12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шведова Елена Эдуардовна18
Россия

Шведова Елена Эдуардовна

учитель музыки, высшая квалификационная категория

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 2083»

Россия, г. Москва

Литературно-музыкальная композиция на тему:

«Навечно в памяти людской…»,

посвященная 75-летию Великой Победы

Одним из приоритетных направлений образовательного процесса в современной школе в соответствии с требованиями ФГОС является формирование ценностных ориентаций личности, патриотическое и духовно-нравственное развитие обучающихся.

Обращение школьников к истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов пробуждает гражданские, нравственные чувства, формирует убеждения, позволяющие им осмыслить свое отношение к событиям прошлого и настоящего, вызывает желание выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом.

Тема подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны особенно актуальна в современных условиях социальных преобразований общества. Семьдесят пять лет отделяют нас от этих событий, всё меньше остается живых свидетелей той эпохи. Поэтому необходимо сохранить в сознании молодого поколения, особенно школьной молодёжи, память о тех великих годах.

Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему: «Навечно в памяти людской…» может использоваться в общеобразовательной школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности: в рамках предметных недель по истории и предметов гуманитарно-эстетического цикла, при проведении торжественных мероприятий, Вахты Памяти, окружных, городских конкурсах детского творчества, посвященных Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Представленный материал акцентирует внимание обучающихся на событиях битвы за Москву, имевшей большое стратегическое значение в ходе Второй мировой войны.

Особенностью данного сценария является использование краеведческого материала о подвигах воинов, наших земляков, связанных с Подольским районом и героях, участвующих в Московской битве.

Сценарий предназначен для обучающихся 4-11 классов, с участием ветеранов войны, тружеников тыла, курсантов военных училищ, официальных лиц. В подготовке литературно-музыкальной композиции участвуют учащиеся 6-8 классов, воспитанники вокального коллектива «Созвучие», члены детского патриотического движения.

Цель:

-воспитание у обучающихся чувства патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников;

-формирование активной жизненной позиции подростков, желания расширять свои представления о событиях Великой Отечественной войне, о проявленном мужестве советских воинов.

Задачи:

способствовать пониманию стратегического значения битвы за Москву в ходе Второй Мировой войны;

актуализировать знания обучающихся о героическом прошлом нашей области, о вкладе земляков в дело Победы;

воспитывать гражданско-патриотические качества личности, ценностные ориентации учащихся, уважительное отношение к людям старшего поколения на примерах героических подвигов наших соотечественников;

формировать навыки исследовательской деятельности, самостоятельной работы с литературой по краеведению и документальными источниками, умения пользоваться Интернет-ресурсами;

создавать благоприятные условия для реализации коммуникативных компетенций и творческих способностей школьников.

Формы и методы реализации проекта:

совместная деятельность педагога и учащихся по подготовке мероприятия:

-проектная исследовательская деятельность по изучению научно-публицистической, художественной литературы, исторических краеведческих документов, материалов школьного музея, Интернет-ресурсов с целью разработки сценария литературно-музыкальной композиции;

-подготовка презентации, выбор музыкального и видеоматериалов, звукового оформления композиции;

-изготовление декораций, театральных атрибутов (письма, имитация горящего костра);

-работа над выразительностью стихотворного и прозаического текста, разучивание вокальных произведений, постановка танцевальных композиций;

самостоятельная работа учащихся;

коллективно-творческая деятельность: презентация литературно-музыкальной композиции.

Ожидаемые результаты

Реализация данного мероприятия предполагает:

Повышение устойчивого познавательного интереса к военной истории Отечества, противодействие попыткам фальсификации событий Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

Формирование мировоззренческих представлений школьников через систему краеведческих знаний.

Сохранение исторической преемственности поколений, уважения к людям старшего возраста, ветеранам и труженикам тыла.

Формирование эмпатии (сопереживания), сопричастности к историческому и культурному наследию России.

Проявление активной жизненной позиции, самовыражение и самореализация в социально-общественных делах.

Оборудование: презентация в формате Power Point, фонограммы песен, музыкальные произведения, записанные в формате МР3, военная форма времен Великой Отечественной войны, театральные атрибуты (имитация горящего костра, бревна).

Участники:12 человек, учащиеся 6-8-х классов.

Ход мероприятия

Звучит музыка: С. В. Рахманинов, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, 1 часть. Выходят двое чтецов, одетые в солдатскую форму.

1 чтец: Остановись, время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников, с фотографий смотрит на нас.
2 чтец: Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить…

Почему сыновья не вернулись домой,

Сколько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда их еда и землянка их кров,

А мечта - до победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей!

