Проектная задача по литературному чтению «Ярмарка мудрости русского народа» (1 класс)
Проектная задача по литературному чтению
« Ярмарка мудрости русского народа»
Разработала: учитель начальных классов МБОУ «СОШ№16»
г. Братска Соловьева Татьяна Геннадиевна
Данная проектная задача рассчитана на учащихся 1 класса и проводится в течение 1-2 уроков в конце учебного года, после изучения по литературному чтению темы «Устное народное творчество». Связана данная задача с освоением учащимися предметных способов и средств действий из учебных дисциплин литературное чтение и окружающий мир.
Название проектной задачи |
« Ярмарка мудрости русского народа» |
Предмет |
Литературное чтение, окружающий мир |
Класс |
1 |
Вид задачи |
Межпредметная, одновозрастная |
Время проведения |
Задача может использоваться в качестве обобщающего урока литературного чтения по теме «Устное народное творчество» в конце учебного года (апрель) |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) |
1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения. 2. Сотрудничество учащихся. |
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача |
Литературное чтение: - умение анализировать художественные произведения разной видо-жанровой принадлежности; - умение сравнивать и ранжировать фольклорные произведения малых форм (загадка, считалка, небылица, скороговорка; - владение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового) чтения. Окружающий мир: - владение понятиями «рыбы»,«звери», «птицы», «насекомые». - знание зверей, птиц, насекомых ,рыб своего края в пределах программы 1 класса. Метапредметные: - чтение, анализ, классификация, обобщение, умение разгадывать загадки. |
Планируемый педагогический результат |
Демонстрация учащимися: степени освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях умения работать в малой группе |
Планируемый продукт |
Лэпбук « Фольклор для самых маленьких» |
Способ и формат оценивания результатов работы |
При подведении итогов работы оценивается: владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации; правильность выполнения задания; способность на протяжении всего решения задачи удерживать её специфику; умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями; перенос способов действий, освоенных в одном учебном предмете или теме, на другие предметы или темы; умение работать с предложенным текстовым материалом, выделять из него малые формы УНТ отсеивать лишнее, не имеющее отношения к решению данной задачи; коммуникативные умения при работе в малой группе и их влияние на конечный результат. |
Этапы решения задачи |
1. Целеполагание и формулировка задач. 2. Выполнение задания. 3. Оценка выполнения работы.Рефлексия. |
Оборудование |
Замысел проектной задачи
Детям предлагается помочь воспитателю детского сада отобрать из предложенных текстов , тексты , которые относятся к устному народному творчеству для проведения в детском саду ярмарки « Мудрость русского народа». Создать лэпбук « Фольклор для самых маленьких». Впоследствии ученики первого класса с отобранным и оформленным материалом пойдут в гости в детский сад и примут участие в мероприятии. Решая данную проектную задачу, преследуем не только образовательные цели, но решаем вопросы социализации, преемственности. Данная проектная задача позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют литературными понятиями «загадка», «считалка», «небылица», «скороговорка»; понятиями из курса окружающего мира «неживая природа», «живая природа», «звери», «птицы», «насекомые». Умеют анализировать, классифицировать и обобщать.
Описание проектной задачи
1.Постановка задачи ( мотивационный)
Учащиеся получают письмо от воспитателя детского сада Светланы Александровны.
Дорогие первоклассники! Мне нужна ваша помощь. У нас весной в саду будет праздник «Ярмарка мудрости русского народа» К этому мероприятию нужно собрать материал по теме «Устное народное творчество» и создать лэпбук «Фольклор для самых маленьких» Надеюсь, вы справитесь с заданием, и примите участие в нашей ярмарке. Ждём вас в гости!
Светлана Александровна
Вот материалы, которыми вы должны заполнить лэпбук.
