у воспитанников интереса к книге и чтению через возрождение традиции семейного чтения.
Духовное и нравственное воспитание ребенка через чтение считается одной из важнейших задач как системы образования, так и семьи.
Ежедневное чтение в школе и дома не вызывает у детей удивления, они воспринимают художественную литературу как обычное явление в совместной деятельности.
Семья же – это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе читательской. Становление ребенка как читателя происходит в семье, именно в семье ребенок впервые знакомится с книгой. Родители с ребенком рассматривают картинки, придумывают интересные истории, покупают новые книги. Совместное прочтение книги, обсуждение прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно.
Семейное чтение создает своеобразное пространство – атмосферу единения, защищенности и взаимопонимания между младшими и старшими в семье. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сближает родителей и детей, будит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребенок получает заряд внимания, доброты и родительской любви, которая будет согревать его всю последующую жизнь. И можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечет» в семьи уже повзрослевших детей.
В мире существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Приобрести и прочитать все книги невозможно, однако существует так называемый «Золотой фонд», который содержит самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться.
Выбирая книги для чтения школьнику, следует обратить внимание на следующее моменты.
1. Интереснее всего для любого человека информация о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для школьников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,п.
2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.
3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от интересов педагога и родителей. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.
4. Выберите правильное время для чтения. Если школьник хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.
5. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10 -15 минут).
6. Для обучающихся с ОВЗ очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Для ребенка перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.
7. Нет жесткого разграничения в чтении младшим школьникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание.
Что читать детям среднего и старшего школьного возраста?
Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно у детей с ОВЗ с 6-9 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя было и не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными. У родителей и педагогов коррекционной школы-интерната есть возможность процесс знакомства с литературой сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям. В чтение для обучающихся старшего школьного возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века. Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать детей таких произведений нельзя. Не стоит бояться, что, прочитав эти произведения в начальной школе, ребенок не захочет их читать в старшей школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом.
Что из литературы X1X века родитель или педагог может почитать ребенку или ребёнок может прочитать родителям (педагогам) для развития выразительного чтения?
- А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане...», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.;
- С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»;
- В. Ф. Одоевский «Городок е табакерке», «Мороз Иванович»;
- И. А. Крылов «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др.;
- В. И. Даль «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Привередница»;
- П. П. Ершов «Конек-горбунок»;
- В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница»;
- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Серая шейка»;
- Л. Н. Толстой «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли»,. «Три калача и одна Баранка»;
- К. Д. Ушинский «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания»;
- стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н, А. Некрасова, И. 3. Сурикова, М. Ю. Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам.
Это только основные имена и произведения XIX века, которые можно читать младшим школьникам, а старшие школьники должны читать сами. Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика — золотой фонд детской литературы — литература XX веча, которая создавалась профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей.
Что прочитать школьникам из литературы XX столетия?
Стихи классиков детской литературы: С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е. Благининой, 3. Александровой, Н. Саконской, Е. Серовой; веселые, юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима, В. Д. Берестова. Особое место в поэзии для школьников занимает игровая поэзия - поэзия, где играют словом. Поэты играют словами, как дети кубиками. Игровая поэзия — это стихи Д. Хармса (« Врун» , «Миллион»), Ю. Д.Владимирова («Ниночкины покупки»), А И. Введенского («Лошадка»), Б Заходера («Кит и кот»), Э. Успенского («Пластилиновая ворона». «Память»), Г. Сапгира («Принцесса и людоед»), А. Усачева («Звукарик»), Тима Собакина и др.
В настоящее время стихотворения поэтов XX века и современников можно найти достаточно легко как в сборниках (например, «Внеклассное чтение»), так и в книгах отдельных авторов. Для знакомства лучше взять сборник, а потом, если автор понравится, можно найти: книгу его стихотворений.
Прозаических произведений XX века для школьников огромное количество. Вот только некоторые из них:
- М. Горький «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар»;
- Л. Пантелеев «Фенька», «Две лягушки», «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить учила», «Буква –Ты»;
- М. М. Зощенко «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька». Наиболее популярны юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» (из цикла «Лёля и Минька»);
- К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга».
Замечено, что школьники любят морализировать, рассуждать, как тот мальчик поступил нехорошо, а эта девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально-нравственной тематики всегда вызывают душевный отклик. Писателем, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне, является Валентина Александрова Осеева. Многие родители, воспитатели и учителя оценив педагогическую направленность произведений, сделали ее произведения настольной книгой, постоянно вспоминают и цитируют, когда возникают подобные ситуации с собственными детьми (В. А. Осеева «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др.).
В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему - рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым - воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека.
- Е, Д. Пермяк «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др.;
- С. А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае».
Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось.
- В. В. Голявкин «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду» и др.;
- В, Ю. Драгунский «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»);
- Н. Н. Носов «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса».
Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуются, конечно жe, природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить много замечательных авторов:
- В. Бианки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок»;
- Е. Чарушин «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого» (кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим);
- Н. Сладков «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили»;
- Э. Шим «Кто копыто потерял?». «Лебедь, рак и щука» и др.;
- Н. Павлова «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо»;
- С. Сахарнов «Почему щука в море не живет», «Как ласкирь учился хвостом вперед плавать» и др.;
- Е. Пермяк «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки»;
Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий.
В чтении одно из главных мест принадлежит сказке. Многие из них вам так или иначе знакомы, чаще всего благодаря мультфильмам. Чтение книги, которая уже получила воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия и попытаться понять, чем они вызваны.
- А. Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»;
- А. Волков «Волшебник Изумрудного города»;
- Т. Александрова "Кузька в новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких);
- Б.Заходер «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари»;
- В. Катаев «Цветик – семицветик», «Дудочка и кувшинчик»;
- Г. Остер «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался»;
- Э. Успенский «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»;
- М. Пляцковский «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож гриб», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик, который никого не боялся», «Шишки»;
- С. Прокофьева «Приключения желтого чемоданчика», «Пока бьют часы», «Лоскутик и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой»
- С. Козлов «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане»;
- Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково».
Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в школьной библиотеке? Опросите своих знакомых, что из книг есть у них. Ваши усилия не пропадут даром — вашему ребенку или воспитаннику обязательно что - то понравится. Читайте с удовольствием!