Литературно-музыкальная композиция «Память вечно жива»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРЛОВСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 9»
Родичева Елена Анатольевна
воспитатель,
специалист 1 категории
Литературно-музыкальная композиция
"Память вечно жива"
Цель: воспитание чувства гордости за нашу Родину, за нашу армию, чувства благодарности за наше безоблачное детство, бережного отношения к памяти военных событий и погибшим в войне за свободу нашей Родины.
Задачи:
1. Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны.
2. Формировать мнение о недопустимости повторения войны.
3. Воспитать в детях гордость за свою Родину
Ведущий: Здравствуйте дорогие гости! После затянувшейся зимы мы, наконец, дождались настоящего тепла. Уже заливаются с самого расцвета птицы, расцветает сирень, шепчутся парочки в поздних сумерках. Все как двадцать, сорок ,семьдесят лет назад. Да-да, и в те памятные дни сорок пятого года в воздухе разливался опьяняющий запах весенних цветов, надежд и любви. Только парни были в пропыленных гимнастерках, а девушки в поношенных платьицах еще довоенной поры. И девушек было заметно больше, чем ребят… И музыка… музыка так же плыла над городами и селами, на стареньких патефонах крутились трофейные пластинки, а военные оркестры играли давно забытые вальсы.
Звучит вальс, любой вальс тех далеких времен, на сцену выходят две-три пары (юноши в военной форме, девушки в пестрых платьях)
Ведущий: (На фоне тихо звучащего школьного вальса)
Мирно спала земля. Посапывали в кроватках дети, и отдыхали уставшие за день взрослые. И только в ночи, полной тишины и покоя, изредка слышался всплеск воды в реке, и неторопливое перешептывание листьев на деревьях. И нарушали этот ночной покой лишь звуки школьного вальса. Это выпускники прощались друг с другом, и с детством, вступая во взрослую жизнь.
Встречая рассвет и мечтая о том, что их ждет завтра, они и думать не могли, что в их жизни будет четыре долгих и страшных года, и что у многих из них уже нет будущего.
Легкой дымкой подернута земля. Везде еще тихо. Это были последние минуты тишины.
(Мелодия вальса затихает)
Ведущий:
Такою все дышало тишиной
Что вся земля еще спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего, каких – то пять минут осталось……
(Звучит мелодия песни “Священная война”) отрывок
Ведущий:
1418 дней и ночей длилась война.
И с первых часов, с первых минут вражеского нашествия, весь советский народ по зову Матери – Родины встал на смертный бой!
(Звучит стихотворение “До свидания, мальчики”)
Читают девочки:
1. Ах, война, что ты сделала, подлая
Стали тихими наши дворы
Наши мальчики головы подняли
Повзрослели они до поры
2. На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом, солдат
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
3. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, но все-таки
Постарайтесь вернуться назад! (Машут руками мальчикам)
Читают мальчики:
4. Ах, война, что ты подлая, сделала
Вместо свадеб – разлуки и дым
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим
5. Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…..
Вы наплюйте на сплетников, девочки
Мы сведем с ними счеты потом.
6. Пусть болтают, что верить вам не во что
Что идете войной наугад
До свидания, девочки!
Девочки, постарайтесь вернуться назад! (Машут руками девочкам)
Ведущий:
Солдат на передовой и подросток на заводе, партизан в тылу врага и колхозница в далеком от фронта селе – каждый как мог, а чаще сверх всяких сил, приближал нашу Победу, упорно идя через всенародную беду к тому светлому, выстраданному дню.
В жестокой схватке с фашизмом Советские люди проявили беззаветную любовь к Родине, беспримерную стойкость и массовый героизм.
Ведущий:
Как тяжелы были те минуты, когда родные и близкие провожали на фронт своих любимых. Что принесет война? Вернется ли твой самый дорогой человек живым и здоровым? Никто не мог тогда ответить на эти вопросы. Горестные предчувствия терзали душу. Но все-таки в сердце не гас огонек.
Ведущий:
В минуты затишья, на привалах, в землянках, солдатское сердце согревала хорошая песня. Песня вдохновляла, звала на подвиг во имя Родины. Песня на войне многим помогала выжить. И пусть сейчас она прозвучит как воспоминание.
Клип «Журавли»
Ведущий:
Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали их мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.