Не пчела она, а жалит. Мед, варенье обожает. Есть на брюшке полоса. Кто она, скажи? |
Федя-Бредя Съел медведя, Упал в яму, Крикнул маму: "Ма-а-ма!" |
Катилася торба С высокого горба; В этой торбе: Хлеб, пшеница, С кем хочешь, С тем поделися. |
Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! |
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелят Добрый доктор Айболит! |
У страха глаза велики Тише едешь — дальше будешь |
Игра «Колечко, колечко, выйди на одно словечко» |
Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит: — Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок……. |
На основе сделанных замечаний дети формулируют авторскую задачу, которую им необходимо решить: создать лепбук «Фольклор для самых маленьких» материал лэпбука должен содержать только тексты устного народного творчества.
Дорогие ребята! Светлана Александровна просит вас помочь выбрать рубрики для лэпбука . Какие рубрики вы подберете к лэпбуку?
2. Выполнение заданий ( деятельностный)
Группы выполняют набор заданий по созданию рубрики.
Группа 1. « Лукошко с загадками»
1.Внимательно прочитайте предложенные тексты. Вам необходимо отобрать только тексты, соответствующие рубрике.
2.Вырезать, распределить загадки на группы по темам и приклеить под соответствующим заголовком в мини-книжки : «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых», «Загадки о птицах».
3.Иллюстрации и рисунки делают книжки яркими и красочными .
Приступите к оформлению данной рубрики.
4.Перечислите свой авторский коллектив. Укажите имя главного редактора
Группа 2. « Кузовок считалок »
1.Внимательно прочитайте предложенные тексты. Вам необходимо отобрать только тексты, соответствующие рубрике.
2. Подобрать к считалкам похожие игры, создать картотеку игр для детей детского сада.
3.Иллюстрации и рисунки делают картотеку яркой и красочной. Приступите к оформлению данной рубрики.
4.Перечислите свой авторский коллектив. Укажите имя главного редактора.
Группа 3. « Сундучок сказок »
1.Внимательно прочитайте предложенные тексты. Вам необходимо отобрать только тексты, соответствующие рубрике.
2. Подобрать дидактические игры, которые помогут запомнить детям русские народные сказки.
3. Раскрасить иллюстрации и рисунки к сказкам .Приступите к оформлению данной рубрики.
4.Перечислите свой авторский коллектив. Укажите имя главного редактора
Группа 4. « Мешок потешек и небылиц»
1.Внимательно прочитайте предложенные тексты. Вам необходимо отобрать только тексты, соответствующие рубрике.
2. Создать игру -часики « Часики заведи, потешку расскажи»
3.Иллюстрации и рисунки делают игру часики яркими и красочными Приступите к оформлению данной рубрики.
4.Перечислите свой авторский коллектив. Укажите имя главного редактора
Группа 5. « Мой первый словарь пословиц и поговорок »
1.Внимательно прочитайте предложенные тексты. Вам необходимо отобрать только тексты, соответствующие рубрике.
2. Подобрать пословицы и поговорки по темам, создать страницу из словаря распределить их в словаре по буквам: Д-дружба, К- книга, Т-труд, Р- Родина М-мать.
3.Иллюстрации и рисунки делают страницы словаря яркими и красочными Приступите к оформлению данной рубрики.
4.Перечислите свой авторский коллектив. Укажите имя главного редактора
3. Представление результатов ( рефлексивно- оценочный)
Дидактический материал.
Памятка по созданию лэпбуков.
«Лэпбук»– в дословном переводе с английского языка значит «наколенная книга», или тематическая интерактивная папка, коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.
1.Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность.
2.После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу, ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
3.Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. Берем лист формата А-3 или А-4, в зависимости от желаемого размера, складываем его, как показано на рисунке. Все это рисуем на черновике, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
4. Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:
Картонная папка-основа.
Обычная бумага.
Ножницы.
Клей-карандаш для бумаги.
Степлер.
Скотч.
