Урок- дискуссия, посвященная к 75-летию Великой Победы
Урок- дискуссия посвященная к 75-летию Великой Победы.
Цель урока: патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся и молодёжи, формирование уважения к отечественной истории и культуре, верности воинским традициям, почитание памяти дедам и прадедам.
Задачи:
1 Освжить в памяти героев Великой Отечественной войны повысить познавательный интерес к событиям того времени.
2 Развитие творческих способностей в разнообразных видах деятельности, инсценирование, декламация.
3 Содействовать воспитанию личности гражданина-патриота, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Эпиграф к занятию:
«Нет героев от рождения, они рождаются в боях»
Александр Твардовский
Психолог: Добрый день. В этом году наша необъятная страна отмечает одну из самых важных дат в истории нашей страны – 75 лет Победы в Великой Отечественной войне.
Сегодня на нашем уроке- дискуссии, мы постараемся вспомнить то, как наш народ смог выстоять и победить в той войне, какое мужество было проявлено, сколько испытаний пришлось вынести всем тем людям, на чью долю выпали годы войны. Также вы сможете рассказать про свои семьи, кто из ваших предков принимал активное участие в освобождении нашей страны.
Историю Великой Отечественная война, должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких.
Выступление В.М. Молотова по радио 22 июня 1941 года.
Доклад (готовят за ранее группа студентов)
На рассвете 22 июня 1941 года гитлеровские войска вторглись в пределы СССР. Началась Великая Отечественная война. Германия и её союзники (Италия, Венгрия, Словакия) не имели подавляющего преимущества в живой силе и технике и основную ставку делали, согласно плану «Барбаросса», на фактор внезапного нападения, тактику блицкрига («молниеносной войны»). Разгром СССР предполагался в течение двух-трёх месяцев силами трёх групп армий (группы армий «Север», наступавшей на Ленинград, группы армий «Центр», наступавшей на Москву, и группу армий «Юг», наступавшей на Киев). В первые дни войны германская армия нанесла серьёзный урон советской системе обороны: были уничтожены войсковые штабы, парализована деятельность служб связи, захвачены стратегически важные объекты. Германская армия быстрыми темпами наступала вглубь СССР, и к 10 июля группа армий «Центр» (командующий фон Бок), захватив Белоруссию, подошла к Смоленску; группа амий «Юг» (командующий фон Рундштенд) захватила Правобережную Украину; группа армий «Север» (командующий фон Лееб) оккупировала часть Прибалтики. Потери Красной армии (с учётом попавших в окружение) составили более двух миллионов человек.
Сложившееся положение было для СССР катастрофическим. На советские мобилизационные ресурсы были очень велики, и уже к началу июля в Красную армию были призваны 5 миллионов человек, что позволило закрыть бреши, образовавшиеся на фронте.
Психолог: Основные сражения Великой Отечественной войны: Московская битва 1941-1942гг., Сталинградская битва 1942-1943гг., Курская битва 1943г., Белорусская операция (23 июня – 29 августа 1944г.), Берлинская операция 1945г.
После доклада идет живое ообсуждение, каждый участник урока высказывает свое мнение.
Обучающиеся читают стихотворение К.М Симонова
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придёт,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждёт.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Ребята деляться впечатлениями о почитанном стихотворении.
Студенты (заранее подготовленные) расскзывают историю своей семьи, кем были их прадеды, прапрадеды, прабабушки, прапрабабушки, какие истории и легенды передавались из поколения в поколения.
Психолог: Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, -
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Доклад студентов.
Города-герои – почётное звание, которого удостоены 12 городов, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Высшая степень отличия – звание «город-герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины. Кроме того, Брестской крепости р звание крепость-герой. В настоящее время четыре из них находятся на территории Белоруссии, остальные – в России. Впервые городами-героями были названы города Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса в приказе Верховного Главнокомандующего (И.В. Сталин) 1 мая 1945 года. Официально это звание было закреплено за ним в Указе Президиума Верховного Совета СССР об утверждении Положения о почётном звании «Город-герой» от 8 мая 1965 года. Список городов-героев: Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой.
Живое обсуждение, каждый деляться своимми мыслями на бумаги, задание нарисовать свое мнение в виде фрагмента боевых действий времен войны (по желанию рисунки вывешиваются на доску и студент рассказывает, что он изобразил и почему). Время выполнения 25-35 минут.
Доклад студентов.