(Мальчик читает стихотворение “Жди меня”) слайд и музыка «в землянке»
Жди меня, и я вернусь, только очень жди
Жди, когда наводят грусть желтые дожди
Жди, когда снега метут, жди, когда жара
Жди, когда других не ждут, позабыв вчера
Жди, когда из дальних мест писем не придет
Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет
Жди меня, и я вернусь, не желай добра
Всем, кто знает наизусть, что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня
Пусть друзья устанут ждать, сядут у огня
Выпьют горькое вино на помин души
Жди, и с ними за одно выпить не спеши
Жди меня, и я вернусь всем смертям на зло
Кто не ждал меня, тот пусть скажет: “Повезло”
Не понять не ждавшим им, как среди огня
Ожиданием своим ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать только мы с тобой
Просто ты умела ждать как никто другой!
Ведущий:
Такие письма необходимы были солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни, которая была написана еще до войны.
Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир. Они были медсестрами, врачами, санитарками, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти нежные добрые женские руки.
Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли .
(Звучит песня “Катюша”)
(Звучит стихотворение “Почему победили?”)
Почему победили?
Прост вопрос и не прост….
Потому что бесстрашно
Встали в полный вы рост!
Почему победили?
Здесь не мало причин
Потому что вы вместе
Были все, как один
Почему победили?
Что напрасно гадать?
Потому что любили
Нашу Родину – Мать!
Ну а если иначе
Чтобы было ясней:
Вы любили Отчизну
Больше жизни своей!
Ведущий:
Ушла война, оставив списки погибших в праведном бою.
Застыли скорбью обелиски в недвижном каменном строю
“Пал смертью храбрых” – отвечаем и вновь живем грядущим днем
Минутой скорбного молчанья давайте павших помянем!
(Минута молчания)
Ведущий:
Давно закончилась война, давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена горят как памятные даты.
В один и тот же день и час на встречу вы к друзьям спешите.
Но с каждым годом меньше вас, и нас за это вы простите.
Ведущий:
Вам всем, кто вынес ту войну – в тылу иль на полях сражений,
Принёс победную весну, поклон и память поколений!
Вам, ветераны яростных сражений, чья молодость закалена в бою.
Приносим мы любовь и уваженье, и светлую признательность свою!
Ведущий:
Сегодня все цветы – вам, все улыбки – вам, всё тепло майского солнца – вам!
Вам – отстоявшим, защитившим, не согнувшимся, смерть одолевшим!
Ведущий:
Спасибо вам, ветераны, за то, что смогли прийти к нам, помогли нашим юным сердцам прикоснуться к великому подвигу народа. Вам мы обязаны жизнью. Низкий поклон вам.
(Звучит песня “День Победы”) поет весь зал
На сцену выходят дети 1-го класса с рисунками в руках, и 6-го, не все, только поющие
1-й: Я нарисую яркое солнце!
2-й: Я нарисую синее небо!
3-й: Я нарисую свет в оконце!
4-й: Я нарисую колосья хлеба!
5-6-й: Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
1-й: И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны!
Ведущий:
Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан Земли!
Дети исполняют песню "Рисуют мальчики войну»
Ведущий:
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города!
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой!
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат!
Ведущий:
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса!
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
Ведущий:
Вот и подошла наша встреча к концу. Еще раз поздравляем Вас с праздником, с Днем Победы! И от всей души желаем Вам счастья, здоровья, долгих лет жизни и безоблачного неба над головой. Спасибо вам за теплую встречу!
Литература
Вязовов В. В., Чугунов В. А. Воспоминания детей Ленингра- да о начале войны. // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 2. С. 62–71.
Кузнецова Е. Н. Модель воспитания интереса к человеку как ценностного основания педагогического взаимодей- ствия. // Муниципальное образование: инновации и экс- перимент. 2015. № 1. С. 21–25.
Несмеянова Н. В. Полихудожественный подход в духовном воспитании младших школьников// Муниципальное обра- зование: инновации и эксперимент. 2014. № 6. С.58–62.
Рожкова О. Ю., Таций Т. В., Федулова Т. В., Молоткова А. Н., Потапова Н. В. Интеллектуальное воспитание школьников в период летних каникул «школа юного исследователя» по естественнонаучному направлению. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 1. С.43–59.
Северин И. В. Десанту времен Великой Отечественной во- йны посвящается. // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 2. С. 53–57.
6