Загадки
1. Любит кушать он малину И в берлоге спать всю зиму. Страшно может он реветь, А зовут его... |
2 . Эта рыба хищник злой, Всех проглотит с головой. Зубы показав, зевнула Хладнокровная… |
3. Не пчела она, а жалит. Мед, варенье обожает. Есть на брюшке полоса. Кто она, скажи? |
4. А вот малюсенький малыш – На плечах соломинка. Его в очках не разглядишь, А он сильнее слоника!
|
5. Я живу в подводной тине, Страшен с виду я небось: Пасть да хвост, а между ними Только игл колючих горсть. |
6. Порхает в цветной пелерине На радость любой балерине.
|
7. Петушок,петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка, Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Деткам спать не даёшь? |
8. Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? |
9. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. |
10. Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает.
|
11. Бродит хищный кот в лесах С кисточками на ушах. Дальше от него держись — Быстро нападает... |
12. Он трубит, как паровоз, Между глаз имеет хвост. Серый и огромный он. Догадались? Это... |
13. У этой птицы нет гнезда. Но только это не беда. И на деревьях у опушки Нам кто «ку-ку» поет? ... |
14.Завтра с неба прилетит Синий-синий-синий кит. Если веришь-стой и жди, А не веришь-выходи. |
15. Кровопийца с длинным носом. Кровь сосет будто насосом! Нанеси рукой удар, Чтобы злой отстал... |
16. Без труда не вынешь и рыбку из пруда |
17 . Растет она вниз головою, |
18. Комочек пуха, |
19. Зубов много,а ничего не ест. |
20. В одежде богатой, |
21. За деревьями, кустами |
22. Лежала между елками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. |
23. Хожу в пушистой шубе, |
24. Он, тоскуя по лесам, Часто воет по ночам.
|
25. В зоопарке, у всех на виду, Двойки плавают В синем пруду. Но и в день Даже самый ненастный Все они Так белы И прекрасны. |
26. Что за зверь С пятнистым мехом? В зоопарке Выше всех он. |
27. Четыре ноги, пятый хвост и шестая грива.
|
28. Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! – |
29. У Сени и Сани в сетях сом с усами. |
30. Всех перелётных птиц черней, |
31. Прилетает к нам с теплом, |
32. Он прилетает каждый год Туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет. |
33. Забияка и воришка Носит серое пальтишко, На лету хватает крошки И боится только кошки. |
34. Кто по зарослям идет, На ходу листву жует? Лучше с ним гулять поврозь. Этот зверь — рогатый … |
35. Неспроста хвостом виляю В толще сумрачной воды: Я хвостом определяю Вкус попавшейся еды. |
36. Белый камень во рту тает. |
37. В зелёных мундирах В траве на лугах Живут музыканты На длинных ногах. |
38. Кто над нами Вверх ногами Ходить не страшится И упасть не боится?