8 мая 1945 года в Карсхорсте (предместье Берлина) в 22.43 по центрально-европейскому времени был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооружённых сил. Церемония торжественного подписания акта была организована в здании берлинского военно-инженерного училища и проходила под председательством маршала Жукова. Под окончательным Актом о безоговорочной капитуляции Германии и её вооружённых сил стоят подписи генерал-фельдмаршала В.Кейтеля, главнокомандующего германскими ВМС адмирала Фон пФридебурга, генерала-полковника авиации Г. Штумпфа. Со стороны союзников Акт подписан Г.К. Жуковым и британским маршалом А.Теддером. Президиумом Верховного Совета СССР в ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков 9 мая было объявлено Днем Победы.
Студент читатет стихотворение.
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своих…
Это нужно – не мёртвым!
Это надо – живым!
Чтец 1
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто шёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Психолог: Почтим память героев, не пришедших с войны, минутой молчания (все встают).
9 мая – это особый праздник «со слезами на глазах», лично я когда слышу песни военные у меня сразу мурашки по телу и наваричиваются слезы на глазах. В это замечательный день принято поздравлять друг друга и ветеранов с Праздником Победы, а также благодарить живых и павших участников той войны за то, что они отстояли родную землю и обеспечили на долгие годы мирное небо над головой. Хотя прошло 75 лет со Дня Победы, отголоски войны и ныне слышны. До сих пор находят останки погибших солдат и орудия тех времен.
Юное поколение, должны помнить о том, какой дорогой ценой досталась Победа. Ведь благодаря таким героям, мы живем сейчас счастливо. Благодаря мужеству таких людей, их стойкости, любви к Родине, безграничному чувству патриотизма. Мы все должны гордиться нашими предками, которые спасли мир от фашизма, отстояли независимость нашей Родины. Я считаю, нам многому нужно поучиться у поколения наших дедов, прадедов, прапрадедов: стойкости, мужеству, воле к Победе, научиться жить так, чтобы не было стыдно перед самим собой. Низкий поклон вам, защитники Отечества!
Сейчас небольшая разминка, все делятся по группам, чтобы это было быстро проводится упражнение «Атомы» суть которого заключается в следующем, ребята под музыку двигаются по аудитории каждый держится друг от друга на расстоянии вытянутой руки, когда музыка заканчивается «Атомы» должны соединиться по 4 человек.
Игра. Угадай мелодию
Мы переходим к музыкальной части нашего урока - дискуссии, которая посвящена песням о Великой Отечественной войне! Перед вами 12 нот. Каждой команде предстоит выбрать одну, прослушать фонограмму и назвать или пропеть загаданную песню – за правильный ответ команда получает 2 балла. Звучат следующие песни.
1 нота – Журавли
2 нота - Мы эхо
3 нота - День Победы
4 нота – Темная ночь
5 нота – На безымянной высоте
6 нота - Катюша
7 нота – В землянке
8 нота – Нам нужна одна Победа (Десятый наш десантный батальон)
9 нота – Марш Славянки (Прощание Славянки)
10 нота - Офицеры
11 нота - Три танкиста
12 нота – Смуглянка
Обсуждение игры и подведение итогов.
Психолог: Чтобы закрепить наши знания сыгрвем в еще одну игру которая называется «Города -Герои» как вы поняли речь пойдет великих Города – Героях. Вам будет задаваться вопрос и нужно будет нанего ответить. Удачи всем Вам.
Осбуждение, подведение итогов игры.
Наше занятия подошло к концу, хочется еще раз пожелать всем хранить и чтить память наших предков воеваших за нашу Родину, почитать уважаемых людей тех времен, делать добрые вещи, совершать благие поступки. Всем присутствующим и учавствующим в нашем мероприятии хочу пожелать большое спасибо, и мирного неба над головой.
Спсико используемой литературы:
- Адаменко Н. Подвиг народа (Историко-литературная панорама для учащихся 8-9 классов): [Методические рекомендации] // Воспитание школьников. – 2009.
- Быков А. К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны: [опыт работы по историко-патриотическому воспитанию] // Воспитание школьников. – 2010.
- Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников. – 2010.
- Клуб старшеклассников «Память» отмечает праздник Победы: [опыт клубной работы с подростками] // Воспитание школьников. – 2010. - № 5.
- Лишин О. В., Лишина А. К. Молодёжь в военно-поисковом движении (психология и педагогика военного поиска) // Воспитание школьников. – 2010. - № 5.