Под тревожное звучание набата выходят ещё двое чтецов, одетые в солдатскую форму.

3 чтец: Потомки! Вы слышите звуки набата?

То памяти нашей голос живой

Сквозь время рвется. Год сорок пятый

Рождался в суровых боях под Москвой!

4 чтец: Война! Жестокая война

Не первый месяц длится.

Жизнь, как струна напряжена.

В опасности столица!

Раздаются звуки боя. Выходят следующие участники.

5 чтец: 30 сентября 1941 года Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву.

6 чтец: 2 октября 1941 года 80 фашистских дивизий перешли в наступление. Наши войска вступили в тяжелые оборонительные бои. Началась великая Московская битва.

Звуки боя продолжают звучать. Выходят остальные участники композиции в солдатской форме. На фоне звуков боя читают стихотворения.

7 чтец: Лютая стужа, сугробы по пояс

И молчаливая поступь солдат,

Отлитая в пули партийная совесть

И в сердце присяга: «Ни шагу назад!»

8 чтец: Солдаты, дети, командиры –

В крови, у смерти на краю,

Забыв в дыму, в окопной глине,

Что сон бывает наяву,

Вы беспощадный путь к Берлину

Открыли битвой за Москву.

9 чтец: Ряды ополченья у стен Мавзолея,

Военный парад и последний приказ!

Смотрите, потомки! Сейчас, в наше время,

Вновь оживет о героях рассказ.

Перестроение: мальчики изображают сцену «Бойцы в землянке». Солистки вокального ансамбля исполняют песню «В землянке», музыка К. Листова, слова А. Суркова. После исполнения песни мальчики читают стихотворения.

Чтец: Штыки от стужи побелели,

Снега мерцали синевой.

Мы, в первый раз надев шинели,

Сурово бились под Москвой.

Безусые, почти что дети,

Мы знали в яростный тот год,

Что вместо нас никто на свете

За этот город не умрет.

Чтец: Враг подошел к Москве так близко,

Лишь 30 километров до Кремля,

Здесь мы построим нашу оборону.

Пусть нам поможет русская Земля!

Чтец: На стуже залег боец

Во свежей воронке-яме.

Приник он, совсем юнец,

К Земле, как к родной маме.

Задул сиверок, суля

Морозы еще покрепче,

И слышно: сама Земля,

Земля, а не кто-то шепчет

Взволнованные слова

Под сенью тревожной ночи:

Чтец: Сынок! Позади Москва!

Ни шагу назад, сыночек!

Сынок! Припади ко мне

Почуй прибавленье силы

И недруги на войне

Не минут своей могилы.

Безумствует вражья спесь

И прет на рожон, похоже.

Свобода, сынок, и честь

Нам жизни самой дороже!

Чтец: Сквозь дым и густой свинец

Земля словно ждет ответа.

Рывком поднялся боец

И недруг невзвидит света!

Мальчики зачитывают строки из писем с фронта на фоне мелодии песни «Эх, дороги…», музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина:

«Дорогая мамочка! Пишу тебе с фронта. Бои… повсюду бои… немец атакует, атакует страшно, безжалостно… но мы устоим! Даю слово, выдержим! Не дадим врагу сердце страны! Сбережем Москву!»

«Завтра бой… Мой первый бой. Сколько злости во мне, сколько негодования и бесстрашия! Какое лютое желание отомстить за безвинно погибших: за сестер и братьев, за отцов и дедов, за матерей и детей!»

«Мама, мамочка!.. где-то вдалеке слышны орудийные залпы. Враг на подступах к Москве. Приказано остановить врага, обезоружить, обескровить, не пустить ближе, отстоять каждый клочок родной земли. Будем молиться, чтобы смочь, чтобы выстоять, не посрамить честь Родины, священное достояние, вверенное нам поколениями!»

Учащиеся исполняют танцевальную композицию под песню «Закаты алые», музыка В. Осошника, слова Н. Осошника , в исполнении солисток вокального ансамбля.

Раздаются звуки канонады, орудий, слышны крики: «Ура!». На фоне звуковых эффектов, учащиеся продолжают читать текст.

Чтец: В дыму пожаров тонет даль седая!

Широк великой битвы разворот.

Колонны танков с флангов наседая,

Неудержимо движутся вперед.

И пехотинцы в грохоте орудий

Идут, не наклоняя головы.

Запомните их лица!

Эти люди фашистов отогнали от Москвы!