|
39 . Шестилапый и мохнатый, Зажужжал мотор крылатый. Опылять цветущий хмель Прилетел проворный ... . |
40. Дятел дуб долбил, Да не додолбил. |
41. Ходит свинка по бору, Рвёт траву-мураву И в корзиночку кладёт. Этот выйдет Вон пойдёт. |
42. Муха-горюха села на ухо. |
43. Жидко,а не вода, Бело,а не снег. |
44. На лужок пришли бельчата, Медвежата, барсучата. На зелёный на лужок Приходи и ты, дружок. |
45. По земле ползает, А к себе не подпускает. |
46. Кот ловил мышей и крыс, Кролик лист капустный грыз. |
47. За-за-за – уходи домой,коза. Зу-зу-зу-моем Катю мы в тазу. |
48. У Зайки Бубы Заболели зубы. |
49. Птица пестрая стрекочет, Замолчать на миг не хочет. С ней у нас одна морока. Птицу как зовут? |
50. У коряг, травой поросших, Там, где пенится река, Я люблю ловить рыбешек, На два уса-червяка. |
51. Что за чудо-вертолет Мошкаре спать не дает? Только высохнет роса, Вылетает … |
52. На дворе зима ли, осень, В глубине родной реки Мы тельняшки гордо носим, Как лихие моряки. |
КНИЖКА - МАЛЫШКА «Загадки о птицах» |
КНИЖКА - МАЛЫШКА «Загадки о зверях» |
КНИЖКА - МАЛЫШКА «Загадки о насекомых» |
КНИЖКА - МАЛЫШКА «Загадки о рыбах» |
Считалки
“Заяц белый, |
Раз, два, три, четыре — |
Аты-баты, шли солдаты, |
Дора, Дора, помидора, |
Катилася торба |
Ягодка — |
На золотом крыльце сидели |
Раз, два, три, четыре, пять, |
Шалуны-балуны, |
Тучи, тучи, тучи, тучи, |
Раз, два, три, четыре, пять Вышел заяц погулять. Вдруг охотник выбегает, Прями в зайчика стреляет. Пиф-паф! Ой-ой-ой! Умирает зайчик мой. Привезли его в больницу, Он украл там рукавицу, Привезли его домой, Прямо в печку головой, Оказался он живой. |
Обезьяна Чи-чи-чи Продавала кирпичи. Не успела продавать - Улетела под кровать. Под кроватью пусто - выросла капуста. Посчитаем кочаны: Раз, два, три - Ты из круга выходи. |
Катилося яблочко |
Лиса по лесу шла, |
Картотека игр
Ястреб
Дети собираются, количеством до 16 и больше, во дворе, в саду или в просторной комнате и бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов.
Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать.
Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.
Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок или свернутый жгут, — если они попадают в него, он считается убитым и из среды детей выбирается на его место другой.
Кошки и мышки
Лучшим местом для этой игры служит просторная площадь на открытом воздухе.
Участники этой игры, в количестве до 25 и больше, без различия пола, выдвигают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли кошек.
Остальные дети берут друг друга за руки и образуют незамкнутый круг, в одном месте которого два по соседству находящихся участника опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых "ворот", при чем кошкам разрешается проникновение в круг исключительно через эти "ворота", мышке же, кроме того, еще через все прочие промежутки, образуемые между детьми.
Игра эта основана на том, что кошки стремятся во что бы то ни стало поймать мышку; лишь только это случилось, трое этих более всего активных участников берутся за руки и примыкают к остальным для образования того же круга, при чем им на смену выдвигаются новая мышка и кошки и т. д. до тех пор, пока все дети не побудут в этих ролях.
При этой игре детям предоставляется широкая возможность порезвиться и побегать на открытом воздухе, что для развития и укрепления их физических сил имеет громадное значение.
Пятнашки
Игры в пятнашки происходят на воздухе, где дети собираются в каком угодно количестве, начиная с 4—5 и кончая 25-и более.
Собравшись, дети из своей среды выбирают одного, и дают ему прозвище пятнашки; роль его состоит в том, что он внимательно следит за бегущими по разным направлениям детьми и старается во что бы то ни стало поймать одного и запятнать его, т. е. коснуться рукой.
Пойманный задерживается таким образом и превращается в "пятнашку," при этом его имя произносится во всеуслышанье для того, чтобы товарищи знали, кого им следует остерегаться.
Лишь только он, в свою очередь, поймает кого-нибудь из участников, то немедленно перёдает ему свою роль, переходя сам в группу детей, спасающихся бегством.
Игру эту следует продолжать до тех пор, пока дети сохранят живой интерес к ней и не почувствуют себя утомленными.
Игры в пятнашки основаны, главным образом, на движении; их можно однако разнообразить, вводя различные элементы, например метание мяча и тому подобное.
Зайчик
Дети, в каком угодно количестве, до 30 и больше, захватывают с собой обыкновенный мяч, средней величины, и отправляются во двор.
Дети, принимающие участие в игре, все, за исключением одного, устанавливаются кругом, обращая свои лица в центр круга. Руки свои они складывают за спиной, передавая таким образом друг другу мячик, который в данном случае и служит зайчиком.
Один из участников, расположившийся в самом кругу, стремится при передаче мячика из рук в руки захватить его, причем он имеет право требовать от каждого участника, чтобы тот показал ему свои руки.
Лишь только он заметит у кого-нибудь мячик или кто-нибудь из детей по рассеянности уронит его, он подхватывает мячик и становится на место потерпевшего, а тот входит в круг, меняясь с ним ролями.
Находящийся в кругу называется "водящий"; лишь только он очутится спиной к тому из участников, который овладел мячом, ему представляется право коснуться им спины "водящего", т. е. запятнать его, при чем пятнать дозволяется лишь в спину, а не в какое-нибудь другое место.
Запятнанный подхватывает мяч и бросается вслед за тем, кто его запятнал; при большой ловкости он реваншируется, т. е. старается его также запятнать; при успехе они обмениваются ролями.
В том случае, если ему не удается настигнуть противника, он вновь отправляется в середину круга и становится по-прежнему водящим.
В этой игре, кроме бега, важным элементом является метание мяча, — оба эти условия чрезвычайно полезны для детей, так как дают им возможность развить максимум своей мышечно-нервной энергии; при продолжительном беге и метании развиваются и крепнут мускулы, дыхательные движения становятся частыми и глубокими, грудная клетка развивается и кровообращение значительно улучшается.
Игру следует приостановить, лишь только станет заметно утомление.
Медведь
Число играющих может быть как угодно велико.
Участники игры по жребию выбирают из своей среды одного товарища, которому поручают роль медведя, и снабжают каждого жгутами, — последние нетрудно смастерить, свертывая соответственным образом носовые платки.
На одной из сторон пространства, отведенного для игры, устраивается или, вернее, ограничивается чертой небольшое место, служащее медведю берлогой.
По данному сигналу, дети бросаются бегом из одного конца двора в противоположный, причем медведь, не вооруженный жгутом, бросается на них, стараясь прикоснуться к одному из них рукой, т. е. запятнать его.
Запятнанный также становится медведем и уводится в берлогу. Игра продолжается в таком порядке до тех пор, пока медведей не станет больше, чем оставшихся участников игры.
По мере увеличения числа помощников медведя, все они выходят вместе с ним на добычу, устанавливаются в ряд, причем только находящиеся по краям имеют право ловить играющих. Основным элементом игры является бег.
Волк в кругу
Количество участвующих может быть как угодно велико. Дети собираются на просторном дворе.
На полу или земле очерчивают круг и, выбрав по жребию из своей среды волка, помещают его внутри очерченного круга.
Участвующие в игре дети врываются в круг и стараются выбежать из него, не будучи запятнаны волком, который норовит изо всех сил запятнать их.
Потерпевший меняется ролями с волком и становится на его место в круг. Игра эта — не сложная, доставляющая детям большое развлечение. Главный элемент, входящий в нее — бег.
Кошка
Дети собираются в просторном месте. Удобнее всего приступить к этой игре, как только начинают надвигаться сумерки.
Участники выбирают из своей среды одного, отличающегося ловкостью и проворством, и поручают ему роль кошки. Кошка тщательно прячется за деревом или кустом, стараясь остаться незамеченной товарищами.
Последние по сигналу одного из старших бросаются во все стороны для разыскания кошки; кошка же от времени до времени мяукает, давая знать о своем присутствии, и быстро прячется, чтобы не быть открытой.
Игру продолжают до тех пор, пока кошка не будет найдена, тогда по жребию вновь назначают другую кошку и игру ведут до тех пор, пока дети не устанут или не потеряют к ней интереса.