Начинает звучать трагическая музыка: В.- А. Моцарт «Реквием», «Lacrimosa». На её фоне продолжается чтение.

Чтец: Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той беды,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Чтец: Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть!

Она, как сила, нам нужна!

Чтец: Будем же помнить подвиг Зои Космодемьянской.

Чтец: Нас босыми по снегу водили

На допрос и пытку из тюрьмы…

Все равно: враги не победили!

В этой битве победили мы!

Чтец: Будем помнить подвиг Виктора Талалихина!

Чтец: Он возвращался после боя

Веселый, сильный, молодой.

Не знал, что небо над Москвою

Останется его Москвой.

Чтец: Салюты праздничных орудий,

Курантов Новогодний бой.

Он не погиб, поверьте, люди!

Он задержался над Москвой.

Чтец: Навсегда в памяти останется подвиг 28 героев-Панфиловцев.

Чтец: Из друзей, ушедших в эту осень,

Не один простился с головой.

Но остановили двадцать восемь

Вражеские танки под Москвой.

Чтец: Будем помнить наших земляков Подольских Курсантов.

Чтец: И память, словно вестовой,

Меня ведет в тот страшный бой.

Гляжу вперед: враги идут,

Асфальт кромсают их подковы,

Но их в селе Курсанты ждут,

Сердца их к подвигу готовы.

Чтец: Подольские Курсанты! Им

Здесь суждено до смерти драться,

Входить в бессмертие и прощаться

С невозвратимым, дорогим!

Чтец: Будем помнить подвиг Веры Волошиной.

Чтец: В битве под Москвой участвовала в составе специального партизанского отряда, действовавшего по заданию штаба Западного фронта на Можайском направлении. В течение 16 лет числилась в списках без вести пропавших. В 1994-м году указом президента РФ ей посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Чтец: Помним Марию Семёновну Поливанову.

Чтец: Мария Поливанова с началом Великой Отечественной войны поступила на курсы снайперов. С октября 1941 года в составе 3-й Московской коммунистической дивизии участвовала в сражении под Москвой. За время службы уничтожила несколько десятков вражеских солдат и офицеров, обучала снайперскому искусству бойцов снайперского взвода. Звание Героя Советского Союза было присвоено 14 февраля 1943 года.

Чтец: Будем помнить нашего земляка Героя Советского Союза Похлебаева Ивана Григорьевича и многих других ценой собственной жизни защитивших Москву.

На фоне звучащей музыки «Реквием» В. – А. Моцарта объявляется минута молчания.

Чтец: Гитлеровский план захвата Москвы провалился. Защитники столицы развеяли лживую легенду о «непобедимости» фашистской армии. На полях Подмосковья ей было нанесено первое во Второй Мировой войне крупнейшее поражение стратегического масштаба.

Выступающие исполняют песню «Битва под Москвой», музыка Ю. Верижникова, слова В. Щербакова.

Чтец: Будем же помнить каждого и поименно!

Чтец: Воинов славных, в нашей земле погребенных!

Чтец: Тех, кто победу нам добывал в сорок пятом!

Чтец: И оставался до смертного часа солдатом. Будем же помнить!

Чтец: Помнить пожизненно всех награжденных посмертно!

Чтец: Имя пусть будет Ваше бессмертно!

Все: Слава Героям! Вечная слава! И вечная память!

Под «Песню защитников Москвы», музыка Б. Мокроусова, слова А. Суркова, выступающие уходят со сцены.

Литература

Битва за Москву // Дробязко С. Вторая мировая война. 1939-1945: ил. история войн ХХ века. – М., 2006. – С. 222-230: ил.

Битва под Москвой // Великая Отечественная война. 1941-1945: энциклопедия для школьников. М., 2000. – С. 108-132: ил.

Московская битва (1941-1942) // История России. XVIII-XX вв.: илл. энциклопедия «Руссика». – М., 2004. – С. 268-269: ил.

Подвиг Зои [Космодемьянской] // Города-герои и города воинской славы: детская энциклопедия. – 2010. – № 4. – С. 3-4. – (Хроника огненных лет).

Д.В. и Д.Д. Панковы «Подвиг Подольских курсантов» (4 издание) - М., издательство «Московский рабочий», 1986.

В. Яковченко, стихотворение «Ильинский обелиск» // Голос Земли: стихотворения и поэмы / В.И. Яковченко. - М.: Воениздат, 1981. - 112 с.

Мелихова И. "Кто такие подольские курсанты" http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-28989/

http://tbrus.ucoz.ru/publ/ilinskie_rubezhi_podvig_podolskikh_kursantov/1-1-0-411

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.