Хромая лиса
Количество участвующих детей может быть как угодно велико. Собравшись на просторном дворе или в большой комнате, они выбирают одного из участвующих, которому дают прозвище хромой лисы.
На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров, в который входят все дети, кроме хромой лисы. По данному сигналу дети бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается во чтобы то ни стало запятнать кого-нибудь из бегущих, т. е. прикоснуться к нему рукой.
Лишь только ей это удалось, она входит в круг и присоединяется к остальным бегущим товарищам, потерпевший же принимает на себя роль хромой лисы.
Дети играют до тех пор, пока все не перебывают в роли хромой лисы; игру, однако, можно прекратить раньше, при первом появлении признаков утомления.
Для правильного ведения игры необходимо соблюдать следующие условия: дети, вошедшие внутрь круга, должны, бегать лишь в нем и не выходить за очерченную линию, кроме того, участвующий, избранный хромой лисой, должен бегать лишь на одной ноге. Главные элементы этой игры составляют бег и прыжки.
Мороз - Красный нос
По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки.
Водящий, т.е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит:
Я Мороз - Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!
Играющие в ответ скандируют:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.
По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избешавшим прикосновения Мороза.
Малечина – калечина
Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова: "Малечина-калечина, сколько часов до вечера?»
Раз, два ...десять.
Золотые ворота
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Игра "Поводырь"
Это больше чем просто игра. Это знакомство душ, когда не отвлекают такие факторы как внешний вид и взгляд.
Во внутренний круг, лицом в центр круга, встают мужчины, берутся за руки и закрывают глаза. Во внешнем кругу идут хороводом девушки под музыку. Через какое-то время по сигналу ведущего хлопок или свист девушки начинают разбирать парней - любого понравившегося из тех, что ближе стоят. Берут парня за руку и ведут по кругу, парень все это время идет с закрытыми глазами. Желательно чтобы количество девушек и парней совпадало, чтобы никто не остался стоять одиноко во внутреннем круге.
По сигналу ведущего девушки аккуратно выстраивают парней снова во внутренний круг, а сами идут хороводом дальше. Так повторяется три раза. Когда после третьего раза парней снова поставят во внутренний круг, ведущий подает сигнал - "Можно открыть глаза". Начинается подележка. Парни описывают свои ощущения, называют, кто из трех девушек им понравился, кого они хотели бы увидеть. Девушки обычно с радостью признаются и показываются.
Далее во внутренний круг с закрытыми глазами встают девушки, а парни во внешнем и все повторяется.
Гуси
По краям игровой площадки располагаются два «дома», в одном из которых собираются игроки - «гуси». Выбранный на роль «волка» помещается в круг, символизирующий его логово. Ведущий отправляется в пустой «дом» и заводит диалог с «гусями»:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой!
- Нам нельзя:
Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите,
Только крылья берегите!
«Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк их ловит». Пойманный игрок становится «волком».
Дидактические игры по сказкам
Потешки, небылицы
Потешки для умывания
Зайка начал умываться.
Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вымыл ухо
Вот и сухо.
Водичка, водичка.
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Водичка – водичка.
Водичка – водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.
Я сегодня утром рано
Умывался из – под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
Моем руки дружно,
Нам обедать нужно.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маше улыбаемся.
Потешки для приема пищи
Разложили кашку.
Разложили кашку
Каждому в чашку.
Маленькому Яшке
Не хватило кашки.
Дайте Яшке кашки
Из маминой чашки!
Эй вечерняя звезда!
Эй, вечерняя звезда!
Поскорей лети сюда
И за стол со мной садись,
Кашей нашей угостись.
Кашкой толокняной,
Из чашки деревянной!
Люли, люли, люленьки.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «Простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».
Ванечка Ванюша.
Ванечка, Ванюша,
Кашу всю ты скушай.
Стукни ложкой,
Топни ножкой.
Хлопни ты в ладошки,
И погладь ты кошку.
Варись – варись кашка.
Варись – варись кашка
В голубенькой чашке
Варись поскорее
Булькай веселее
Варись, кашка, сладка
Из густого молока
Да из манной крупки.
У того, кто кашу ест
Вырастут все зубки!
Ай, качи, качи, качи.
Ай, качи, качи, качи
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи.
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам оставили бараночки.
Ладушки, ладушки!
Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим,
Остывать заставим.
Немного погодим,
Всем оладушек дадим.
Ладушки, ладушки.
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше - два, Паше – два,
Ване – два, Тане – два.
Хороши оладушки,
У нашей бабушки.
Потешки для расчесывания
Расти, коса, до пояса.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.
Что мы делаем расческой.
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Что мы делаем расческой?
Вите делаем прическу.
Витя в зеркало глядит:
Нет вихров – приятный вид.
Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брату
Целый день ходить лохматым.
Уж я косу заплету,
Уж я руссу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти, расти коса,
Всему городу краса.
Потешки для сна
Заря – зарница.
Заря – зарница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.
И лес – то спит,
Ходит сон
У окон,
Оле спать велит.
Пошел котик во лесок,
Нашел котик поясок.
Нарядился, воротился
Стал он люлечку качать:
Баю – бай, баю – бай,
Ляг, Галинка, скоренько,
Встань, Галинка с зоренькой.
Ночь пришла, темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок,
Баю – бай, засыпай.
Ой, люли - люли – люли!
Прилетели журавли,
Журавли – то мохноноги
Не нашли пути – дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип, скрип.
Не будите у нас Ваня,
У нас Ваня спит, спит.
Ой, люли - люли – люли!
Прилетели журавли,
Журавли – то мохноноги
Не нашли пути – дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип, скрип.
Не будите у нас Ваня,
У нас Ваня спит, спит.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик уж вздремнул,
Этот пальчик уж уснул.
Этот крепко, крепко спит,
И тебе он спать велит.
Потешки для пробуждения
Малыши – крепыши.
Малыши – крепыши
Вышли на площадку,
Малыши – крепыши
Делают зарядку!
Раз – два
Три – четыре
Руки выше,
Ноги шире.
Петушок – петушок.
Петушок – петушок
Золотой гребешок,
Маслена головушка
Шелкова бородушка
Что ты рано встаешь
Голосисто поешь,
Диме спать не даешь?
Потягушки – потягушечки.
(Тянемся пальчиками вверх как можно выше).
Потягушки – потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся – потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем, растем.
Потягуни – потягушечки,
От носочков до макушечки,
Мы потянемся – потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже растем,
Растем, растем!
Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.
С добрым утром, глазки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись? Да!
С добрым утром, солнце!
Мы – проснулись!
Солнышко – колоколнышко.
Солнышко – колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди.
Нам в поле бежать,
Нам весну встречать.
Потешки для одевания
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Раз, два, три, четыре, пять.
Собираемся играть
Завязали Настеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки – сапожки.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Потешки для игр с пальчиками
Этот пальчик.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папенька,
Этот пальчик – маменька,
Этот пальчик – Ванечка.
Этот пальчик.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Небылицы
Кто поверит, что это бывает
Кошка с мышкой в обниму гуляет.
Волк овечку катает в коляске.
А под вечер читает ей сказки.
Рыба песни поет, словно птица.
Трус-охотник зайчишку боится
Жаба с ветки на ветку порхает...
Кто поверит что это бывает?
Сидели два медведя
На тоненьком суку,
Один читал газету,
Другой молол муку.
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлёпнулись в муку.
Мама увидала,
Папе рассказала.
Папа удивился,
С лестницы свалился.
С лестницы на улицу,
С улицы на курицу,
С курицы на петуха.
Вот такая чепуха.
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зеленые луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
***
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
***
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.
***
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж!
***
По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.
***
Это, братцы, да не чудо ли?
Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.
***
Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
***
Гром по горам прокатился –
С дуба комар повалился,
Грохнулся о корневище
Старый комар-комарище.
Мигом слетелися мухи –
Две грохотухи-горюхи,
Подняли бедного братца,
Стали жужжать, убиваться:
— Старый комар-комарище,
Как тебе больно, дружище!
Бедный наш светик-сударик,
Как тебя жаль нам, комарик!
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
***
Сел комарик под кусточек,
На еловый на пенёчек,
Свесил ноги на песочек,
Сунул носик под листочек –
Спрятался!
***
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах,
Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
***
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К праздничку дала:
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веничком метет.
***
Ванюша-простота
Купил лошадь без хвоста.
Поехал жениться,
Привязал корытце.
Корытце ломается,
Жена улыбается.
***
Слетались все птицы:
Чечетки-сестрицы,
Кукушка-подружка;
Воробушек-шурин
Глазки прищурил;
Ворона-невеста
Села на место.
Только нет жениха.
Не позвать ли петуха?
***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
Пословицы и поговорки
Детство время золотое.
За общим столом еда вкуснее.
В здоровом теле - здоровый дух.
Друзья прямые - братья родные.
У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
Азбука - к мудрости ступенька.
Талант трудом добывают.
Отца с матерью почитать - горя не знать.
Мал да удал.
Делай другим добро - будешь сам без беды.
На ошибках учатся.
Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
Старый друг лучше новых двух.
Лад и согласие - первой счастье.
Семья опора счастья.
Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
Ученью время - игре час.
Лучше не обещать, чем слово не сдержать.
Речь без пословицы, что суп без соли.
Ласковый телёнок двух маток сосёт, а бодливому и одна не даётся.
Терпенье и труд всё перетрут.
Не делай того, чего надо стыдиться.
Умную речь приятно и слушать.
У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
Смелость города берёт.
Любовь да совет, так и горя нет.
Счастье без ума - дырявая сума.
Вежливость нужна каждому.
Посеешь привычку - вырастишь характер.
Глаза страшатся, а руки делают.
Родителей не только уважай, а и помогай им.
Для дружбы нет расстояния.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
На счастливую младость не скупится радость.
Любить хорошо взаимно.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Первый шаг труден.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Не прячь свои неудачи от родителей.
При солнышке тепло, при матери добро.
Повторенье - мать ученья.
Век живи - век учись.
Добрым быть - долго жить.
Что можешь делать сегодня, не откладывай на завтра.
Хорошая книга - лучший друг.
Добро того учить, кто слушает.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.
Где гнев, там и вред.
Лучше поздно, чем никогда.
Ум золота дороже.
Сердце матери греет лучше солнца.
Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Правдивый человек не покривит душой.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
У милого дитяти много имён.
Не зная броду, не лезь в воду.
Нет такого дружка, как родимая матушка.
Чистота - залог здоровья.
Друг в беде узнаётся.
В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен.
На свете всё найдешь, кроме родной матери.
Скромность красит человека.
Яйца курицу не учат.
Отец - наставник, брат - опора, а друг и то и другое.
Счастье и труд рядом живут.
Ласковым словом и камень растопишь.
Все бобры добры до своих бобрят.
После драки кулаками не машут.
Послушному сыну родительский наказ не тягостен.
Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.
Любому молодцу скромность к лицу.
Легко найти счастье, а потерять и того легче.
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
Любишь розу, так люби и шипы.
Лист самооценки группы.
Номер группы _________
Номер аудитории ___________________________________________
Оцените работу своей группы. Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны (старайтесь договариваться).
Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
Оцените личный вклад в работу группы. Отметьте нужное место на линейке знаком x.
ФИ членов группы |
Личный вклад в работу группы |
||
Я сделал(а) очень много |
без меня работа бы не получилась |
Почти все сделали без меня |
|
Кадырова Ольга Игоревна
Черепанцева Людмила Юрьевна